Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности предоставления социального налогового вычета военнослужащим и членам их семей ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 3)



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 3

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

ВОЕННОСЛУЖАЩИМ И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ

Служба в Вооруженных Силах России помимо неотъемлемого риска для жизни и здоровья военнослужащих содержит в себе потенциальную опасность приобретения хронических заболеваний вследствие исполнения военнослужащими своих должностных обязанностей. В частности, прохождение службы в соединениях воздушно-десантных войск сопряжено с перенесением периодических ударных нагрузок на опорно-двигательный аппарат, что является причиной возникновения хронических заболеваний. Приобретаемые заболевания опорно-двигательного аппарата, прогрессируя во времени, требуют не только консервативного лечения, но и оперативного вмешательства.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Казалось бы, все предельно просто, но дело в том, что бесплатно предоставляемые изделия медицинского назначения по своим характеристикам не являются пригодными для применения в процессе лечения в силу ряда факторов. Например, при заболеваниях, требующих осуществления тотального эндопротезирования тазобедренных суставов, больным военнослужащим бесплатно устанавливается эндопротез на цементной основе, срок эксплуатации которого ограничивается несколькими годами. Установка такого эндопротеза рекомендована лицам из числа военных пенсионеров пожилого возраста. Более молодым военнослужащим, которые составляют большинство оперируемых, установка такого протеза является нецелесообразной по причине их возраста. Таким больным рекомендуется установка протезов бесцементной фиксации. Но протезы такого типа бесплатно не предоставляются, военно-медицинские учреждения могут осуществить только бесплатную установку бесцементного протеза, приобретенного за плату.

В таком случае возникает вопрос о возможности предоставления военнослужащим и членам их семей социального налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на лечение, в том числе на приобретение эндопротеза бесцементной фиксации (далее - изделия медицинского назначения).

Порядок предоставления социальных налоговых вычетов на лечение регламентируется пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

В первую очередь необходимо определить потенциальные источники финансирования расходов на приобретение изделий медицинского назначения. Таковыми могут являться:

1) налогоплательщик лично;

2) супруг (супруга) налогоплательщика;

3) дети налогоплательщика;

4) подразделение, где налогоплательщик проходит службу.

Исходя из диспозиции пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ вышеуказанные источники можно разделить на две группы. В состав первой войдут супруги и (или) дети налогоплательщика, а второй - подразделение, где налогоплательщик проходит службу. Следует отметить, что если приобретение изделия медицинского назначения осуществляется подразделением за счет средств работодателя, другой организацией либо физическим лицом, не относящимся к вышеперечисленным источникам, то социальный налоговый вычет налогоплательщику не предоставляется <*>. Лица, относящиеся к первой группе, в соответствии с абз. 1 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ имеют право на получение указанного налогового вычета.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Абзац 5 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Рассмотрим механизм предоставления налогового вычета более подробно.

Во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ предоставление социального налогового вычета осуществляется только в отношении доходов, облагаемых по общей ставке 13%.

Во-вторых, абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ установлено, что общая сумма социального налогового вычета не может превышать 38 000 руб. Однако по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов, о чем свидетельствует содержание абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее - Постановление Правительства N 201). В соответствии с п. 7 Приложения 3 указанного Постановления эндопротезирование и реконструктивно-восстановительные операции на суставах отнесены к дорогостоящим видам лечения. Таким образом, социальный налоговый вычет на приобретение изделия медицинского назначения может быть предоставлен в сумме фактически произведенных расходов.

В-третьих, в соответствии с абз. 4 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения.

В-четвертых, вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Пункт 2 ст. 219 НК РФ.

Следовательно, механизм предоставления социальных вычетов будет следующим.

1. В течение календарного года налогоплательщик реально оплатил наличными или перечислил средства на лечение.

2. Налогоплательщик собрал подтверждающие документы об оплате и характере полученных услуг по лечению.

3. По окончании календарного года, в течение которого были осуществлены указанные затраты, налогоплательщик подает налоговую декларацию, заявление на предоставление социальных вычетов и документы, подтверждающие оплату и характер услуг.

Рассмотрим более подробно перечень документов, необходимых для получения вычета, и возможные трудности, с которыми может столкнуться человек при формировании необходимого пакета документов.

Итак, для предоставления вычета необходимо представить в налоговый орган следующие документы:

1. Заявление о предоставлении социального налогового вычета (Приложение 1). Заявление составляется в произвольной форме, так как законодательно форма такого заявления не установлена. Очень важно при оформлении заявления (в интересах налогоплательщика) указать номер расчетного счета, на который налоговый орган должен перечислить вам денежные средства.

2. Справка из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных доходов и удержанных налогов за налоговый период по форме 2-НДФЛ. Копия свидетельства о браке или свидетельство о вашем рождении. Эти документы непременно понадобятся, если вы хотите получить вычет на лечение своих родственников.

3. Рецептурные бланки с назначениями лекарств (по форме N 107/у). Такие бланки оформляются, если речь идет о вычете на покупку медикаментов. На этих бланках обязательно должен стоять штамп "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика". Он подтверждает, что человеку прописали лекарство, на стоимость которого можно получить вычет. Обратиться за таким рецептом надо к лечащему врачу. Рецептурный бланк такой формы на приобретение эндопротеза вам получить не удастся, так как врачи военно-медицинских учреждений не вправе их выписывать в силу того, что лечение военнослужащих осуществляется бесплатно. Поэтому у лечащего врача вам необходимо взять две справки. Первая справка должна содержать информацию о результатах осмотра травматолога: диагноз, показания и, что является очень важным моментом, рекомендацию о целесообразности выполнения эндопротезирования эндопротезом бесцементной фиксации (Приложение 2). Вторая справка должна подтверждать факт нахождения лица на лечении, поставленный диагноз, факт выполнения операции по тотальному эндопротезированию эндопротезом бесцементной фиксации, а также, что немаловажно, информацию, что данная справка дана для представления в налоговые органы. Эта справка должна быть подписана начальником медицинской части, начальником отделения и иметь печать "Для медицинских документов и рецептов" (Приложение 3).

4. Справка об оплате медицинских услуг с пометкой "Для представления в налоговые органы", если вы хотите получить вычет на лечение. Справку вам выдадут в той клинике, куда вы обращались за помощью. В комментируемой ситуации такую справку вам не выдадут, так как услуги по лечению военнослужащих, связанные с выполнением тотального эндопротезирования, являются бесплатными. Поэтому вам необходимо взять справку в организации, которая производила вам отгрузку изделия медицинского назначения, с указанием на наличие факта отгрузки эндопротеза бесцементной фиксации и факта его оплаты. Кроме того, данная справка должна содержать информацию о том, что она выдается для представления в налоговые органы. Справка подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и удостоверяется печатью организации (Приложение 4). Помимо указанной справки необходимо получить товарную накладную на отгрузку эндопротеза бесцементной фиксации.

5. Документы, подтверждающие оплату лечения, медикаментов и изделий медицинского назначения (кассовый чек, корешок к приходному кассовому ордеру, платежное поручение и т.п.).

6. Документы, подтверждающие оплату лечения, медикаментов и изделий медицинского назначения (кассовый чек, корешок к приходному кассовому ордеру, платежное поручение и т.п.).

Следует отметить, что процесс получения указанного вычета помимо трудностей, связанных с формированием необходимого пакета документов, может быть осложнен и позицией налоговых органов по данному вопросу. Поэтому лицам, претендующим на получение вычета, необходимо быть готовыми отстаивать свое право на вычет в налоговых органах.

Как показывает практика, должностные лица налоговых органов знают Постановление Правительства N 201, но недостаточно глубоко осведомлены о содержательной составляющей перечисленных в нем видов дорогостоящего лечения. К тому же указанный Перечень содержит общие формулировки, требующие большей конкретизации. Поэтому, чтобы усилить свои позиции, налогоплательщику целесообразно будет до визита в инспекцию попытаться самостоятельно разобраться и в этом Перечне, для того чтобы рассказать инспектору доступным языком о виде проведенного лечения и его отношении к дорогостоящему лечению. Для этого лучше воспользоваться консультацией лечащего врача. Дополнительным аргументом налогоплательщика может стать справка, указанная в Приложении 3, которая содержит сведения о виде проведенного лечения. Также требует более детального рассмотрения вопрос, касающийся обоснованности произведенных расходов на приобретение эндопротеза.

