|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Обобщение судебной практики по налоговым спорам ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 1)
"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 1
ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ
Используемые сокращения: КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации; ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации; ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа; ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа; ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа;
ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа; ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа; ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа; ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа; ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа; ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа; ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Условные обозначения: ! - дефиниции; + - положительная практика; - - отрицательная практика.
1. Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ
!
1.1. В соответствии со ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Поскольку акт выездной налоговой проверки составлен 13 февраля 2004 г., инспекция была не вправе привлекать общество к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ за правонарушение, имевшее место в 2000 г. (Постановление Президиума ВАС РФ от 11 октября 2005 г. N 5308/05)
+
1.2. Судья, решая вопрос о принятии заявления организации к производству суда и проверяя соблюдение требований к форме и содержанию заявления, не вправе давать оценку обоснованности доводов организации относительно нарушения ее прав и законных интересов. Это возможно только при рассмотрении дела по существу и относится к ведению коллегиального состава судей. (Постановление Президиума ВАС РФ от 4 октября 2005 г. N 7445/05)
-
1.3. Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов при обоснованном его применении не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков. (Определение КС РФ от 5 июля 2005 г. N 301-О)
2. Общие вопросы налогообложения
!
2.1. Рабочим местом в целях определения факта создания обособленного подразделения называется место, на котором должен находиться сотрудник в связи с выполнением своих служебных обязанностей. Договор аренды нежилых помещений не свидетельствует о создании стационарного рабочего места. (Постановление ФАС ЗСО от 19 апреля 2004 г. по делу N Ф04/2049-637/А45-2004)
+
2.2. Целью камеральной проверки является проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных в налоговых декларациях регистрам бухгалтерского учета. Предметом проверки являются именно эти документы, а не первичные бухгалтерские документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. (Постановление ФАС ЦО от 28 июня 2005 г. по делу N А54-293/2005-С18)
2.3. Налогоплательщик правомерно представил уточненную декларацию в налоговый орган, который провел проверку и выявил нарушения. Обстоятельство, что налогоплательщик состоит на учете в другой инспекции, не может быть основанием для отказа в принятии декларации и доначисления налога. (Постановление ФАС ЗСО от 14 апреля 2004 г. по делу N Ф04/2002-166/А81-2004)
3. Уплата и возврат налогов
!
3.1. Если налогоплательщику не направлено требование об уплате налога и пеней, шестимесячный срок на взыскание недоимки исчисляется с момента истечения срока для направления этого требования. Направление требования в более поздние сроки по сравнению с установленными ст. 70 НК РФ не приостанавливает течение срока на взыскание недоимки по налогу и пеней в судебном порядке и не продлевает его. (Постановление ФАС СКО от 21 сентября 2005 г. по делу N Ф08-4398/2005-1743А)
3.2. Статья 78 НК РФ не связывает право налогоплательщика на получение излишне уплаченных сумм налога с окончанием налогового или отчетного периода. Основанием для подачи заявления является наличие переплаты, которая устанавливается в результате сверки. (Постановление ФАС УО от 4 октября 2005 г. по делу N Ф09-4394/05-С7)
+
3.3. Поскольку письменные требования инспекции не позволяют проверить правильность начисления задолженности по налогам, сборам и пеней, арбитражный суд обоснованно указал на несоответствие этих документов положениям ст. 69 НК РФ. (Постановление ФАС ЗСО от 18 октября 2005 г. по делу N Ф04-8766/2004(15882-А27-23))
3.4. Так как ст. 78 НК РФ не содержит ограничений срока по зачету излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей, налогоплательщик вправе претендовать на зачет этих сумм и по истечении трехлетнего срока со дня уплаты соответствующих налогов. (Постановление ФАС ЗСО от 12 мая 2004 г. по делу N Ф04/2591-555/А03-2004)
-
3.5. Если налогоплательщик знал, что банк является неплатежеспособным и тем не менее направил именно в него платежные поручения на перечисление налогов ранее установленного срока платежей при наличии счетов в других банках, обязанность по уплате налогов не может считаться исполненной. Перечисление платежей в бюджет через расчетный счет в неплатежеспособном банке свидетельствует об отсутствии намерения произвести реальную уплату налога в бюджет. (Постановления ФАС МО от 3 октября 2005 г. по делу N КА-А40/9291-05; ФАС ВВО от 17 октября 2005 г. по делу N А29-6949/2004А)
3.6. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Если заявление о возмещении налога путем его возврата на расчетный счет подано организацией в налоговый орган после снятия с налогового учета, у инспекции отсутствуют правовые основания для возврата спорной суммы НДС. (Постановление ФАС УО от 3 октября 2005 г. по делу N Ф09-4358/05-С2)
4. Налог на добавленную стоимость
+
4.1. Норма о том, что вычеты производятся в полном объеме, которая содержится в абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, распространяется на суммы налогового вычета, а не на возникновение права на вычет после оплаты объекта основных средств. (Постановление ФАС ЗСО от 5 октября 2005 г. по делу N Ф04-6985/2005(15454-А27-31))
4.2. Для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, необходимо подтвердить фактическое перемещение товаров через таможенную границу РФ, уплату НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет. Неисполнение обязательств по оплате товара иностранному продавцу не является основанием для отказа в возмещении уплаченных таможенным органам сумм налога. (Постановление ФАС СЗО от 4 октября 2005 г. по делу N А56-13707/2005)
4.3. Нормами НК РФ право на возмещение (зачет) НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), являющимися самостоятельными налогоплательщиками. Также не устанавливается обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении сумм НДС к возмещению. (Постановления ФАС СЗО от 7 октября 2005 г. по делу N А21-1094/04-С1, от 1 декабря 2003 г. по делу N А52/3144/2002/2; ФАС ПО от 12 апреля 2005 г. по делу N А65-20090/2004-СА2-22)
4.4. Имеющиеся в деле счета-фактуры подлежат принятию в качестве основания для применения налоговых вычетов, поскольку в проставленных на счетах штампах содержатся сведения о продавцах (грузоотправителях) товаров. Остальные недостающие сведения относятся к организации-покупателю, реквизиты которой известны и в подтверждении не нуждаются. (Постановление ФАС ВВО от 26 октября 2005 г. по делу N А82-6631/2004-27)
4.5. Услуга по предоставлению в пользование жилых помещений является именно совокупностью услуг по найму, содержанию и ремонту жилого помещения, а значит, от налогообложения должна освобождаться услуга по предоставлению в пользование жилого помещения в целом, а не ее отдельные составляющие. (Постановление ФАС ПО от 10 мая 2005 г. по делу N А49-12985/04-832А/19)
4.6. В НК РФ отсутствует указание, что представление налогоплательщиком документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% по истечении 180 дней, в случае неуплаты им соответствующего налога влечет за собой отказ налогового органа в применении ставки 0% по НДС. (Постановление ФАС ВСО от 28 июля 2005 г. по делу N А33-17890/04-С6-Ф02-3544/05-С1)
4.7. Не включаются в налоговую базу по НДС дотации, предоставляемые как бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, так и отдельным потребителям с учетом льгот в соответствии с федеральным законодательством. (Постановление ФАС ПО от 10 мая 2005 г. по делу N А49-12985/04-832А/19)
4.8. Если налогоплательщик по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, не представил документы, подтверждающие фактический экспорт, операции по поставке товаров подлежат налогообложению по соответствующим ставкам. Поскольку начисленный НДС уплачен в бюджет, сумма налога по поставкам может быть предъявлена к вычету на условиях ст. 171 НК РФ. (Постановление ФАС ПО от 28 апреля 2005 г. по делу N А57-4643/04-33)
4.9. Глава 21 НК РФ не предусматривает в качестве условия, подтверждающего право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0% и возмещение НДС, проверку российскими организациями-налогоплательщиками сведений о ведении деятельности иностранной компанией. (Постановление ФАС СЗО от 19 февраля 2004 г. по делу N А66-5564-03)
4.10. Факт поступления выручки в соответствии с контрактом от третьего лица не лишает экспортера права на возмещение уплаченных им при проведении экспортных операций сумм НДС, поскольку это не противоречит нормам налогового и гражданского законодательства РФ. (Постановление ФАС СЗО от 19 января 2004 г. по делу N А56-17900/03)
4.11. Проведение расчетов с поставщиками в один день не влияет на право налогоплательщика принять к вычету НДС при соблюдении установленного ст. 172 НК РФ порядка применения налоговых вычетов. (Постановление ФАС СКО от 14 марта 2005 г. по делу N Ф08-667/2005-266А)
