Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проверка Госпожнадзора: без взяток и последствий ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2006, N 2)



"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2006, N 2

ПРОВЕРКА ГОСПОЖНАДЗОРА: БЕЗ ВЗЯТОК И ПОСЛЕДСТВИЙ

Сегодня практически любая конференция, посвященная вопросам развития малого и среднего бизнеса, поднимает вопросы взаимоотношений предпринимателей с надзорными органами, в частности с Государственным пожарным надзором. С каждым годом и даже месяцем эти проблемы будут все острее и острее, и дело не только в принципиальности или особой требовательности пожарных инспекторов. Традиционно считалось, что пожарную безопасность регулируют только нормы технического характера: ГОСТы, СНиПы, правила, технические регламенты и т.д. Соответственно, все это носит сугубо технический характер.

Законодательство о пожарной безопасности

Пожары и нарушения требований пожарной безопасности влекут за собой административную, гражданскую и даже уголовную ответственность, а все нормы, обеспечивающие в настоящее время пожарную безопасность, должны быть применены с учетом требований Федеральных законов от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". В итоге перечисленные обстоятельства переводят проблемы пожарной безопасности еще и в юридическую плоскость. Например, согласно указанным Законам все технические нормы носят либо обязательный для исполнения, либо рекомендательный характер. Полные тексты нормативных актов, которыми руководствуются органы Госпожнадзора при проверках, расследованиях и привлечении к ответственности предпринимателей можно получить в Интернете по адресу: http://fireman.ru/bd/pd.htm.

Если к предпринимателю пришел инспектор пожарного надзора

Для благополучного прохождения проверки на предмет пожарной безопасности осуществляемой деятельности и используемых помещений, проводимой инспекторами Государственного пожарного надзора, предпринимателям необходимо знать ответы на следующие вопросы.

1. Какие права и обязанности имеют проверяющие?

Проверяющие имеют следующие права и обязанности:

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время;

- беспрепятственно входить в жилые и другие помещения, иметь доступ на земельные участки при наличии достоверных данных о нарушениях требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара;

- проводить проверку технической документации (приказов, распоряжений, инструкций), имеющей отношение к обеспечению пожарной безопасности;

- участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке уже построенных или реконструированных объектов;

- давать руководителям предприятий и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

- в соответствии с действующим законодательством налагать на граждан и юридических лиц административные взыскания за нарушения и невыполнение требований пожарной безопасности.

2. Какие права и обязанности имеют проверяемые?

Они могут присутствовать при проверке, требовать письменное распоряжение руководителя Госпожнадзора на проверку, представить журнал учета мероприятий по контролю, чтобы проверяющий поставил в нем запись о проведенной проверке. Кроме того, они должны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора во все здания и помещения предприятия и представить ему всю требуемую документацию.

По итогам проверки начальнику объекта вручается предписание, которое вступает в силу независимо от того, согласен он с тем, что в нем написано или нет, подпишет он его или нет. В случае если он не согласен с предложениями и замечаниями инспектора или с наложенными взысканиями, то имеет право обжаловать предписание в 10-дневный срок у начальника пожарной части, обратившись напрямую или написав жалобу.

3. За что должностные лица и руководители проверяемых

организаций могут быть привлечены к административной

ответственности?

За нарушение установленных правил. К примеру, за то, что дали подчиненным указания, идущие вразрез с правилами противопожарной безопасности. Или за то, что не приняли меры по обеспечению соблюдения правил противопожарной безопасности, если соблюдение этих правил входит в круг обязанностей конкретного должностного лица.

4. Какие виды взысканий могут быть применены к должностным

лицам, нарушившим правила?

Согласно действующему законодательству к должностным лицам применяются только два вида административных взысканий - предупреждение и штраф.

5. Какие штрафы предусмотрены за нарушение требований

пожарной безопасности?

Предпринимателей касается только ст. 20 (4) Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с ней должностное лицо (коим в рамках административного законодательства признается индивидуальный предприниматель) за отсутствие сигнализации, загромождение выходов, неправильное устройство путей эвакуации и т.д. может быть оштрафовано в размере 10 - 30 МРОТ (для сравнения: юридическое лицо штрафуется за подобные нарушения в размере от 100 до 300 МРОТ). При этом юридических лиц имеют право штрафовать главный госинспектор РФ по пожарному надзору, его заместители, госинспекторы субъектов РФ по пожарному надзору, их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов и их замы. А вот штрафовать индивидуальных предпринимателей и других граждан и должностных лиц могут не только руководители Госпожнадзора, но и рядовые государственные инспекторы РФ по пожарному надзору.

6. Кто составляет протоколы о нарушениях правил

противопожарной безопасности?

Административные протоколы составляют работники пожарной охраны и ОВД. А дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Если произошел пожар и ведется расследование

Следует признать, что в абсолютном большинстве случаев предприниматель, у которого возник пожар (даже без травм или гибели людей), заранее чувствует себя виноватым и смиренно ждет решения органа Госпожнадзора, не пытаясь самостоятельно разобраться с тем, что у него случилось. Он соглашается с любой причиной возгорания, указанной в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела пожарными, и к тому же занижает сумму ущерба, чтобы не было возбуждено уголовное дело. Поступая так, предприниматель, в лучшем случае, остается один на один с последствиями пожара, а в худшем - может усугубить свое и так не блестящее положение.

До 12 августа 2005 г. деятельность фирмы приостанавливали сами органы Госпожнадзора по своему постановлению, когда обнаруживали нарушения требований пожарной безопасности. В России за год их выносили 600 - 700 тысяч. За первые семь месяцев этого года только в Москве пожарные инспекторы вынесли 3300 таких постановлений.

После 12 августа 2005 г. приостановить деятельность предприятия, в том числе при нарушении правил пожарной безопасности, может только суд (на срок до 90 дней). Он же может разрешить дальнейшую деятельность после того, как имевшиеся недочеты будут устранены и приведены к обязательным для соблюдения техническим нормам пожарной безопасности. Приводить в исполнение постановление суда о приостановке деятельности будут судебные приставы.

Не каждый предприниматель имеет юриста, тем более разбирающегося в вопросах обеспечения пожарной безопасности. В этой связи на рынке услуг появился новый вид помощи предпринимателям - юридическая помощь по пожарной безопасности. Это достаточно новое направление деятельности на рынке юридических услуг. Оно включает в себя не только консультирование предпринимателей до пожара, но и оказание им юридической помощи при пожаре. Вот основные вопросы, по которым может быть оказана помощь:

- анализ обоснованности и правомерности предписаний Госпожнадзора;

- анализ обоснованности и правомерности привлечения лица к административной ответственности в виде штрафа;

- представительство в суде при рассмотрении дела об административном приостановлении деятельности.

Недостоверно установленные причина пожара, обстоятельства его возникновения, развития и тушения могут привести к тому, что предпринимателю будет предъявлен несправедливый гражданский иск либо со стороны третьего лица, также пострадавшего от этого пожара, либо со стороны страховой компании, выплатившей страховое возмещение третьему лицу.

Если приходится защищаться от произвола инспектора

Чтобы эффективно защищать свои права в государственных и судебных органах, предприниматель должен, посоветовавшись с квалифицированными специалистами, сам провести расследование случившегося пожара. Необходимо установить и получить документальные сведения о его причине, размере ущерба, виновных лицах и т.д.

Действующее законодательство позволяет это сделать. Так, ст. 37 Закона "О пожарной безопасности" дает предприятиям (которыми в рамках данного Закона признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели) право проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожара и обязывает их содействовать установлению лиц, виновных в возникновении пожара. Полученные в ходе внутреннего расследования сведения о причине пожара, результатах проведенной после него инвентаризации имущества и установленном размере ущерба, а также о виновных лицах необходимо направить в орган Госпожнадзора, проводящий проверку по пожару в соответствии с УПК РФ, с тем, чтобы они были учтены при вынесении постановления. Всегда следует помнить о юридической стороне данной проблемы, а для защиты нарушенных при пожаре прав необходимо самим предпринимать активные действия.

Фрагмент документа. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (извлечение)

Статья 37. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности

Предприятия имеют право:

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

- вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Предприятия обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;

- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

- представлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;

- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории в здания, сооружения и иные объекты предприятий;

- представлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

- содействовать деятельности добровольных пожарных.

С.Д.Иванова

Юрист издательства

Подписано в печать

24.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Санитарно-эпидемиологический контроль предпринимательской деятельности ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2006, N 2) >
Статья: Как предпринимателю освободиться от НДС ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.