Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 23.11.2005 N 03-02-07/1-317> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 3)



"Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 3

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 23.11.2005

N 03-02-07/1-317>

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 23.11.2005 N 03-02-07/1-317 посвящено порядку исполнения налогоплательщиками обязанности, возложенной на них ст. 93 НК РФ. Напомним нашим читателям, что в этой статье установлен пятидневный срок, в который налогоплательщик обязан направить или выдать налоговому органу затребованные документы. Ни для кого не секрет, что на подготовку для выдачи или отправки затребованных документов необходимо определенное время. Во-первых, документы нужно найти. Во-вторых, сделать соответствующие копии и заверить их. Понимая это, законодатель установил пятидневный срок на исполнение этой обязанности. Но каких дней: рабочих или календарных? Этот вопрос и задал налогоплательщик финансовому ведомству. Ответ прост: в связи с тем, что в п. 1 ст. 93 Кодекса прямо не указано, что требование о представлении документов исполняется в течение пяти рабочих дней, такое требование исполняется в течение пяти календарных дней. Следовательно, если в пятидневный срок входят выходные дни, то налогоплательщику на подготовку документов к отправке в налоговый орган остается всего три дня. Если к выходным добавятся еще и праздничные дни, то налогоплательщик объективно не сможет выполнить требование ст. 93 НК РФ. Если, например, налоговый орган 30 декабря 2005 г. направил налогоплательщику требование о направлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ (Налоговый кодекс прямо не запрещает налоговым органам направлять соответствующие требования накануне выходных и праздничных дней), то 10 января 2006 г., то есть в первый рабочий день, он автоматически становится нарушителем налогового законодательства и может быть привлечен к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ.

Минфин, отвечая на вопрос налогоплательщика, вероятно, понимал, чем вызван вопрос, но подошел к ответу с формальной точки зрения. В данной ситуации нам не остается ничего другого, как вооружить наших читателей формальными основаниями, которыми они смогут воспользоваться в случае возникновения конфликта с налоговыми органами по поводу невыполнения требований ст. 93 НК РФ.

Во-первых, налоговый орган вправе затребовать документы в порядке ст. 93 НК РФ только в процессе проведения налоговой проверки: камеральной или выездной. Однако проблемы у налогоплательщиков чаще всего возникают именно при истребовании документов при проведении камеральных налоговых проверок. В связи с этим мы уделим основное внимание именно этому аспекту данной проблемы.

В соответствии со ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговой орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При анализе данного правомочия возникает несколько вопросов: во-первых, какие документы вправе затребовать налоговый орган? Во-вторых, в каком порядке он должен их затребовать?

От ответа на первый поставленный нами вопрос зависит, приведет ли требование налогового органа к возникновению субъективной обязанности у налогоплательщика по предоставлению этих документов. Ответ на него логически требует определения потенциально возможных к затребованию документов в процессе камеральной налоговой проверки в двух аспектах. Необходимо проанализировать документы, которые могут быть затребованы, по количеству и качеству. Первый аспект неизбежно требует ответить, каким образом должно быть сформулировано требование о предоставлении документов, какое количество документов может быть затребовано, а второй - провести анализ причинно-следственной связи между вопросами, возникшими в результате камеральной налоговой проверки, и необходимостью налогового инспектора затребовать дополнительные документы. Должна ли она быть прямой, или налоговый орган вправе затребовать любые документы, независимо от того, по какой причине вызван интерес к ним? Должно ли быть связано это требование с обнаруженными при проверке ошибками или противоречивостью сведений в проверяемых налоговым инспектором документах?

Скажем сразу, что в ст. 88 НК РФ данное положение сформулировано таким образом, что однозначный ответ на поставленный вопрос дать трудно. "Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы...". Ключевым, на наш взгляд, в данной норме является слово "дополнительные". Относится ли оно к требованию о предоставлении документов? Если да, то, очевидно, что перечень документов, которые могут быть затребованы, ограничен вопросами, возникшими при камеральной проверке. Если нет, то, в принципе, налоговый инспектор вправе затребовать любые документы, независимо от причины проявленного к ним интереса.

Ясно, что слово "сведения" по своему содержанию в данном контексте является родовым понятием по отношению к терминам "объяснения" и "документы". Согласитесь, что оно несколько шире последних категорий, которые по своей сущности и содержат данные сведения. Таким образом, на наш взгляд, слово "дополнительные" относится и к термину "документы", ограничивая содержательную сторону правомочия налогового органа затребовать их необходимостью установления причинно-следственной связи между обнаруженными в процессе камеральной налоговой проверки противоречиями имеющихся сведений и затребованных документов.

Не знаем, придерживались ли этой общей логики арбитражные суды в процессе рассмотрения дел, касающихся данной проблемы, использовали ли они метод буквального толкования этой правовой нормы, вынося свои решения, но последние судебные постановления подтверждают правильность вышеизложенных рассуждений в принципе.

Так, в частности, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 23.04.2003 N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1, анализируя положения абз. 4 ст. 88 НК РФ, пришел к обоснованному выводу, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах. Иное толкование данных положений противоречит сущности камеральных налоговых проверок, позволив налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой законодательством о налогах и сборах установлен особый порядок.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также нечеткость требований налоговой инспекции в отношении перечня истребованных документов, общее число документов, Арбитражный суд Красноярского края сделал правильный вывод об обоснованности требований ОАО "Красноярскэнерго" и об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска налоговой инспекции.

Налоговая инспекция при рассмотрении дела обязана доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для истребования документов, и оснований для привлечения к налоговой ответственности при их непредставлении (извлечение из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2003 N А33-16047/02-С3н-Ф02-1117/03-С1).

В связи с тем, что содержание указанного требования не позволяет определить, в каком количестве истребованы документы, то размер штрафа, определенный к взысканию с Общества на основании обжалуемого решения, является необоснованным - к такому выводу пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 17.08.2005 N КА-А40/7844-05.

Более того, из требования о предоставлении документов должно четко следовать, какие документы должен представить налогоплательщик. С этой точки зрения представляет интерес одно дело, рассмотренное ФАС Волго-Вятского округа (Постановление от 13.07.2005 N А29-10785/2004а).

Разбирая данное дело, суд на основании норм Налогового кодекса признал: в соответствии со ст. 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В силу п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.

При этом непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет ответственность по п. 1 ст. 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Из положений приведенных норм следует, что налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога, однако налоговый орган обязан указать конкретный перечень истребуемых для проверки документов.

На основании анализа этих норм закона суд решил, что несмотря на то, что из представленных в дело документов следует, что Инспекция направила ЗАО РИК требование о представлении документов в связи с проведением камеральной проверки представленной Обществом декларации по налогу на имущество за девять месяцев 2004 г. При таких обстоятельствах вывод суда первой и апелляционной инстанции о том, что у налогового органа имелись законные основания требовать у Общества документы, связанные с исчислением и уплатой налога на имущество за девять месяцев 2004 г., соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам дела... в требовании о представлении документов налоговый орган не указал, какие конкретно документы подлежат представлению. На основании чего суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое требование не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах, в связи с чем правомерно признал его недействительным.

Таким образом, перечень документов, изложенных в требовании, должен быть, во-первых, детально конкретизированным, во-вторых, документы должны иметь прямую причинно-следственную связь с ошибками или противоречивостью сведений, содержащихся в представленных документах.

Требование о представлении дополнительных документов должно вручаться налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования и уполномоченным на то лицом.

Подписано в печать

23.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Коротко о новом от 23.01.2006> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 3) >
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 16.12.2005 N ММ-6-10/1059@> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.