|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налог у получателей бюджетных средств ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 4)
"Учет. Налоги. Право", 2006, N 4
НАЛОГ У ПОЛУЧАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Значительная часть обзора, сделанного Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 22.12.2005 N 98, посвящена налогообложению доходов, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета.
Льготный доход
Первым делом Президиум ВАС РФ поставил точку в длительном споре, возникшем вокруг льготных тарифов. Дело в том, что для некоторых категорий граждан установлены льготы по оплате коммунальных услуг: такие жильцы либо вообще не вносят плату, либо вносят ее частично. А остальную часть за льготников доплачивает бюджет. Именно по поводу налогообложения этих доплат и шел спор. Признаются ли такие суммы средствами целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ)? Или их надо включать в доходы в общем порядке? В Обзоре Президиум ВАС РФ выбрал второй вариант. По мнению судей, в данной ситуации бюджетные средства надо рассматривать как доход организаций, занимающихся обслуживанием жилья. Дело в том, что полученные из бюджета средства налогоплательщик может расходовать по своему усмотрению. А это значит, что бюджетные поступления не носят целевого характера и под действие пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не подпадают. Следовательно, такие поступления нужно включить в доходы плательщика как часть выручки от реализации услуг.
Коммерция тоже учитывается
Не признал Президиум ВАС РФ средствами целевого финансирования и доходы государственных и унитарных муниципальных предприятий, полученные от коммерческой деятельности. Причем, по мнению судей, такие доходы облагаются налогом на прибыль, даже если доход направлялся на финансирование уставной деятельности организации. Так, получающее доходы от оказания образовательных услуг и сдачи имущества в аренду ФГУП не учитывало такие доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Оно расценивало их как целевые поступления на содержание учреждения (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 321.1 НК РФ). Такие действия налогоплательщика Президиум ВАС РФ признал неправильными. Ведь для бюджетных учреждений установлен особый порядок определения налоговой базы. До исчисления налога на прибыль запрещено направлять на покрытие расходов, финансируемых за счет средств целевого финансирования, суммы превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). Таким образом, НК РФ отделил средства целевого финансирования от доходов, получаемых бюджетными учреждениями при ведении предпринимательской деятельности. Кроме того, в Обзоре сделан вывод о том, что ГУПы и МУПы, которые сдают в аренду имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения, должны включать в доходы всю арендную плату. Причем это правило, по мнению Президиума ВАС РФ, действует и когда часть арендной платы перечисляется в бюджет. Дело в том, что судьи расценили такое перечисление как выплату доли прибыли собственнику имущества предприятия (п. 1 ст. 295 ГК РФ). А раз речь идет о прибыли, то сначала нужно заплатить налог.
Безвозмездность доходна не всегда
Но есть в Обзоре и приятные для МУПов и ГУПов новости. Судьи решили, что у таких плательщиков (в отличие от коммерческих организаций) не возникает дохода в виде материальной выгоды при безвозмездном пользовании имуществом. Правда, только если в безвозмездное пользование предоставляется имущество, принадлежащее государству или муниципалитету. В данном случае суд решил, что освобождение от платы за пользование имуществом означает сбережение средств МУПов. Но такая экономия выводится из-под налогообложения как средства, полученные от собственника имущества унитарного предприятия (пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).
М.Щербакова Эксперт "УНП" Подписано в печать 27.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |