Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 15.12.2005 N 06-9-10/110 "О применении ККТ"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 2)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 2

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 15.12.2005 N 06-9-10/110

"О ПРИМЕНЕНИИ ККТ">

Организации и предприниматели, которые принимают от клиентов оплату за реализуемые товары (работы, услуги) наличными или с использованием платежных карт, должны применять контрольно-кассовую технику. Закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ обязывает их регистрировать кассовые аппараты в налоговых инспекциях. В связи с этим у организаций, в составе которых есть обособленные подразделения, возникает вопрос: в какой налоговой следует поставить на учет ККТ, используемую филиалом или другим подразделением фирмы?

Где зарегистрировать кассовый аппарат филиала

Свою контрольно-кассовую технику организация должна регистрировать в налоговой инспекции по месту учета фирмы в качестве налогоплательщика. Такое требование содержит п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ. Однако Налоговый кодекс предусматривает для организаций несколько оснований постановки на учет в инспекции в данном качестве (п. 1 ст. 84 НК РФ). В первую очередь, все фирмы состоят на налоговом учете по своему месту нахождения. А если у организации есть обособленные подразделения, то ей придется встать на учет и в налоговых, которым подведомственны территории, где находятся эти подразделения.

Выходит, если организация, скажем, покупает ККТ для филиала, она может зарегистрировать ее в той налоговой, где состоит на учете это обособленное подразделение. Другими словами, в инспекции, которая курирует территорию, где будет фактически использоваться кассовый аппарат. Такие разъяснения налоговые работники давали, например, в Письме ФНС России от 06.06.2005 N 22-3-12/1013. При этом они отметили, что инспекция филиала в таком случае направит в налоговую, где состоит на учете головная организация, копию регистрационной карточки.

Подобной точки зрения специалисты Федеральной налоговой службы придерживались и ранее (см., например, Письмо МНС России от 01.10.2004 N 33-0-11/608). Требование ставить ККТ на учет в инспекции, которой подведомственна территория, где организация будет применять кассовый аппарат, они обосновали тем, что налоговые осуществляют контроль по территориальному признаку, то есть проверяют тех налогоплательщиков, которые производят наличные расчеты на курируемой ими территории. Кроме того, работники налогового министерства отмечали в этом документе, что, пока Правительство не установит новый порядок регистрации ККТ, следует руководствоваться прежним, утвержденным еще Приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36. А в отношении кассовых аппаратов филиалов необходимо учитывать еще и разъяснения, приведенные в Письме МНС России от 30.03.2000 N АС-6-16/232, которые разрешают инспекциям регистрировать кассовую технику по месту нахождения филиала или другого обособленного подразделения.

Правда, инспекторы на местах нередко отказывали организации в регистрации кассового аппарата в налоговой филиала. Однако в свете последних разъяснений главного налогового ведомства можно надеяться, что подобных недоразумений больше не будет. К тому же и региональные налоговые управления дают своим подведомственным инспекциям разъяснения, соответствующие позиции федерального начальства. Так, например, УФНС России по г. Москве в своем Письме от 09.11.2004 N 29-12/72060 указало, что организация вправе зарегистрировать ККТ в налоговой по месту своей фактической деятельности и регистрации обособленного подразделения.

Однако далеко не всегда у организации возникает желание регистрировать кассовый аппарат в инспекции по месту нахождения филиала. В опубликованном Письме специалисты Федеральной налоговой службы отвечают на вопрос, является ли такой порядок регистрации кассовой техники обособленных подразделений обязательным или у организаций все же есть право выбора.

Если головной офис передает ККТ филиалу...

Вновь созданному подразделению, которое будет принимать оплату от покупателей наличными, безусловно, потребуется кассовый аппарат. Однако фирмы не всегда решают этот вопрос покупкой новой кассы, иногда они просто передают филиалу технику, которая раньше использовалась, например, в головном офисе и была зарегистрирована в налоговой по месту нахождения последнего. Как быть в этом случае с регистрацией: нужно ли снимать аппарат с учета в этой инспекции и регистрировать его в налоговой подразделения? В опубликованном Письме инспекторы сообщают, что контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в той инспекции, где состоит на учете филиал.

С точки зрения налогового контроля такой порядок, конечно, целесообразен. Особенно если кассовый аппарат переезжает вообще в другой регион.

Но, с другой стороны, даже если организация не перерегистрирует кассовый аппарат, требования Закона N 54-ФЗ все равно будут выполнены. Ведь техника останется зарегистрированной по месту учета организации в качестве налогоплательщика. Такой "переезд" кассового аппарата не сопровождается ни сменой местонахождения фирмы, ни выбытием техники из обращения в данной организации (собственник не меняется). А значит, нет никаких оснований снимать аппарат с учета в налоговой головного офиса. По сути происходит лишь смена адреса фактической установки кассы, которую можно отразить, внеся соответствующие изменения в карточку регистрации ККТ (см., например, Письмо УФНС России по Московской области от 11.01.2005 N 25-14/6/31119).

Кроме того, надо отметить, что выполнение требования о перерегистрации кассовой техники, которое приведено в комментируемом Письме, очевидно, будет сопряжено с большими трудностями в случае, если филиалу передается исключенный из Государственного реестра аппарат. Применять такую "устаревшую" технику до истечения нормативного срока ее амортизации можно, а вот вновь зарегистрировать ее в инспекции уже нельзя (Письмо МНС России от 12.05.2004 N 33-0-11/327). Вместе с тем главные налоговые специалисты, например, разъяснили, что, если организация переходит в другую инспекцию в связи со сменой адреса местонахождения, новая налоговая может зарегистрировать и ККТ, исключенную из Госреестра (Письмо ФНС России от 20.05.2005 N 22-03-11/908 <*>). Определяющим фактором для принятия такого решения явилось то, что владелец кассовой техники при этом не меняется. При передаче кассы филиалу собственник также не меняется, поэтому, хотя налоговые специалисты таких пояснений и не давали, можно предположить, что "устаревший" аппарат в инспекции обособленного подразделения все же зарегистрируют.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован в "НА" N 13, 2005.

Обратите внимание: Федеральное агентство по промышленности (Роспром), на которое возложена функция по ведению Государственного реестра ККТ (Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 285), выпустило перечень контрольно-кассовых машин и их версий, включенных в Госреестр. Список такой допустимой к использованию кассовой техники приведен в приложении к Письму Роспрома от 28.11.2005 N БА-857/16.

Как показывает практика, требования налоговых работников на местах могут отличаться от позиции федерального начальства. Поэтому, прежде чем начинать перерегистрацию кассового аппарата, следует уточнить точку зрения инспекторов в налоговых головного офиса и филиала. Возможно, они позволят ограничиться лишь уточнением адреса установки ККТ.

Е.О.Калинченко

Эксперт "НА"

Подписано в печать

20.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 22.12.2005 N 178-ФЗ> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 2) >
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 07.12.2005 N ВЕ-6-24/1020 "О предварительной регистрации счетов (вкладов), открываемых резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.