|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Подготовка к формированию годового отчета бюджетного учреждения ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 3)
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 3
ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ ГОДОВОГО ОТЧЕТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Вот уже практически год бюджетные учреждения работают по новому Плану счетов и формируют принципиально новые формы отчетности. Отчеты за 9 мес. показали неполную готовность учреждений к условиям реформы бюджетного учета. Так, ряд учреждений составляли отчетность при отсутствии компьютерной техники, нет пока еще глубокого осознания тех изменений, которые произошли, следствием чего явился ряд допущенных в отчетности ошибок. Да и нормативная база по формированию отчетности находится только в стадии становления и в свете предполагаемых изменений в учете будет подвержена изменениям в дальнейшем. Вместе с тем следует отметить все же "надежный" кадровый потенциал бюджетного учета. Несмотря на все сложности реформирования, все учреждения перешли на новый План счетов, и отчетность за 9 мес. была сдана. Процесс формирования отчетности учреждений за 2005 г. несколько облегчен появлением различных компьютерных программ, позволяющих осуществить этот процесс, бухгалтеры уже имеют навыки работы с ними; уточнен порядок формирования отчетности посредством появления новых нормативных актов Минфина России. Так, при формировании годового отчета следует руководствоваться следующими нормативными документами: - Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н; - Письмом Минфина России от 05.09.2005 N 42-7.1-01/2.4-250 "Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство"; - Приказом Минфина России от 11.11.2005 N 137н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н". Для формирования годового отчета следует провести ряд процедур, которые отражены на схеме (см. рисунок). Обращаю особое внимание на то, что все формы отчетности заполняются до заключения счетов учета, после закрытия которых формируются баланс и справка к балансу по заключению счетов.
—————————————————————————————————————————————¬ | Инвентаризация имущества и обязательств | L——————————————————————T——————————————————————\¦/ —————————————————————————————————————————————¬ |Отражение в учете результатов инвентаризации| L——————————————————————T——————————————————————\¦/ —————————————————————————————————————————————¬ | Формирование форм годового отчета +—————————¬ L——————————————————————T—————————————————————— | \|/ | —————————————————————————————————————————————¬ | | Проверка контрольных соотношений форм | | | бюджетной отчетности | | L——————————————————————T—————————————————————— | \|/ | —————————————————————————————————————————————¬ | | Закрытие счетов бюджетного учета | | L——————————————————————T—————————————————————— | | | — — — — — — — — — — — — — — — \|/ — — — — — — — — — — — — — — —|—¬ ————————————————————————————————————————————————————————¬ | | | Формирование Баланса исполнения бюджета главного | | | | распорядителя (распорядителя), получателя средств |<———+ | | бюджета (форма 0503130) | | | L———————————————————————————————————————————————————————— | | ————————————————————————————————————————————————————————¬ | | | Отчет о финансовых результатах деятельности |<———+ | | (форма 0503121) | | | L———————————————————————————————————————————————————————— | | ————————————————————————————————————————————————————————¬ | | | Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя | | | | (распорядителя), получателя средств бюджета |<———+ | | (форма 0503127) | | | L———————————————————————————————————————————————————————— | | ————————————————————————————————————————————————————————¬ | | | Пояснительная записка (форма 0503160) |<———+ | L———————————————————————————————————————————————————————— | | ————————————————————————————————————————————————————————¬ | | | Справка по внутренним расчетам (форма 0503125) |<———+ | L———————————————————————————————————————————————————————— | | ————————————————————————————————————————————————————————¬ | | | Справка об остатках денежных средств на банковских |<———+ | | счетах получателя средств бюджета (форма 0503126) | | | L———————————————————————————————————————————————————————— | | ————————————————————————————————————————————————————————¬ | | | Справка по некассовым операциям (форма 0503129) |<———— | L————————————————————————————————————————————————————————L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ————
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в прежней Инструкции N 107н был регламентирован. В новой Инструкции N 70н этот порядок не отражен. Поэтому следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Результаты инвентаризации отражаются в формах, утвержденных Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета" и Приказом Минфина России от 10.11.2005 N 135н "О порядке введения в действие Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 года N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета", к которым отнесены: - ф. 0504081 "Инвентаризационная опись ценных бумаг"; - ф. 0504082 "Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств"; - ф. 0504083 "Инвентаризационная опись задолженности по бюджетным ссудам (кредитам)"; - ф. 0504084 "Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах"; - ф. 0504085 "Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям"; - ф. 0504086 "Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов"; - ф. 0504087 "Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов"; - ф. 0504088 "Инвентаризационная опись наличных денежных средств"; - ф. 0504089 "Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами"; - ф. 0504091 "Инвентаризационная опись расчетов по доходам"; - ф. 0504092 "Ведомость расхождений по результатам инвентаризации". По результатам инвентаризации выявленные отклонения должны быть отражены в учете: 1. При обнаружении излишков: - основных средств: Д 10100310 К 40101180; - материальных запасов: Д 10500340 К 40101180. 2. При выявлении недостач: - списание недостачи по балансовой стоимости: основных средств: Д 10400410 К 10100410 (списание амортизации). Д 40101172 К 10100410 (списание остаточной стоимости); материальных запасов: Д 40101272 К 10500440 (в пределах норм естественной убыли), Д 40101172 К 10500440 (сверх норм естественной убыли); - отражение сумм недостач по рыночной стоимости: Д 20901560 К 40101172 (основных средств), Д 20904560 К 40101172 (материальных запасов). Следует обратить внимание на следующие аспекты отражения результатов инвентаризации, которые не регламентированы в Инструкции по бюджетному учету: 1. Если обнаружены излишки основных средств на складе (не находящиеся в эксплуатации), то правомерно ли принять их к учету как объекты основных средств с отражением на счете 10101000? Можно в таких случаях рекомендовать использовать счет 10601000. 2. Как следует отражать в учете недостачи и излишки в кассе? Можно рекомендовать использовать следующую корреспонденцию счетов: - отражение излишков, выявленных в кассе: Д 20104510 К 40101180; - отражение недостачи в кассе: Д 40101172 К 20104610; - отнесение сумм недостач на виновных лиц: Д 2090556 К 40101172. Особое значение при проведении инвентаризации имеет выявление задолженности, подлежащей списанию. Причинами списания кредиторской задолженности являются: - получение выписки о произведении записи в Едином государственном реестре юридических лиц, которая дает основание считать, что ликвидация юридического лица завершена и юридическое лицо прекратило свое существование (ст. 63 ГК РФ); - истечение срока исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ) после окончания срока исполнения обязательств. Оформить списание кредиторской задолженности следует следующей записью: - списание задолженности перед поставщиками и подрядчиками: Д 30200830 К 40101173; - списание задолженности перед подотчетными лицами: Д 20800560 К 40101173; - списание задолженности перед бюджетом (по соответствующему постановлению Правительства РФ либо местных органов власти): Д 30300830 К 40101173; - списание прочей задолженности: Д 30400830 К 40101173. Во внебюджетной деятельности суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, т.е. увеличивается налогооблагаемая база расчета налога на прибыль (ст. 250 НК РФ). Списанию подлежит дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию. Такой можно считать задолженность: - с истекшим сроком исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ); - задолженность ликвидированного дебитора на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или справки налогового органа о ликвидации; - задолженность дебитора, признанного банкротом и находящегося в процессе ликвидации, на основании уведомления ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего) или решения суда об отказе в удовлетворении требований по взысканию соответствующей задолженности из-за недостаточности имущества ликвидированной организации - должника; - задолженность дебитора, которую не удалось взыскать судебному приставу, на основании акта судебного пристава о невозможности взыскания задолженности. В целях налогообложения в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль может быть учтена задолженность, соответствующая перечню условий признания задолженности безнадежной в соответствии со ст. 266 НК РФ. В учете можно рекомендовать следующую корреспонденцию счетов по списанию дебиторской задолженности: Д 40101273 К 20500660 (20600660, 20800660). При списании задолженности по недостаче в связи с неустановлением виновных лиц на основании справки о прекращении (а не о приостановлении) уголовного дела за давностью события оформляется корреспонденция счетов: Д 40101172 К 20900660. Списание задолженности по истечении срока исковой давности следует производить на основании приказа руководителя учреждения. В порядке формирования форм годового отчета наибольшие изменения (уточнения) в связи с изданием Приказа N 137н произведены в форме 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета". Отчет заполняется отдельно по бюджетной и внебюджетной деятельности. Данная форма содержит три раздела: 1. Доходы бюджета. 2. Расходы бюджета. 3. Источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов. Раздел "Доходы бюджета" включает 9 граф, содержание которых отражено в табл. 1.
Таблица 1
——————T——————————————————————————————————————————————————————————¬ |Графа| Содержание графы | | +—————————————————————————————T————————————————————————————+ | | по бюджетной деятельности |по внебюджетной деятельности| +—————+—————————————————————————————+————————————————————————————+ | 1 |Расшифровка кодов бюджетной классификации доходов бюджета | +—————+——————————————————————————————————————————————————————————+ | 2 |Код строки | +—————+——————————————————————————————————————————————————————————+ | 3 |20—й код бюджетной классификации доходов РФ, что | | |соответствует 1 — 17 и 24 — 26 разрядам счетов бюджетного | | |учета | +—————+—————————————————————————————T————————————————————————————+ | 4 |Законодательно утвержденные |Доходы, утвержденные сметой | | |объемы доходов (заполняют |доходов и расходов | | |администраторы доходов) | | +—————+—————————————————————————————+————————————————————————————+ | 5 |Объемы фактически поступивших|Не заполняется | | |доходов на счет бюджета в | | | |органе казначейства (по | | | |дебету бюджетного счета | | | |21002000) | | +—————+—————————————————————————————+————————————————————————————+ | 6 |Объемы фактических поступлений на банковские счета (по | | |дебету счетов 20101000 и 20107000 с учетом информации, | | |отраженной по забалансовому счету 17 в разрезе кодов | | |классификации доходов) | +—————+—————————————————————————————T————————————————————————————+ | 7 |Объемы доходов, исполненных |Не заполняется | | |без движения денежных средств| | +—————+—————————————————————————————+————————————————————————————+ | 8 |Сумма граф 5, 6, 7 | +—————+——————————————————————————————————————————————————————————+ | 9 |Разница граф 4 — 8 | L—————+——————————————————————————————————————————————————————————— Раздел "Расходы бюджета" включает 11 граф, содержание которых для учреждений, обслуживающихся в органах казначейства, отражено в табл. 2.
Таблица 2
——————T——————————————————————————————————————————————————————————¬ |Графа| Содержание графы | | +—————————————————————————————T————————————————————————————+ | | по бюджетной деятельности |по внебюджетной деятельности| | | | | +—————+—————————————————————————————+————————————————————————————+ | 1 |Расшифровка кодов бюджетной классификации (функциональной | | |и экономической классификации расходов) | +—————+——————————————————————————————————————————————————————————+ | 2 |Код строки | +—————+——————————————————————————————————————————————————————————+ | 3 |20—й код бюджетной классификации (функциональной и | | |экономической классификации расходов) РФ, что | | |соответствует 1 — 17 и 24 — 26 разрядам счета бюджетного | | |учета | +—————+—————————————————————————————T————————————————————————————+ | 4 |Законодательно утвержденные |Расходы, утвержденные сметой| | |объемы расходов; заполняют |доходов и расходов | | |распорядители на основании | | | |данных бюджетной росписи | | | |(бюджетные учреждения как | | | |бюджетополучатели не | | | |заполняют) | | +—————+—————————————————————————————+————————————————————————————+ | 5 |Объемы утвержденных лимитов |Не заполняется | | |(по кредиту счета 50103000) | | +—————+—————————————————————————————+————————————————————————————+ | 6 |Суммы, отраженные по кредиту |Не заполняется | | |счета 30405000 по кодам | | | |экономической классификации | | | |расходов 210, 220, 230, 240, | | | |250, 260, 290, 310, 320, 340,| | | |540; по счету 21002640 со | | | |знаком "—" | | +—————+—————————————————————————————+————————————————————————————+ | 7 |Суммы использованных средств, отраженных по кредиту счетов| | |20101000 и 20107000 с учетом информации, отраженной по | | |забалансовому счету 18 в разрезе кодов функциональной и | | |экономической классификации расходов | +—————+—————————————————————————————T————————————————————————————+ | 8 |Объемы утвержденных расходов,|Не заполняется | | |исполненных без движения | | | |денежных средств | | +—————+—————————————————————————————+————————————————————————————+ | 9 | Сумма граф 6, 7, 8 | +—————+—————————————————————————————T————————————————————————————+ | 10 |Разница граф 4 — 9, |Разница граф 4 — 9 | | |бюджетополучатели | | | |не заполняют | | +—————+—————————————————————————————+————————————————————————————+ | 11 |Разница граф 5 — 9 |Не заполняется | L—————+—————————————————————————————+————————————————————————————— Содержание раздела "Источники финансирования дефицита бюджетов" (бюджетная деятельность) приведено в табл. 3.
Таблица 3
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Графа | +———————————T———T—————————————T————————T——————————————T————————————T——————T—————T————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | +———————————+———+—————————————+————————+——————————————+————————————+——————+—————+————————————+ |Расшифровка|500|20—й код |Бюджето—|Равняется данным по строке 450 с |Бюджетополу—| |строк | |бюджетной |получа— |противоположным знаком; сумма строк 510,|чателями не | | | |классификации|телями |700, 800 |заполняется | | +———+источников |не +——————————————T————————————T——————T—————+ | | |510|финансирова— |заполня—|Данные по | | |Сумма| | | | |ния дефицита |ется |счету | | |граф | | | | |бюджетов РФ, | |21002000 по | | |5, 6,| | | | |что | |кодам доходов:| | |7 | | | | |соответствует| |171, 410, 430,| | | | | | | |1 — 17 и 24 —| |620, 630, 650,| | | | | | | |26 разрядам | |710, 720 со | | | | | | | |счета | |знаком "+"; | | | | | | | |бюджетного | |счету | | | | | | | |учета | |30405000 по | | | | | | | | | |кодам | | | | | | | | | |расходов: | | | | | | | | | |310, 330, 520,| | | | | | | | | |530, 550, 810,| | | | | | | | | |820 со знаком | | | | | | | | | |"—" | | | | | | +———+ | +——————————————+————————————+——————+ | | | |700| | |Не заполняется|Сумма строк |Не | | | | | | | | |710 и 720 |запол—| | | | +———+ | | +————————————+няется| | | | |710| | | |Дебет счетов| | | | | | | | | |20101510, | | | | | | | | | |20107510, | | | | | | | | | |20401510 | | | | | | | | | |со знаком | | | | | | | | | |"—" | | | | | +———+ | | +————————————+ | | | | |720| | | |Кредит | | | | | | | | | |счетов | | | | | | | | | |20101510, | | | | | | | | | |20107510, | | | | | | | | | |20401510 | | | | | | | | | |со знаком | | | | | | | | | |"+" | | | | | +———+ | +——————————————+————————————+——————+ | | | |800| | |Сумма строк 810, 820 | | | | +———+ | +——————————————T———————————————————+ | | | |810| | |Сумма строк |Бюджетополучателями| | | | | | | |811, 812 |не заполняется | | | | +———+ | +——————————————+ | | | | |811| | |Дебет счета | | | | | | | | |21002000 со | | | | | | | | |знаком "—" | | | | | +———+ | +——————————————+ | | | | |812| | |Кредит счета | | | | | | | | |30405000 со | | | | | | | | |знаком "+" | | | | | +———+ | +——————————————+———————————————————+ | | | |820| | |Не заполняется|Сумма строк 821, | | | | | | | | |822 | | | | +———+ | | +———————————————————+ | | | |821| | | |Кредит счета | | | | | | | | |30404000 | | | | | | | | |со знаком "+" | | | | +———+ | | +———————————————————+ | | | |822| | | |Бюджетополучателями| | | | | | | | |не заполняется | | | L———————————+———+—————————————+————————+——————————————+———————————————————+—————+————————————— Содержание раздела "Источники финансирования дефицита бюджетов" (внебюджетная деятельность) приведено в табл. 4.
Таблица 4
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Графа | +————————T——————T—————————————T————————T——————————————T————————————T——————T—————T————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | | код | | | | | | | | | |строки| | | | | | | | +————————+——————+—————————————+————————+——————————————+————————————+——————+—————+————————————+ |Расшиф— | 500 |20—й код |Разница |Не заполняется|700 = 500 = |Не |Сумма|Разница граф| |ровка | |бюджетной |между | |—450 |запол—|граф |4 — 8 | |строк +——————+классификации|доходами| +————————————+няется|5, 6,+————————————+ | | 510 |источников |и расхо—| |Не | |7 |Не | | | |финансирова— |дами в | |заполняется | | |заполняется | | +——————+ния дефицита |соот— | +————————————+——————+—————+————————————+ | | 700 |бюджетов РФ, |ветствии| |Сумма строк | | |Разница граф| | | |что соот— |со | |710 и 720 | | |4 — 8 | | +——————+ветствует |сметой | +————————————+ | | | | | 710 |1 — 17 и 24 —|доходов | |Дебет счетов| | | | | | |26 разрядам |и расхо—| |20101510, | | | | | | |счета |дов | |20107510, | | | | | | |бюджетного | | |20401510 | | | | | | |учета | | |со знаком | | | | | | | | | |"—" | | | | | +——————+ | | +————————————+ | | | | | 720 | | | |Кредит | | | | | | | | | |счетов | | | | | | | | | |20101510, | | | | | | | | | |20107510, | | | | | | | | | |20401510 | | | | | | | | | |со знаком | | | | | | | | | |"+" | | | | | +——————+—————————————+————————+——————————————+————————————+——————+—————+————————————+ | | 800 |Не заполняется | | +——————+ | | | 810 | | | +——————+ | | | 811 | | | +——————+ | | | 812 | | | +——————+ | | | 820 | | | +——————+ | | | 821 | | | +——————+ | | | 822 | | L————————+——————+————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Заключение счетов бюджетного учета в конце года производится в следующем порядке. 1. Списание счетов в увеличение доходов бюджетного учреждения:
——————————————¬ ———————————————¬ | Дебет |<————¬ | Кредит |<——¬ L—————————————— | L——————————————— | —————————T————————¬ | | | |30404211+———+ | |30404000+————————+ | ———————————¬ | | |30404...+———+ | 40103000 +——————L--------+--------- ¦ L--------- ———— ---------T--------¬ ¦ ¦ ¦30405211+---+ ¦30405000+--------+ ¦ ¦ ¦30405...+---+ L--------+--------- ¦ —————————T————————¬ | | |40101110+———+ |40101100+————————+ | | |40101...+————L--------+------- ———— 2. Списание счетов в уменьшение доходов бюджетного учреждения:
——————————————¬ ———————————————¬ | Дебет |<——¬ | Кредит |<———¬ L—————————————— | L——————————————— | | —————————T————————¬ | | | |21002110+———+ ———————————¬ | |21002000+————————+ | | 40103000 +————— | |21002...+———+ L——————————— +————————+————————+ | | |40101211+———+ |40101200+————————+ | | |40101...+————L--------+------- ———— После заключения счетов формируются годовой баланс и справка к балансу. В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на наличие обеспечивающих как процесс учета, так и процесс формирования отчетности компьютеризированных программ, следует, на мой взгляд, тщательно изучать показатели представляемых форм. Необходимость этого обусловлена наличием в бюджетных учреждениях достаточно многих нестандартных ситуаций, не отраженных в нормативных документах по регулированию учета и составлению отчетности в бюджетных учреждениях.
Л.П.Курочкина К. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Костромского государственного технологического университета Подписано в печать 26.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |