![]() |
| ![]() |
|
Статья: Исчисление трудовых пенсий ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 3)
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 3
ИСЧИСЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ
В связи с вопросами, возникшими у судов при применении Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), Пленум Верховного Суда Российской Федерации выпустил Постановление от 20 декабря 2005 г. N 25. Судам и гражданам дан целый ряд разъяснений. Мы расскажем только о тех из них, которые касаются многих граждан, а полный текст Постановления будет опубликован в следующем номере журнала ("НБУ" N 4, 2006).
Споры с работодателем по страховым взносам
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и контролировать их перечисление в бюджет ПФР. Если страхователь не выполняет обязанность, предусмотренную п. 2 ст. 14 данного Закона, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, застрахованное лицо не лишено возможности обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период. В силу ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда РФ должны привлекаться судом к участию в таких делах в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца. Обратите внимание: в случае удовлетворения требования истца взысканные суммы подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет в ПФР.
Куда обращаться за разрешением спора?
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и п. 7 ст. 18 Закона N 173-ФЗ дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подведомственны судам общей юрисдикции. Если гражданин не согласен с решением пенсионного органа, он вправе обжаловать данное решение в вышестоящем пенсионном органе (п. 7 ст. 18 Закона N 173-ФЗ). При цене иска, не превышающей 50 000 руб., в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ эти дела подсудны мировому судье. Дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), в силу ст. 24 ГПК РФ подсудны районному суду. В случае объединения связанных между собой требований, подлежащих и не подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду. Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению пенсионного органа, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию (ст. 28 ГПК РФ).
Государственная пошлина
В соответствии с пп. 2 и 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы, являющиеся инвалидами I и II групп, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, - истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Обратите внимание: заявления граждан, не являющихся получателями пенсии (за исключением истцов - инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подлежат оплате государственной пошлины в размере и порядке, предусмотренных ст. ст. 333.19 и 333.20 НК РФ. Напомним, что согласно п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: - при цене иска до 10 000 руб. - 4% цены иска, но не менее 200 руб.; - при цене иска от 10 001 руб. до 50 000 руб. - 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10 000 руб.; - при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. - 1600 руб. плюс 2% суммы, превышающей 50 000 руб.; - при цене иска от 100 001 руб. до 500 000 руб. - 2600 руб. плюс 1% суммы, превышающей 100 000 руб.; - при цене иска свыше 500 000 руб. - 6600 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб. При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет: - для физических лиц - 100 руб.; - для организаций - 2000 руб. Суд или мировой судья с учетом имущественного положения гражданина вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ, но не вправе освободить его от уплаты этой пошлины (п. 2 ст. 333.20 НК РФ). В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ. Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ). За подачу исковых заявлений территориальных органов Пенсионного фонда РФ (например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии) уплачивается государственная пошлина на общих основаниях в размере и порядке, установленных ст. ст. 333.19 и 333.20 НК РФ.
Форма собственности значения не имеет
Вопрос о типе организации, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела (характера и специфики, условий работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности организации и т.п.). Ранее действовавший Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон РФ о государственных пенсиях) не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность велась лишь в государственных или муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Форма собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости. Педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пп. 10 - 12 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и т.д., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания ст. ст. 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
Медицинские работники в сельской местности
Согласно пп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, если работа велась в городе, сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (один год работы за один год и три месяца). Обратите внимание: если работа велась только в сельской местности и поселке городского типа, то данные Правила не предусматривают права на льготный порядок исчисления таких периодов работы. Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066). Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившего в силу 1 ноября 1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с п. 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464. Учитывая, что п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в льготном порядке.
Педагогическая деятельность
Согласно пп. "в" п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. п. 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список должностей и учреждений), засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 г. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в п. п. 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 г., не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Аналогичное правило применяется и к работе в указанных должностях в учреждениях, перечисленных в п. п. 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений", являющихся структурными подразделениями организации.
Оценка пенсионных прав
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не выше 1,2 для всех лиц, за исключением тех, кто проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ). Поскольку оценка пенсионных прав граждан производится по состоянию на 1 января 2002 г., исходя из смысла п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться следующим лицам: - проживавшим на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом возможность учета заработков в повышенном размере Закон N 173-ФЗ не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 г. или остались там проживать; - мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию). При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти).
Строители
Если лица до 1 января 2002 г. работали на строительстве объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер, он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно учитываться по общему правилу: в размере не выше 1,2.
Репрессированные народы
Исходя из положений ст. 10 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" (далее - Закон о реабилитации репрессированных народов), время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) граждан из числа репрессированных народов и впоследствии реабилитированных подлежит включению в общий трудовой стаж. Поскольку в силу п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в целях оценки прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность только трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке, время нахождения указанных лиц в спецпоселениях (местах ссылки) подлежит учету в календарном порядке со дня достижения ими 16-летнего возраста. Ведь по ранее действовавшему трудовому законодательству именно с этого возраста такие лица могли привлекаться к труду. В случае представления доказательств того, что лицо было привлечено к труду в более раннем возрасте, весь период работы подлежит включению в общий трудовой стаж независимо от возраста этого лица. По желанию лица в качестве расчетного размера трудовой пенсии может быть принята сумма пенсии, исчисленная по нормам Закона РФ о государственных пенсиях, без применения индивидуального коэффициента пенсионера. В этом случае исходя из положений ст. 10 Закона о реабилитации репрессированных народов время пребывания лиц в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере независимо от возраста этих лиц. Однако при исчислении пенсии в указанном порядке подлежат применению правила, установленные ст. ст. 16 - 18 Закона РФ о государственных пенсиях об ограничении максимального размера пенсии.
Отпуск по уходу за ребенком
Если такой отпуск имел место до 6 октября 1992 г. (до времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то этот отпуск включается в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Северный стаж
Не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Специальный стаж на железнодорожном транспорте
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости железнодорожникам применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272. При подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии, указанной в названном выше Списке, а также была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
Морального вреда нет
Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется. Однако, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, но в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Законом N 173-ФЗ.
Подготовила Е.В.Ларина Подписано в печать 24.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |