|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Организация проводила подготовку (повышение квалификации) работников. Все условия, предусмотренные п. 3 ст. 264 НК РФ, соблюдены. Однако налоговая инспекция признала данные расходы необоснованными, поскольку повышение квалификации проводилось в течение менее 72 часов (Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610). Правомерны ли действия налоговой инспекции? ("Новая бухгалтерия", 2006, N 2)
"Новая бухгалтерия", 2006, N 2
Вопрос: Организация проводила подготовку (повышение квалификации) работников. Все условия, предусмотренные п. 3 ст. 264 НК РФ, соблюдены. Однако налоговая инспекция признала данные расходы необоснованными, поскольку повышение квалификации проводилось в течение менее 72 часов (Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610). Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Ответ: В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 повышение квалификации включает в себя в том числе краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата. Таким образом, если продолжительность подготовки (переподготовки) специалиста составляет менее 72 часов, ее нельзя рассматривать как форму повышения квалификации работника и разновидность программы дополнительного образования. Согласно пп. "а" п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796) такая деятельность лицензированию не подлежит. Согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на подготовку и переподготовку (в том числе с повышением квалификации кадров) относятся к прочим расходам организации, связанным с производством и (или) реализацией (при этом указанные расходы могут учитываться только при соблюдении условий, предусмотренных в п. 3 ст. 264 НК РФ). Формулировка пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ подразумевает, что понятие "подготовка и переподготовка" кадров шире понятия "повышение квалификации". При этом в соответствии со ст. 196 ТК РФ формы профессиональной подготовки (переподготовки) кадров определяются работодателем. Отсюда следует, что они могут быть любыми. В ситуации, изложенной в вопросе, можно говорить о том, что организация понесла расходы на оплату услуг, которые связаны с подготовкой (переподготовкой) кадров, хотя они и не связаны с получением сотрудниками организации дополнительного образования или повышением их квалификации (так как продолжительность подготовки составляет менее 72 часов). Поэтому, на наш взгляд, налоговая инспекция не права, и эти расходы можно учесть в целях налогообложения по пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Кроме того, указанные в вопросе расходы можно учесть для целей налогообложения прибыли и по иным основаниям.
Перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, установленный ст. 264 НК РФ, является открытым. Указанные затраты могут быть признаны налогоплательщиком в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ (как расходы на консультационные и иные аналогичные услуги) либо на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией). При этом для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика могут быть приняты при условии их соответствия требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 252 НК РФ (расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты при условии их направленности на получение дохода). Для того чтобы доказать производственную необходимость подготовки (переподготовки) кадров, организации следует утвердить соответствующий распорядительный документ о проведении этого мероприятия с указанием причины и цели подготовки кадров, а также соответствующих лиц, подлежащих обучению, и занимаемых ими должностей.
И.Горшкова Подписано в печать 26.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |