Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: НДС в 13 процентов? Это реально ("Главбух", 2006, N 3)



"Главбух", 2006, N 3

НДС В 13 ПРОЦЕНТОВ? ЭТО РЕАЛЬНО

Дмитриева Оксана Генриховна, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ.

Депутаты Госдумы наконец-то решили проблему с обоснованием нулевой ставки НДС для экспортеров, а также ряд спорных моментов по налоговым вычетам. Надо отметить, не без участия делового сообщества - эти поправки давно предлагали представители профсообщества, в том числе и эксперты журнала "Главбух". Соответствующие изменения на днях были приняты в окончательном чтении. Теперь перед депутатами стоит более сложная задача: определиться со снижением НДС и реформой налогового администрирования.

- В Минфине обещали, что в 2006 г. будут исправлены многие технические ляпы, которые были допущены при чересчур поспешном рассмотрении важнейших документов. Однако до сих пор чиновники разработали всего лишь один законопроект. Да и то под давлением профессионального сообщества и, как ни странно, ФНС.

- Я думаю, что не стоит слишком надеяться на "технические" законопроекты от Минфина. Во-первых, чиновникам нужно очень много времени на раскачку. А во-вторых, в подобных случаях специалисты финансового ведомства не упускают возможности под предлогом технических правок протолкнуть в Налоговый кодекс и принципиальные вещи.

- Но все-таки хоть одну проблему решили: убрана явная недоработка в ст. 165 Налогового кодекса, из-за которой экспортеры формально не смогли обосновать нулевую ставку НДС.

- В данном случае действительно убран из ст. 165 Налогового кодекса ляп, который внес Закон о свободных экономических зонах. И еще из позитивных новшеств: этим же законопроектом внесена поправка, согласно которой налогоплательщики смогут принимать к вычету НДС по объектам, учтенным на счете 07 "Оборудование к установке", не дожидаясь их постановки на учет в качестве основного средства. Правда, это послабление может привести и к негативным последствиям - вызвать увеличение числа налоговых проверок. Ведь не исключено, что инспекторы станут более пристально следить за последующей судьбой оборудования.

- А планы по снижению НДС до 13 процентов?

- Такой проект тоже сейчас активно обсуждается в Госдуме. Смысл в том, чтобы снизить НДС до 13 процентов, сохранив льготную ставку налога на прежнем уровне. А образовавшийся дефицит госбюджета покрыть за счет стабилизационного фонда, в котором аккумулируются сверхдоходы от продажи нефти. Я думаю, что мы поступим правильно и большинство депутатов согласятся с такой позицией. Иными словами, нужно стимулировать экономический рост, воспользовавшись тем, что сейчас высокая цена на нефть. Правда, против этого предложения категорически возражает Минфин России.

- Да, чиновники утверждают, что как раз больше всего выгадают от низкой ставки НДС сырьевики, а не промышленники. А у них, дескать, денег и так предостаточно.

- А вот как раз сырьевиков этот вопрос волнует в меньшей степени: большая часть энергоносителей поступает на экспорт, поэтому НДС платят по нулевой ставке. В снижении налога заинтересованы как раз те, кто работает на внутреннем рынке, а также небольшие предприятия, которые пытаются выйти на экспорт. Ведь они не являются традиционными экспортерами, поэтому добиться возмещения НДС практически невозможно - налоговики всеми правдами и неправдами отказывают им в возмещении налога. Да и вообще, высокая ставка НДС делает нашу промышленность неконкурентоспособной. В США, например, вообще нет НДС, так что их производители находятся в более привилегированных условиях, чем отечественные.

- В свое время бизнес сам отказался от снижения ставок налогов - в пользу смягчения налогового администрирования.

- Вы правы. В прошлом году бизнесу было предложено на выбор - либо снижение НДС до 13 процентов, либо смягчение налогового администрирования. Тогда и депутаты, и бизнесмены выбрали смягчение налогового администрирования. Хотя теоретически это и правильно, на практике мы наблюдаем противоположную картину. Дело в том, что наша налоговая система заимствована из США, Германии, других стран, в которых существуют высокие ставки налогов со сложной системой вычетов, зачетов, возмещений, отказом от прямых льгот и преференций. Но такая сложная система предполагает наличие квалифицированного налогового администратора, который все спорные вопросы решает "по справедливости". Наша же бюрократическая система с этой задачей справиться не может. У нас на каждую грошовую льготу по 33 оговорки. Мы одной рукой снижаем ставки налога, а другой - усложняем порядок предоставления вычетов и отменяем презумпцию невиновности налогоплательщика. Иногда создается впечатление, что вся система спроектирована только для того, чтобы расширить рынок налогового консультирования.

- А разве презумпция невиновности отменена? Пусть такой формулировки в Кодексе уже и нет, но все равно бремя доказывания вины налогоплательщика лежит на налоговой инспекции...

- Будем реалистами: в суде бремя доказывания лежит на том, кто подает иск. А раз доказательную базу должен подготавливать заявитель, то фактически никакой презумпции невиновности у него нет.

- Но зато ряд депутатов предлагают ввести в Налоговый кодекс презумпцию добросовестности налогоплательщика. Это поможет?

- Мне кажется, что введение этого нового термина только еще больше всех запутает. У нас в налоговом законодательстве и так имеется множество непонятных терминов и понятий. Попытка ввести в Кодекс презумпцию добросовестности вместо удаленной презумпции невиновности похожа на попытку сделать прическу отрубленной голове. Есть Постановление Высшего Арбитражного Суда на этот счет: налогоплательщик считается добросовестным, пока его вину не признает суд исходя из конкретных обстоятельств дела. И законодателю не стоит вмешиваться в этот процесс: пусть в каждом конкретном деле судьи принимают то или иное решение. А вот презумпция невиновности должна вернуться в Налоговый кодекс. Все просто и ясно: налогоплательщик невиновен, пока налоговики не доказали обратное. И не нужно никаких дополнительных экзотических терминов.

Беседовала

А.Баязитова

Подписано в печать

25.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Налоговое обозрение от 25.01.2006> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 4) >
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 25.01.2006> ("Главбух", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.