Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Реструктурированная задолженность: когда списывать на расходы ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 4)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 4

РЕСТРУКТУРИРОВАННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ:

КОГДА СПИСЫВАТЬ НА РАСХОДЫ

Печальной особенностью российского правового поля становится несогласованность нормативных актов между собой. Особенно заметна эта ситуация при внесении очередных изменений в НК РФ, которые так любят производить наши законотворцы.

В связи с принятием Закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ были внесены изменения, согласно которым этот подпункт теперь изложен следующим образом: "При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации".

Статьей 75 Кодекса предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со ст. 114 Кодекса налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам НК РФ не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ Закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ. То есть в настоящее время законодатель исключил из состава доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, суммы списанной кредиторской задолженности перед бюджетом по пеням и штрафам.

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ. Следовательно, формальное толкование положений НК РФ позволяет сделать вывод, что списанные пени и штрафы, в том числе по итогам реструктуризации задолженности по налогам и сборам, признаются внереализационным доходом предприятия.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ положения, установленные пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Сложилась следующая ситуация: порядок вступления в силу Закона N 58-ФЗ не учитывает положения п. 1 ст. 5 НК РФ, согласно которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ. Следуя логике п. 1 ст. 5 НК РФ, в связи с тем что Закон N 58-ФЗ принят в середине налогового периода по налогу на прибыль, он должен вступить в силу не ранее 01.01.2006. Поэтому некоторые специалисты считают, что налогоплательщики должны включать в налоговую базу на налогу на прибыль пени и штрафы, списанные только после 01.01.2006.

Такая связь вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах с наступлением нового налогового периода или очередного календарного года в первую очередь обусловлена соблюдением принципа стабильности налогового законодательства. В Постановлении от 30.01.2001 N 2-П Конституционный Суд РФ указал, что законодатель должен определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый из ст. 8 (ч. 1) и 34 (ч. 1) Конституции РФ.

Однако есть и другое мнение. Например, федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ, могут вступать в силу и до наступления очередного налогового периода.

В Определениях от 08.04.2003 N 159-О, от 12.05.2003 N 186-О КС РФ указал, как должен применяться п. 1 ст. 5 НК РФ. Судьи пришли к следующему выводу: соблюдение требований п. 1 ст. 5 НК РФ предполагает, что акт законодательства о налогах и сборах не может быть введен в действие ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. В случае официального опубликования акта законодательства о налогах и сборах до начала очередного налогового периода (но менее чем за месяц) он вступает в силу через месяц после его официального опубликования. Акт законодательства о налогах и сборах не действует в том налоговом периоде, который предшествовал его официальному опубликованию.

В более поздних определениях КС РФ прямо указывает, что датой вступления в силу акта законодательства о налогах и сборах является дата истечения месяца с момента официального опубликования.

Исходя из этой позиции определим точную дату вступления в силу Закона N 58-ФЗ.

Согласно ст. 4 Закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (далее - Закон N 5-ФЗ) официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в п. 6 описательной части своего Постановления от 24.10.1996 N 17-П (далее - Постановление N 17-П) констатировал, что день, которым датируется выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации", не может считаться днем его обнародования, так как эта дата, согласно информации по выпуску "Собрания законодательства Российской Федерации", совпадает с датой подписания издания в печать, из чего следует, что получение информации о содержании закона его адресатами с этого момента еще реально не обеспечивается.

На основании изложенного Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что в случае расхождения дат публикаций федерального закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете" днем официального опубликования закона должен признаваться день его публикации в газете.

Таким образом, КС РФ еще раз подтвердил: без обнародования акт не может считаться официально опубликованным. Окончательным опубликованием акта считается его реальное обнародование, а не дата подписания в печать соответствующего печатного издания.

К сожалению, действующим законодательством вопрос о первой публикации четко не урегулирован. Поэтому автор считает, что в данном случае следует руководствоваться рассмотренным выше Постановлением КС РФ N 17-П и, сопоставляя даты "Парламентской газеты", "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации", определить, какая дата является датой обнародования нормативно-правового акта.

К сведению! Текст Закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, которым были внесены изменения в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, был опубликован в "Парламентской газете" от 15.06.2005 N 105; в "Российской газете" от 14.06.2005 N 125; в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 13.06.2005 N 24, ст. 2312.

Датой обнародования акта следует признавать дату реального получения информации о содержании закона его адресатами. Бюллетень "Собрание законодательства Российской Федерации" выходит раз в неделю. В розничной продаже его приобрести сложно, так как он большей частью распространяется по подписке.

Согласно выходным данным журнал N 24 за 2005 г. был подписан в печать 13.06.2005. То есть выводы Конституционного Суда РФ, изложенные в п. 6 Постановления от 24.10.1996 N 17-П, о том, что день, которым датируется выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации", не может считаться днем обнародования Закона, а поэтому получение информации о содержании закона его адресатами с этого момента еще реально не обеспечивается, могут быть распространены и на Закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ.

Поэтому, руководствуясь Постановлением КС РФ N 17-П, автор считает, что датой официального опубликования Закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ является дата его опубликования в "Российской газете" - 14 июня 2005 г., как более ранняя, чем дата опубликования в "Парламентской газете".

Согласно ст. 6 Закона N 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ изменения в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Итак, официальное опубликование (в "Российской газете") - 14.06.2005. Отсчет срока осуществляется с этой даты.

Согласно ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Следовательно, он истекает 14.07.2005, соответственно Закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ вступает в силу 15.07.2005.

В то же время, обратите на это внимание, изменения в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2005, что существенно ухудшает положение налогоплательщика, так как увеличиваются его обязательства перед бюджетом по налогу на прибыль.

Между тем в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Таким образом, распространение новой редакции п. 21 ст. 251 НК РФ на период с 1 января 2005 г. незаконно!

Аналогичную позицию высказал Минфин России в Письме от 02.12.2005 N 03-03-04/1/405, указав, что "положения Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, вносящие изменения в пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса и ухудшающие положение плательщиков налога на прибыль организаций в части включения кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам, списанной в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ, в состав доходов, не могут иметь обратной силы и должны распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., в части, не противоречащей п. 2 ст. 5 Кодекса".

Таким образом, суммы пеней и штрафов по реструктурированной задолженности, списанные до 15.07.2005, не подлежат включению в доход для целей налогообложения прибыли.

Какой из изложенных в статье позиций придерживаться - первой, согласно которой в налоговую базу по налогу на прибыль должна включаться списанная задолженность перед бюджетом по пеням и штрафам только с 01.01.2006, или второй, в соответствии с которой списанная задолженность перед бюджетом по пеням и штрафам включается в налоговую базу по налогу на прибыль с 15.07.2005, - каждый налогоплательщик должен решить для себя самостоятельно. Ведь серьезные и веские аргументы имеются в пользу как первой позиции, так и второй.

Внести ясность в рассматриваемую ситуацию может только арбитражная судебная практика, которая в настоящий момент пока отсутствует.

А.Болтовская

Аудитор

КГ "Что делать Консалт"

Подписано в печать

26.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Расскажите налоговикам, куда ушли целевые средства ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 4) >
Статья: "Мобильные" затраты ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.