4.12. Расходы на приобретение векселей с целью их использования как средство платежа не относятся к производственным расходам организации и не учитываются при применении абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. (Постановление ФАС УО от 3 октября 2005 г. по делу N Ф09-3904/05-С2)
4.13. Непредставление обществом документов, подтверждающих транспортировку товара, не может являться основанием для отказа в применении вычетов по НДС. (Постановление ФАС ВСО от 19 мая 2005 г. по делу N А19-17881/04-30-Ф02-2181/05-С1)
4.14. Применение налоговых вычетов не ставится налоговым законодательством в зависимость от реализации в соответствующем налоговом периоде товаров (работ, услуг), при приобретении которых была уплачена сумма налога, подлежащая вычету. (Постановления ФАС ВСО от 18 мая 2005 г. по делу N А19-22364/04-30-Ф02-2112/05-С1; ФАС ПО от 7 апреля 2005 г. по делу N А06-1891У/4-13/04)
4.15. Для возникновения у налогоплательщика права на налоговый вычет по НДС, уплаченному в составе лизинговых платежей, факт постановки на учет полученного в лизинг имущества правового значения не имеет. (Постановление ФАС ПО от 27 июля 2005 г. по делу N А55-15454/04-10)
4.16. Услуги заказчика-застройщика могут считаться завершенными только в момент сдачи объекта инвестору, в связи с чем выручка от реализации услуг заказчика-застройщика у заявителя возникает только после окончания строительства и сдачи объекта. В этот момент у застройщика, в том числе для целей налогообложения, возникает реальная возможность определить сумму фактической экономии инвестиционных средств - вознаграждения. Исчисление НДС после завершения инвестиционного проекта с суммы фактической экономии инвестиционных средств, а не с затрат, отражаемых заявителем на счете 26 "Общехозяйственные расходы", является правомерным. (Постановление ФАС МО от 31 мая 2005 г. по делу N КА-А41/4403-05)
4.17. НДС, уплаченный поставщику приобретенных товаров заемными средствами, к вычету принимается вне зависимости от факта возврата займа при отсутствии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности. (Постановления ФАС СЗО от 26 сентября 2005 г. по делу N Ф04-5891/2005(14865-А03-6), от 15 января 2004 г. по делу N А56-24069/03; ФАС УО от 13 октября 2005 г. по делу N Ф09-4578/05-С2)
4.18. Из содержания пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ не следует, что налогоплательщик, обосновывающий свое право на получение вычетов по НДС, обязан представлять в налоговый орган какие-либо документы, свидетельствующие об исчислении и уплате указанного налога в бюджет поставщиком товаров. Налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика на налоговые вычеты в зависимость от добросовестности его контрагентов. (Постановление ФАС УО от 13 октября 2005 г. по делу N Ф09-4574/05-С2)
4.19. Нормы НК РФ, регулирующие порядок вычетов по НДС, не содержат положений, определяющих, на каких счетах бухгалтерского учета должно учитываться имущество, полученное в лизинг. Статья 172 НК РФ не связывает право на налоговые вычеты со счетом, на котором учтено это имущество. (Постановление ФАС ПО от 18 марта 2005 г. по делу N А55-10367/04-31)
4.20. Действующее законодательство не связывает право на возмещение НДС с учетом приобретенных товаров (основных средств) именно на счете 01. (Постановление ФАС СЗО от 6 октября 2005 г. по делу N А26-1019/2005-217)
4.21. Несоответствие данных об адресе грузоотправителя, указанных в коносаментах и грузовой таможенной декларации (ГТД), не может служить основанием для отказа в возмещении НДС при экспорте товара, если указанные адреса соответствуют фактическим адресам грузоотправителя (почтовый и фактический адрес налогоплательщика). (Постановление ФАС ДО от 17 августа 2005 г. по делу N Ф03-А73/05-2/2393)
4.22. Право на применение налоговых вычетов при выполнении строительно-монтажных работ возникает у налогоплательщика с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. (Постановление ФАС ЗСО от 3 октября 2005 г. по делу N Ф04-5883/2005(14659-А03-25))
4.23. Невыделение сумм НДС отдельной строкой в актах приема-передачи векселей не может являться безусловным основанием для отказа в применении вычета, так как полученные по векселям суммы соответствуют стоимости товаров с учетом НДС. (Постановление ФАС ПО от 23 августа 2005 г. по делу N А72-11871/04-12/408)
4.24. Отсутствие по юридическим адресам поставщиков организации, не состоящих на налоговом учете и не представляющих отчеты по месту налогового учета, а также отсутствие результатов встречных проверок поставщиков не лишает организацию права на применение налоговых вычетов. Законодательство о налогах и сборах не связывает право покупателя на налоговый вычет по НДС, уплаченный поставщику при приобретении товаров, с надлежащим исполнением им обязанностей налогоплательщика. (Постановление ФАС УО от 12 октября 2005 г. по делу N Ф09-4513/05-С2. Противоположное решение - Постановление ФАС ВСО от 27 сентября 2005 г. по делу N А33-5200/05-Ф02-4213/05-С1)
