|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Оказание транспортных услуг. ККТ или БСО? ("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)
"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1
ОКАЗАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ. ККТ ИЛИ БСО?
У организаций и предпринимателей - плательщиков ЕНВД, оказывающих транспортные услуги, не на последнем месте стоит проблема применения ККТ, которая не нова и обсуждается не первый год. Налоговые органы стараются расширить сферу действия Закона N 54-ФЗ <1>, привлекая к ответственности предприятия за неприменение ККТ при получении денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Особенно актуален вопрос о применении ККТ в маршрутных такси. За применение в них ККТ высказывались и Минфин, и ФНС России. Арбитражных суды не всегда разделяют данную точку зрения, однако ясность внес ВАС РФ в Постановлении от 11.10.2005 N 8206/05. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Какое решение принял Высший Арбитражный Суд и какие спорные вопросы по применению ККТ при оказании автотранспортных услуг разрешены в пользу предприятий, вы узнаете из данной статьи. С учетом мнений специалистов финансового и налогового ведомств, а также арбитражной практики мы рассмотрели порядок применения ККТ с различных точек зрения.
При рассмотрении порядка применения ККТ в первую очередь обратимся к основополагающему правилу, установленному Законом N 54-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Это правило применяется во всех случаях, за исключением оговоренных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. При этом требования Закона распространяются на организации и предпринимателей независимо от формы собственности и применяемого режима налогообложения. В каких случаях предприятие обязано применять кассовый аппарат, а в каких имеет право использовать бланки строгой отчетности? Каков порядок применения ККТ, если транспортная компания осуществляет несколько видов деятельности? Ответим на эти вопросы, взвесив все "за" и "против" в каждом конкретном случае.
Пассажирские перевозки маршрутными такси
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте является одним из видов деятельности, в отношении которой предусмотрено освобождение от обязанности применения ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями. Данный пункт Закона N 54-ФЗ не устанавливает обязанности использования ККТ в маршрутных такси, однако и не освобождает от ее применения. Минфин свою позицию по этому вопросу высказал в Письме от 13.10.2004 N 07-05-24/22. По мнению специалистов финансового ведомства, такой вид деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, отсутствует в перечне п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, определяющем виды деятельности, при осуществлении которых организации могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ. Поэтому у предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке маршрутными такси, нет оснований для применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов), и согласно Закону N 54-ФЗ они должны применять кассовый аппарат. Однако в сентябре 2005 г. Минфин изменил свою позицию и в Письме от 23.09.2005 N 03-01-20/5-192 отметил, что если перевозка пассажиров в маршрутных такси будет признана в соответствии с нормативными актами субъекта Российской Федерации как перевозка городским транспортом общего пользования, то продажа проездных билетов и талонов при проезде в них может осуществляться без обязательного применения контрольно-кассовой техники. Большинство специалистов налогового ведомства считают, что применение ККТ обязательно при осуществлении пассажирских перевозок маршрутными такси, так как последние не соответствуют понятию городского общественного транспорта, которое употребляется в Законе N 54-ФЗ. По их мнению, маршрутное такси не подпадает под данное понятие как по типу используемых транспортных средств (в основном это "Газели", автобусы "ПАЗ"), так и по специфике оказываемых услуг. Такой вывод можно сделать из Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ (далее - Временные правила) <2>, в п. 160 которых указано, что перевозки в режиме маршрутного такси организуются Перевозчиком по согласованию с органами местного самоуправления на всех видах сообщений (внутригородских, пригородных, междугородных) с использованием автобусов особо малой и малой вместимости, а также легковых автомобилей. Согласно Временным правилам особенностью перевозок в режиме маршрутного такси является предоставление населению транспортных услуг повышенной комфортности, которая достигается за счет: - перевозки пассажиров только на местах для сидения; - повышенной скорости сообщения по сравнению с маршрутными перевозками автобусами общего пользования; - остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением Правил дорожного движения; - приближения остановочных пунктов к местам скопления пассажиров и организации маршрутов по улицам и дорогам, местным проездам, позволяющим безопасно эксплуатировать автобусы малой и особо малой вместимости. ————————————————————————————————<2> Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ, утв. Минтрансом России от 29.09.1997.
Как считают чиновники, по приведенным выше причинам перевозки в режиме маршрутного такси нельзя отнести к перевозкам городским общественным транспортом. Однако они не учли, что, во-первых, указанные преимущества не всегда реализуются на практике. Во-вторых, Временные правила не зарегистрированы в Минюсте России, поэтому соответствующие правоотношения регулируются не отмененными до сих пор Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР <3>. ————————————————————————————————<3> Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176.
Порядок перевозки пассажиров в маршрутных такси, установленный и в том, и в другом документе, практически идентичен. Однако Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР применяются только в части, не противоречащей гл. 40 ГК РФ. В свою очередь, в гл. 40 ГК РФ отсутствуют понятие и отличительные особенности перевозок в режиме маршрутного такси. Обратимся к ст. 789 ГК РФ, посвященной перевозкам транспортом общего пользования. В ней предусмотрено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона и иных правовых актов вытекает, что организация обязана осуществлять перевозки грузов и пассажиров по обращению любого гражданина или юридического лица. Очевидно, что в соответствии с данным определением к перевозкам транспортом общего пользования могут быть отнесены и перевозки в режиме маршрутного такси. Требования, предъявляемые Уставом автомобильного транспорта <4> к перевозкам пассажиров, обязывают предприятия и организации автомобильного транспорта обеспечивать безопасность пассажиров при пользовании автомобильным транспортом, создавать и поддерживать необходимые удобства для пассажиров, осуществлять обслуживание их на автовокзалах (автостанциях), в автобусах и легковых автомобилях, своевременно перевозить и сохранять багаж пассажиров. Других условий и ограничений к перевозкам, осуществляемым общественным транспортом, гражданское законодательство и Устав автомобильного транспорта не предъявляют, поэтому нельзя утверждать, что маршрутное такси не является видом общественного транспорта и применять ККТ водители маршруток обязаны. ————————————————————————————————<4> Устав автомобильного транспорта РСФСР, утв. Постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 N 12.
Что должна предпринять организация в подобной ситуации? Осуществлять расчеты с населением, используя БСО (билеты), и при этом быть готовой отстоять свою позицию в судебном порядке или согласиться с мнением налоговиков и приобрести ККТ? Обратимся к арбитражной практике.
История вопроса в судебных решениях
Проблема применения кассовых аппаратов в маршрутных такси рассматривалась судами еще в период действия Закона N 5215-1 <5>. Так, Верховный Суд в Решении от 01.08.2001 N ГКПИ 01-1199 сделал вывод о необходимости обязательного применения контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении перевозок пассажиров маршрутными такси. Однако на тот момент обязанность применения ККМ перевозчиками пассажиров на маршрутном такси была четко определена Законом N 5215-1, так как данный вид деятельности был исключен из Перечня организаций, осуществляющих денежные расчеты с населением без применения ККМ <6>. ————————————————————————————————<5> Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Утратил силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. <6> Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения ККМ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745.
Позицией Верховного Суда руководствовался ФАС СЗО в Постановлении от 31.03.2003 N А56-30067/02, указав, что освобождение от применения ККМ связано не с типом транспортного средства, а со спецификой услуги, оказываемой пассажирам. Поэтому при решении вопроса о применении ККМ необходимо установить, в каком режиме работает транспортное средство: в режиме городского общественного транспорта или маршрутного такси. Поскольку организация не представила доказательств того, что ее транспортное средство относится к муниципальному транспорту, на котором действуют льготы для различных групп пассажиров, а также было установлено, что стоимость проезда на проверяемом транспортном средстве превышает стоимость проезда на городском общественном транспорте, суд счел правомерным отнести данный вид перевозок к маршрутным, которые предполагают применение ККМ в обязательном порядке. Следует учесть, что перевозка пассажиров автобусами малой вместимости по маршрутам города может быть признана в соответствии с нормативными актами исполнительной власти субъекта РФ перевозками городским транспортом общего пользования. В этом случае продажа проездных билетов и талонов может осуществляться без ККТ. На данное обстоятельство обращает внимание ФАС МО в Постановлении от 22.10.2001 N КА-А40/5962-01. При рассмотрении дела суд пришел к выводу, что автобусы и микроавтобусы транспортной организации, которая осуществляет перевозки по утвержденным маршрутам и тарифам, выполняя при этом городской заказ в части пассажирских перевозок согласно распоряжению органов местного самоуправления, являются транспортом общего пользования (а не маршрутными такси). Поэтому предприятие при перевозках вправе применять БСО (билеты по установленной форме <7>) без кассового аппарата. ————————————————————————————————<7> Форма билета на проезд в автобусах городского и пригородного сообщения утв. Письмом Минфина России от 23.10.1996 N 16-00-30-587 (рулонные билеты на проезд в автобусах городского и пригородного сообщения (код 0751009, 0751011)) по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
С вступлением в силу Закона N 54-ФЗ позиция арбитражных судов о необходимости применения ККТ водителями маршрутных такси не изменилась. При рассмотрении спора между налоговым органом и транспортной организацией ФАС СКО в Постановлении от 23.06.2004 N Ф08-2771/2004-1070а поддержал решение налогового органа о привлечении организации к административной ответственности за неприменение ККТ. Суд указал на то, что общество осуществляло транспортные перевозки автомобилем малой вместимости. Более того, отсутствовали доказательства: - соответствия стоимости проезда в указанном маршрутном такси тарифам, установленным в транспорте общего пользования; - предоставления отдельным пассажирам в полном объеме льгот, предусмотренных федеральным законодательством; - осуществления высадки не по требованию пассажиров, а на остановочных пунктах. Поэтому из материалов дела следует, что предприниматель осуществлял оказание услуг в виде маршрутных таксомоторных перевозок пассажиров, а не перевозку муниципальным общественным транспортом. Таким образом, владельцы маршрутных такси обязаны использовать ККТ. К аналогичному выводу пришли судьи ФАС СЗО в Постановлении от 05.07.2005 N А66-3112/2005. При рассмотрении указанных дел принималась во внимание вместимость транспортного средства. Однако отметим, что на сегодняшний день многие предприятия осуществляют транспортные перевозки в автомобилях малой вместимости, причем независимо от специфики оказываемых услуг. Привести доказательства того, что остановки транспортного средства осуществляются не по требованию пассажиров, а на остановочных пунктах, проблематично. Какую позицию занять руководителям транспортных компаний и как избежать последствий противоречивых выводов судов?
Что решил ВАС РФ?
Высший Арбитражный Суд в Постановлении N 8206/05 сделал вывод не в пользу налоговиков: предприятия, осуществляющие маршрутные перевозки, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ. По мнению суда, перевозка пассажиров - один из видов услуг, оказываемых населению, поэтому она может осуществляться с использованием БСО без ККТ. Какова причина такого решения суда? Чтобы разобраться в этом, приведем положения п. 3 ст. 2 Закона 54-ФЗ: организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при продаже проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте. Однако ВАС рассмотрел проблему исходя из положений п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ: организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Высший Арбитражный Суд поддержал вывод суда апелляционной инстанции, который основан на положениях указанного пункта Закона: допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров, исходя из положений Закона N 54-ФЗ, не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет. При этом налоговый орган не смог представить доказательства того, что используемые организацией билеты не являются БСО и не обеспечивают надлежащего учета. Как видно, затянувшийся спор налоговиков с владельцами маршрутных такси разрешен судом в пользу предприятий. Поэтому, если водители выдают пассажирам контрольные билеты, содержащие реквизиты, предусмотренные Письмом Минфина России от 23.10.1996 N 16-00-30-58, они не обязаны применять ККТ. Таким образом, Постановление ВАС РФ N 8206/05 поставило точку в многолетнем споре автоперевозчиков и налоговиков, подтвердив право организаций и предпринимателей выдавать билет в маршрутных такси вместо кассового чека. Казалось бы, сложившаяся арбитражная практика и мнение высшего суда по данному вопросу "не оставляют шансов" контролирующим органам. Тем не менее налоговые инспекторы настаивают на своем и штрафуют владельцев маршрутных такси за неиспользование ККТ, игнорируя судебную практику. Арбитражные суды в рассмотрении подобных ситуаций опираются на выводы ВАС, поэтому у организаций и предпринимателей есть все шансы отстоять свою позицию в судебном порядке. Например, аналогичное дело рассмотрено ФАС ВВО в Постановлении от 23.11.2005 N А31-6831/2005-7. Как и ожидалось, решение суда вынесено в пользу организации. Таким образом, продолжающиеся попытки налоговых органов наказывать налогоплательщиков могут быть предотвращены своевременным обращением в суд. Эффективность данного шага очевидна не только потому, что налогоплательщики могут решить спор с контролирующими органами. Судебный акт, признающий недействительным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, подлежит немедленному исполнению, гарантируя организациям и предпринимателям своевременность восстановления своих прав и законных интересов. Обратите внимание: речь идет об оказании услуг по перевозке пассажиров транспортными средствами по утвержденным в соответствующем порядке маршрутам. В отличие от перевозок пассажиров маршрутками для перевозок пассажиров в такси маршруты следования не установлены. Нужно ли в этом случае при осуществлении расчетов применять ККТ или можно ограничиться БСО?
Перевозка пассажиров в такси
Позиция налоговых органов по данному вопросу изложена в Письме МНС России от 08.10.2004 N 33-0-13/651, а также она неоднократно высказывалась на интернет-конференциях и семинарах. В своем разъяснении налоговики указали на необходимость применения ККТ таксистами. По их мнению, для любой деятельности, за исключением приведенной в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, использование кассового аппарата является обязательным. Перевозка пассажиров в такси при отсутствии установленных маршрутов следования не включена в перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и предприниматели могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). Не порадовал организации и Минфин в Письме от 27.12.2005 N 03-01-20/6-247, указав на обязательное применение ККТ водителями такси, аргументируя свою позицию тем, что для данного вида деятельности не утверждены бланки строгой отчетности. Таким образом, Законом N 54-ФЗ не предусмотрено освобождение от обязательного применения ККТ организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров на автомобильном транспорте - такси. Данную позицию поддерживают и арбитражные суды. Например, на обязательность применения ККТ указано в Постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2004 N А79-8448/2003-СК1-8023, ФАС ВСО от 18.11.2003 N А58-6667/02-Ф02-2414/03-С1. При этом технические сложности по установке ККТ в автомобиле судами во внимание не приняты. Поэтому не советуем водителям рисковать, нарушая действующее законодательство, и приобрести ККТ <8>. ————————————————————————————————<8> Модели ККТ, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники для сферы услуг на автомобильном транспорте (в такси), приведены в Письме МНС России от 04.06.2004 N 33-0-11/364@.
Обратите внимание: существует порядок применения ККТ в случае ее исключения из Государственного реестра. На основании п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ эксплуатация моделей ККТ, исключенных из Государственного реестра, осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. Поэтому в целях определения возможности дальнейшего использования ККТ следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего 7 лет включительно независимо от первоначальной стоимости кассовой техники. По истечении срока амортизации использование такой техники неправомерно (Письмо Минфина России от 04.10.2005 N 03-01-20/4-192).
Не только ККТ, но и БСО
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Возникает вопрос: всегда ли применим данный порядок расчетов при оказании услуг населению владельцами транспортных средств?
Прокат транспортных средств
Порядок обязательного применения ККТ не распространяется на договор проката транспортных средств, предмет которого - аренда имущества. В данном случае согласно действующему Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 <9> услуги по прокату легковых автомобилей относятся к сфере бытового обслуживания населения (код 019408). В отношении данного вида деятельности по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга может применяться система налогообложения в виде ЕНВД (пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ, если при оказании услуг населению они выдают БСО. ————————————————————————————————<9> Общероссийский классификатор услуг населению, утв. Постановлением Госкомстата России от 28.06.1993 N 163.
Формы БСО, приравненные к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством РФ. Формы, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения новых форм БСО в соответствии с Постановлением N 171 <10>, но не позднее 1 января 2007 г. ————————————————————————————————<10> Постановление Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
В Письме Минфина России от 27.09.2005 N 03-01-20/5-193 даны разъяснения по вопросу изготовления и применения БСО. По мнению Минфина, требования к БСО, установленные п. п. 5 - 7 Постановления N 171, могут быть соблюдены при условии их изготовления типографским способом. Таким образом, при оказании услуг по прокату легковых автомобилей организации и индивидуальные предприниматели вправе при расчетах с населением использовать БСО <11> без ККТ. ————————————————————————————————<11> Формы БСО при оказании услуг по прокату автотранспорта - БО-3, БО-6, БО-9, БО-11 (02), утв. Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33.
Федеральная налоговая служба в Письме от 14.09.2005 N 22-3-11/1765 придерживается аналогичной позиции и считает возможным осуществление расчетов при прокате автомобилей без применения ККТ при условии выдачи БСО. Обратите внимание: п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что БСО могут использоваться организациями в силу специфики осуществляемой ими деятельности только при расчетах с населением. Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 16 <12> действие п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ распространяется и на расчеты с гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя. Поэтому рассчитываться с предпринимателями за оказанные услуги также можно без применения ККТ. ————————————————————————————————<12> Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин".
Ремонт транспортных средств
Расчеты с населением по ремонту транспортных средств организации и предприниматели вправе осуществлять с использованием БСО по форме БО-14, которая применяется при оказании услуг технического обслуживания и ремонта транспортных средств (Письмо Минфина России от 11.04.1997 N 16-00-27-15). Однако Минфин указал, что применение БСО по форме БО-14 не освобождает предпринимателей и организации от применения ККТ. На это также обращено внимание в Постановлении ФАС УО от 03.10.2005 N Ф09-4380/05-С1. По мнению автора, позиция Минфина небесспорна. Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и предприятия могут осуществлять наличные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО. Однако внести ясность может только арбитражная практика, которая по данному вопросу еще не сформировалась. Поэтому при оказании услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств рекомендуем организациям и предпринимателям осуществлять расчеты с клиентами посредством контрольно-кассовой техники.
Отдельные вопросы применения ККТ
Получение аванса
В настоящий момент нет единой точки зрения на применение ККТ при получении аванса. Исходя из разъяснений налогового ведомства (Письма УМНС по г. Москве от 12.09.2003 N 29-12/50038, от 08.09.2004 N 29-12/58110) и принятых судебных решений (Постановления ФАС СЗО от 16.08.2005 N А56-17185/2005, от 16.12.2004 N А56-22344/04, ФАС УО от 25.08.2004 N Ф09-3435/04-АК), можно сделать вывод о необходимости применения ККТ при получении аванса. Однако ФАС УО в Постановлении от 06.09.2004 N Ф09-3649/04-АК изменил свою позицию в пользу предприятия. Противоречивость позиций судов в рамках одного арбитражного округа, несомненно, свидетельствует о том, что данная ситуация спорная. ФАС СЗО в Постановлении от 21.11.2005 N А56-24943/2005 указал, что Закон N 54-ФЗ не освобождает организации и предпринимателей от необходимости применения ККТ при неполной оплате товаров, работ или услуг. Более того, на основании п. 4.7 Типовых правил эксплуатации <13> кассир не должен иметь в кассе денежные средства, не учтенные через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы). На основании изложенного суд сделал вывод: при получении предоплаты организация обязана выдать чек ККТ. ————————————————————————————————<13> Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлением денежных расчетов с населением, утв. Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104.
В целях избежания разногласий с контролирующими органами организациям и индивидуальным предпринимателям лучше пробивать кассовый чек при получении аванса, так как сумма штрафа за неприменение ККТ довольно существенна для предприятий и должностных лиц.
Раздельный учет
На практике налогоплательщики одновременно могут применять несколько режимов налогообложения: к услугам по ремонту автотранспорта, оказываемых сторонним организациям, - налоговый режим в виде ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ), а в отношении продажи запчастей в магазине площадью более 150 кв. м - общий режим налогообложения. В данной ситуации организации и (или) предпринимателю необходимо применять кассовый аппарат при осуществлении каждого вида деятельности, но при этом они должны вести раздельный учет. Как выполнить требования законодательства при наличии одного кассового аппарата? Ответ на этот вопрос дал Минфин в Письме от 21.10.2005 N 03-11-04/3/117. По мнению финансового ведомства, раздельный учет возможен с применением одного кассового аппарата, для этого продажу товаров и услуг предприятию необходимо пробивать по разным счетчикам ККТ.
Ответственность за неприменение ККТ
Санкции за неприменение ККТ установлены ст. 14.5 КоАП РФ. Оштрафовать могут как организацию, так и ее должностное лицо - сотрудника, ответственного за кассовую машину: штраф для юридических лиц составляет от 30 000 до 40 000 руб., а для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб. Следует учесть, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели выступают в качестве субъектов ответственности как должностные лица. Обратите внимание: по мнению налоговиков, инспекторы не могут взимать штрафы за неприменение ККТ с физических лиц. Штрафы взимаются только с организаций или предпринимателей. Об этом специалисты ФНС сообщили в Письме от 19.10.2005 N 06-9-09/28. Тем не менее следует учесть, что данная позиция противоречит выводу, который Пленум Верховного Суда изложил в п. 15 Постановления от 24.03.2005 N 5. По мнению суда, на основании одной и той же нормы КоАП РФ можно привлекать к ответственности как организацию, так и ее должностное лицо, по вине которого было совершено правонарушение. В Постановлении от 28.06.2005 N 480/05 Президиум ВАС РФ сделал еще один неутешительный для налогоплательщиков вывод: недобросовестное исполнение сотрудником своих обязанностей не освобождает работодателя от штрафа. В связи с этим во избежание штрафных санкций транспортные компании должны решить вопрос применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, а приведенные в статье мнения и комментарии помогут им сделать правильный выбор.
С.В.Семенов Эксперт журнала "ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 03.02.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |