Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ошибки в платежных поручениях: налоговые последствия (Начало) ("Финансовая газета", 2006, N 4)



"Финансовая газета", 2006, N 4

ОШИБКИ В ПЛАТЕЖНЫХ ПОРУЧЕНИЯХ:

НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Полнота и своевременность уплаты налогов в бюджет во многом зависят от правильности перечисления платежей и точного заполнения платежных документов налогоплательщиками. Для обеспечения эффективного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами необходимо знание нормативных документов, которые определяют порядок работы налоговых органов с лицевыми счетами налогоплательщиков и поступившими от них платежными документами по перечислению платежей в бюджет.

С 1 августа 2005 г. утратил силу Приказ МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов". Вместо этого документа введены в действие Приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (в ред. Приказа ФНС России от 30.06.2005 N САЭ-3-10/293@). На первый взгляд может показаться, что эти документы не имеют непосредственного отношения к налогоплательщикам. Однако одной из основных задач взаимодействия между налоговыми органами и органами Федерального казначейства является организация работы с невыясненными поступлениями и идентификация платежей в бюджеты, от чего напрямую зависит порядок начисления пени за несвоевременное перечисление денежных средств налогоплательщиками.

Поясним это на примере. Налогоплательщик перечислил единый социальный налог (далее - ЕСН), зачисляемый в федеральный бюджет. В платежном поручении, заполняемом в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", в поле под номером 104 указывается показатель кода бюджетной классификации (далее - КБК) согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации - 18210201010011000110. Предположим, что налогоплательщик ошибочно пропустил одну цифру в данном показателе.

Согласно Приказу Минфина России от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" поступления по расчетным документам, в которых указан несуществующий код бюджетной классификации, учитываются как неклассифицированные невыясненные поступления. Таким образом, ЕСН, перечисленный на ошибочный КБК, попадет не в карточку расчета с бюджетом налогоплательщика, а на неклассифицированные невыясненные поступления. В этом случае у налогоплательщика возникает недоимка по ЕСН, хотя указанная сумма и была перечислена в бюджет.

В данной ситуации налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган с просьбой зачислить уплаченный ЕСН по назначению. Однако зачет указанной суммы пройдет согласно п. 4 ст. 78 НК РФ в течение пяти дней после получения письменного заявления налогоплательщика.

Согласно Приказу МНС России N БГ-3-10/411 пени на суммы платежей, не внесенные в бюджет (не списанные с расчетного счета налогоплательщика) в установленные сроки уплаты, начислялись за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога, по день фактической уплаты включительно. Таким образом, налогоплательщик, предъявив в налоговый орган банковскую выписку, из которой видно, что денежные средства на уплату налога с его расчетного счета списаны своевременно, мог избежать начисления и уплаты пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет.

В Приказе N ШС-3-10/201@ порядок начисления пени в таких ситуациях существенно ужесточен. Налогоплательщики обязаны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом МНС России N 106н. Расчетные документы, оформленные плательщиками с нарушениями указанных Правил, согласно Приказу N ШС-3-10/201@ считаются поступившими не по принадлежности.

На практике это означает, что любая техническая ошибка в заполнении полей платежных документов, особенно в части показателей КБК, влечет за собой зачисление данных платежей на неклассифицированные невыясненные поступления и, как следствие, начисление пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибку в КБК, должен будет заплатить пени за несвоевременное перечисление налоговых платежей в бюджет, несмотря на то, что с его расчетного счета денежные средства списались банком своевременно.

Еще более неприятная ситуация для налогоплательщика связана с ошибочным указанием КБК платежа, зачисляемого в иные бюджеты. Например, налогоплательщик предполагает перечислить налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ (КБК 18210102021011000110), но в назначении платежа указывает КБК 18210501010011000110, соответствующий единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы. Поступления по КБК 18210102021011000110 и по КБК 18210501010011000110 зачисляются в разные бюджеты, а согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачеты излишне уплаченных сумм налогов производятся при условии, что эти суммы направляются в тот же бюджет. Следовательно, произвести зачет излишне уплаченных сумм из КБК 18210501010011000110 на КБК 18210102021011000110 не представляется возможным. В результате у налогоплательщика в карточке расчетов с бюджетами по КБК 18210102021011000110 возникнет недоимка, а в карточке расчетов с бюджетом по КБК 18210501010011000110 возникнет переплата. Налогоплательщику придется вторично заплатить НДФЛ, указав правильный КБК, а также пени, начисленные за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. После погашения задолженности налогоплательщику следует подать в налоговый орган заявление о возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, на свой расчетный счет.

Кроме того, отметим, что Письмо ФНС России от 14.07.2005 N 10-3-03/3184 со ссылкой на ст. 45 НК РФ и ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" запрещает налоговым органам при неправильном заполнении налогоплательщиком в платежном документе поля 101 "Статус лица, оформившего документ", а именно, если налогоплательщик, не являясь налоговым агентом, ошибочно заполнил поле 101 расчетного документа значением 02 (налоговый агент), относить указанный платеж в карточку "Расчеты с бюджетом" со статусом "01" и рекомендует относить данный платеж к разряду невыясненных платежей. Таким образом, если налогоплательщик неправильно указал данные в поле расчетного документа 101, платеж не попадет в карточку налогоплательщика "Расчеты с бюджетом" и у налогоплательщика возникнет недоимка с соответствующим начислением пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. И хотя данное Письмо не носит нормативного характера, налоговые инспекции руководствуются этим документом при решении вопроса о корректировке статуса налогоплательщика.

Из сказанного можно сделать вывод, что правильное заполнение платежных документов на перечисление налоговых платежей является важной частью ведения финансово-хозяйственной деятельности как физических, так и юридических лиц и помогает избежать прямых финансовых потерь в виде начисления пени за платежи, которые налогоплательщик своевременно списал со своего расчетного счета.

(Окончание см. "Финансовая газета", 2006, N 5)

М.Михайлов

Советник налоговой службы

Российской Федерации

III ранга

Подписано в печать

25.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Реализация основного средства: бухгалтерский и налоговый учет ("Финансовая газета", 2006, N 4) >
Статья: Особенности уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.