-
4.25. О совершении налогоплательщиком недобросовестных действий в налоговой сфере могут свидетельствовать заключенные им сделки, лишенные экономического содержания и направленные исключительно на создание благоприятных налоговых последствий. (Постановление ФАС СЗО от 28 сентября 2005 г. по делу N А56-2165/2005)
4.26. Налогоплательщик не вправе использовать льготу, предусмотренную пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, при отсутствии свидетельства о регистрации некоммерческой организации. (Постановление ФАС УО от 26 сентября 2005 г. по делу N Ф09-3807/05-С2)
4.27. В целях гл. 21 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если она носит инвестиционный характер. Вклад имущества в уставный капитал хозяйственного общества будет иметь инвестиционный характер только тогда, когда он направлен на получение обществом прибыли и достижение положительного социального эффекта. (Постановление ФАС СКО от 4 октября 2005 г. по делу N Ф08-4361/2005-1841А)
4.28. Счета-фактуры, подписанные неустановленным лицом, считаются составленными с нарушением требований ст. 169 НК РФ. По поддельным счетам-фактурам вычеты не производятся. (Постановления ФАС ПО от 15 июля 2005 г. по делу N А12-1829/05-С21; ФАС СКО от 26 сентября 2005 г. по делу N Ф08-4457/2005-1761А)
4.29. Отсутствие сведений в отношении продавца товара (работ, услуг) в базе данных ЕГРЮЛ лишает покупателя возможности применить налоговый вычет вследствие того, что выставленные продавцом счета-фактуры содержат недостоверные данные об ИНН продавца и не могут являться основанием для возмещения налога. (Постановление ФАС ВСО от 27 сентября 2005 г. по делу N А33-5200/05-Ф02-4213/05-С1. Противоположное решение - Постановление ФАС УО от 12 октября 2005 г. по делу N Ф09-4513/05-С2)
4.30. Из положений п. 4 ст. 176 НК РФ следует, что проценты на суммы налога, подлежащие возмещению, начисляются в случае нарушения налоговым органом совокупности сроков возврата налога при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате НДС. При возмещении налога из бюджета путем зачета проценты не начисляются. (Постановление ФАС СЗО от 6 октября 2005 г. по делу N А05-3602/05-29)
4.31. Несоответствие банковских реквизитов иностранного покупателя в платежном поручении, которым перечислена валютная выручка, реквизитам, которые указаны в контракте, не позволяет идентифицировать указанный платеж как платеж в рамках этого контракта, что свидетельствует о неподтверждении налогоплательщиком права на возмещение налога на добавленную стоимость. (Постановление ФАС ВВО от 18 октября 2005 г. по делу N А39-5948/2004-462/10)
4.32. Налоговое законодательство не предоставляет налогоплательщику права использовать налоговый вычет в случае оплаты собственного векселя товаром собственного производства. (Постановление ФАС ЦО от 29 августа 2005 г. по делу N А48-383/05-19)
4.33. По операциям, облагаемым НДС по налоговой ставке 0%, вычеты производятся в форме возмещения на основании отдельной налоговой декларации и после проверки налоговым органом представленных с декларацией документов на соответствие требованиям ст. 165 НК РФ. Налогоплательщик до вынесения решения налогового органа по декларации по ставке 0% не вправе уменьшать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за текущий налоговый период по общей налоговой декларации. (Постановление ФАС ДО от 16 марта 2005 г. по делу N Ф03-А73/04-2/4595)
4.34. Для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ. При экспорте документом, подтверждающим фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара, является выписка банка (пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ), а не квитанция к приходному кассовому ордеру. (Постановление ФАС ЗСО от 9 марта 2004 г. по делу N Ф04/1110-201/А03-2004)
4.35. Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов обусловлено необходимостью их документального подтверждения. (Постановление ФАС ЗСО от 13 октября 2005 г. по делу N Ф04-7208/2005(15751-А27-3))
4.36. Налогоплательщик вправе отнести к налоговым вычетам суммы налога, предъявленные по приобретенному топливу и электроэнергии, оказанным услугам, которые используются для операций по розничной торговле и не признаются объектом налогообложения. Для этого у налогоплательщика должны быть документы, подтверждающие, что доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. (Постановление ФАС ВВО от 20 октября 2005 г. по делу N А28-4880/2005-140/23)
4.37. При наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности НДС возмещению не подлежит (к вычету не принимается). (Постановления ФАС СКО от 26 сентября 2005 г. по делу N Ф08-4457/2005-1761А; ФАС ВСО от 30 августа 2005 г. по делу N А33-8066/03-С3-Ф02-4165/05-С1)
5. Налог на прибыль
!
5.1. Покупатель, приобретая объект основных средств, срок службы которого уже достиг нормативного срока эксплуатации <1>, самостоятельно определяет срок эксплуатации на основании предполагаемого срока полезного использования указанного объекта. Приведенное положение распространяется на основные средства, бывшие в эксплуатации, полученные в качестве вклада в уставный капитал организации. ————————————————————————————————<1> Исходя из норм Постановления Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
(Постановление ФАС СЗО от 28 октября 2005 г. по делу N А13-1194/2005-05)
5.2. Дата и основания для признания налогоплательщиком в целях налогообложения внереализационного дохода в виде убытков и неустойки связаны с признанием соответствующих сумм должником либо с датой вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм. (Постановление ФАС УО от 12 сентября 2005 г. по делу N Ф09-3932/05-С7)
+
5.3. НК РФ не предусмотрена возможность принудительного взыскания с налогоплательщика авансовых платежей по налогам (налогу на прибыль), исчисляемым расчетным путем и уплачиваемым в течение налогового периода. (Постановление ФАС ПО от 27 июля 2005 г. по делу N А12-3755/05-С29)
5.4. При реорганизации общества в форме присоединения правопреемник вправе учесть по базе переходного периода убыток, полученный присоединяемыми организациями, исходя из положений ст. 10 Закона N 110-ФЗ и ст. 283 НК РФ. (Постановление ФАС СЗО от 27 октября 2005 г. по делу N А56-6683/2005)
5.5. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе в образовательных учреждениях. Представления налогоплательщиком лицензии образовательного учреждения в целях учета данных расходов при налогообложении прибыли не требуется. (Постановление ФАС УО от 6 октября 2005 г. по делу N Ф09-4482/05-С7)
5.6. Расходы налогоплательщика на оплату аудиторских услуг уменьшают общую налогооблагаемую базу по налогу на прибыль вне зависимости от факта, включен налогоплательщик в перечень предприятий, подлежащих обязательной аудиторской проверке в соответствии с действующим законодательством, или нет. (Постановление ФАС СКО от 3 мая 2005 г. по делу N Ф08-1643/2005-689А)
5.7. Глава 25 НК РФ не рассматривает материальную выгоду от экономии на процентах за пользование заемными денежными средствами как доход, облагаемый налогом на прибыль организаций. (Постановление ФАС СКО от 27 октября 2004 г. по делу N Ф08-5102/2004-1935А)
5.8. Налогоплательщик вправе включить в состав внереализационных расходов стоимость не завершенного строительством дома в связи с его продажей. (Постановление ФАС УО от 10 октября 2005 г. по делу N Ф09-4553/05-С7)
-
5.9. Для целей налогообложения признается убыток, полученный обособленными подразделениями налогоплательщика при соблюдении всех условий, приведенных в ст. 275.1 НК РФ. На погашение убытка налогоплательщик может направить только прибыль, полученную при ведении деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств. (Постановление ФАС ЗСО от 5 октября 2005 г. по делу N Ф04-6955/2005(15522-А27-40))
5.10. Авансовые платежи по налогу на прибыль засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не подлежат возврату на основании ст. 78 НК РФ, в том числе с начислением процентов, предусмотренных п. 9 указанной статьи. (Постановление ФАС ВСО от 7 июля 2005 г. по делу N А33-16005/03-С3-Ф02-3249/05-С1)
5.11. Налогоплательщик не вправе при обложении налогом на прибыль учесть свои расходы по агентскому договору, если агент не вел реальных действий по его исполнению. При этом налоговый орган в рамках мероприятий налогового контроля вправе проводить допрос свидетелей. (Постановление ФАС ЦО от 14 марта 2005 г. по делу N А23-1891/04А-5-136)
5.12. Ремонт переданных в аренду помещений в объектах, не завершенных строительством, носит капитальный характер, и расходы по нему не включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции. Затраты будут списаны через амортизацию после постановки спорных объектов на счет 01 "Основные средства". (Постановление ФАС ВВО от 26 октября 2005 г. по делу N А28-4710/2005-34/29)
5.13. Суммы агентских вознаграждений не подлежат включению в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, если агентские договоры заключены между взаимозависимыми лицами и расходы не направлены на получение дохода (признание обществом спорных расходов в целях налогообложения увеличивает убыток от реализации товаров). (Постановление ФАС УО от 28 сентября 2005 г. по делу N Ф09-4272/05-С7)
6. Прочие налоги и сборы
+
6.1. Обязанность по исчислению и уплате акциза при получении нефтепродуктов связана с наличием или отсутствием свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. (Постановление ФАС ВСО от 17 мая 2005 г. по делу N А74-3966/04-Ф02-2096/05-С1)
6.2. Нормы действующего налогового законодательства не предусматривают налогообложения всех видов установленных законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. К таким выплатам, в частности, относится компенсация за вредные условия труда. (Постановление ФАС УО от 27 сентября 2005 г. по делу N Ф09-4324/05-С2)
6.3. Для системы налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции существует специальный налоговый режим, который предусматривает в том числе освобождение от обязанности по уплате налога на имущество. (Постановление ФАС ДО от 5 октября 2005 г. по делу N Ф03-А59/05-2/3023)
6.4. Стоимость расходов, возникших вследствие непреодолимой силы, не включается в стоимость товара, из которой исчисляются таможенные платежи. (Постановление ФАС ВВО от 31 октября 2005 г. по делу N А29-845/2004а)
-
6.5. Возмещение организацией расходов физическим лицам признается компенсацией лишь при наличии трудовых отношений. (Постановление ФАС ДО от 28 сентября 2005 г. по делу N Ф03-А73/05-2/2977)
6.6. При восстановлении прав на имущество (автомобиля) в результате признания сделки по реализации автомобиля недействительной восстанавливается и обязанность по уплате налога, не уплаченного ранее из-за продажи машины. (Постановление ФАС ВВО от 13 октября 2005 г. по делу N А38-263-17/76-2005)
6.7. Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления пользователя, не может служить основанием для освобождения от уплаты земельного налога. (Постановление ФАС ВСО от 13 сентября 2005 г. по делу N А74-5445/04-Ф02-4411/05-С1)
7. Налоговый контроль
+
7.1. Камеральная налоговая проверка не должна подменять собой выездную. Если камеральной проверкой деклараций и документов, обязательных для представления, не выявлено противоречий, правовых оснований для истребования первичных документов не имеется. (Постановление ФАС ЦО от 28 июня 2005 г. по делу N А54-293/2005-С18)
7.2. Если задолженность по налогам образовалась за пределами проверяемого периода, она не может быть учтена при расчете суммы налога, несвоевременно перечисленного в проверяемый период. (Постановление ФАС ВВО от 18 октября 2005 г. по делу N А79-1363/2005)
7.3. Отказ в применении налоговых вычетов ввиду неправомерных действий поставщика без установления вины покупателя (отсутствие поставщика по указанному в счете-фактуре адресу) не может являться основанием для привлечения последнего к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ. (Постановление ФАС ПО от 20 июля 2005 г. по делу N А49-1465/05-133А/2)
-
7.4. Смысл ст. 87 НК РФ заключается в установлении трехлетнего ограничения именно в отношении реальных сроков мероприятий по проведению проверки, а не даты составления акта к решению о проверке. (Постановление ФАС ДО от 19 октября 2005 г. по делу N Ф03-А73/05-2/3200)
7.5. Налоговое законодательство не ограничивает право налогового органа при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщика только документы, обязанность представления которых прямо установлена нормами налогового законодательства. Такое право не ограничено и проведением выездной налоговой проверки. (Постановление ФАС ВСО от 27 сентября 2005 г. по делу N А33-5200/05-Ф02-4213/05-С1)
8. Ответственность
+
8.1. Если налогоплательщик не получал запрос-требование о представлении документов (запрос налогового органа возвратился с отметкой "Фирма не зарегистрирована"), привлекать налогоплательщика к ответственности нельзя. (Постановление ФАС ПО от 2 августа 2005 г. по делу N А12-3650/05-С29)
