Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Исчисление трудовых пенсий ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 3)



"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 3

ИСЧИСЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

В связи с вопросами, возникшими у судов при применении Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), Пленум Верховного Суда Российской Федерации выпустил Постановление от 20 декабря 2005 г. N 25. Судам и гражданам дан целый ряд разъяснений. Мы расскажем только о тех из них, которые касаются многих граждан, а полный текст Постановления будет опубликован в следующем номере журнала ("НБУ" N 4, 2006).

Споры с работодателем по страховым взносам

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и контролировать их перечисление в бюджет ПФР.

Если страхователь не выполняет обязанность, предусмотренную п. 2 ст. 14 данного Закона, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, застрахованное лицо не лишено возможности обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.

В силу ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда РФ должны привлекаться судом к участию в таких делах в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.

Обратите внимание: в случае удовлетворения требования истца взысканные суммы подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет в ПФР.

Куда обращаться за разрешением спора?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и п. 7 ст. 18 Закона N 173-ФЗ дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подведомственны судам общей юрисдикции.

Если гражданин не согласен с решением пенсионного органа, он вправе обжаловать данное решение в вышестоящем пенсионном органе (п. 7 ст. 18 Закона N 173-ФЗ).

При цене иска, не превышающей 50 000 руб., в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ эти дела подсудны мировому судье.

Дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), в силу ст. 24 ГПК РФ подсудны районному суду.

В случае объединения связанных между собой требований, подлежащих и не подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению пенсионного органа, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию (ст. 28 ГПК РФ).

Государственная пошлина

В соответствии с пп. 2 и 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы, являющиеся инвалидами I и II групп, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, - истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание: заявления граждан, не являющихся получателями пенсии (за исключением истцов - инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подлежат оплате государственной пошлины в размере и порядке, предусмотренных ст. ст. 333.19 и 333.20 НК РФ.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

- при цене иска до 10 000 руб. - 4% цены иска, но не менее 200 руб.;

- при цене иска от 10 001 руб. до 50 000 руб. - 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10 000 руб.;

- при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. - 1600 руб. плюс 2% суммы, превышающей 50 000 руб.;

- при цене иска от 100 001 руб. до 500 000 руб. - 2600 руб. плюс 1% суммы, превышающей 100 000 руб.;

- при цене иска свыше 500 000 руб. - 6600 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет:

- для физических лиц - 100 руб.;

- для организаций - 2000 руб.

Суд или мировой судья с учетом имущественного положения гражданина вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ, но не вправе освободить его от уплаты этой пошлины (п. 2 ст. 333.20 НК РФ).

В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ).

За подачу исковых заявлений территориальных органов Пенсионного фонда РФ (например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии) уплачивается государственная пошлина на общих основаниях в размере и порядке, установленных ст. ст. 333.19 и 333.20 НК РФ.

Форма собственности значения не имеет

Вопрос о типе организации, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела (характера и специфики, условий работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности организации и т.п.).

Ранее действовавший Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон РФ о государственных пенсиях) не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность велась лишь в государственных или муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

Форма собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости.

Педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пп. 10 - 12 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и т.д., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания ст. ст. 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации.

Медицинские работники в сельской местности

Согласно пп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, если работа велась в городе, сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (один год работы за один год и три месяца).

Обратите внимание: если работа велась только в сельской местности и поселке городского типа, то данные Правила не предусматривают права на льготный порядок исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившего в силу 1 ноября 1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с п. 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

Учитывая, что п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. может быть исчислен в льготном порядке.

Педагогическая деятельность

Согласно пп. "в" п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. п. 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список должностей и учреждений), засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 г.

Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в п. п. 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 г., не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Аналогичное правило применяется и к работе в указанных должностях в учреждениях, перечисленных в п. п. 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений", являющихся структурными подразделениями организации.

Оценка пенсионных прав

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не выше 1,2 для всех лиц, за исключением тех, кто проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ).

Поскольку оценка пенсионных прав граждан производится по состоянию на 1 января 2002 г., исходя из смысла п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться следующим лицам:

- проживавшим на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом возможность учета заработков в повышенном размере Закон N 173-ФЗ не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 г. или остались там проживать;

- мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).

При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти).

Строители

Если лица до 1 января 2002 г. работали на строительстве объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер, он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах.

Лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно учитываться по общему правилу: в размере не выше 1,2.

Репрессированные народы

Исходя из положений ст. 10 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" (далее - Закон о реабилитации репрессированных народов), время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) граждан из числа репрессированных народов и впоследствии реабилитированных подлежит включению в общий трудовой стаж.

Поскольку в силу п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в целях оценки прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность только трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке, время нахождения указанных лиц в спецпоселениях (местах ссылки) подлежит учету в календарном порядке со дня достижения ими 16-летнего возраста. Ведь по ранее действовавшему трудовому законодательству именно с этого возраста такие лица могли привлекаться к труду. В случае представления доказательств того, что лицо было привлечено к труду в более раннем возрасте, весь период работы подлежит включению в общий трудовой стаж независимо от возраста этого лица.

По желанию лица в качестве расчетного размера трудовой пенсии может быть принята сумма пенсии, исчисленная по нормам Закона РФ о государственных пенсиях, без применения индивидуального коэффициента пенсионера.

В этом случае исходя из положений ст. 10 Закона о реабилитации репрессированных народов время пребывания лиц в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере независимо от возраста этих лиц.

Однако при исчислении пенсии в указанном порядке подлежат применению правила, установленные ст. ст. 16 - 18 Закона РФ о государственных пенсиях об ограничении максимального размера пенсии.

Отпуск по уходу за ребенком

Если такой отпуск имел место до 6 октября 1992 г. (до времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то этот отпуск включается в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Северный стаж

Не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Специальный стаж на железнодорожном транспорте

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости железнодорожникам применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272.

При подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии, указанной в названном выше Списке, а также была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).

Морального вреда нет

Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Однако, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, но в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Законом N 173-ФЗ.

Подготовила

Е.В.Ларина

Подписано в печать

24.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оплата больничных в 2006 году (Окончание) ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 3) >
Статья: Договор аренды не зарегистрирован: правовые последствия ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.