Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учетная политика в целях налогообложения ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 2)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 2

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ внес значительные изменения в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Законодатели попытались учесть все неясности, которые вызывали споры между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Некоторые изменения вступили в силу через месяц после официального опубликования, но их действие распространилось на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. В частности, внесенные поправки предоставили организациям право самостоятельно определять:

- перечень прямых расходов в целях налогообложения (п. п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ);

- порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и готовую продукцию (п. 1 ст. 319 НК РФ);

- способ формирования покупной стоимости товаров, который касается исключительно торговых организаций (ст. 320 НК РФ).

Помимо расходов на оплату труда и единого социального налога к прямым расходам теперь можно относить и взносы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии (п. 1 ст. 318 НК РФ). Речь идет о налогах, которые начисляются на заработную плату производственного персонала, включенную в состав прямых расходов. Поправки, внесенные в ст. 318 НК РФ, дали возможность организации с 1 января 2005 г. установить для целей налогообложения тот же перечень прямых затрат, что и в бухгалтерском учете.

Начиная с 1 января 2005 г. налогоплательщики могли самостоятельно устанавливать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Для случаев, когда их невозможно отнести к конкретному производственному процессу, организация должна определить механизм распределения прямых расходов между видами продукции (работ, услуг). Организации, которые оказывают услуги, теперь могут не распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства, а полностью списывать их при расчете налога на прибыль.

Ранее расходы покупателя на доставку товаров, складские и прочие расходы, связанные с приобретением товаров и не включенные в его стоимость, учитывались только в составе издержек обращения. Поправки, внесенные Законом N 58-ФЗ в ст. 320 НК РФ, позволяют торговым организациям включать перечисленные расходы в состав стоимости приобретения этих товаров. Иными словами, налогоплательщикам разрешено формировать стоимость приобретенных товаров в целях налогообложения так же, как и в бухгалтерском учете.

Таким образом, в целях налогообложения производственные предприятия должны определить в своей учетной политике состав прямых расходов и механизм их распределения между незавершенным производством и готовой продукцией. Торговым организациям необходимо установить порядок определения стоимости приобретения товаров, предназначенных для перепродажи. Вести налоговый учет по новым правилам организации могут, только если соответствующие положения закреплены в учетной политике организации.

Согласно положениям ст. 313 НК РФ налогоплательщики могут менять порядок учета отдельных хозяйственных операций в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах. Но не следует забывать, что механизм распределения прямых расходов и порядок определения стоимости приобретения товаров, который будет закреплен в учетной политике, организация должна применять в течение не менее двух лет. Это значит, что те новые положения учетной политики, которые налогоплательщик установит на 2005 г., он должен применять и в 2006 г. Иными словами, уже в 2005 г. организации, изготавливающие продукцию, выполняющие работы и оказывающие услуги, должны были выбрать способ распределения прямых расходов сразу на два года.

Однако не все поспешили воспользоваться новыми возможностями, предоставленными Законом N 58-ФЗ. Вносить изменения в учетную политику - право, а не обязанность налогоплательщика. Некоторые организации решили в 2005 г. сохранить прежний порядок распределения прямых расходов или способ формирования покупной стоимости товаров и внести необходимые изменения в учетную политику на 2006 г. Но перед ними встал вопрос: а смогут ли они это сделать? Ведь новая редакция ст. ст. 319 и 320 НК РФ действует с 1 января 2005 г. Следовательно, если организация применила в 2005 г. старый порядок, она должна его использовать и в 2006 г. Ведь два года нужно отсчитывать с того налогового периода, в котором у организации появилось право выбора учетной политики.

Налогоплательщики обратились с этим вопросом в Минфин России и получили положительный ответ (Письмо Минфина России от 21 октября 2005 г. N 03-03-02/117). По мнению специалистов министерства, если организация не захочет вносить изменения в учетную политику на 2005 г., она вправе работать по новым правилам с 1 января 2006 г. Именно с этой даты будет отсчитываться двухлетний период, в течение которого организация должна применять установленный ею способ распределения прямых расходов и метод формирования стоимости приобретения товаров.

О.А.Курбангалеева

Главный бухгалтер

ООО "Канада-Моторс"

Подписано в печать

24.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Возврат товара надлежащего качества: налоговые аспекты ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 2) >
Статья: Премирование работников: бухгалтерский и налоговый аспекты (Начало) ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.