Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет расходов на проведение медицинских осмотров работников ("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 2)



"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 2

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ

МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ

Существуют профессии и производства, для которых здоровье работника имеет первостепенное значение. Строительная деятельность не является исключением. Работать строителям приходится и в условиях вредной среды, и на высоте. Поэтому медицинские осмотры являются частью тех мероприятий, проводить которые за свой счет организацию обязывает государство и целью которых является обеспечение нормальных, безопасных условий труда и предупреждение развития профессиональных заболеваний работников. Конечно, организация, заботясь о здоровье своих работников, может организовать их медосмотр по собственной инициативе, но тогда на эти цели ей придется потратить часть своей прибыли.

Как правильно организовать медицинские осмотры работников, как вести налоговый и бухгалтерский учет таких расходов, а также какими налогами облагать подобные выплаты, мы расскажем в данной статье.

Необходимость проведения медосмотров

Основным документом, обязывающим работодателя проводить предварительные и периодические медосмотры работников, является Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), а именно ст. 213. В ней указано, что в обязательном порядке медицинское обследование должны проходить:

- работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными для жизни условиями труда;

- работники, деятельность которых связана с движением транспорта;

- работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;

- работники водопроводных сооружений;

- работники лечебно-профилактических и детских учреждений;

- лица в возрасте до 18 лет (это предусмотрено ст. 266 ТК РФ).

Полные списки работ и факторов, предусматривающих медицинские осмотры, приведены в Приказе Минздравсоцразвития России N 83 <1> (далее - Приказ N 83). В Приложении N 1 к этому Приказу приведен Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, а в Приложении N 2 - Перечень работ, при выполнении которых должны проводиться предварительные и периодические медицинские осмотры. Именно этими документами нужно руководствоваться работодателю, принимая решение о направлении своих работников на медосмотр.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)".

Однако Приказ N 83 не единственный документ, который работодатель может использовать при организации медосмотра своих работников. Письмо Роспотребнадзора N 0100/63-05-32 <2>, в частности, разъясняет, что указанный Приказ не отменяет действия ранее принятых Минздравом Приказов N N 90 <3> и 555 <4> в части вопросов, в нем не отраженных.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.01.2005 N 0100/63-05-32 "О порядке применения Приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83".

<3> Приказ Минздрава России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".

<4> Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".

Кроме того, существует еще ряд правовых документов, каждый из которых предусматривает проведение обязательных медосмотров в какой-либо отрасли производства. Например, в строительстве к таким документам можно отнести Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. СанПиН 2.2.3.1384-03" <5>. Указанные в них нормы обязательны для работодателя.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141 "О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.2.3.1384-03".

Основная задача медосмотра - определить соответствие состояния здоровья работника поручаемой ему работе. Медосмотры могут быть:

- предварительным. Они дают возможность еще до заключения трудового договора определить, может ли кандидат претендовать на должность по состоянию здоровья;

- периодическими. Они позволяют проследить за состоянием здоровья работников на протяжении их трудовой деятельности в организации и своевременно выявить начальные формы профессиональных заболеваний либо заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы;

- внеочередными, которые проводят по особым медицинским рекомендациям.

Общий порядок проведения медицинских обследований определен в Приложении N 3 к Приказу N 83. В соответствии с ним работодатель должен составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, указать участки, цехи, производства, вредные работы и вредные и (или) опасные производственные факторы, оказывающие воздействие на работников, и согласовать его с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Обратите внимание: при составлении списков работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, количество часов, проработанных в смену в контакте с вредным фактором, и его уровень не учитываются (если иное не оговорено в санитарных правилах или других нормативных документах). Об этом сказано в Письме Роспотребнадзора N 0100/63-05-32.

Прежде чем направлять своих работников или кандидатов на вакантную должность на медосмотр, организация должна заключить с медицинским учреждением, имеющим лицензию на проведение указанного вида деятельности, договор, оговаривающий все финансовые и медицинские аспекты.

За два месяца до начала проведения периодического медицинского обследования организация направляет в медучреждение составленный и согласованный с Роспотребнадзором поименный список работников. Медицинская организация совместно с работодателем утверждает календарный план проведения медицинских осмотров, определяет виды и объемы необходимых обследований с учетом специфики данной организации, а также какие врачи-специалисты будут в них задействованы.

Если проводится предварительный медицинский осмотр, то организация обязана выдать соискателю направление, в котором должны быть указаны вредные и опасные производственные факторы, присутствие которых предполагается на его потенциальном рабочем месте.

После проведения обследований медучреждение в течение 30 дней должно представить работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также центру профпатологии заключительный акт, в котором обобщены результаты проведенных предварительных или периодических медицинских осмотров работников.

Согласно ст. 212 ТК РФ сотрудника, не прошедшего обязательный медосмотр, допускать к работе организация не имеет права. В случае нарушения требований законодательства инспекция по труду уполномочена наложить на организацию, а также на ее должностных лиц административный штраф.

Отметим, что изменения, внесенные Федеральным законом N 45-ФЗ <6> и вступившие в силу с 12 августа 2005 г., ужесточили ответственность работодателей за нарушение законодательства о труде и охране труда.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ".

На настоящий момент согласно ст. 5.27 КоАП административный штраф составляет:

- для должностных лиц - от пяти до пятидесяти МРОТ;

- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до пятидесяти МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- для юридических лиц - от трехсот до пятисот МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если должностное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Как часто проводить периодические медицинские обследования работников, организация решает совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Напомним, что в соответствии с законодательством (ст. 213 ТК РФ) период между медосмотрами не должен быть более двух лет. Кроме того, трудовым законодательством оговорено, что все сотрудники, не достигшие 18 лет (ст. 266 ТК РФ), а также занятые на работах с вредными и опасными условиями в возрасте с 18 до 21 года (ст. 213 ТК РФ), обязаны проходить периодические медицинские осмотры ежегодно.

Определенные виды деятельности, в частности связанные с источниками повышенной опасности (в строительной сфере это работы, проводимые на высоте, связанные с подъемом на высоту, верхолазные работы, а также работа водителей автотранспорта), требуют прохождения такими специалистами регулярного психиатрического освидетельствования. Как и где его проходить, сказано в Постановлении Правительства РФ N 695 <7>, а перечень медицинских психиатрических противопоказаний для отдельных видов профессиональной деятельности приведен в Постановлении СМ - Правительства РФ N 377 <8>. Отметим, что согласно ст. 213 ТК РФ психиатрическое освидетельствование нужно проводить не реже чем один раз в пять лет.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности".

<8> Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Все, о чем мы рассказали выше, касается обязательных медосмотров, проведение которых предусмотрено законодательством. Но, разумеется, организация, заботясь о здоровье своих сотрудников, может организовывать медосмотры и по собственной инициативе для любых категорий работающих (с их согласия) и самостоятельно устанавливать периодичность медосмотра. И в том, и в другом случаях оплачивает эти расходы работодатель. Но если в первом случае такие затраты включаются в состав расходов, то во втором для этих целей будет использована полученная прибыль. Как отразить эти расходы в учете, пойдет речь далее.

Обязательный медицинский осмотр работников

Расходы на предварительный медосмотр при поступлении на работу. Предварительное медицинское обследование кандидата на должность, относящуюся к категории тяжелых, опасных либо вредных работ, организация обязана провести еще до подписания с ним трудового договора и только после получения положительного заключения медицинской комиссии принять его на работу. Поскольку медицинский осмотр в этом случае проводится до оформления трудовых отношений работника с организацией, то в налоговом учете эти затраты могут быть отнесены в состав расходов на основании пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с набором персонала.

Правомерность учета для целей налогообложения расходов на проведение обязательных предварительных медосмотров, проводимых в соответствии с действующими нормативными актами Минздравсоцразвития и Минздрава России, подтверждена Письмом Минфина России от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340. Кроме того, в нем указано, что суммы возмещения стоимости медосмотра, оплаченного при приеме на работу самим работником, также уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль при наличии подтверждающих документов.

В бухучете согласно п. 7 ПБУ 10/99 <9> эти затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности и отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

На эти суммы не начисляются ЕСН, НДФЛ и взносы в ПФР, так как никакие выплаты в пользу работника не производятся.

Расходы на периодический медосмотр. Периодические медосмотры работников, согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, поэтому они уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль. Но включать их в налоговые расходы можно только в тех пределах, которые разрешены законодательством (мы подробно об этом рассказали в предыдущем разделе).

Организации, не имеющие на своей территории здравпунктов, могут учесть расходы на проведение медосмотров работников, которые согласно законодательству Российской Федерации являются обязательными, так как данные расходы при их надлежащем документальном оформлении удовлетворяют требованиям ст. 252 Кодекса (Письмо Минфина России от 21.06.2005 N 03-03-04/1/20).

Аналогичная точка зрения была высказана в Письме Минфина от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100, в котором указано, что расходы на проведение медосмотров иных работников организации, для которых такие медосмотры не являются обязательными, не могут быть признаны обоснованными, и, как следствие, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

В бухгалтерском учете суммы, потраченные на обязательный периодический медосмотр, учитываются также на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Эти расходы, по сути, являются выплачиваемыми в соответствии с законом компенсациями рабочего времени сотрудников (ст. 213 ТК РФ), поэтому НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ), ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ) и пенсионными взносами они не облагаются. К компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, можно отнести расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу, в случае приема на работу) и периодических (в течение действия трудового договора) медицинских осмотров (обследований) работников, оплаченные предприятием в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 212, 213), законами и иными нормативными правовыми актами (включая медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.

В связи с изложенным вышеперечисленные расходы не подлежат обложению единым социальным налогом. Такая позиция Минфина представлена в Письме от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100.

Оплата времени, потраченного на медосмотр. На время проведения медосмотра за работниками, обязанными в соответствии с нормативными актами проходить такое обследование, сохраняется средний заработок по месту работы. Это требование установлено ст. ст. 185, 212 ТК РФ.

Согласно ст. 139 ТК РФ средний заработок рассчитывается исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Напомним, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда организации виды выплат независимо от источников этих выплат. Для расчета среднего заработка работников бухгалтеру нужно руководствоваться Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы <10>, в котором дана подробная методика, учитывающая нюансы различных форм оплаты труда.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.

Как следует из п. 7 ст. 255 НК РФ, суммы, начисленные работникам за время прохождения предусмотренного законодательством медосмотра и рассчитанные исходя из среднего заработка, включаются в расходы по оплате труда и учитываются для целей налогообложения. Соответственно, в этом случае на них начисляются ЕСН, НДФЛ и взносы в ПФР.

Пример 1. Работники ООО "Верхолаз", согласно п. 1 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, должны один раз в два года проходить периодическое медицинское обследование у офтальмолога, хирурга, психиатра, отоларинголога. В соответствии с планом медосмотр был проведен в октябре 2005 г. На прохождение медосмотра каждым работником руководство предусмотрело два дня. За эти услуги организация уплатила медицинскому учреждению 100 000 руб., сумма компенсации работникам за время прохождения медосмотра (2 дня) составила 215 000 руб.

Указанные операции будут отражены в учете следующими проводками:

     
   ———————————————————————————————————————T——————T——————T———————————¬
   |          Содержание операции         | Дебет|Кредит|Сумма, руб.|
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Отражены расходы на медосмотр         |  26  |  60  |  100 000  |
   |работников                            |      |      |           |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Оплачены услуги медучреждения         |  60  |  51  |  100 000  |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Начислена компенсация работникам за   |  20  |  70  |  215 000  |
   |время прохождения медосмотра (2 дня)  |      |      |           |
   |исходя из средней заработной платы    |      |      |           |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Начислен ФСС (3,2%) с суммы           |  20  | 69—1 |    6 880  |
   |компенсации                           |      |      |           |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Начислен ФФОМС (0,8%) с суммы         |  20  | 69—3 |    1 720  |
   |компенсации                           |      |      |           |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Начислен ТФОМС (2,0%) с суммы         |  20  | 69—3 |    4 300  |
   |компенсации                           |      |      |           |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Начислен ЕСН (20,0%) с суммы          |  20  | 69—2 |   43 000  |
   |компенсации                           |      |      |           |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Удержан НДФЛ (13%) с суммы компенсации|  70  | 68—1 |   27 950  |
   |(для упрощения расчета будем считать, |      |      |           |
   |что права на стандартные вычеты       |      |      |           |
   |работники не имеют)                   |      |      |           |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Начислены взносы по обязательному     |  70  | 69—11|    6 450  |
   |страхованию от несчастных случаев на  |      |      |           |
   |производстве и профзаболеваний (3,0%) |      |      |           |
   |с суммы компенсации                   |      |      |           |
   L——————————————————————————————————————+——————+——————+————————————
   

Таким образом, рассчитывая налог на прибыль, ООО "Верхолаз" включит в расходы 377 350 руб., из них: 100 000 руб. - расходы на медосмотр, 215 000 руб. - компенсация работникам за время прохождения медосмотра, 62 350 руб. - налоги с суммы компенсации.

Что делать, если работник не прошел обязательный медосмотр в установленное время? В этом случае в соответствии с законодательством работодатель не имеет права допускать его к работе (ст. 212 ТК РФ). Причем, если работник сам отказался от прохождения обязательных медицинских обследований, то это - нарушение им трудовых обязанностей (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.1992 N 16), которое влечет за собой дисциплинарную ответственность.

Оплата потерянного рабочего времени будет зависеть от того, по чьей вине это произошло (ст. 76 ТК РФ). Если виновен сотрудник, то время отсутствия на рабочем месте ему не оплачивают. Если вина лежит на организации, то в соответствии со ст. 157 ТК РФ она обязана время отстранения сотрудника от работы оплатить как время простоя в размере не менее двух третей его средней заработной платы.

Необязательный медицинский осмотр работников

Проведение предварительных и периодических медицинских обследований работников, чья деятельность не указана в соответствующих перечнях, утвержденных законодательством, не является экономически обоснованным, поэтому отнести их в состав расходов и уменьшить на них налогооблагаемую прибыль нельзя.

В этом случае, проведя предварительный медосмотр соискателя на должность (напомним, что в этот момент трудовой договор с ним еще не подписан), организация должна такие затраты учесть как расходы для собственного потребления. С их стоимости ей необходимо начислить НДС в бюджет (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), как при передаче услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.

В связи с тем что расходы на предварительный медосмотр не связаны с оплатой труда, то есть выплаты в пользу работника не производятся, ЕСН, НДФЛ и взносы в ПФР с этих сумм исчислять не надо.

Затраты на периодические медицинские обследования сотрудников, проведенные организацией по собственной инициативе, в налоговом учете подпадают под действие п. 29 ст. 270 НК РФ как другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников. Они не учитываются в целях налогообложения прибыли, и, следовательно, ЕСН и взносы в ПФР с этих сумм платить не нужно (п. 3 ст. 236 НК РФ). Но НДФЛ, по нашему мнению, удержать необходимо, так как эти выплаты считаются доходом работника, полученным в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Вместе с тем в Письме Минфина России N 03-03-01-04/1/100 высказано мнение о том, что стоимость медосмотров, возмещаемая предприятием своим работникам за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль организаций, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц. В подтверждение своей позиции минфиновцы ссылаются на п. 10 ст. 217 НК РФ, в соответствии с которым не подлежат налогообложению суммы, уплаченные организациями за лечение и медицинское обслуживание своих сотрудников и отнесенные за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций. Таким образом, в данной ситуации организация должна принять решение самостоятельно.

В бухгалтерском учете расходы на медосмотр списываются на счет 91-2 "Прочие расходы".

Не предусмотренное законодательством медицинское обследование проводится организацией с согласия работника в целях проверки его состояния здоровья. Оплачивать потраченное на медосмотр рабочее время трудовое законодательство организацию не обязывает. Но она вправе самостоятельно принять решение об оплате дней или часов, связанных с прохождением медицинских осмотров. Однако тогда эти суммы нельзя включать в расходы по оплате труда, в целях налогообложения прибыли они не учитываются, ЕСН и пенсионными взносами не облагаются. При этом НДФЛ, согласно п. 1 ст. 210 НК РФ, нужно удержать.

Пример 2. Руководство ООО "Чайка" по своей инициативе предложило сотрудникам пройти медосмотр и приняло решение компенсировать время отсутствия на работе по этой причине из расчета среднего заработка. За медосмотр организация заплатила медицинскому учреждению 40 000 руб., сумма компенсации работникам составила 83 000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

     
   ———————————————————————————————————————T——————T——————T———————————¬
   |          Содержание операции         | Дебет|Кредит|Сумма, руб.|
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Отражены расходы на медосмотр         | 91—2 |  60  |   40 000  |
   |работников                            |      |      |           |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Оплачены расходы на медосмотр         |  60  |  51  |   40 000  |
   |работников медучреждению              |      |      |           |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Начислена компенсация работникам за   | 91—2 |  70  |   83 000  |
   |время прохождения медосмотра исходя из|      |      |           |
   |средней заработной платы              |      |      |           |
   +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+
   |Удержан НДФЛ (13%) с суммы компенсации|  70  | 68—1 |   10 790  |
   |(для упрощения расчета будем считать, |      |      |           |
   |что права на стандартные вычеты       |      |      |           |
   |работники не имеют)                   |      |      |           |
   L——————————————————————————————————————+——————+——————+————————————
   

ООО "Чайка" не сможет включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, сумму 123 000 руб. (40 000 руб. - расходы на медосмотр, 83 000 руб. - компенсация работникам времени прохождения медосмотра).

Учет расходов на содержание здравпунктов

Здравпункты и медпункты не являются самостоятельными учреждениями, они, согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения <11>, входят в состав учреждений здравоохранения, предприятий и образовательных учреждений на правах структурных подразделений. Расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения утвержденная Приказом Минздрава России от 03.06.2003 N 229.

Однако данные затраты может включить в свои расходы не каждая организация. По мнению Минфина, высказанному в Письме N 03-03-04/1/20, указанная норма закона позволяет отнести к прочим расходам затраты на содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. Кроме того, эти расходы могут приниматься для целей налогообложения только организациями с вредными или тяжелыми условиями труда, для которых содержание таких здравпунктов обязательно и является необходимым условием осуществления своей деятельности (см. Письмо Минфина России N 03-03-05/1/69 <12>).

     
   ————————————————————————————————
   
<12> Письмо Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/1/69 "О налоге на прибыль предприятий".

Обратите внимание: здравпункт нельзя считать объектом обслуживающего производства организации и, соответственно, применять к нему нормы ст. 275.1 НК РФ. Как указано в Постановлении ФАС СЗО от 30.06.2005 N А42-9476/04, из норм ст. 275.1 НК РФ следует, что здравпункты к числу объектов обслуживающих производств и хозяйств не относятся. Целью здравпункта является оказание работникам, занятым на вредных и опасных производствах, первой (доврачебной) медицинской помощи перед отправкой работника в медицинское учреждение (см. Письма Минфина России N N 03-03-05/1/69 и 03-03-01-04/1/75 <13>). Другими словами, их деятельность связана с обеспечением нормальных, безопасных условий труда работников согласно нормам Федерального закона N 181-ФЗ <14>, и поэтому все затраты на их содержание можно обоснованно включить в расходы.

     
   ————————————————————————————————
   
<13> Письмо Минфина России от 14.12.2004 N 03-03-01-04/1/175 "О расходах на содержание здравпунктов".

<14> Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в РФ".

Кроме содержания помещений и инвентаря здравпункта в расходы включают мероприятия по охране труда работников здравпункта, расходы на повышение квалификации врачей и медицинских сестер, приобретение необходимых медикаментов, оплату труда медицинского персонала, осуществляющего профосмотры, и специалистов, обслуживающих здравпункт (например, водителей, специалистов центра АСУ и т.п.). При этом зарплата работников здравпункта в силу ст. 255 НК РФ относится к расходам на оплату труда. Заметим, что все споры с налоговой инспекцией о правомерности отнесения организациями указанных затрат в состав расходов неоднократно разрешались в суде в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС СЗО от 18.08.2005 N А42-8826/04, ФАС УО от 07.06.2005 N Ф09-5606/04-С7 и от 19.07.2004 N Ф09-2812/04-АК).

Л.В.Карпович

Эксперт журнала

"Строительство: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

02.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Имущественный налоговый вычет при покупке жилья и продаже имущества ("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 2) >
Статья: Чья подпись важнее, или О том, как избежать неблагоприятных последствий ("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.