В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах расходами налогоплательщиков для целей налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

В комментируемой ситуации обоснованность расходов на приобретение изделия медицинского назначения обусловлена рядом объективных причин: возрастом больного, техническими характеристиками эндопротеза цементной фиксации и рекомендацией лечащего врача. Документальным подтверждением обоснованности таких расходов будет являться справка осмотра травматологом, содержащая рекомендацию о целесообразности проведения оперативного лечения именно таким видом эндопротеза (Приложение 2).

Требование документального подтверждения расходов выполняется путем представления документов, подтверждающих факт оплаты приобретенного изделия медицинского назначения.

Таким образом, подводя своеобразный итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что получение такого вычета вполне осуществимо, причем на законных основаниях, но может потребовать от налогоплательщика проявления определенной настойчивости. Самым главным аргументом должны стать знания налогоплательщиком своих прав и уверенность в себе.

Приложение 1

В инспекцию МНС России N 11 по г. Москве

от Иванова Ивана Ивановича

(ИНН 771133458812)

Заявление

Прошу предоставить мне социальный налоговый вычет на лечение и приобретение эндопротеза бесцементной фиксации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в сумме 69 943 (шестьдесят девять тысяч девятьсот сорок три) руб., уплаченных при осуществлении дорогостоящего вида лечения, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 (п. 7 Приложения 3).

Документы, подтверждающие право на вычет, прилагаются.

Причитающуюся к возврату сумму налога на доходы физических лиц прошу перечислить на мой банковский счет по следующим реквизитам:

л/с 42301810138090076888 в Мещанском отделении N 7811 Сбербанка России г. Москвы,

БИК 044525225, к/с 30101810400000000225.

21.11.2005 И.И. Иванов

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ

КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ

им. академика Н.Н. БУРДЕНКО

04.08.2005 ОСМОТР ТРАВМАТОЛОГОМ

Майор Иванов Иван Иванович, 1956 г. р.

Диагноз: Правосторонний коксартроз 3 - 4-й ст. Комбинированная контрактура правого тазобедренного сустава с выраженным болевым синдромом.

Показана госпитализация в ГВКГ им. Н.Н. Бурденко для оперативного лечения - тотального эндопротезирования правого тазобедренного сустава.

Учитывая молодой возраст больного, целесообразно выполнить эндопротезирование бесцементным эндопротезом.

Врач И.Р. Петров

Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ

КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ

им. академика Н.Н. БУРДЕНКО

ОТДЕЛ МЕДИЦИНСКИЙ

"04" ноября

     
          ——  —————————— 2005 г.
         105229.1 — Москва. Е—229
         Госпитальная пл., дом 3
   
   Справка
   
   Дана в том, что Иванов Иван Иванович, 1956 г. р., находился на лечении в ГВКГ им. Н.Н. Бурденко с 04.08.2005 по 14.09.2005 с диагнозом: правосторонний коксартроз 3 — 4—й ст., комбинированная контрактура правого тазобедренного сустава с выраженным болевым синдромом. 25.08.2005 выполнена операция — тотальное эндопротезирование правого тазобедренного сустава бесцементным эндопротезом Цваймюллера.
   Справка дана для представления в налоговые органы.
   
       Начальник медицинской части                                    К.В. Сидоров
   
       Начальник отделения                                            С.Я. Корнев
   
       04.11.2005
   
   Приложение 4
   
   АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
   
   АССОМЕД
   
   Справка
   
   Выдана Иванову И.И. в том, что 20 сентября 2005 г. ему была произведена отгрузка эндопротезов тазобедренного сустава по накладной N К 3826 от 20.09.2005 на сумму 69 943 (шестьдесят девять тысяч девятьсот сорок три) руб. Оплата была произведена путем безналичного расчета 20.09.2005 на сумму 10 000 (десять тысяч) руб. и 25.08.2005 на сумму 59 943 (пятьдесят девять тысяч девятьсот сорок три) руб. по счету N 5234 от 16.08.2005.
   Данная справка выдана для представления в налоговые органы РФ.
   
       Генеральный директор                                           В.К. Михалев
   
              М.П.
   
       Главный бухгалтер                                              Б.Я. Пекарь
   
   А.А.Гусев
   Московский государственный
   университет экономики,
   статистики и информатики (МЭСИ)
   Подписано в печать
   26.01.2006
   
     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оценка эффективности деятельности бюджетного учреждения органами государственного и муниципального управления ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 3) >
Статья: Новый порядок восстановления НДС ("Бухгалтерский бюллетень", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.