Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обязанности организаций в области социального страхования ("Финансовая газета", 2006, N 5)



"Финансовая газета", 2006, N 5

ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Рассмотрим следующую ситуацию. Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) было зарегистрировано в октябре 2004 г., деятельности не вело, заработная плата не начислялась. В сентябре 2005 г. учредитель общества продал свою долю в уставном капитале другой организации. Бухгалтер нового участника не обнаружил среди переданных документов извещения о постановке на учет в ФСС РФ, а также каких-либо документов, связанных с исполнением этой организацией обязанностей страхователя. Обратившись в ФСС РФ, бухгалтер узнал, что ООО придется заплатить штрафы за несвоевременную постановку на учет и за несданные отчеты, а также недоимки и пени по взносам в фонд, что составит довольно значительную сумму. Проанализируем данную ситуацию с правовых позиций.

Обязанности организаций в области социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Это постановка на учет в территориальных исполнительных органах фонда в качестве страхователя, учет и уплата страховых взносов и выплат, обеспечение сохранности документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представление страховщику, т.е. самому фонду, отчетности по установленной форме и в соответствующие сроки. В соответствии с налоговым законодательством фонды социального страхования могут применить к организации штрафные санкции за следующие нарушения: за нарушение сроков регистрации - постановки на учет в исполнительном органе фонда, за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, за иное неправильное исчисление страховых взносов, за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица исполнительного органа фонда, проводящего проверку.

Срок подачи заявления о постановке на учет

Штраф за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет согласно ст. 116 НК РФ составляет 5000 руб. Однако процедура взыскания штрафа в этом случае должна осуществляться в соответствии с порядком, определенным п. 3 ч. 1 ст. 214 АПК РФ, который содержит положение о необходимых предварительных действиях со стороны ФСС РФ - направлении организации - нарушителю заявления с требованием об уплате штрафа. Поскольку в рассматриваемой ситуации ООО не получало каких-либо письменных заявлений со стороны органов социального страхования, привлечение ООО к ответственности без предварительных уведомлений и требований неправомерно. На этот счет существует не одно судебное решение в пользу организации-страхователя (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2003 N КА-А40/10429-03).

С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который внес существенные изменения в Закон N 125-ФЗ. В частности, ст. 6 Закона N 125-ФЗ теперь содержит следующие положения: регистрация юридических лиц в исполнительных органах страховщика, т.е. в фонде социального страхования, осуществляется в пятидневный срок с момента представления сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, а представляет эти сведения не само юридическое лицо, как было раньше, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице территориальных инспекций.

Как видно, действующим законодательством установлена норма, согласно которой юридическое лицо принципиально не может быть привлечено к ответственности за нарушение сроков постановки на учет в органах социального страхования, потому что эта обязанность возложена законом на регистрирующий орган (налоговую службу), а для страхователя - юридического лица такая обязанность законом не установлена.

Данную точку зрения можно подтвердить и судебной практикой последнего времени, обзор которой приводится в приложении к Письму ФСС РФ от 21.03.2005 N 02-18/07-2407. Например, в Решении Арбитражного суда Омской области от 28.05.2004 N 10-954/03 говорится, что суд считает требование заявителя - ФСС РФ о взыскании штрафа за нарушение ответчиком - юридическим лицом срока постановки на учет в исполнительных органах фонда не подлежащим удовлетворению, поскольку в настоящее время у страхователя такая обязанность отсутствует. И, наконец, ФСС РФ Постановлением от 01.03.2004 N 18 отменил для юридических лиц штрафные санкции за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя.

Таким образом, по нашему мнению, у ФСС РФ отсутствуют основания для привлечения общества к ответственности за опоздание с постановкой на учет и соответственно для наложения штрафа.

Ведение деятельности без постановки на учет

Если такое правонарушение рассматривать по аналогии с налоговым законодательством, то в соответствии со ст. 117 НК РФ ООО ждет взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение времени ее деятельности без регистрации, но не менее 20 000 руб., а если срок такой деятельности превысил 90 дней, то штраф должен составить 20% доходов. Но при этом законодательство об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не предусматривает применения органами социального страхования мер ответственности, установленных ст. 117, о чем свидетельствуют отказы судебных органов в принудительном исполнении решений территориальных отделений ФСС РФ о применении ответственности, установленной ст. 117 НК РФ.

Таким образом, на наш взгляд, ФСС РФ не имеет полномочий наказывать организации и предпринимателей по такому основанию, как ведение деятельности без регистрации в фонде.

Неуплата страховых взносов

Факт наличия нарушений при начислении, уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний может быть установлен только в результате контрольных мероприятий - посредством проведения ФСС РФ документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. В соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 04.12.2003 N 134 (с изм. и доп. от 01.03.2004) (далее - Методические указания), такие проверки назначаются и проводятся на основании решения руководителя отделения фонда. Срок проверки не может превышать двух месяцев, по результатам составляется акт, в котором должно содержаться обоснованное подтверждение выявленных нарушений либо указание на отсутствие таковых.

В течение двух недель проверяемая организация может представить в фонд свои письменные объяснения, возражения и документы, затем в течение 10 дней акт будет рассмотрен руководителем отделения фонда. На этом этапе формируется окончательное решение о наличии недоимок, пени, оснований для штрафов. Наконец, организация-нарушитель получает требование о добровольной уплате указанных сумм в установленные фондом сроки, к тому же страхователю может быть направлено решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства, если в ходе проверки будут установлены соответствующие основания.

Далее, если страхователь не исполняет предъявленное требование добровольно, фонд выносит решение о принудительном взыскании со страхователя сумм недоимки и пеней за счет денежных средств и иного имущества. На основании данного решения в банк, где открыты счета страхователя, направляется инкассовое поручение о перечислении недоимки и пеней в бесспорном порядке. Если денежных средств недостаточно или отсутствует информация о счетах страхователя, то недоимка и пени могут быть взысканы путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

В п. 36 Методических указаний установлено, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в бесспорном порядке должно быть принято не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени.

Решение о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным. Однако если установленный срок в 60 дней пропущен фондом, то он может взыскать с организации суммы недоимки и пеней по взносам в судебном порядке.

ФСС РФ может обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании со страхователя - юридического лица причитающейся к уплате суммы. Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в п. 12 Постановления от 28.02.2001 N 5, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности перед бюджетом для юридических лиц установлен в размере 6 месяцев с момента истечения 60-дневного срока после истечения срока добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов.

Что касается пеней, то в соответствии со ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки он уплачивает пени за каждый календарный день просрочки. Пени определяются в процентах от недоимки, которой считается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный срок. Процентная ставка пеней составляет одну трехсотую ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент образования недоимки. Начисление пеней не производится, если страхователь подтвердит, что не мог погасить недоимку в силу приостановления операций по его счетам в банке или наложения ареста на его имущество.

Что же касается ООО, о котором идет речь, то в отношении его деятельности ФСС РФ проверок не проводил, требований и решений не направлял, в суд не обращался, следовательно, оснований для взыскания недоимок, штрафов и пеней не имеется.

Напомним, что без акта проверки, без согласования разногласий по материалам проверки, без выставления требований ФСС РФ не имеет права предъявлять материальные претензии. Такие действия признаны незаконными Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2005 N Ф04-131/2005(8074-А67-6). Кроме того, ФСС РФ распространил специальное Письмо от 28.02.2005 N 02-18/07-1657, в котором настоятельно рекомендовал своим сотрудникам для взыскания штрафных санкций составлять акты по результатам проверок.

В рассматриваемой ситуации ФСС РФ не сможет сформировать необходимое требование, в котором должна быть указана сумма недоимки, так как организация не заключала трудовые договоры, не начисляла заработную плату, а следовательно, у нее не имелось оснований для исчисления и уплаты страховых взносов и выплат. Ведь в соответствии со ст. 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы, нанимающее физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, либо на основании трудового договора, либо на основании гражданско-правового договора. Таким образом, поскольку важнейший критерий, необходимый для возникновения обязанностей страхователя у юридического лица, - наличие трудовых отношений в организации, заключение соответствующих договоров, оплата труда работников - не выполнен, никаких штрафов, недоимок, а тем более пеней за неуплату страховых взносов ООО платить не должно.

То же касается не сданной вовремя отчетности. Как известно, в отчетах должны быть отражены начисления страховых взносов и страховые выплаты, что неразрывно связано с начислением заработной платы и в целом с фактически существующими трудовыми отношениями в организации. Ведь обязанность представлять сведения по средствам социального страхования законодательно существует только у организаций-страховщиков, т.е. тех организаций, которые имеют трудовые отношения с работниками. А если организация страховщиком не является, то и обязанности сдавать ФСС РФ отчетность у нее нет. Такой вывод сделан и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2004 N А56-15968/04.

Ю.Межникова

Юрист

Подписано в печать

01.02.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Безвозмездная передача имущества ("Финансовая газета", 2006, N 5) >
Статья: Консолидированная финансовая отчетность ("Финансовая газета", 2006, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.