8.2. Техническая ошибка в налоговой декларации не свидетельствует о неуплате налога. Привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ в этом случае недопустимо. (Постановление ФАС УО от 6 октября 2005 г. по делу N Ф09-4457/05-С7)
8.3. Если налогоплательщик выявил ошибку в расчете по налогу, а также уплатил налог до вынесения предписания налогового органа, привлечение к ответственности неправомерно. (Постановление ФАС УО от 27 сентября 2005 г. по делу N Ф09-4339/05-С1)
8.4. Решение о привлечении к ответственности реорганизованного юридического лица недействительно, если акт налоговой проверки составлен до момента реорганизации. (Постановление ФАС ВСО от 25 августа 2005 г. по делу N А19-7149/05-30-Ф02-4105/05-С1)
8.5. Возможность привлечения к ответственности налогоплательщика, который не уведомил налоговый орган о закрытии специального транзитного валютного счета и транзитного валютного счета, законодательством не предусмотрена. (Постановление ФАС ЦО от 23 августа 2005 г. по делу N А09-1632/05-3)
8.6. Требование налогового органа о представлении документов должно быть составлено четко. В нем должны быть конкретно указаны наименование и реквизиты, исключающие какие-либо неясности или сомнения относительно характера, содержания и назначения запрашиваемых документов. Каждый документ должен быть указан отдельно. (Постановление ФАС ПО от 19 июля 2005 г. по делу N А55-16950/04-39)
8.7. НК РФ не предусмотрена ответственность за представление недостоверных сведений об открытых счетах. (Постановление ФАС ЦО от 16 августа 2005 г. по делу N А09-18777/04-ДСП-8)
9. Защита прав налогоплательщика (налогового агента)
!
9.1. Арбитражный суд не вправе принять судебный акт, обязывающий налоговый орган внести в принятый им ненормативный акт какие-либо сведения или данные. Ненормативный акт принимается руководителем налогового органа в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством. Суд не вправе вмешиваться в деятельность налогового органа, обусловленную его полномочиями. (Постановление ФАС ЗСО от 14 апреля 2004 г. по делу N Ф04/2002-166/А81-2004)
9.2. Оспариваемый ненормативный акт, заверенный факсимиле подписи заместителя руководителя налоговой инспекции, не отвечает признаку обязательности его подписания уполномоченным лицом и как неподписанный акт налогового органа не порождает правовых последствий его неисполнения. (Постановление ФАС ВСО от 26 июля 2005 г. по делу N А33-32107/04-С3-Ф02-3497/05-С1)
+
9.3. Потери бюджета в связи с принятием обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа невозможны, так как в случае неудовлетворения требований заявителя налог взыскивается с учетом пени, возросшей за период неуплаты налога. (Постановление ФАС ЗСО от 18 октября 2005 г. по делу N Ф04-7311/2005(15931-А27-3))
9.4. По смыслу ст. ст. 71, 168, 170 АПК РФ суд первой инстанции на стадии решения вопроса о принятии искового заявления к производству не вправе давать оценку доказательствам, поскольку дело по существу еще не рассматривалось. Представленные документы суд исследует именно в ходе судебного разбирательства, а не на стадии принятия искового заявления к производству. (Постановление ФАС ЦО от 2 ноября 2005 г. по делу N А64-4557/05-19)
-
9.5. Арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его выводы. (Постановление ФАС ПО от 11 ноября 2004 г. по делу N А57-8694/04-26)
9.6. Расходы на оплату услуг лиц, оказывающих юридическую помощь при рассмотрении дела в арбитражном суде, являются судебными издержками. Они взыскиваются арбитражным судом, рассматривающим дело, на основании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или определения. (Постановление ФАС УО от 19 сентября 2005 г. по делу N Ф09-3033/05-С6)
9.7. Принятие обеспечительных мер, запрещающих банку совершать действия, которые связаны с реализацией обязанности по исполнению инкассовых поручений, основанных на не обжалованном в установленном порядке решении налогового органа, противоречит требованиям НК РФ. (Постановление ФАС ВСО от 9 августа 2005 г. по делу N А19-5984/02-37-Ф02-3768/05-С2)
Обзор подготовили специалисты департамента налогов и права компании "ФБК" под руководством старшего юрисконсульта А.А.Яковлева Подписано в печать 10.02.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |