|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговые последствия изменения ставки рефинансирования ("Новая бухгалтерия", 2006, N 2)
"Новая бухгалтерия", 2006, N 2
НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ
В самом конце 2005 г. Совет директоров Центрального банка РФ принял решение о снижении ставки рефинансирования. О том, на какие налоговые отношения это влияет, читайте в этой статье.
С 26 декабря 2005 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12% годовых (Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 N 1643-У). Как известно, с 15 июня 2004 г. по 25 декабря 2005 г. эта ставка поддерживалась на уровне 13%. Снижение ставки рефинансирования приводит к изменению ряда показателей налогового учета, о которых мы расскажем ниже. Так, например, к благоприятным для налогоплательщиков изменениям следует отнести уменьшение суммы начисляемых пеней, а к неблагоприятным - уменьшение предельной величины процентов по заемным средствам, которые разрешается учесть в расходах при расчете налога на прибыль.
Пени за несвоевременную уплату налогов
Согласно ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой части действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Методика расчета пеней содержится в Постановлении Правительства РФ от 09.06.1998 N 576 "О порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней". При изменении ставки рефинансирования сумма пеней рассчитывается отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования по формуле:
SP = N х К х SR х 1/300 х 1/100,
где SP - сумма пеней при фиксированной ставке рефинансирования; N - недоимка; К - количество дней просрочки; SR - действующая ставка рефинансирования Банка России. Затем суммы, полученные за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования, складываются.
Пример. Предприятие уплатило НДС за ноябрь 2005 г. в сумме 20 000 руб. только 24 января 2006 г. Рассчитаем величину пени за просрочку уплаты налога. Срок уплаты НДС за ноябрь - 20 декабря 2005 г. Количество дней просрочки в период действия ставки рефинансирования 13% составит 5 дней (с 21 по 25 декабря 2005 г.), а сумма пени за этот период равна 43,33 руб. (20 000 руб. х (13% : 300) х 5 дней). В период действия новой ставки рефинансирования (12%) количество дней просрочки составило 30 дней (с 26 декабря 2005 г. по 24 января 2006 г.), а сумма пени за этот период будет равна 240 руб. (20 000 руб. х (12% : 300) х 30 дней). Общая сумма пени составит 283,33 руб. (43,33 руб. + 240 руб.).
Более подробно о расчете пеней можно прочитать в статье С. Рогоцкой "Заплати пеню - спи спокойно" в журнале "Новая бухгалтерия" N 3 за 2005 г.
Проценты по долговым обязательствам
В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, при оформлении долгового обязательства в рублях принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза. Если в долговом обязательстве нет условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия этого обязательства, то нормирование процентов по этому долговому обязательству в целях исчисления налога на прибыль производится по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на дату привлечения денежных средств. В отношении прочих долговых обязательств используется ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов, то есть текущая ставка рефинансирования. Например, организация получила в мае 2005 г. банковский кредит под 17% годовых на срок до 25 мая 2006 г. В феврале 2006 г. сумма кредита была увеличена. Максимальный процент, признаваемый расходом для целей налогообложения, по данному кредиту до 2006 г. принимался равным ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, и составлял 14,3% (13% х 1,1). Дополнительные соглашения об изменении суммы кредита (как в нашем случае) или других существенных условий договора (например, размера процентов, или вида обеспечения, или суммы долга), приравниваются к выдаче нового долгового обязательства. Следовательно, если в феврале 2006 г. была увеличена сумма кредита, то этот факт приравнивается к выдаче нового кредита. При получении денежных средств на новых условиях начиная с февраля 2006 г. в расчете максимального размера процентов, которые могут быть отнесены к расходам в налоговом учете, принимается ставка рефинансирования Банка России по состоянию на февраль 2006 г. (12%). Таким образом, максимальная сумма процентов за кредит, которые можно признать в расходах, составит с этого момента 13,2% (12% х 1,1) годовых.
НДФЛ с материальной выгоды
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ материальная выгода, полученная физическим лицом от экономии на процентах за пользование им заемными (кредитными) средствами, полученными от организации, признается его доходом и включается в налоговую базу по НДФЛ. С 2005 г. с 35 до 13% снижена ставка налога на доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), фактически израсходованными на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них. При этом налогоплательщикам необходимо документально подтвердить целевое использование таких средств (п. 2 ст. 224 НК РФ). В отношении материальной выгоды, полученной по займам на иные цели, налоговая ставка осталась прежней - 35%. Налоговая база в таких случаях определяется исходя из 3/4 ставки рефинансирования Банка России действующей на дату получения займа. Например, если организация выдала своему работнику 20 января 2006 г. беспроцентную ссуду сроком на один год в размере 100 000 руб. на приобретение квартиры, то при ставке рефинансирования 12% сумма НДФЛ с материальной выгоды за 2006 г. составит 1105 руб. (100 000 руб. х (3/4 х 12%) х 13% : 365 х 345).
Денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы
Статья 236 ТК РФ предусматривает имущественную ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты. Если работодатель не выплатил в срок заработную плату (отпускные и другие выплаты), причитающиеся работнику, то он обязан выплатить их с процентами (денежной компенсацией). Конкретный размер компенсации устанавливается в коллективном или трудовом договоре. Размер этой компенсации должен быть не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Таким образом, если в течение периода задержки зарплаты ставка рефинансирования изменялась, то это придется учитывать в расчетах.
Пример. По трудовому договору заработная плата должна выплачиваться 10-го числа каждого месяца (следующего за оплачиваемым). Сумма зарплаты (кроме аванса) работникам за ноябрь 2005 г. в размере 100 000 руб. была фактически выплачена 30 декабря 2005 г. Общее количество дней просрочки выплаты заработной платы составит 20 дней, из них 15 дней (с 11.12.2005 по 25.12.2005) - при ставке рефинансирования 13% и 5 дней (с 26.12.2005 по 30.12.2005) - при ставке рефинансирования 12%. Сумма компенсации за задержку зарплаты составит 850 руб. (100 000 руб. х (1 : 300 х 13% х 15 дней + 1 : 300 х 12% х 5 дней)).
Компенсация налогоплательщику при несвоевременном возврате излишне уплаченной суммы налогов
Пени за несвоевременную уплату налогов в бюджет уплачивают не только организации. Аналогичную ответственность налоговое законодательство предусматривает и для налоговых органов. Если налоговый орган нарушил срок возврата излишне уплаченной суммы налога, то на сумму этой переплаты, не возвращенную во время, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Это предусмотрено ст. ст. 78, 79 и 176 НК РФ. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на дни нарушения срока возврата. Сумма излишне уплаченного налога и процентов за несвоевременный возврат выплачивается в рублях за счет средств бюджета РФ. Если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Банка России, на день, когда произошла излишняя уплата налога (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Е.Капкова АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 26.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |