|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Переходная инвентаризация ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 5)
"Учет. Налоги. Право", 2006, N 5
ПЕРЕХОДНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Новые правила уплаты НДС принесли организациям и предпринимателям дополнительную обязанность провести инвентаризацию. Теперь же налоговая служба хочет, чтобы плательщики НДС еще и проинформировали ее об итогах инвентаризации. Для этого ФНС утвердила целых два документа.
Отказ законодателей от возможности выбрать метод определения базы по НДС привел к необходимости зафиксировать дебиторскую и кредиторскую задолженность плательщиков. Для этого Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ (который и внес поправки в главу НК РФ о НДС) установил для всех плательщиков НДС обязанность провести инвентаризацию задолженности по состоянию на 1 января 2006 г. (п. 1 ст. 2 Закона). Однако, установив обязанность по проведению инвентаризации, Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ ничего не сказал об оформлении ее результатов. Это означает, что результаты такой инвентаризации должны оформляться в общем порядке. То есть инвентаризационными описями или актами инвентаризации (п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). Но у налоговиков, как выяснилось, совершенно другой взгляд на вопрос оформления инвентаризации задолженности. Оно и понятно. Ведь акты инвентаризации не позволяют быстро и эффективно контролировать выполнение плательщиками Закона N 119-ФЗ. Поэтому инспекторы решили переложить часть своих обязанностей на бухгалтеров. В Письме от 27.01.2006 N ММ-6-03/85 <*> Федеральная налоговая служба привела формы двух справок, которые надо заполнить по итогам инвентаризации. ————————————————————————————————<*> Опубликовано в приложении "Официальные документы" N 5, 2006.
Помоги инспектору
Даже беглый анализ форм, приведенных в Письме налоговой службы, дает все основания утверждать: оформление результатов инвентаризации в виде справок удобно именно для налоговиков. Например, организация, работавшая в 2005 г. по отгрузке, в первом полугодии 2006 г. должна ставить к вычету НДС по принятым к учету, но не оплаченным до 1 января 2006 г. товарам, работам и услугам равными долями (п. 10 ст. 2 Закона N 119-ФЗ). Так вот, чтобы проверить правильность таких вычетов и их размер, инспектору достаточно будет лишь заглянуть в разд. 1 справки о кредиторской задолженности. А не будь этого документа, контролерам пришлось бы перелопатить куда больше документов - счета-фактуры, договоры, платежные ведомости и т.п. Резонен вопрос: а обязаны ли бухгалтеры заполнять формы, разработанные ФНС России? Нет, не обязаны. Дело в том, что приведенные в Письме формы носят рекомендательный характер. Это отмечают и сами налоговики. Ведь утверждать формы налоговой отчетности может только Минфин России (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Налоговики же только обязаны разъяснять порядок их заполнения (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). А в данном случае речь идет даже не о форме налоговой отчетности, а о документе, существование которого не предусмотрено ни одним нормативно-правовым актом. Поэтому если бухгалтер хочет облегчить жизнь не своему налоговому инспектору, а себе, то он может оформить результаты инвентаризации так, как удобно самому плательщику. Например, составить опись или акт. Или справку в произвольной форме. Тем же, кто решит прислушаться к рекомендациям ФНС России, важно знать, что налоговики хотят получить справки вместе с декларацией по НДС за первый налоговый период 2006 г.
Не всякий долг - задолженность
Итак, что же хотят видеть налоговики в справке? Туда надо включить подробные сведения обо всех видах задолженности, в отношении которых Закон N 119-ФЗ обязал провести инвентаризацию. Дополнительно в Письме расшифровывается, что при подведении итогов инвентаризации не учитывается задолженность по тем операциям, сумма НДС с которых уменьшает расходы по прибыли (п. п. 2, 5 ст. 170 НК РФ). А также не включается задолженность по операциям, облагаемым по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ). Кроме того, если до 2005 г. учет велся по оплате, ФНС России рекомендует отразить в справке задолженность по отгруженным, но не оплаченным товарам, работам и услугам, которые не были включены в налоговую базу по НДС. В справках налоговики рекомендуют указать такие сведения, как наименование организации, применяемую в 2005 г. учетную политику (по отгрузке или по оплате), реквизиты выставленных, но не оплаченных счетов-фактур и суммы задолженности по ним. Нумерацию счетов-фактур рекомендуется начинать с цифры 1. Задолженность по основным средствам, по мнению налоговиков, нужно отразить в отдельном разделе справки.
М.Щербакова Эксперт "УНП" Подписано в печать 03.02.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |