Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения в ПБУ 6/01 породили опасную коллизию ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 6)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 6

ИЗМЕНЕНИЯ В ПБУ 6/01 ПОРОДИЛИ ОПАСНУЮ КОЛЛИЗИЮ

В прошлом номере мы уже писали об изменениях в порядке учета основных средств. Благодаря этим изменениям вместо одних нестыковок в бухгалтерских правилах возникли другие. Так ли они безобидны для налогоплательщиков? Об этом рассуждает независимый эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Елена Веденина.

Речь пойдет о новых правилах учета имущества, которому теперь сложно даже подобрать название. Дело в том, что в нарушение всех канонов бухгалтерского учета Минфин наделил его дуализмом - признаками двух видов активов одновременно. Теперь один и тот же малоценный актив по желанию владельца может быть отнесен либо к внеоборотным, либо к оборотным активам.

Пути назад не будет

Разъясняя подход к классификации объектов бухгалтерского учета, Минфин России в Письме от 12.01.2006 N 07-05-06/2 призвал руководствоваться Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997.

Ссылаясь на положения Концепции, минфиновцы подчеркнули, что отнесение объекта учета к конкретному виду активов производится первоначально при его принятии к бухгалтерскому учету. Этот выбор нужно делать на основании установленных бухгалтерскими нормативными документами определений видов соответствующих активов и критериев их признания.

Что данный тезис означает применительно к оборотным и внеоборотным активам?

Если бухгалтер принял к учету основное средство как внеоборотный актив, то потом перевести его в состав оборотных активов, например МПЗ, уже нельзя. И наоборот.

Кстати, из этого же принципа, видимо, будет исходить Минфин, отвечая на запросы налогоплательщиков по поводу возможности перевода с 01.01.2006 в состав МПЗ тех объектов, которые удовлетворяют стоимостному критерию малоценных активов, но в 2005 г. числились в составе основных средств.

Приведенный из Письма Минфина России N 07-05-06/2 тезис говорит о том, что каждый вид активов имеет свои уникальные, установленные нормативными актами по бухгалтерскому учету признаки, с которыми следует сверяться, чтобы определить, к какому виду активов отнести приобретенное (созданное) имущество.

Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н (далее - Приказ N 147н) в п. 5 ПБУ 6/01 введен новый особый порядок учета малоценных активов.

К этим активам относится имущество со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 тыс. руб. за единицу. Такие активы теперь можно принять к учету в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

Правда, никто не запрещает организации не использовать эту возможность, а признать то же имущество основными средствами и амортизировать. Малоценные активы из ПБУ 6/01 отвечают всем обязательным условиям для признания их основными средствами, поэтому на основании соответствующих положений учетной политики операции с малоценными активами можно отражать в том же порядке, что и операции с дорогостоящими объектами ОС.

Следовательно, по новым правилам у бухгалтера якобы есть выбор. И все же прежде чем выбирать, необходимо хорошенько взвесить все "за" и "против". Потом обратного пути не будет. Прописав в своей учетной политике новый особый порядок для малоценных активов, налогоплательщик обязан впредь его придерживаться в отношении всех объектов, которые будут соответствовать выбранному им самим критерию применения этого порядка.

Наличие выбора порядка учета "малоценки", предложенного в новой редакции ПБУ 6/01, свидетельствует о том, что критерия отличия ОС (внеоборотных активов) от МПЗ (оборотных активов), в качестве которого ранее декларировался срок полезного использования объекта, больше не существует.

Подробнее об изменениях

Как было раньше

Провозглашая с 01.01.2001 отказ от применения стоимостного критерия для отнесения имущества к основным средствам, Минфин действовал в рамках исполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283). Кстати говоря, об этом шаге все бухгалтеры были оповещены заблаговременно, в частности Письмом Минфина России от 19.10.2000 N 16-00-13-07 "О порядке отнесения имущества к основным средствам".

В старой редакции п. 18 ПБУ 6/01 был выделен отдельный вид объектов учета - объекты именно основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу (или иного лимита, установленного в учетной политике), а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания. Их разрешалось списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Лимит стоимости малоценных основных средств устанавливался в учетной политике исходя из технологических особенностей. Он мог быть любым. Обратите внимание, "малоценка" относилась именно к основным средствам. Для нее применялся общеустановленный порядок формирования первоначальной стоимости с отражением на счетах 08 "Вложения во внеоборотные активы" и 01 "Основные средства". Стоимостный критерий позволял лишь единовременно включать стоимость данного имущества в затраты.

Основные средства относятся к внеоборотным активам, которые используются для извлечения прибыли в течение длительного времени. Погашение их стоимости должно производиться только путем амортизации. Списание основных средств на затраты противоречило самой природе внеоборотных активов. Даже корреспонденция счетов для такой операции Инструкцией к Плану счетов <2> не предусмотрена.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Тем не менее Минфин предлагал отражать операцию с особым порядком учета для малоценных основных средств по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 01 (Письма Минфина России от 02.04.2002 N 04-05-06/10, от 18.10.2002 N 16-00-14/403 и др.)

Несмотря на списание стоимости малоценных основных средств на затраты, в бухгалтерском учете не отражалось их выбытие (с оформлением соответствующих первичных документов). Для этого не было причин, которые устанавливает п. 29 ПБУ 6/01 <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> В качестве причин выбытия в прежней редакции п. 29 ПБУ 6/01 фигурировали продажа, безвозмездная передача, списание в случае морального и физического износа и т.п. Кроме того, списанию с бухгалтерского учета подлежали объекты ОС, которые не используются для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

В старой редакции п. 18 ПБУ 6/01 содержались требования обеспечения сохранности указанных объектов в производстве или при эксплуатации, а также организации надлежащего контроля за их движением. Следовательно, все положения о порядке отражения в бухгалтерском учете операций, в частности по восстановлению (ремонту, модернизации) ОС, распространялись на малоценные основные средства и после списания их стоимости на затраты.

Порядок породил неразбериху

Итак, Приказом N 147н внесены два изменения.

Во-первых, старый особый порядок учета малоценных основных средств был упразднен. Из п. 18 ПБУ 6/01 исключены все соответствующие ему положения.

Во-вторых, в п. 5 ПБУ 6/01 введен новый особый порядок учета малоценных активов.

Он состоит из двух основополагающих моментов.

1. Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации (но не более 20 000 руб. за единицу), могут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

2. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть обеспечен надлежащий контроль за их движением.

Казалось бы, все легко и просто.

Новый особый порядок отражения в бухгалтерском учете малоценных активов допускается, но не обязателен. Можно продолжать принимать к учету такие объекты в составе основных средств и единовременно не списывать.

Называя малоценные активы не основными средствами, а именно активами, авторы поправок предлагают возможность их учета в составе МПЗ (оборотных активов). Следовательно, в этом случае подразумевается их отражение в бухгалтерском учете без использования счетов 08 и 01.

Стоимостный лимит для отражения малоценных активов в составе МПЗ устанавливается учетной политикой. Но теперь этот лимит не "иной" (то есть любой), как раньше, а ограниченный - не более 20 тыс. руб. за единицу.

Порядок отражения в бухгалтерском учете МПЗ регулируется ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н), поскольку ПБУ 6/01 к МПЗ никакого отношения не имеет.

Однако новый порядок бухгалтерского учета малоценных активов породил неразбериху.

1. Под стандарт МПЗ малоценные активы не подходят!

ПБУ 5/01 не применяется в отношении активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев (п. 4 ПБУ 5/01).

Особый порядок учета оборотных активов (с использованием счета 10 "Материалы"), у которых срок полезного использования свыше 12 месяцев, предусмотрен только для так называемых спецактивов. Он регулируется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н).

Данный документ является нормативным актом узкого применения, что следует из его названия и содержания. В нем расписаны особые способы амортизации активов, которые не подходят ни под стандарт для ОС, ни под стандарт для МПЗ.

Если мы сейчас насильно, на основании указаний из стандарта ПБУ 6/01, будем пытаться втискивать малоценные активы в ПБУ 5/01, то встретимся еще с рядом нестыковок, которые породят серьезные проблемы.

2. Отпуск МПЗ в производство приравнивается к их выбытию (п. 16 ПБУ 5/01).

Положение обновленного п. 5 ПБУ 6/01 "В целях обеспечения сохранности... должен быть организован надлежащий контроль за их движением" было взято из старого особого порядка учета малоценных ОС, а не МПЗ. Эта формулировка противоречит ПБУ 5/01. Кроме того, она не подкреплена никакими другими нормами ни в ПБУ 6/01, ни тем более в ПБУ 5/01.

Разъяснения про учет малоценных активов, например за балансом, будут противоречить не только стандарту для МПЗ (ПБУ 5/01), но и Инструкции к Плану счетов, где подходящих забалансовых счетов для "долгосрочных" МПЗ нет.

Порядок документооборота по операциям с МПЗ, которые "очень похожи на основные средства", нигде не прописан.

Зато в п. 98 Методических указаний к ПБУ 5/01 <4> говорится следующее: списание материалов (то есть МПЗ) с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства производится на основании акта расхода.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

В налоговом учете средства труда со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. признаются амортизируемым имуществом в составе основных средств (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ); "малоценка" не является амортизируемым имуществом, но как средство труда она относится к основным средствам.

До выхода Приказа N 147н операции с малоценными основными средствами в обоих видах учета отражались на основании одних и тех же бухгалтерских первичных документов.

Теперь может возникнуть проблема не просто двойного учета одних и тех же малоценных активов по разным правилам, но и проблема двойного документооборота.

3. Расходы на восстановление (ремонт, модернизацию) МПЗ в ПБУ 5/01 не предусмотрены.

А в ПБУ 6/01 прописан порядок отражения в бухгалтерском учете восстановления только для основных средств.

Представляется, что авторы поправок не задумывались над тем, каким образом отражать в бухгалтерском учете восстановление малоценных активов - МПЗ, потому что никакими нормативными актами они этого не установили.

Только для объекта ОС введено правило, согласно которому затраты на модернизацию и реконструкцию после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) (п. 27 ПБУ 6/01 в редакции Приказа N 147н).

Для целей налогообложения прибыли расходы на ремонт ОС стоимостью не более 10 000 руб., списанных в уменьшение прибыли, учитываются в общеустановленном порядке по правилам ст. ст. 260, 324 НК РФ.

По поводу налогового учета модернизации малоценных основных средств, стоимость которых списана в расходы, мнения Минфина и ФНС расходятся. Однако расхождение относится не к возможности самой модернизации, а к порядку ее учета для целей налогообложения прибыли.

Ремонт и модернизация МПЗ в гл. 25 НК РФ не предусмотрены.

Времени на размышления у налогоплательщиков практически нет. Надо срочно переделывать учетную политику и вносить исправления в бухгалтерские записи задним числом.

Назад в будущее?

Новый подход Минфина к "малоценке" подозрительно похож на возврат к двойному критерию классификации объектов учета - раньше ограничения не только по сроку полезного использования объекта, но и по его первоначальной стоимости применялись для малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Их стоимость погашалась путем начисления амортизации по специально установленным правилам.

Предугадать, как и когда Минфин будет разбираться с нестыковками, порожденными поспешным изменением ПБУ 6/01, невозможно.

Вспомним, как налоговое ведомство реагировало на аналогичные нестыковки при уходе от понятия МБП в 2001 г. Эта ситуация подробно изложена в Письме МНС России от 19.07.2001 N ВГ-6-02/559@, где Минфину было предложено привести в соответствие нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета.

Тогда налоговые органы не внимали ненормативным разъяснениям Минфина. Они не признавали уменьшение налогооблагаемой прибыли за счет единовременного списания малоценных ОС на основании ПБУ 6/01, поскольку в других бухгалтерских нормативных документах это же имущество признавалось как МБП и амортизировалось. И только в 2002 г. было выпущено ПБУ 5/01, которое помогло закрепить за бухгалтерской "малоценкой" со сроком использования свыше 12 месяцев статус "основные средства".

Как сейчас налоговики отнесутся к уменьшению налоговой базы по налогу на имущество при наличии неразрешимой коллизии бухгалтерских стандартов, автор предсказать не берется.

Чиновники Минфина в разъяснениях часто используют такой довод: "В случае коллизии нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу ранее первого" (Письма Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-12/15, от 28.11.2003 N 16-00-14/360).

Однако в случае с особым порядком бухгалтерского учета "малоценки" золотое правило "новый стандарт лучше старых двух" не поможет. ПБУ 6/01 регулирует бухгалтерский учет основных средств, а не МПЗ. При этом ПБУ 5/01 к "долгосрочным" МПЗ отношения не имеет.

По мнению автора, разрешить сложившуюся ситуацию ненормативными разъяснениями нельзя. Из нее есть два выхода:

1) срочно приостановить действие соответствующих положений п. п. 3, 11 Приказа N 147н с момента их вступления в силу;

2) выпустить нормативный акт, который урегулирует все нестыковки бухгалтерского и налогового учета "малоценки", установит все правила для операций с этими активами, а также обеспечит декларируемое пока только на словах сближение бухгалтерского и налогового учетов.

Подписано в печать

09.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бухгалтерский учет основных средств: на что обратить внимание ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 6) >
Статья: Понятие "розница" для целей ЕНВД ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.