Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Научная жизнь ("Аудиторские ведомости", 2006, N 3)



"Аудиторские ведомости", 2006, N 3

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Особенностью 2005 г. было активное участие научно-производственной общественности в обсуждении и подготовке предложений по уточнению основных федеральных законов, регулирующих бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность. Это в большой мере было связано с активизацией деятельности общественных профессиональных объединений, в первую очередь территориальных институтов профессиональных бухгалтеров и аккредитованных общественных аудиторских объединений.

В сентябре - декабре 2005 г. прошли заседания конгрессов бухгалтеров и аудиторов, "круглых столов", организованных общественными объединениями бухгалтеров и аудиторов (Аудиторской палатой России, Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов "Содружество") и высшими учебными заведениями (Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации, Высшей школой экономики), на которых были поставлены принципиальные вопросы, связанные как с формированием нормативных документов, так и с совершенствованием аудиторской работы аудиторских фирм и бухгалтерско-финансовых служб субъектов хозяйствования.

Наиболее типичные направления дискуссии можно объединить в следующие группы вопросов:

- порядок перехода российского учета на принципы международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);

- обеспечение достоверности и информативности бухгалтерской отчетности, обеспечивающей информационную базу для принятия эффективных финансовых решений;

- повышение качества аудиторских проверок и их роль в обеспечении достоверности и прозрачности бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация контроля над качеством аудиторских проверок.

Следует отметить взвешенное отношение большинства специалистов к переходу на МСФО. Полностью поддерживая составление в формате МСФО консолидированной отчетности крупных российских компаний, что будет способствовать укреплению их позиций на фондовых биржах, в последнее время все чаще высказывается позиция, что средние и малые предприятия будут продолжать составлять отчетность в соответствии с требованиями российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и последовательно вводить принципы учета, предусмотренные МСФО, но при этом учитывать особенности правового поля и структуры народного хозяйства России. Вместе с тем существенно больше внимания уделяется условиям применения принципов учета, характерных для рыночной экономики, т.е. максимально учитывающих неопределенность среды функционирования предприятия и предпринимательские риски, что существенно более полно отражено в МСФО и GAAP, чем в РСБУ, т.е., по существу, все более активно ставится вопрос о конвергенции бухгалтерского учета.

Несколько более робко ставится вопрос о повышении качества бухгалтерской отчетности. Он в большей мере увязывается с оценкой достоверности и прозрачности отчетности и существенно в меньшей мере - с повышением ее информативности. Достоверность отчетности обеспечивается четким соблюдением правил ведения бухгалтерского учета и полнотой представления в отчетности данных, характеризующих специфику субъекта хозяйствования, что предполагает самостоятельное форматирование отчетности, т.е. ее индивидуализацию по форме при универсальности содержания показателей. Повышение информативности отчетности предполагает ее широкую интерпретацию, формирование дополнений и пояснений, в которых бухгалтерская (финансовая) информация, получаемая из отчетности, тесно переплетается с неучетной внутренней (данные управленческого учета о производственном потенциале организации, качестве и составе нематериальных активов и основных средств, кадровом составе сотрудников, корпоративной культуре, в первую очередь о миссии и стратегии организации) и внешней информацией (данные о развитии товарного рынка, рынка труда и капитала, показатели работы конкурентов и т.п.). Если вопрос о составе неучетной информации, необходимой для обоснования перспективы развития организации, достаточно широко обсуждался, то проблема увязки учетных и неучетных показателей, их взаимодействия и взаимообусловленности требует тщательной разработки и исследования. Эта проблема в большей мере должна быть увязана с составлением внутрипроизводственной отчетности и бюджетированием. Этим определяется повышенный интерес к управленческому учету, его увязке с финансовым, особенностями его организации в разных сегментах бизнеса.

Не спадает острота дискуссий о роли аудита в обеспечении достоверности отчетности, в частности более четкого отражения в аудиторских заключениях мнения аудиторов о возможности реализации принципа непрерывности функционирования аудируемой организации, т.е. выражения мнения о достаточности ресурсов для дальнейшей работы. Это особенно важно для тех субъектов хозяйствования, которые работают с привлеченными средствами (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т.п.).

Однако основное внимание в настоящее время уделяется вопросам усиления контроля над качеством аудиторских проверок и обеспечением их должного качества. Это прежде всего связано с соблюдением стандартов аудиторской деятельности. В настоящее время разработаны и доведены до сведения аудиторских организаций федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, ведется активная работа по подготовке стандартов общественными аудиторскими объединениями и непосредственно самими аудиторскими фирмами. Вместе с тем неоднократно подчеркивается, что разработка стандартов носит формальный характер. Они не в полной мере учитывают особенности работы аудиторских фирм, в частности специфику проверяемых организаций (особенности организационно-правовых форм, сегментов бизнеса, стратегий развития организаций и т.п.) и состав аудиторских бригад, которые формируются для их проверки. Однако основной задачей в современных условиях становятся контроль над реальным исполнением стандартов, ужесточение ответственности за их нарушение.

Как решающий фактор обеспечения качества аудиторских проверок рассматривается повышение квалификации аудитора, соблюдение им основных требований Кодекса этики аудиторской профессии. В этой связи в последний год существенно пересмотрены программы подготовки аудиторов и порядок организации ежегодного повышения их квалификации, повышены требования к квалификационным экзаменам.

Методы решения отмеченных задач после широкого обсуждения в профессиональном сообществе могут быть рекомендованы для включения в методические и нормативные документы, разрабатываемые государственными органами и общественными профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов.

М.В.Мельник

Д. э. н.,

профессор,

заведующая кафедрой

"Экономический анализ и аудит"

Финансовой академии

при Правительстве Российской Федерации

Подписано в печать

15.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Каков порядок заполнения стр. 460 листа 02 декларации по налогу на прибыль? ("Аудиторские ведомости", 2006, N 3) >
Статья: Контроль качества аудита ("Аудиторские ведомости", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.