Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Контроль качества аудита ("Аудиторские ведомости", 2006, N 3)



"Аудиторские ведомости", 2006, N 3

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА

Аудиторские компании, являясь коммерческими организациями, сталкиваются при осуществлении своей хозяйственной деятельности с различными рисками. Среди них наиболее существенным является риск некачественного оказания аудиторских услуг, который может привести как к потере клиента, так и к аннулированию лицензии на осуществление аудиторской деятельности. В статье показано, как можно использовать систему внутреннего контроля качества для обеспечения разумной уверенности в отношении качества оказываемых услуг.

Система внутреннего контроля (в соответствии с МСА 315 "Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации") представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективной результативности хозяйственных операций и эффективного использования ресурсов, а также соответствия деятельности действующим нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Редакция перевода определения системы внутреннего контроля, приведенного в МСА 315, предложена автором.

Система международных стандартов (1) аудита не обошла вниманием такой аспект аудиторской деятельности, как контроль качества оказания аудиторских услуг. До 15 июня 2005 г. действовал стандарт МСА 220 "Контроль качества работы в аудите" <2>, регулирующий вопросы контроля качества. Российским аналогом этого стандарта является действующее в настоящее время Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 7 "Внутренний контроль качества аудита" (далее - Стандарт N 7). Однако начиная с 15 июня 2005 г. вступили в силу два новых международных стандарта: ISA 220R "Контроль качества аудиторских проверок исторической финансовой информации" <3>; ISQC 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки исторической финансовой информации, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги" <3> (далее - Стандарт). Если первый стандарт устанавливает требования к процедурам внутреннего контроля в аудиторской организации в отношении качества выполнения отдельного аудиторского задания, то второй стандарт устанавливает требования в отношении организации всего процесса оказания аудиторских услуг, выполнение которых (требований) способно обеспечить их высокое качество.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Название стандарта на русском языке приведено в соответствии со вторым изданием международных стандартов аудита и Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров на русском языке.

<3> Название стандарта на русском языке предложено автором.

Стандартом вводятся понятия, касающиеся определения ключевых ответственных за аудит лиц (как работающих в аудиторской организации, так и привлеченных извне) и их функций, а также устанавливаются необходимые контрольные процедуры, которые в совокупности должны составить систему внутреннего контроля качества аудиторской организации.

Например, в соответствии со Стандартом процедуры контроля выполнения заданий, которые осуществляют не занятые на этих заданиях лица, делятся на два вида:

- "обзорная проверка качества выполнения задания" - процесс, призванный до выдачи аудиторского заключения объективно оценить значимые суждения и выводы аудиторской группы, сформированные по результатам аудита;

- "инспекция завершенных аудиторских заданий", т.е. после выдачи аудиторского заключения, - процедуры, призванные подтвердить соблюдение аудиторской группой принципов и процедур контроля качества, установленных в данной аудиторской организации.

Из введенных Стандартом определений следует, что высококвалифицированное лицо (лица), работающее в аудиторской организации, или привлеченное стороннее лицо, не участвовавшее в выполнении аудиторского задания, "свежим" взглядом должно проанализировать и оценить адекватность выполненной работы как до выдачи аудиторского заключения, так и после.

Основные составляющие

системы внутреннего контроля качества

аудиторской организации

В Стандарте определено, что система внутреннего контроля качества аудиторской организации должна включать принципы и процедуры, охватывающие следующие аспекты:

- обязательства руководства аудиторской организации в отношении обеспечения качества деятельности аудиторской организации;

- этические требования;

- независимость;

- подходы к решению вопроса о заключении договора с аудируемым лицом или продолжении сотрудничества с ним;

- кадровая работа;

- назначение аудиторских групп;

- выполнение задания;

- консультирование;

- расхождения во мнении;

- обзорная проверка качества выполнения задания;

- мониторинг;

- претензии.

Указанные составляющие системы внутреннего контроля качества являются базой для построения системы корпоративных взаимоотношений в аудиторской организации, жизнеспособность которых может быть обеспечена посредством документального оформления регламентов (положений, порядков, инструкций), содержащих описание соответствующих принципов и процедур, и доведения их до сведения всех работников аудиторской организации.

Подход к разработке регламентов системы внутреннего контроля качества может быть выработан только после проведения анализа рекомендаций Стандарта.

Рассмотрим составляющие системы внутреннего контроля качества.

Обязательства руководства аудиторской организации в отношении обеспечения качества деятельности аудиторской организации. Раскрытые в стандарте обязательства руководства аудиторской организации в отношении обеспечения качества деятельности указывают на необходимость:

- документального установления ответственности руководства за систему контроля качества аудиторской организации в целом;

- назначения конкретного лица (лиц) в качестве ответственного за функционирование системы контроля качества, обладающего достаточным надлежащим опытом и способностями, и наделения его необходимыми полномочиями для выполнения своих функций;

- развития внутренней культуры, в первую очередь ориентированной на качество.

Этические требования. Для обеспечения разумной уверенности в том, что работники аудиторской организации следуют необходимым этическим требованиям (честности, объективности, профессиональной компетентности и осмотрительности, конфиденциальности, профессиональному поведению, независимости), руководство должно предусмотреть соответствующие нормы, устанавливаемые как в корпоративном кодексе поведения, так и в индивидуальных должностных инструкциях и включаемые в критерии оценки деятельности каждого работника аудиторской организации.

Независимость. В стандарте в качестве конкретной процедуры, которую аудиторская организация должна установить, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что ее работники сохраняют независимость, приведена процедура, заключающаяся в том, что по меньшей мере ежегодно все работники аудиторской организации должны предоставить конкретному лицу из состава руководящих сотрудников аудиторской организации письменное подтверждение следования принципам независимости, а в случае появления угрозы независимости незамедлительно сообщить об обстоятельствах и отношениях, которые могут представлять угрозу независимости, с тем чтобы аудиторская организация могла предпринять соответствующие меры. Также в аудиторской организации в случае получения информации об угрозе или нарушении независимости должна быть предусмотрена процедура принятия соответствующих действий.

Подходы к решению вопроса о заключении договора с аудируемым лицом или продолжении сотрудничества с ним. При решении вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом аудиторская организация устанавливает процедуры, позволяющие:

- положительно/отрицательно оценить честность руководства предполагаемого аудируемого лица или лица, которому будут оказаны сопутствующие аудиту услуги;

- определить свою способность (время и кадровые ресурсы) оказать аудиторские услуги;

- обеспечить следование этическим требованиям.

Кадровая работа. Решение вопросов, связанных с наймом работников, оценкой результатов выполнения работы, анализом компетентности, профессиональным развитием, повышением в должности, оплатой труда, позволит аудиторской организации устанавливать квалификационные требования и количественные показатели для найма работников, потребность в которых испытывает аудиторская организация для выполнения заданий. Чтобы обеспечить профессиональный рост работников, развитие их способностей и поддержание надлежащего уровня компетентности, аудиторской организации следует разработать выполняемые на постоянной основе специально назначенными для этого лицами соответствующие процедуры, охватывающие следующие аспекты:

- профессиональное образование;

- непрерывное профессиональное обучение;

- приобретение опыта в процессе работы;

- обучение менее опытных специалистов более опытными.

Кроме того, аудиторской организации следует установить процедуры, с помощью которых можно было бы:

- доводить до сведения работников свои ожидания в отношении выполнения заданий и соблюдения этических принципов;

- консультировать работников в отношении порядка выполнения работ, профессионального развития и профессионального роста;

- помогать работникам понять, что повышение на более ответственную должность зависит помимо прочего от качества выполненных работ и приверженности этическим принципам, а также - что несоблюдение внутренних принципов и процедур может привести к дисциплинарным мерам.

Назначение аудиторских групп. Аудиторская организация должна возлагать ответственность за каждое аудиторское задание на руководителя аудиторской проверки, назначенного из состава работников аудиторской организации, обладающего соответствующими способностями, компетенцией, полномочиями и временем для выполнения своих функций. При этом следует руководствоваться следующими принципами:

- обязанности руководителя аудиторской проверки или задания, связанного с оказанием сопутствующих аудиту услуг, должны быть четко определены и доведены до сведения лица, которому делегированы эти функции;

- личность и функции руководителя аудиторской проверки или задания, связанного с оказанием сопутствующих аудиту услуг, должны быть доведены до сведения руководства и представителей собственника клиента.

Аудиторская организация должна назначать для выполнения задания соответствующих специалистов, обладающих необходимыми знаниями и способностями для выполнения этих заданий согласно федеральным законам, федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, внутрифирменным стандартам.

При этом должно учитываться следующее:

- понимание и практический опыт в отношении заданий, аналогичных по характеру и сложности, приобретаемые посредством обучения и предыдущей работы;

- знание и понимание профессиональных стандартов, а также требований нормативных правовых актов;

- необходимые технические знания, в том числе знание конкретных информационных технологий;

- знание отраслей, в которых функционирует клиент;

- способность формировать профессиональное суждение;

- понимание принципов и процедур контроля качества аудиторской организации.

Стандартом также предусмотрена необходимость осуществления периодической смены руководителя и ведущих работников, осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же хозяйствующего субъекта. Отметим, что Стандарт N 7 пп. "е" п. 2 Приложения содержит рекомендацию проводить процедуры, предусматривающие периодическую (не реже одного раза в 7 лет) смену руководителя и ведущих работников, осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица.

Выполнение задания. Чтобы обеспечить качественное выполнение заданий на постоянной основе, в аудиторской организации должна быть разработана документально формализованная система внутренних регламентов (пособие, руководство), содержащих принципы и процедуры выполнения аудиторской проверки или иного задания, связанного с оказанием сопутствующих аудиту услуг. Адекватное выполнение конкретного задания может быть обеспечено посредством таких действий, как:

- инструктаж участников аудиторской группы перед началом выполнения задания;

- наблюдение руководителем задания за ходом его выполнения;

- оценка способностей и компетентности участников аудиторской группы, наличия у них времени, достаточного для выполнения задания, понимания данных им инструкций, а также соответствия их работы запланированному подходу;

- решение значимых вопросов, возникающих в ходе выполнения задания, а в случае необходимости соответствующее изменение запланированного подхода к выполнению задания;

- выявление вопросов, в отношении которых необходимо проведение в ходе выполнения задания консультаций.

Консультирование. На практике в ходе выполнения задания часто возникают сложные или спорные вопросы. Участникам аудиторской группы должна быть предоставлена возможность получения необходимых консультаций - как в самой аудиторской организации (используя соответствующие исследовательские ресурсы, а также коллективный опыт и знания), так и у сторонних экспертов.

Расхождения во мнении. Поскольку между участниками аудиторской группы или между руководителем аудиторской проверки и лицом, осуществляющим контроль качества выполнения задания, могут возникать разногласия по профессиональным вопросам, аудиторская организация должна заранее установить порядок разрешения этих разногласий.

Обзорная проверка качества выполнения задания. Аудиторской организацией должен быть установлен порядок проведения обзорных проверок качества выполнения некоторых видов заданий с целью объективной оценки значимых суждений и выводов аудиторской группы, сделанных в аудиторском заключении. Речь идет об обзорных проверках аудитов финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, а также других заданий, критерии отнесения к которым должны быть сформулированы самой аудиторской организацией. При этом выдача аудиторского заключения не может состояться до тех пор, пока не будет закончена обзорная проверка качества выполнения задания. Аудиторская организация должна разработать процедуры, устанавливающие:

- характер, сроки и объем обзорной проверки качества выполнения заданий;

- критерии подбора проверяющего;

- требования к документированию обзорной проверки качества выполнения заданий.

Мониторинг. Аудиторская организация разрабатывает принципы и процедуры, призванные обеспечить разумную уверенность в том, что все процедуры, связанные с системой внутреннего контроля качества, уместны, адекватны, функционируют эффективно и соблюдаются на практике. Такие принципы и процедуры должны включать текущий анализ и оценку системы контроля качества аудиторской организации, а также периодические выборочные инспекции заданий. Стандартом установлено, что выборочное инспектирование завершенных проверок следует проводить циклами. Другими словами, задания, отобранные для инспекции, включают по меньшей мере одно задание каждого руководителя аудиторской проверки, выполненное в период цикла, который обычно составляет не более 3 лет. В Стандарте детально рассмотрены вопросы, охватывающие порядок проведения анализа и оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля качества, инспекции заданий.

Большое внимание в Стандарте уделено оценке последствий недостатков, выявленных по результатам мониторинга. При этом определяется, относятся ли они к случаям:

- которые необязательно указывают на недостаточность и неспособность системы контроля качества аудиторской организации обеспечить разумную уверенность в том, что аудиторская организация соблюдает профессиональные стандарты, законодательные требования и что аудиторские заключения, выдаваемые аудиторской организацией, соответствуют обстоятельствам конкретного задания;

- систематическим, повторяющимся;

- существенным, требующим своевременного исправления.

Стандартом установлено, что по меньшей мере ежегодно аудиторская организация должна сообщать о результатах мониторинга системы контроля качества руководителям аудиторских проверок и другим ответственным лицам аудиторской организации. Такой порядок позволит аудиторской организации и этим лицам своевременно предпринять необходимые меры. Сообщаемая информация должна содержать описание выполняемых процедур мониторинга, а также выводы, сделанные по результатам мониторинга. Кроме того, если это целесообразно, в информации могут быть описаны систематические, повторяющиеся или другие значительные недостатки, а также меры, предпринятые для их устранения.

Претензии. В ходе осуществления аудиторской деятельности к аудиторской организации могут быть предъявлены претензии, исходящие как от лиц, работающих в аудиторской организации, так и от сторонних лиц, связанные с тем, что работа, выполненная аудиторской организацией, не соответствует профессиональным стандартам и законодательным требованиям, или с тем, что аудиторская организация не соблюдает процедуры контроля качества. Поэтому в аудиторской организации должен быть установлен порядок рассмотрения таких претензий и назначено лицо (из состава руководящих сотрудников), ответственное за проведение внутренних расследований.

Построение модели деятельности

В целях определения мероприятий по совершенствованию деятельности руководство крупных и средних организаций часто пользуется методами моделирования и структурного анализа и проектирования, основанными на условном разбиении деятельности на бизнес-процессы, подпроцессы, процедуры, функции и т.д., что в конечном счете позволяет упорядочить уже выполняемые действия и установить потребность в осуществлении новых процедур или функций, регламентированных надлежащим образом. Появление Стандарта дает мощный импульс к совершенствованию деятельности аудиторских организаций, поскольку этот Стандарт содержит своего рода план действий. Чтобы оперативно реализовать этот план, нужно встроить указанные в Стандарте принципы и процедуры в действующую модель деятельности аудиторской организации, соотнести их с бизнес-процессами деятельности аудиторской организации, например с управлением, кадровой работой, выполнением заданий, жизнеобеспечением.

В таблице приведен пример группировки по бизнес-процессам деятельности аудиторской организации принципов и процедур, необходимость выполнения которых установлена Стандартом (прочерки означают наличие вариантности, которая возможна при описании подпроцессов и процедур, составляющих бизнес-процессы, и которая зависит от масштабов деятельности и индивидуальных особенностей аудиторской организации). С помощью систематизированной в таблице информации нетрудно определить, в какие из уже имеющихся внутренних регламентов следует включить новые принципы и процедуры, связанные с внутренним контролем качества, или разработать новые. Тем самым рекомендациям Стандарта будет придан прикладной характер.

     
   —————————————————T———————————————T———————————————————————————————¬
   |      Цели      |  Подпроцессы, |    Процедуры, составляющие    |
   |бизнес—процессов|  составляющие |   подпроцессы, и требующиеся  |
   |                |бизнес—процессы|           регламенты          |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                   Бизнес—процесс: управление                   |
   +————————————————T———————————————T———————————————————————————————+
   |Организация и   |Установление   |                               |
   |координация     |цели           |                               |
   |деятельности    |деятельности   |                               |
   |                |аудиторской    |                               |
   |                |организации:   |                               |
   |                |достижение     |                               |
   |                |высокого       |                               |
   |                |качества       |                               |
   |                |выполнения всех|                               |
   |                |заданий        |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Разработка корпоративного      |
   |                |               |кодекса поведения аудиторской  |
   |                |               |организации, содержащего       |
   |                |               |документально формализованные  |
   |                |               |этические требования, принципы |
   |                |               |и процедуры, обеспечивающие    |
   |                |               |развитие внутренней культуры,  |
   |                |               |основанной на признании того,  |
   |                |               |что достижение высокого        |
   |                |               |качества выполнения всех       |
   |                |               |заданий является первостепенной|
   |                |               |задачей                        |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Разработка документально       |
   |                |               |формализованной системы        |
   |                |               |внутреннего контроля качества, |
   |                |               |содержащей принципы и процедуры|
   |                |               |контроля качества, а также     |
   |                |               |требования к документированию  |
   |                |               |всех процессов, предоставляющих|
   |                |               |доказательства функционирования|
   |                |               |каждого элемента системы       |
   |                |               |внутреннего контроля качества  |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка назначения|
   |                |               |лица/лиц (из состава           |
   |                |               |руководящих сотрудников)       |
   |                |               |аудиторской организации,       |
   |                |               |ответственного за              |
   |                |               |функционирование системы       |
   |                |               |контроля качества              |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Координация    |                               |
   |                |деятельности   |                               |
   |                |аудиторской    |                               |
   |                |организации    |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |      ...      |               ...             |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |Учет финансов   |               |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Ведение        |                               |
   |                |бухгалтерского |                               |
   |                |и              |                               |
   |                |управленческого|                               |
   |                |учета,         |                               |
   |                |финансового    |                               |
   |                |планирования   |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |      ...      |               ...             |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |Управление      |               |                               |
   |рисками         |               |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Управление     |                               |
   |                |риском         |                               |
   |                |отсутствия     |                               |
   |                |работников,    |                               |
   |                |потребность в  |                               |
   |                |которых        |                               |
   |                |испытывает     |                               |
   |                |аудиторская    |                               |
   |                |организация для|                               |
   |                |выполнения     |                               |
   |                |заданий        |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление квалификационных  |
   |                |               |требований для найма           |
   |                |               |работников, потребность в      |
   |                |               |которых испытывает аудиторская |
   |                |               |организация для выполнения     |
   |                |               |заданий                        |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление количественных    |
   |                |               |показателей для найма          |
   |                |               |работников, потребность в      |
   |                |               |которых испытывает аудиторская |
   |                |               |организация для выполнения     |
   |                |               |заданий                        |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Управление     |                               |
   |                |риском утраты  |                               |
   |                |независимости и|                               |
   |                |сокращение его |                               |
   |                |до приемлемо   |                               |
   |                |низкого уровня |                               |
   |                |при помощи     |                               |
   |                |принятия       |                               |
   |                |соответствующих|                               |
   |                |мер            |                               |
   |                |безопасности   |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка           |
   |                |               |предоставления ответственному  |
   |                |               |лицу (из состава руководящих   |
   |                |               |сотрудников) работниками       |
   |                |               |аудиторской организации        |
   |                |               |письменных заявлений об        |
   |                |               |обстоятельствах и отношениях,  |
   |                |               |которые могут представлять     |
   |                |               |угрозу независимости, с тем    |
   |                |               |чтобы аудиторская организация  |
   |                |               |могла предпринять              |
   |                |               |соответствующие меры           |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Управление     |                               |
   |                |риском         |                               |
   |                |"привычности"  |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка           |
   |                |               |периодической смены            |
   |                |               |руководителя и ведущих         |
   |                |               |работников, осуществляющих     |
   |                |               |аудиторскую проверку одного и  |
   |                |               |того же хозяйствующего субъекта|
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Управление     |                               |
   |                |риском         |                               |
   |                |заключения     |                               |
   |                |договора с     |                               |
   |                |аудируемым     |                               |
   |                |лицом,         |                               |
   |                |руководство    |                               |
   |                |которого не    |                               |
   |                |является       |                               |
   |                |добросовестным |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка оценки    |
   |                |               |честности руководства          |
   |                |               |потенциального аудируемого лица|
   |                |               |или лица, которому будут       |
   |                |               |оказаны сопутствующие аудиту   |
   |                |               |услуги                         |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |Развитие бизнеса|               |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Маркетинг      |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |      ...      |               ...             |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |Организация     |               |                               |
   |процесса        |               |                               |
   |выполнения      |               |                               |
   |заданий         |               |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Назначение     |                               |
   |                |аудиторских    |                               |
   |                |групп          |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка назначения|
   |                |               |руководителя аудиторской       |
   |                |               |проверки или задания и         |
   |                |               |доведения до него сути его     |
   |                |               |обязанностей                   |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка оценки    |
   |                |               |способностей и компетентности  |
   |                |               |работников при назначении      |
   |                |               |аудиторских групп              |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка доведения |
   |                |               |до сведения руководства и      |
   |                |               |представителей собственника    |
   |                |               |аудируемого лица данных о      |
   |                |               |составе аудиторской группы     |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка ведения   |
   |                |               |системы мониторинга за рабочей |
   |                |               |нагрузкой всех работников      |
   |                |               |аудиторской организации        |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка           |
   |                |               |привлечения сторонних экспертов|
   |                |               |к выполнению заданий           |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                 Бизнес—процесс: кадровая работа                |
   +————————————————T———————————————T———————————————————————————————+
   |Наем и          |               |                               |
   |увольнение      |               |                               |
   |персонала       |               |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Подбор и наем  |                               |
   |                |персонала      |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |      ...      |               ...             |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Адаптация      |                               |
   |                |персонала      |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |      ...      |               ...             |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Увольнение     |                               |
   |                |персонала      |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |      ...      |               ...             |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |Управление      |               |                               |
   |персоналом      |               |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Оплата труда   |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Разработка системы оплаты труда|
   |                |               |и премирования                 |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Обучение и     |                               |
   |                |повышение      |                               |
   |                |квалификации   |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка           |
   |                |               |организации непрерывного       |
   |                |               |профессионального обучения     |
   |                |               |работников аудиторской         |
   |                |               |организации                    |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка,          |
   |                |               |обеспечивающего возможность    |
   |                |               |приобретения опыта работниками |
   |                |               |аудиторской организации в      |
   |                |               |процессе выполнения заданий    |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Оценка и       |                               |
   |                |управление     |                               |
   |                |карьерным      |                               |
   |                |ростом         |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка проведения|
   |                |               |систематической оценки         |
   |                |               |выполнения заданий работниками |
   |                |               |аудиторской организации,       |
   |                |               |обеспечивающей возможность их  |
   |                |               |продвижения в должности, и     |
   |                |               |доведения до их сведения       |
   |                |               |ожиданий аудиторской           |
   |                |               |организации в отношении        |
   |                |               |выполнения заданий и соблюдения|
   |                |               |этических принципов            |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |               Бизнес—процесс: выполнение заданий               |
   +————————————————T———————————————T———————————————————————————————+
   |Качественное    |               |                               |
   |выполнение      |               |                               |
   |заданий         |               |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Выполнение     |                               |
   |                |задания        |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Разработка документально       |
   |                |               |формализованной системы        |
   |                |               |(пособие, руководство)         |
   |                |               |внутренних принципов и процедур|
   |                |               |выполнения аудиторской проверки|
   |                |               |или иного задания, связанного с|
   |                |               |оказанием сопутствующих аудиту |
   |                |               |услуг                          |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Надзор за      |                               |
   |                |выполнением    |                               |
   |                |задания        |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка проведения|
   |                |               |инструктажа аудиторской группы |
   |                |               |перед заданием                 |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка наблюдения|
   |                |               |за ходом выполнения задания    |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка проведения|
   |                |               |оценки: способностей и         |
   |                |               |компетентности каждого         |
   |                |               |участника аудиторской группы;  |
   |                |               |наличия у них времени,         |
   |                |               |достаточного для выполнения    |
   |                |               |задания; понимания данных им   |
   |                |               |инструкций; соответствия их    |
   |                |               |работы запланированному подходу|
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка решения   |
   |                |               |значимых вопросов, возникающих |
   |                |               |в ходе выполнения задания,     |
   |                |               |оценки их значимости и в случае|
   |                |               |необходимости соответствующего |
   |                |               |изменения запланированного     |
   |                |               |подхода к выполнению задания   |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка выявления |
   |                |               |вопросов, в отношении которых  |
   |                |               |необходимо проведение в ходе   |
   |                |               |выполнения задания консультаций|
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Консультирова— |                               |
   |                |ние            |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка получения |
   |                |               |консультаций по сложным и      |
   |                |               |спорным вопросам               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Разрешение     |                               |
   |                |расхождений во |                               |
   |                |мнении         |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка разрешения|
   |                |               |разногласий между участниками  |
   |                |               |аудиторской группы или между   |
   |                |               |руководителем аудиторской      |
   |                |               |проверки и лицом,              |
   |                |               |осуществляющим контроль        |
   |                |               |качества выполнения задания    |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Обзорная       |                               |
   |                |проверка       |                               |
   |                |качества       |                               |
   |                |выполнения     |                               |
   |                |заданий        |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление квалификационных  |
   |                |               |требований к лицу/лицам,       |
   |                |               |осуществляющему обзорную       |
   |                |               |проверку качества выполнения   |
   |                |               |заданий                        |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление требований к      |
   |                |               |порядку проведения обзорной    |
   |                |               |проверки качества выполнения   |
   |                |               |заданий и ее документированию  |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Мониторинг     |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление квалификационных  |
   |                |               |требований к лицу/лицам (из    |
   |                |               |состава руководящих            |
   |                |               |сотрудников), осуществляющему  |
   |                |               |мониторинг                     |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление требований к      |
   |                |               |порядку проведения оперативного|
   |                |               |анализа и оценки системы       |
   |                |               |внутреннего контроля качества  |
   |                |               |(в рамках мониторинга) и его   |
   |                |               |документированию               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление требований к      |
   |                |               |порядку проведения выборочного |
   |                |               |инспектирования (в рамках      |
   |                |               |мониторинга) завершенных       |
   |                |               |заданий и его документированию |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка оценки    |
   |                |               |последствий недостатков,       |
   |                |               |выявленных по результатам      |
   |                |               |мониторинга                    |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка доведения |
   |                |               |до соответствующих работников  |
   |                |               |недостатков, выявленных по     |
   |                |               |результатам мониторинга, и     |
   |                |               |рекомендаций по их устранению  |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |Расследование  |                               |
   |                |претензий      |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление квалификационных  |
   |                |               |требований к лицу/лицам (из    |
   |                |               |состава руководящих            |
   |                |               |сотрудников), ответственному за|
   |                |               |расследование претензий        |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |               |Установление порядка проведения|
   |                |               |расследования претензий и его  |
   |                |               |документирования               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                Бизнес—процесс: жизнеобеспечение                |
   +————————————————T———————————————T———————————————————————————————+
   |Решение         |               |                               |
   |хозяйственных   |               |                               |
   |вопросов        |               |                               |
   +————————————————+———————————————+———————————————————————————————+
   |                |      ...      |               ...             |
   L————————————————+———————————————+————————————————————————————————
   

Литература

1. Handbook of international auditing, assurance, and ethics pronouncements, 2005 edition.

2. Голосов О.В., Мельник М.В. Перспективы развития аудита // Аудиторские ведомости. 2005. N 12.

3. Гутцайт Е.М. Внешний контроль за качеством аудита // Аудиторские ведомости. 2004. N N 4, 5, 6.

4. Филипп Л. Дефлиз, Генри Р. Дженик, Винсент М. О'Рейлли, Марей Б. Хирш. Аудит Монтгомери / Пер. с английского под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

5. Крикунов А.В. Аудиторская деятельность в Российской Федерации: законодательная и нормативная база, аттестация, лицензирование, отчетность и контроль качества. М.: Финансовая газета, 2003.

6. Кутелев П.В., Мишурова И.В. Технология реинжиниринга бизнеса. М.: ИКЦ "МарТ", 2003.

7. Ремизов Н.А. Как проверить качество аудита // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2001. N 5.

Е.В.Зубова

Заместитель генерального директора

ООО "РОСЭКСПЕРТИЗА"

Подписано в печать

15.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Научная жизнь ("Аудиторские ведомости", 2006, N 3) >
Статья: Оценка и использование составляющих аудиторского риска ("Аудиторские ведомости", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.