|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Штатное расписание: форма и содержание ("Новая бухгалтерия", 2006, N 2)
"Новая бухгалтерия", 2006, N 2
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ: ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Штатное расписание - важный кадровый документ. В этой статье рассмотрены вопросы, связанные с составлением, утверждением и использованием штатного расписания.
Обязаны или не обязаны работодатели иметь штатное расписание? Штатное расписание упоминается только в ст. 57 ТК РФ. Согласно этой статье в трудовом договоре указываются должность, специальность, профессия (с квалификацией) в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция работника. Отсюда следует, что если трудовым договором определена должность, специальность или профессия (как это обычно бывает), то работодатель, заключивший такой трудовой договор с работником, обязан иметь штатное расписание. И наоборот, если во всех трудовых договорах, заключенных данным работодателем с работниками, описывается трудовая функция (т.е. описывается конкретная работа, которую обязан выполнять работник), то необходимость в штатном расписании отпадает. Кроме того, ст. 57 ТК РФ ни в каких случаях не обязывает работодателей - физических лиц иметь штатное расписание, даже если они являются, например, индивидуальными предпринимателями. Ведь в ней прямо и недвусмысленно говорится о "штатном расписании организации". Отметим, что чиновники федеральной инспекции труда могут расценить отсутствие штатного расписания (даже в тех случаях, когда оно по смыслу ст. 57 ТК РФ и не требуется) как нарушение трудового законодательства и оштрафовать работодателя по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Иногда в трудовые договоры с работниками вносятся указания на определенные должности, специальности или профессии, а штатное расписание, которое закрепляло бы наличие этих должностей, специальностей и профессий в соответствующей организации, отсутствует.
Можно ли говорить, что одно из существенных условий трудового договора - условие о трудовой функции - не согласовано сторонами? На наш взгляд, нельзя. Штатное расписание утверждается локальным нормативным актом организации. Следовательно, его наличие или отсутствие и содержание зависят от волеизъявления только работодателя. Обязанность составить и утвердить штатное расписание лежит только на работодателе. Однако наличие или отсутствие штатного расписания, а также его несоответствие трудовому договору, который заключается по взаимному соглашению работодателя и работника, не может препятствовать осуществлению работником своих трудовых прав. Невыполнение работодателем своей обязанности по составлению и утверждению штатного расписания не влияет на условия заключенного работодателем и работником трудового договора. Таким образом, трудовой договор, в котором указана определенная должность, специальность или профессия, не может считаться незаключенным только на том основании, что у работодателя отсутствует штатное расписание. Работник будет выполнять трудовую функцию, предусмотренную таким трудовым договором (т.е. работать по установленной в договоре должности, специальности или профессии). Иногда работников принимают на работу на должности, не предусмотренные имеющимся в организации штатным расписанием. Противоречие между штатным расписанием и трудовым договором должно решаться в пользу последнего (ст. 8 ТК РФ), по крайней мере в отношении данного работника. Работник считается принятым по установленной в трудовом договоре должности, специальности или профессии. Отсутствие штатного расписания может повлечь некоторые проблемы. Работодатель, который не имеет штатного расписания, лишается возможности провести сокращение численности или штата работников. Точнее, провести сокращение численности или штата работников работодатель может, а вот документально подтвердить правомерность своих действий он в случае спора не сможет.
* * *
Штатное расписание является локальным нормативным актом работодателя (ст. 8 ТК РФ). Трудовым законодательством не предусмотрено, что штатное расписание утверждается с учетом мнения представительного органа работников. Работодатель самостоятельно утверждает штатное расписание (например, приказом или распоряжением руководителя организации), самостоятельно решает вопросы его изменения и дополнения. Изменения в штатное расписание могут вноситься работодателем сколь угодно часто. В случае спора об увольнении работников по сокращению штата целесообразность изменения штатного расписания судами не рассматривается.
* * *
Форма штатного расписания - унифицированная форма N Т-3 "Штатное расписание" - утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Обычно работодатели применяют эту форму. Некоторые эксперты в области трудового законодательства считают, что применение именно данной формы строго обязательно для работодателей, а "всякое своеволие" в данном вопросе может грозить организации неисчислимыми бедами. Тезис об обязательности унифицированной формы N Т-3 "Штатное расписание" родился на основании ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно этой статье первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. И только документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, могут составляться в произвольной форме, но обязательно должны содержать все реквизиты, указанные в ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете". Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" разработка и утверждение альбомов унифицированных форм первичной учетной документации были возложены на Госкомстат России (в настоящее время - Федеральная служба государственной статистики). Отсюда делается вывод, что если Госкомстат России утвердил какую-либо унифицированную форму, то она подлежит обязательному применению. Однако здесь упускается из виду самое главное - Госкомстат России был уполномочен Правительством РФ утверждать унифицированные формы первичных документов. А что такое первичный документ? Первичным документом может признаваться только документ, который оформляет какую-либо хозяйственную операцию организации, подлежащую отражению в бухгалтерском учете. Но ведь штатным расписанием не оформляются никакие хозяйственные операции организации. На основании штатного расписания не осуществляются какие-либо бухгалтерские проводки (даже зарплата работникам-повременщикам начисляется не на основании штатного расписания, а на основании табеля учета рабочего времени). Следовательно, работодатели имеют право не применять унифицированную форму штатного расписания, а разработать свою. Унифицированная форма N Т-3 "Штатное расписание" может рассматриваться только как рекомендательная. Неприменение унифицированной формы штатного расписания не является нарушением трудового законодательства или законодательства о бухгалтерском учете. Для тех работодателей, которые применяют унифицированную форму штатного расписания, мы приводим пример ее заполнения (см. с. 110).
Унифицированная форма N Т-3
——————————¬ | Код | +—————————+ Форма по ОКУД | 0301017 | Общество с ограниченной ответственностью +—————————+ "Вавилонская башня" | | ———————————————————————————————————————————————— по ОКПО |423156827| наименование организации L—————————— ——————————T———————————¬ | Номер | Дата | |документа|составления| +—————————+———————————+ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ | 1 |01.02.2006 | УТВЕРЖДЕНО 01 февраля 06 L—————————+————————————на период __ с "--" -------- 20-- г. Приказом организации 01 февраля 06 1-п от "--" ------- 20-- г. N - ———— 13 Штат в количестве ----- единиц
——————————————————T———————————T——————T———————————T—————————————————————————————T————————T———————————————¬ | Структурное |Должность |Коли— | Тарифная | Надбавки, руб. |Всего в |Приме— | | подразделение |(специ— |чест— | ставка +—————————T————————T——————————+ месяц, |чание | +———————————T—————+альность, |во | (оклад) | | | | руб. | | |наименова— | код |профессия, |штат— |и пр., руб.| | | |(гр. 5 +| | |ние | |разряд, |ных | | | | |гр. 6 + | | | | |класс |единиц| | | | |гр. 7 + | | | | |(категория)| | | | | |гр. 8) x| | | | |квалифика— | | | | | |гр. 4 | | | | |ции | | | | | | | | +———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+———————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | +———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+———————————————+ | | |Генеральный| 1 |10 000/мес.| — | — | — | 10 000 | | | | |директор | | | | | | | | +———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+———————————————+ | | |Секретарь— | 1 |3500/мес. | — | — | — | 3 500 | | | | |референт | | | | | | | | +———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+———————————————+ | | |Сторож | 1 |40/час | — | — | — | 40 | | +———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+———————————————+ |Бухгалтерия| |Главный | 1 |8000/мес. | — | — | — | 8 000 | | | | |бухгалтер | | | | | | | | +———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+———————————————+ |Бухгалтерия| |Бухгалтер | 1 |7000/мес. | — | — | — | 7 000 | | +———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+———————————————+ |Отдел | |Начальник | 1 |7000/мес. | 1 000 | — | — | 8 000 |Надбавка, | |продаж | |отдела | | | | | | |указанная в | | | |продаж | | | | | | |графе 6, | | | | | | | | | | |устанавливается| | | | | | | | | | |за знание | | | | | | | | | | |иностранного | | | | | | | | | | |языка | +———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+———————————————+ |Отдел | |Менеджер | 5 |4000/мес. | — | — | — | 20 000 | | |продаж | | | | | | | | | | +———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+———————————————+ |Отдел | |Начальник | 1 |7000/мес. | — | — | — | 7 000 | | |закупок | |отдела | | | | | | | | | | |закупок | | | | | | | | +———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+———————————————+ |Отдел | |Менеджер | 1 |4000/мес. | — | — | — | 4 000 | | |закупок | | | | | | | | | | L———————————+—————+———————————+——————+———————————+—————————+————————+——————————+————————+————————————————Итого ¦ 13 ¦ - ¦ 1 000 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ L------+-----------+---------+--------+----------+------- ———— Руководитель кадровой - - - службы ----------- --------- ----------------- ———— должность личная расшифровка подписи подпись Верховенский Верховенский Главный бухгалтер ------------ -------------------------- ———— личная расшифровка подписи подпись
При заполнении унифицированной формы штатного расписания могут возникать вопросы относительно порядка заполнения графы 4, в которой указывается количество штатных единиц. В том случае, если организацией предусматривается содержание неполной штатной единицы, при заполнении графы 4 количество неполных штатных единиц указывается в соответствующих долях, например 0,25 (см. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). Очень часто работодатели сталкиваются с трудностями при заполнении граф 5 - 9, в которых отражается заработная плата работника. Попробуем в них разобраться. Если работодатель не имеет возможности заполнить данные графы в рублях, например, в связи с тем, что надбавки установлены работнику в процентах или коэффициентах, то в соответствующих графах допускается указывать проценты или коэффициенты. Если размер процентов и коэффициентов изменяется, то, на наш взгляд, не будет ошибкой поставить в соответствующих графах прочерки, а в графе 10 сделать ссылку на документ, который регулирует изменение этих процентов и коэффициентов. Например, процентная надбавка работникам Крайнего Севера меняется в зависимости от продолжительности "северного" стажа. Поэтому при заполнении унифицированной формы штатного расписания в графах 6 - 8 можно поставить прочерки (при отсутствии других надбавок), а в графе 10 сделать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт, которым регулируется установление работникам Крайнего Севера процентных надбавок к заработной плате. Иные стимулирующие выплаты, кроме надбавок, в унифицированной форме штатного расписания не показываются. То есть нет необходимости отражать в унифицированной форме штатного расписания премии и иные стимулирующие выплаты, не являющиеся надбавками. Чем именно надбавки заслужили право присутствовать в унифицированной форме штатного расписания, неясно. Тем более что официального определения надбавки в трудовом законодательстве России нет. Подсчет итога по графам 5 - 9 возможен только тогда, когда тарифные ставки и надбавки установлены в одинаковых единицах за одинаковый период времени. Если в соответствующих графах кроме рублей используются проценты и коэффициенты, а в организации используется не только повременная, но и сдельная система оплаты труда, то вывести итог по графам 5 - 9 унифицированной формы штатного расписания не представляется возможным.
* * *
Наименования должностей, профессий и специальностей, которые фигурируют в штатном расписании организации, устанавливаются работодателем самостоятельно. Если же с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление каких-либо льгот или наличие ограничений, то эти должности, специальности и профессии и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ст. 57 ТК РФ). Квалификационные справочники утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Если в указанных справочниках такие профессии и должности отсутствуют, то в штатном расписании организации (и в трудовых договорах) наименования профессий и должностей, на наш взгляд, должны указываться в соответствии с нормативным правовым актом, предоставляющим льготы или налагающим ограничения. Трудовое законодательство России содержит довольно большое количество нормативных правовых актов, которые предоставляют льготы и ограничения для различных категорий работников. Поэтому при составлении штатного расписания работодателю лучше придерживаться соответствующих квалификационных справочников.
И.Михайлов АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 26.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |