|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Ошибки в платежных поручениях: налоговые последствия (Начало) ("Финансовая газета", 2006, N 4)
"Финансовая газета", 2006, N 4
ОШИБКИ В ПЛАТЕЖНЫХ ПОРУЧЕНИЯХ: НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Полнота и своевременность уплаты налогов в бюджет во многом зависят от правильности перечисления платежей и точного заполнения платежных документов налогоплательщиками. Для обеспечения эффективного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами необходимо знание нормативных документов, которые определяют порядок работы налоговых органов с лицевыми счетами налогоплательщиков и поступившими от них платежными документами по перечислению платежей в бюджет. С 1 августа 2005 г. утратил силу Приказ МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов". Вместо этого документа введены в действие Приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (в ред. Приказа ФНС России от 30.06.2005 N САЭ-3-10/293@). На первый взгляд может показаться, что эти документы не имеют непосредственного отношения к налогоплательщикам. Однако одной из основных задач взаимодействия между налоговыми органами и органами Федерального казначейства является организация работы с невыясненными поступлениями и идентификация платежей в бюджеты, от чего напрямую зависит порядок начисления пени за несвоевременное перечисление денежных средств налогоплательщиками. Поясним это на примере. Налогоплательщик перечислил единый социальный налог (далее - ЕСН), зачисляемый в федеральный бюджет. В платежном поручении, заполняемом в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", в поле под номером 104 указывается показатель кода бюджетной классификации (далее - КБК) согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации - 18210201010011000110. Предположим, что налогоплательщик ошибочно пропустил одну цифру в данном показателе. Согласно Приказу Минфина России от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" поступления по расчетным документам, в которых указан несуществующий код бюджетной классификации, учитываются как неклассифицированные невыясненные поступления. Таким образом, ЕСН, перечисленный на ошибочный КБК, попадет не в карточку расчета с бюджетом налогоплательщика, а на неклассифицированные невыясненные поступления. В этом случае у налогоплательщика возникает недоимка по ЕСН, хотя указанная сумма и была перечислена в бюджет. В данной ситуации налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган с просьбой зачислить уплаченный ЕСН по назначению. Однако зачет указанной суммы пройдет согласно п. 4 ст. 78 НК РФ в течение пяти дней после получения письменного заявления налогоплательщика. Согласно Приказу МНС России N БГ-3-10/411 пени на суммы платежей, не внесенные в бюджет (не списанные с расчетного счета налогоплательщика) в установленные сроки уплаты, начислялись за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога, по день фактической уплаты включительно. Таким образом, налогоплательщик, предъявив в налоговый орган банковскую выписку, из которой видно, что денежные средства на уплату налога с его расчетного счета списаны своевременно, мог избежать начисления и уплаты пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. В Приказе N ШС-3-10/201@ порядок начисления пени в таких ситуациях существенно ужесточен. Налогоплательщики обязаны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом МНС России N 106н. Расчетные документы, оформленные плательщиками с нарушениями указанных Правил, согласно Приказу N ШС-3-10/201@ считаются поступившими не по принадлежности.
На практике это означает, что любая техническая ошибка в заполнении полей платежных документов, особенно в части показателей КБК, влечет за собой зачисление данных платежей на неклассифицированные невыясненные поступления и, как следствие, начисление пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибку в КБК, должен будет заплатить пени за несвоевременное перечисление налоговых платежей в бюджет, несмотря на то, что с его расчетного счета денежные средства списались банком своевременно. Еще более неприятная ситуация для налогоплательщика связана с ошибочным указанием КБК платежа, зачисляемого в иные бюджеты. Например, налогоплательщик предполагает перечислить налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ (КБК 18210102021011000110), но в назначении платежа указывает КБК 18210501010011000110, соответствующий единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы. Поступления по КБК 18210102021011000110 и по КБК 18210501010011000110 зачисляются в разные бюджеты, а согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачеты излишне уплаченных сумм налогов производятся при условии, что эти суммы направляются в тот же бюджет. Следовательно, произвести зачет излишне уплаченных сумм из КБК 18210501010011000110 на КБК 18210102021011000110 не представляется возможным. В результате у налогоплательщика в карточке расчетов с бюджетами по КБК 18210102021011000110 возникнет недоимка, а в карточке расчетов с бюджетом по КБК 18210501010011000110 возникнет переплата. Налогоплательщику придется вторично заплатить НДФЛ, указав правильный КБК, а также пени, начисленные за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. После погашения задолженности налогоплательщику следует подать в налоговый орган заявление о возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, на свой расчетный счет. Кроме того, отметим, что Письмо ФНС России от 14.07.2005 N 10-3-03/3184 со ссылкой на ст. 45 НК РФ и ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" запрещает налоговым органам при неправильном заполнении налогоплательщиком в платежном документе поля 101 "Статус лица, оформившего документ", а именно, если налогоплательщик, не являясь налоговым агентом, ошибочно заполнил поле 101 расчетного документа значением 02 (налоговый агент), относить указанный платеж в карточку "Расчеты с бюджетом" со статусом "01" и рекомендует относить данный платеж к разряду невыясненных платежей. Таким образом, если налогоплательщик неправильно указал данные в поле расчетного документа 101, платеж не попадет в карточку налогоплательщика "Расчеты с бюджетом" и у налогоплательщика возникнет недоимка с соответствующим начислением пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. И хотя данное Письмо не носит нормативного характера, налоговые инспекции руководствуются этим документом при решении вопроса о корректировке статуса налогоплательщика. Из сказанного можно сделать вывод, что правильное заполнение платежных документов на перечисление налоговых платежей является важной частью ведения финансово-хозяйственной деятельности как физических, так и юридических лиц и помогает избежать прямых финансовых потерь в виде начисления пени за платежи, которые налогоплательщик своевременно списал со своего расчетного счета.
(Окончание см. "Финансовая газета", 2006, N 5)
М.Михайлов Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 25.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |