|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учетная политика в целях налогообложения ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 2)
"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 2
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ внес значительные изменения в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Законодатели попытались учесть все неясности, которые вызывали споры между налогоплательщиками и налоговыми органами. Некоторые изменения вступили в силу через месяц после официального опубликования, но их действие распространилось на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. В частности, внесенные поправки предоставили организациям право самостоятельно определять: - перечень прямых расходов в целях налогообложения (п. п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ); - порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и готовую продукцию (п. 1 ст. 319 НК РФ); - способ формирования покупной стоимости товаров, который касается исключительно торговых организаций (ст. 320 НК РФ). Помимо расходов на оплату труда и единого социального налога к прямым расходам теперь можно относить и взносы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии (п. 1 ст. 318 НК РФ). Речь идет о налогах, которые начисляются на заработную плату производственного персонала, включенную в состав прямых расходов. Поправки, внесенные в ст. 318 НК РФ, дали возможность организации с 1 января 2005 г. установить для целей налогообложения тот же перечень прямых затрат, что и в бухгалтерском учете. Начиная с 1 января 2005 г. налогоплательщики могли самостоятельно устанавливать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Для случаев, когда их невозможно отнести к конкретному производственному процессу, организация должна определить механизм распределения прямых расходов между видами продукции (работ, услуг). Организации, которые оказывают услуги, теперь могут не распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства, а полностью списывать их при расчете налога на прибыль. Ранее расходы покупателя на доставку товаров, складские и прочие расходы, связанные с приобретением товаров и не включенные в его стоимость, учитывались только в составе издержек обращения. Поправки, внесенные Законом N 58-ФЗ в ст. 320 НК РФ, позволяют торговым организациям включать перечисленные расходы в состав стоимости приобретения этих товаров. Иными словами, налогоплательщикам разрешено формировать стоимость приобретенных товаров в целях налогообложения так же, как и в бухгалтерском учете.
Таким образом, в целях налогообложения производственные предприятия должны определить в своей учетной политике состав прямых расходов и механизм их распределения между незавершенным производством и готовой продукцией. Торговым организациям необходимо установить порядок определения стоимости приобретения товаров, предназначенных для перепродажи. Вести налоговый учет по новым правилам организации могут, только если соответствующие положения закреплены в учетной политике организации. Согласно положениям ст. 313 НК РФ налогоплательщики могут менять порядок учета отдельных хозяйственных операций в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах. Но не следует забывать, что механизм распределения прямых расходов и порядок определения стоимости приобретения товаров, который будет закреплен в учетной политике, организация должна применять в течение не менее двух лет. Это значит, что те новые положения учетной политики, которые налогоплательщик установит на 2005 г., он должен применять и в 2006 г. Иными словами, уже в 2005 г. организации, изготавливающие продукцию, выполняющие работы и оказывающие услуги, должны были выбрать способ распределения прямых расходов сразу на два года. Однако не все поспешили воспользоваться новыми возможностями, предоставленными Законом N 58-ФЗ. Вносить изменения в учетную политику - право, а не обязанность налогоплательщика. Некоторые организации решили в 2005 г. сохранить прежний порядок распределения прямых расходов или способ формирования покупной стоимости товаров и внести необходимые изменения в учетную политику на 2006 г. Но перед ними встал вопрос: а смогут ли они это сделать? Ведь новая редакция ст. ст. 319 и 320 НК РФ действует с 1 января 2005 г. Следовательно, если организация применила в 2005 г. старый порядок, она должна его использовать и в 2006 г. Ведь два года нужно отсчитывать с того налогового периода, в котором у организации появилось право выбора учетной политики. Налогоплательщики обратились с этим вопросом в Минфин России и получили положительный ответ (Письмо Минфина России от 21 октября 2005 г. N 03-03-02/117). По мнению специалистов министерства, если организация не захочет вносить изменения в учетную политику на 2005 г., она вправе работать по новым правилам с 1 января 2006 г. Именно с этой даты будет отсчитываться двухлетний период, в течение которого организация должна применять установленный ею способ распределения прямых расходов и метод формирования стоимости приобретения товаров.
О.А.Курбангалеева Главный бухгалтер ООО "Канада-Моторс" Подписано в печать 24.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |