Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О кодах бюджетной классификации ("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)



"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

О КОДАХ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Наступивший 2006 г. не стал исключением из правил в отношении различного рода изменений в законодательстве. Изменения коснулись и кодов бюджетной классификации (КБК). В частности, сменился состав кодов, хотя структура классификации доходов бюджетов осталось прежней. Данные изменения можно охарактеризовать реорганизацией административно-территориального деления субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ <1>. Статья 10 данного Закона предусматривает создание пяти видов муниципальных образований для осуществления местного самоуправления: городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий округов городов федерального значения. Причем поселения, муниципальные районы и городские округа самостоятельно формируют, утверждают и контролируют исполнение собственного бюджета. Именно поэтому в свете административно-территориальной реформы и потребовалось введение новых КБК в соответствии с разделением местных бюджетов.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно п. 3 Правил, утвержденных Приказом Минфина России N 106н <2>, налогоплательщики должны указывать КБК в платежных документах на уплату налогов и сборов. На практике бывает немало случаев, когда налогоплательщик по невнимательности допускает ошибку в КБК при заполнении платежных документов. К чему это может привести и каковы последствия уплаты налога по платежному документу с неверным КБК? Эти и многие другие вопросы, касающиеся КБК, будут рассмотрены в данной статье.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Приказ Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация - одна из основных составляющих бюджетной политики, она представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (ст. 18 БК РФ <3>, ст. 1 Федерального закона N 115-ФЗ <4>). Она необходима для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

<4> Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".

В соответствии со ст. 19 БК РФ бюджетная классификация состоит из:

- классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

- функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

- экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

- классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

- классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

- классификации видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

- классификации видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

- ведомственной классификации расходов федерального бюджета.

Налогоплательщикам приходится сталкиваться с классификацией доходов бюджетов РФ, которая является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы (ст. 20 БК РФ). Это объясняется тем, что предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами в виде уплаты налогов, сборов, государственной пошлины, штрафных санкций, составляющих неотъемлемую часть доходов бюджета. Поэтому на классификации доходов бюджетов и заострим наше внимание.

Что такое КБК?

КБК - это цифровое обозначение классификации платежей налогоплательщика, являющейся неотъемлемой частью классификации доходов бюджетов РФ, производимых им при осуществлении предпринимательской либо иной деятельности, приносящей доход, в обязательном порядке.

КБК состоит из двадцати знаков и утверждается с целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Обратите внимание: первоначально КБК на 2006 г. были утверждены Приказом Минфина России N 119н <5>. Однако впоследствии Приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н данный документ был признан утратившим силу с 1 января 2006 г. Причем по заключению Минюста России Приказ Минфина России N 152н в государственной регистрации не нуждается (Письмо Минюста России от 10.01.2006 N 01/32-ЕЗ).

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Приказ Минфина России от 14.09.2005 N 119н "О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2006 год".

Обратите внимание: при указании КБК в расчетных документах налогоплательщикам в 2006 г. следует учитывать положения Федерального закона N 176-ФЗ <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Федеральный закон от 22.12.2005 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ" и Бюджетный кодекс РФ".

Отметим, что КБК изменились не настолько кардинально. Напомним, с 1 января 2005 г. количество знаков в КБК значительно увеличилось: с 7 до 20 знаков. Последние изменения в основном затронули коды ЕНВД, налога на игорный бизнес, акцизов и земельного налога и ряд других налогов. Вместе с тем КБК по остальным налогам (налог на прибыль, НДС, налог на имущество, НДФЛ, ЕСН) остались прежними.

Налогоплательщикам, применяющим специальный налоговый режим в виде уплаты ЕНВД, следует учесть, что с 1 января 2006 г. производить платежи по единому налогу необходимо в региональный, а не в федеральный бюджет. Для этого код элемента дохода (12 - 13 разряды КБК), следует заменить на 02 (было 01), тогда КБК по ЕНВД в 2006 г. примет вид: 182 1 05 02000 02 1000 110. Данные изменения вызваны тем, что в соответствии с пп. "а" п. 5 ст. 2 Закона N 95-ФЗ <7> с 01.01.2006 введение в действие специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД передано местным законодателям.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах".

Плательщикам налога на игорный бизнес будет интересен факт, что с 01.01.2006 останется лишь один КБК для расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес, КБК налога для погашения задолженности прошлых лет из таблиц кодов исключен. В связи с этим при заполнении платежных документов на перечисление налога на игорный бизнес в 2006 г. в поле 104 следует указать КБК: 182 1 06 05000 02 1000 110.

Также с 1 января 2006 г. введены новые КБК по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% и свыше 9 - 25% включительно (за исключением вин), по акцизам на автомобильный бензин, производимый на территории РФ. КБК - 182 1 04 02040 01 1000 110.

Земельный налог в части сумм по уточненным расчетам за 2005 г. и предыдущие годы и погашения задолженности прошлых лет должен уплачиваться по КБК 182 1 09 05050 01 1000 110.

Следует отметить, что для налогоплательщиков, применяющих УСНО, которые в 2006 г. перешли на патент, Федеральным законом N 176-ФЗ введен отдельный КБК, на который следует уплачивать упрощенный налог по патентной системе: 182 1 05 01040 02 1000 110.

Структура КБК

Структуру двадцатизначного КБК можно представить в виде таблицы:

     
   ——————————————T—————————————————————————————————————————T———————————T—————————————¬
   |Администратор|               Вид дохода                | Программа |Экономическая|
   |             +——————T—————————T——————T—————————T———————+           |классификация|
   |             |группа|подгруппа|статья|подстатья|элемент|           |             |
   +————T———T————+——————+————T————+——T———+——T——T———+———T———+——T——T——T——+———T————T————+
   |  1 | 2 |  3 |   4  |  5 |  6 | 7| 8 | 9|10| 11| 12| 13|14|15|16|17| 18| 19 | 20 |
   +————+———+————+——————+————+————+——+———+——+——+———+———+———+——+——+——+——+———+————+————+
   |      1      |                    2                    |     3     |      4      |
   L—————————————+—————————————————————————————————————————+———————————+——————————————
   

Как видим, КБК состоит из четырех составных частей:

1) администратор;

2) вид дохода;

3) программа;

4) экономическая классификация доходов.

Три первых знака КБК указывают на государственный орган, который обязан администрировать вид дохода. Следует учесть, что в Приложении 1 Приказа Минфина России N 152н приведена таблица классификации доходов бюджета, в которой КБК указаны без администратора, а первые три цифры - нули. Вместе с тем налогоплательщики должны самостоятельно указывать код администратора при заполнении платежных документов в соответствии с таблицей "Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации" (Приложение N 11 Приказа Минфина России N 152н). Для налоговых органов это 182.

С 4 по 13 знак КБК указывают на вид дохода, который в свою очередь разбивается на:

- группу (4 разряд КБК) - налоговые платежи относятся к группе 1 "Доходы";

- подгруппу (5 - 6 разряды КБК) - содержит информацию о подгруппах налоговых платежей и в зависимости от вида платежа может быть:

01 - налоги на прибыль, доходы,

02 - налоги и взносы на социальные нужды,

03 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ,

04 - налоги на товары, ввозимые на территорию РФ,

05 - налоги на совокупный доход,

06 - налоги на имущество,

07 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами,

08 - государственная пошлина, сборы,

09 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам,

12 - платежи при пользовании природными ресурсами,

16 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- статьи, подстатьи (7 - 11 разряды КБК) - указываются значения статей и подстатей классификации доходов бюджетов РФ.

- элементы дохода (12 - 13 разряды КБК) - для налоговых доходов соответствуют бюджету бюджетной системы РФ в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Следующие четыре знака КБК, с 14 по 17, кодируют программы доходов бюджетов. Здесь нужно отметить, что в данных разрядах налогоплательщики должны самостоятельно указывать соответствующие значения. В таблицах, приведенных в Приказе Минфина России N 152н, код программы представлен нулями. Первый знак кода программ используется для отражения вида платежа, соответственно в 14 - 17 разрядах КБК при заполнении платежного документа налогоплательщик должен указать:

- 1000 - сумма налога (сбора);

- 2000 - пени и проценты по данному налогу (сбору);

- 3000 - сумма штрафных санкций.

Завершает двадцатизначный КБК экономическая классификация доходов, которая определяется трехзначным кодом (18 - 20 разряды КБК). Отметим, что для всех налоговых платежей соответствует код экономической классификации 110, а для взносов, отчислений на социальные нужды (в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования) - 160.

Ошибка в КБК по вине налогоплательщика

Налогоплательщикам трудно отслеживать ежегодные изменения КБК, в результате чего при заполнении платежных (расчетных) документов на перечисление налоговых платежей в поле 104 допускаются ошибки при указании КБК. К чему может привести такая ошибка и что необходимо предпринять налогоплательщику для ее устранения? Ответим на данный вопрос с учетом разъяснений контролирующих ведомств и сложившейся на сегодняшний день арбитражной практики.

Прежде всего следует отметить, что ошибка в КБК в расчетных документах может привести к одной из следующих ситуаций.

1. В случае неверного указания КБК по налогу возникает недоимка, а по бюджету - переплата на невыясненных платежах.

2. В случае если в расчетных документах ошибочно указан КБК другого налога, при условии что оба налога зачисляются в один и тот же бюджет, по одному налогу возникает недоимка, а по другому - переплата.

3. В результате неверного указания КБК налог направляется в другой бюджет.

Рассмотрим эти ситуации подробнее.

По налогу - недоимка, по бюджету - переплата

При неверно указанном КБК в платежных документах и выявлении данной ошибки налоговиками последние могут констатировать наличие недоимки у налогоплательщика со всеми вытекающими последствиями, так как под надлежащей уплатой налога налоговики понимают платеж, произведенный с учетом установленных требований и с соблюдением правильных КБК и ОКАТО. В случае ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога в отношении налогоплательщика могут быть применены меры по принудительному взысканию суммы неуплаченных налогов в соответствии со ст. 45 НК РФ и санкции в виде начисления пени в связи с несвоевременной уплатой налога по неверному КБК. При этом у налогоплательщика по тому же бюджету может быть переплата в виде "невыясненных" платежей, а в карточках его лицевых счетов по налогу будет недоимка.

Однако так ли это? Правомерно ли начисление пеней в данной ситуации?

Действительно, согласно п. 2 ст. 57 НК РФ в случае уплаты налога с нарушением установленного срока налогоплательщик должен уплатить пени в порядке и на условиях, предусмотренных налоговом законодательством.

Напомним, что под пенями следует понимать установленную денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления КС РФ N 20-П <8>, Определении КС РФ N 202-О <9>, пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции".

<9> Определение КС РФ от 04.07.2002 N 202-О "По жалобе унитарного государственного предприятия "Дорожное ремонтно-строительное управление N 7" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 122 НК РФ".

При этом в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при условии, что на счете налогоплательщика имеется достаточное количество денежных средств, или после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов, в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Иными словами, положения п. 2 ст. 45 НК РФ можно сформулировать так: для исполнения своей обязанности по уплате налога в бюджет налогоплательщик должен его перечислить. При этом налоговое законодательство не связывает уплату налога с КБК.

Обратите внимание: расчетные документы на перечисление налогов налогоплательщики должны заполнять в соответствии с правилами, установленными Приказом Минфина России N 106н. Причем расчетный документ имеет юридическую силу, и в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ <10> внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Исходя из изложенного, а также из системного анализа положений ст. ст. 8, 11, 45, 78 - 79 НК РФ можно сделать вывод, что под налогом следует понимать часть имущества налогоплательщика, изымаемую государством, которую необходимо зачислить в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Если соответствующая сумма зачислена в бюджет соответствующего уровня, хотя и с нарушением КБК (ОКАТО), то у налогоплательщика отсутствует недоимка, вследствие чего в отношении него не могут применяться меры обеспечительного характера или меры по принудительному взысканию "невыясненной" задолженности. Поэтому неправомерно и привлечение к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ, так как отсутствует факт неуплаты налога.

В случае если налогоплательщик допустил ошибку в расчетных документах, указав неверный КБК налога, в результате чего образовалась недоимка по налогу и переплата по бюджету (того же уровня, в который должен быть зачислен соответствующий налог), то для ее исправления налогоплательщику достаточно обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. При этом пени налоговики начислять не должны.

Минфин придерживается аналогичной позиции по вопросу начисления пени по налогу, КБК которого в платежном документе указан неверно (Письма Минфина России от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54, от 27.09.2005 N 03-02-07/1-245 <11>). Так, работники финансового ведомства утверждают, что если налогоплательщик допустил ошибку в платежных документах, указав неверный КБК налога, то он может подать заявление о зачете перечисленной суммы платежа в счет уплаты нужного налога (в рамках бюджета одного уровня) в налоговую инспекцию по месту учета. Налоговики согласно п. 5 ст. 78 НК РФ должны провести сверку с информационными ресурсами и исправить начисления в лицевой карточке налогоплательщика. Причем при устранении указанной ошибки и уплате налога в полном объеме и установленный законом срок в соответствующий бюджет, оснований для начисления пени (дополнительного платежа, применяемого для компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок) не возникает.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Письмо Минфина России от 27.09.2005 N 03-02-07/1-245 "О начислении пеней в случае ошибочно указанных реквизитов в расчетных документах".

Обратите внимание: в последнем абзаце Письма ФНС России N 10-1-13/3367 <12> выражено несогласие с позицией Минфина, изложенной в Письме Минфина России N 03-02-07/1-54 (см. также Письмо Минфина России от 17.03.2005 N 101-1-06/1254). Налоговики посчитали, что мнение финансистов противоречит налоговому законодательству. Однако в Письме ФНС России N 10-1-13/3367 рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик указал в платежном документе КБК другого налога, что привело к возникновению недоимки по одному налогу и образованию переплаты по другому в рамках одного бюджета. Следовательно, по мнению автора, ссылка на Письмо Минфина России N 03-02-07/1-54 в разъяснениях налоговиков абсолютно не уместна.

     
   ————————————————————————————————
   
<12> Письмо ФНС России от 25.07.2005 N 10-1-13/3367 "О начислении пеней в один и тот же бюджет".

Сложившаяся арбитражная практика также показывает, что начисление пеней налоговиками в данном случае неправомерно.

Так, например, ФАС МО в Постановлении от 24.11.2005 N КА-А40/11389-05 встал на сторону налогоплательщика, отменив решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (в части уплаты недоимки, пени и соответствующих налоговых санкций). Суд указал: поскольку налог уплачен налогоплательщиком в установленном размере в установленный срок и поступил в соответствующий бюджет, неправильное указание в платежном документе КБК не влияет на исполнение обязанности по уплате налога. К такому выводу суд пришел, ссылаясь на ст. 18 БК РФ, в соответствии с которой бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, в связи с чем КБК применяется в целях регулирования бюджетных, а не налоговых правоотношений.

По одному налогу - недоимка, по другому - переплата

На практике бывают ситуации, когда налогоплательщик в платежном документе ошибочно указывает КБК другого налога, в результате по одному налогу (в рамках бюджета одного уровня) возникает переплата, а по другому - недоимка. В таком случае и налоговики (Письмо ФНС России N 10-1-13/3367), и работники финансового ведомства (Письмо Минфина России от 07.07.2005 N 03-02-07/1-181) в один голос утверждают, что в таком случае освободить налогоплательщика от начисления пеней нельзя, так как положения Кодекса не предусматривают освобождение от начисления пеней по одному налогу (сбору) при наличии переплаты по другому, даже при условии, что оба налога (сбора) зачисляются в один и тот же бюджет. Также налоговики напоминают, что порядок начисления пеней отражен в Рекомендациях по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных Приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201.

Однако споры по вопросу о правомерности начисления пени в случае своевременной и в полном объеме уплаты налога в бюджет, но неправильного указания КБК в расчетных документах разрешаются судами с учетом правовой природы пени и последствий для бюджета неправильного указания налогоплательщиком КБК.

Анализ сложившейся арбитражной практики позволяет сделать вывод, что судьи в большинстве случаев при решении разногласий по вопросу начисления пеней налоговыми органами в данной ситуации занимают сторону налогоплательщиков.

Примером служит Постановление ФАС ЗСО от 07.12.2005 N Ф04-7759/2005(16405-А81-15). Как следует из материалов дела, налогоплательщик своевременно причислил налог платежным поручением, ошибочно указав в нем КБК другого налога (в рамках одного бюджета). При этом, выявив самостоятельно допущенную ошибку, налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о произведении зачета уплаченной суммы налога на нужный КБК. Налоговики решили, что фактическая уплата налога произошла только после проведения зачета, а до этого времени налогоплательщику начислили пени за несвоевременную уплату налога. Не согласившись с налоговиками, налогоплательщик обратился в суд. Удовлетворяя требования заявителя, суд заключил, что сумма налога, перечисленная в установленные законодательством сроки по платежному документу с ошибочно указанным КБК в бюджет того же уровня, считается уплаченной в установленный срок, а обязанность по уплате налога - исполненной, соответственно, начисление пеней в данном случае считается неправомерным.

Также ФАС МО в Постановлении от 03.10.2005 N КА-А40/9355-05 признал недействительным решение налогового органа в части требования об уплате пени. Суд исходил из того, что согласно представленным доказательствам (платежным документам) сумма налога поступила в бюджет (того же уровня) и указание заявителем неверного КБК не привело к возникновению задолженности перед бюджетом, следовательно, и обязанность по уплате налога считается исполненной с соблюдением условий, содержащихся в НК РФ.

Постановление ФАС ДВО от 21.09.2005 N Ф03-А73/05-2/2896 также вызовет интерес у налогоплательщиков. Судьи поддержали налогоплательщика, перечислившего ЕСН на КБК, предназначенный для НДФЛ, исходя из того, что налоговое законодательство устанавливает, что налог должен быть перечислен в бюджет, а не на КБК. При этом верное указание КБК налога необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами. Поскольку оба налога (ЕСН и НДФЛ) и их КБК в конечном счете перечисляются в один бюджет (федеральный), то суд сделал вывод, что сумма налога, перечисленная в установленные законодательством сроки по платежному документу с ошибочно указанным КБК в бюджет того же уровня, считается уплаченной, а обязанность по уплате налога налогоплательщиком - исполненной.

Обратите внимание: перечислять подобного рода постановления ФАСов можно бесконечно. Однако если их обобщить, то можно проследить определенную закономерность, которой руководствуются ФАСы различных округов при решении таких вопросов. Моментом уплаты налога суды в аналогичных ситуациях признают логическую цепочку:

1) платежное поручение на уплату соответствующего налога в банк предъявлено;

2) денежных средств на счете достаточно;

3) списание денежных средств (налога) с расчетного счета налогоплательщика произведено;

4) указанные денежные средства зачислены банком в соответствующий бюджет.

На основании этого можно сделать вывод, что налог исчислен, уплачен и своевременно поступил в соответствующий бюджет. Причем суды исходят из возможности зачета налогов в рамках одного бюджета.

Если налогоплательщику все-таки придется уплачивать пени, то возникает вопрос: за какой период?

Обратимся к Письму Минфина России N 03-02-07/1-250 <13>. В своих разъяснениях Минфин указал, что срок на принятие решения о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки в ст. 78 НК РФ не установлен. Поэтому инспекторы начислят пени минимум за пять дней, пока принимают соответствующее решение. Вместе с тем они могут потребовать провести сверку расчетов, тогда срок для начисления пеней может увеличиться еще на 10 - 15 дней (в зависимости от наличия расхождений между данными инспекции и налогоплательщика).

     
   ————————————————————————————————
   
<13> Письмо Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-250 "О сроке на зачет излишне уплаченного налога".

Если налог попал в другой бюджет

В ситуации когда налогоплательщик в платежных документах на перечисление соответствующих налогов указывает неверный КБК, в результате чего налог направляется в другой бюджет, по мнению налоговиков, пени необходимо начислить в обязательном порядке. Суды, как правило, в такой ситуации придерживаются позиции налоговых органов. Так, ФАС СЗО в Постановлении ФАС СЗО от 21.11.2005 N А21-65/05-С1 отказал в удовлетворении требований предпринимателя о признании недействительным решения налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату налога, а также о доначислении соответствующих пеней. Суд исходил из того, что предприниматель ошибочно перечислил авансовые платежи по налогу не в тот бюджет (в бюджет другого уровня) в связи с неверным указанием КБК, а уплатой налога считается уплата его в соответствующий бюджет (см. также Постановление ФАС СЗО от 21.01.2003 N А05-9807/02-511/18).

Если обратиться к налоговому законодательству, то, действительно, по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Поэтому для надлежащего исполнения обязанности по уплате налога в соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщику необходимо повторно уплатить сумму налога по правильным реквизитам, а ошибочно уплаченную сумму налога (попавшую в бюджет другого уровня) возвратить на расчетный счет.

Для возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщику необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту учета с соответствующим заявлением, при этом налоговики обязаны возвратить суммы денежных средств в течение одного месяца со дня подачи заявления (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Обратите внимание: при нарушении этого срока на невозвращенную сумму начисляются проценты за каждый день просрочки. Однако если налогоплательщик подал заявление о возврате не в ту инспекцию, в которой состоит на учете, проценты не начисляются. Об этом свидетельствует арбитражная практика. Так, в Постановлении ФАС МО от 16.06.2004 N КА-А40/4760-04 указано, что поскольку в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика не поступало заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, следовательно, в соответствии с налоговым законодательством, если нет установленного для инспекции срока возврата налога, то нет и обязанности начислять проценты за просрочку.

Следует учесть, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Вместе с тем иногда арбитражные суды встают на сторону налогоплательщиков. Несмотря на ошибку КБК в платежных документах, в результате которой налог зачисляется в бюджет другого уровня, судьи считают, что в отдельных случаях налогоплательщика можно освободить от начисления пеней. Так, в Постановлении ФАС УО от 01.12.2005 N Ф09-5537/05-С1 рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик перечислил налог не в областной, а в федеральный бюджет. Однако суд освободил налогоплательщика как от штрафа, так и от пеней, указав при этом, что налоговое законодательство не предусматривает никаких последствий уплаты налога не в тот бюджет.

По мнению автора, во избежание различного рода недоразумений с налоговиками налогоплательщику в подобной ситуации лучше уплатить пени. Однако он вправе сам выбирать, как ему поступить в данном случае: выбрать путь по "накатанной дороге" и уплатить пени, то есть согласиться с позицией налоговиков и большинства ФАСов, или признать эту позицию несостоятельной и попытаться доказать свою правоту в суде.

Ошибка в КБК по вине банка

Бывают случаи, когда ошибки в расчетных документах, в том числе и ошибки в КБК, возникают по вине банков (кредитных организаций) при формировании электронных платежных документов (ЭПД). Чем это грозит и что следует предпринять налогоплательщику в данной ситуации?

Сначала следует учесть, что налоговые органы ведут учет налоговых платежей и отражают соответствующую информацию по ним в лицевых счетах налогоплательщиков по конкретным значениям реквизитов ИНН, КПП, КБК и ОКАТО. Фактически сумма денежных средств, указанная в платежном поручении налогоплательщика, считается уплаченной и учитывается в карточке лицевого счета по дате списания денежных средств с расчетного счета плательщика в банке.

При этом если причитающиеся суммы налогов плательщик перечисляет позднее установленных сроков, то в соответствии со ст. ст. 57, 75 НК РФ ему начисляются пени. Органы Федерального казначейства и налоговые органы при учете налоговых платежей не вправе самостоятельно вносить исправления и уточнения в расчетные документы налогоплательщиков и в сформированный на их основе ЭПД.

Поэтому если налогоплательщик в ходе мероприятий по выяснению платежей обратится в налоговую инспекцию по месту своего учета с заявлением, в котором укажет, что ошибка в расчетном документе на перечисление налогов возникла по вине банка при формировании ЭПД, а также приложит копию оформленного им расчетного документа, то в соответствии с п. 2 разд. 5 Рекомендаций <14> налоговый орган направляет в банк уведомление об ошибочном указании информации и необходимости представления в налоговый орган документов, подтверждающих или опровергающих факты, изложенные в заявлении плательщика. При получении из банка документов, подтверждающих заявления плательщика о надлежащем исполнении обязанности по уплате налога, налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных плательщику из-за ошибки, допущенной банком.

     
   ————————————————————————————————
   
<14> Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утв. Приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@.

Исходя из изложенного можно сделать вывод: если налогоплательщик представит в налоговые органы документы, подтверждающие исполнение в установленном порядке своей обязанности по уплате налога и устранения указанной в запросе ошибки, допущенной банком, то оснований для начисления пени налогоплательщику - клиенту банка не возникает.

Обратите внимание: Минфин в октябре прошлого года в своих разъяснениях (Письмо Минфина России N 03-02-07/1-263 <15>) занял аналогичную позицию по данному вопросу.

     
   ————————————————————————————————
   
<15> Письмо Минфина России от 13.10.2005 N 03-02-07/1-263 "О начислении пени клиенту банка за ошибку, допущенную банком".

В заключение дадим совет налогоплательщикам.

Ни для кого не секрет, что профилактика обходится дешевле, чем лечение. Поэтому для того, чтобы избежать начисления значительных сумм пеней и как можно быстрее выявить неправильное перечисление налогов, налогоплательщикам необходимо периодически проводить сверку по расчетам с бюджетом по налоговым платежам, используя для этого формы, утвержденные Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ <16>.

     
   ————————————————————————————————
   
<16> Приказ ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".

С.А.Королев

Эксперт журнала

"ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

03.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Салон красоты и уплата ЕНВД ("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1) >
Вопрос: ...Организация осуществляет торговую деятельность в сфере розничной торговли и является плательщиком ЕНВД. По договору поставки она ежемесячно возвращает поставщику товар, на который нет спроса. При проведении налоговой проверки инспекторы высказали мнение, что операции по возврату товара являются отдельным видом деятельности, который не относится к розничной торговле и подлежит налогообложению в общем порядке. Правомерно ли это? ("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.