Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О сроках, формах и содержании ("Налоговые споры", 2006, N 2)



"Налоговые споры", 2006, N 2

О СРОКАХ, ФОРМАХ И СОДЕРЖАНИИ

В ст. 119 НК РФ ничего не говорится о том, что представленная налоговая декларация должна быть определенной формы. Из этого многие налогоплательщики делают вывод, что, представив декларацию по старой форме, они ничем не рискуют. Однако так ли однозначен такой вывод и можно ли применять его ко всем ситуациям без исключения?

ПРИЧИНА СПОРА

Организация в срок представила в налоговую инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г., использовав при этом форму устаревшего образца. Налоговая инспекция направила налогоплательщику уведомление о том, что необходимо представить декларацию установленной формы. Организация представила декларацию соответствующей формы, но после установленного срока для ее представления.

В результате организация была привлечена к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации. За взысканием штрафа налоговая инспекция обратилась в суд.

     
   ——                      —¬               ——                     —¬
   |        ПОЗИЦИЯ         |——————> <——————|  ПОЗИЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  |
   |   НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ  |               |                       |
   L—                      ——               L—                     ——
   
     
                            ————————————————
   
Налогоплательщик обязан ---------------¬ В установленный законом представлять в налоговый ¦ 37 385 руб. ¦ срок налоговая орган налоговые ¦ 60 коп. ¦ декларация была декларации по каждому L--------------- представлена. Исполнение налогу, подлежащему ---------------- обязанности по уплате, в установленные представлению декларации законодательством о не ставится в налогах и сборах сроки. зависимость от формы, Формы налоговых которая использована деклараций и порядок их налогоплательщиком при заполнения утверждаются ее составлении. Минфином России. Поскольку декларация по налогу на прибыль установленной формы представлена ¦ организацией с \¦/ нарушением ----------------------- ———— установленного срока, ------------------------¬ решение о привлечении ее ¦ Решение в пользу ¦ к налоговой ¦ организации ¦ ответственности L---------------------- ———— правомерно. ----------------------- ————

ПОЗИЦИЯ СУДА

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа. Из диспозиции данной статьи следует, что ответственность наступает за нарушение сроков представления налоговой декларации, а не за то, в какой форме она была представлена.

Поскольку организация первоначально своевременно направила налоговую декларацию, пусть даже и устаревшей формы, в ее действиях отсутствует состав правонарушения. Оснований для взыскания с организации штрафа нет.

Такое решение принял ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 17.10.2005 по делу N А29-3846/2005а.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Объективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 119 НК РФ, состоит в том, что налогоплательщик не представил в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Суд, принимая решение в пользу налогоплательщика, буквально подошел к толкованию этой нормы: если налогоплательщик представил налоговую декларацию в срок и в соответствующий налоговый орган, состав правонарушения отсутствует. И то, что подана налоговая декларация устаревшей формы (не важно, по каким причинам - ошибочно, по незнанию и пр.), на решение вопроса о привлечении к ответственности не влияет.

Действительно, в ст. 119 НК РФ не упоминается о том, что представленная налоговая декларация должна быть надлежащей формы. Вместе с тем данную норму нельзя толковать так однозначно и применять ко всем ситуациям без исключения.

В рассматриваемом нами деле организация представила декларацию по налогу на прибыль по форме, утвержденной Приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614, без учета внесенных в нее Приказом МНС России от 03.06.2004 N САЭ-3-02/351@ изменений.

Однако эти изменения в большей части коснулись сельскохозяйственных товаропроизводителей и налогоплательщиков, заключивших соглашения о разделе продукции, и на состав сведений, который должен был представить налогоплательщик, они не повлияли. Скорее всего, именно поэтому суд посчитал, что обязанность по представлению налоговой декларации исполнена организацией надлежащим образом.

Из этого следует, что вопрос об ответственности по ст. 119 НК РФ разрешается не в зависимости от того, какой формы налоговая декларация была использована, а от того, содержатся ли в ней все необходимые сведения, которые налогоплательщик обязан сообщить.

Этот вывод подтверждается и ст. 80 НК РФ, в которой дано понятие налоговой декларации - это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Представив в налоговый орган вышеперечисленные данные, можно считать, что налогоплательщик отчитался перед налоговым органом. У налогового органа имеются достаточные для осуществления налогового контроля данные о налогоплательщике (его доходах, расходах и пр.). На основе налоговой декларации может быть проведена камеральная налоговая проверка по правилам ст. 88 НК РФ.

Может быть, для того чтобы налогоплательщики не делали лишних ошибок и своевременно сообщали в налоговый орган все обязательные сведения, законодатель в п. 2 ст. 80 НК РФ установил, что налоговая декларация представляется в налоговый орган на бланке по установленной форме. Видимо, подразумевалось, что, заполнив декларацию соответствующей формы, налогоплательщик сообщит в налоговый орган все необходимые данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Конечно, в каком-то смысле у налогоплательщиков прибавляется хлопот. Как показывает практика, формы налоговых деклараций по разным налогам регулярно меняются. Это значит, что нужно внимательно отслеживать издаваемые Минфином России акты, ведь именно на него теперь возложена обязанность утверждать формы налоговых деклараций (п. 7 ст. 80 НК РФ).

Кроме того, следует обращать внимание на дату вступления в силу акта Минфина. Утвержденная им декларация новой формы начинает применяться по истечении 10 дней с момента официального опубликования самого акта, т.е. налоговые органы вправе требовать сдачи декларации по новой форме только после наступления этой даты.

Например, когда Минфин России Приказом от 03.03.2005 N 31н утвердил новые формы налоговых деклараций по НДС (основную декларацию, налоговую декларацию по ставке 0% и налоговую декларацию по косвенным налогам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь), применяться они начали только с 25 апреля 2005 г., несмотря на то, что в самом приказе была определена другая дата - "начиная с отчетности за март и I квартал 2005 года".

Приказ финансового ведомства был опубликован в "Российской газете" только 14 апреля 2005 г., соответственно, вступил в силу 25 апреля 2005 г. Поэтому тем налогоплательщикам, кто подал декларации за март и I квартал 2005 г. в установленный законодательством срок (не позднее 20 апреля), повторно отчитываться по новым формам не нужно.

ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Если представленная налогоплательщиком декларация, независимо от того, какая форма бланка использована, содержит необходимые сведения и соответствует понятию "налоговая декларация", состав правонарушения, предусмотренный ст. 119 НК РФ, не образуется.

     
   ———————————————————————————————T——————————————T——————————————————¬
   | Наименование судебного органа| Дата решения |    Номер дела    |
   +——————————————————————————————+——————————————+——————————————————+
   |ФАС Северо—Западного округа   |Постановление |N А05—6370/05—22  |
   |                              |от 15.11.2005 |                  |
   |                              +——————————————+——————————————————+
   |                              |Постановление |N А05—4592/05—11  |
   |                              |от 02.08.2005 |                  |
   +——————————————————————————————+——————————————+——————————————————+
   |ФАС Уральского округа         |Постановление |N Ф09—4381/05—С7  |
   |                              |от 04.10.2005 |                  |
   |                              +——————————————+——————————————————+
   |                              |Постановление |N Ф09—4212/05—С7  |
   |                              |от 26.09.2005 |                  |
   |                              +——————————————+——————————————————+
   |                              |Постановление |N Ф09—4197/05—С1  |
   |                              |от 22.09.2005 |                  |
   |                              +——————————————+——————————————————+
   |                              |Постановление |N Ф09—4070/05—С7  |
   |                              |от 19.09.2005 |                  |
   |                              +——————————————+——————————————————+
   |                              |Постановление |N Ф09—3843/05—С7  |
   |                              |от 07.09.2005 |                  |
   L——————————————————————————————+——————————————+———————————————————
   

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

Постановление от 17.10.2005 по делу N А29-3846/2005а

ВАС РФ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

     
   ————————————————————————————————————————————————T————————————————¬
   |                  Выводы суда                  |    Реквизиты   |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Налоговый орган вправе отказать в возмещении   |Постановление   |
   |НДС на сумму вычетов, если они не подтверждены |Президиума      |
   |надлежащими документами либо выявлена          |ВАС РФ от       |
   |недобросовестность налогоплательщика при       |01.11.2005      |
   |совершении операций, в отношении которых       |N 7131/05       |
   |заявлены вычеты                                |                |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Занижение суммы подлежащего уплате ЕСН в       |Постановление   |
   |результате неполной уплаты суммы страховых     |Президиума      |
   |взносов на обязательное пенсионное страхование |ВАС РФ от       |
   |не образует состава правонарушения,            |01.11.2005      |
   |предусмотренного ст. 122 НК РФ                 |N 8736/05       |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Уплата налога на пользователей автомобильных   |Постановление   |
   |дорог за товары (работы, услуги), отгруженные  |Президиума      |
   |до 1 января 2003 г., но не оплаченные до этой  |ВАС РФ от       |
   |даты налогоплательщиками, применяющими учетную |01.11.2005      |
   |политику "по оплате", производится по мере     |N 5324/05       |
   |получения платы за отгруженные товары,         |                |
   |выполненные работы либо оказанные услуги       |                |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Суммы процентов, начисленные банком за период с|Постановление   |
   |даты составления простого векселя до даты,     |Президиума      |
   |указанной в них в качестве срока, когда вексель|ВАС РФ от       |
   |может быть предъявлен к оплате, включаются в   |15.11.2005      |
   |себестоимость оказываемых банком услуг         |N 5348/05       |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Поскольку общество выплачивает вознаграждения  |Постановление   |
   |физическим лицам через обособленные            |Президиума      |
   |подразделения, то и взносы на обязательное     |ВАС РФ от       |
   |пенсионное страхование подлежат уплате по месту|15.11.2005      |
   |нахождения этих подразделений. Решение о       |N 9122/05       |
   |закрытии лицевых счетов общества по страховым  |                |
   |взносам по месту нахождения обособленных       |                |
   |подразделений незаконно                        |                |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |При ввозе оборудования на таможенную территорию|Постановление   |
   |России сумма НДС, уплаченная на таможне,       |Президиума      |
   |принимается к налоговому вычету после          |ВАС РФ от       |
   |постановки оборудования на учет. Оплата        |22.11.2005      |
   |таможенных платежей за счет заемных средств не |N 9586/05       |
   |препятствует реализации права на налоговый     |                |
   |вычет                                          |                |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Из суммы дебиторской задолженности при создании|Постановление   |
   |резерва по сомнительным долгам налог на        |Президиума      |
   |добавленную стоимость не исключается           |ВАС РФ от       |
   |                                               |23.11.2005      |
   |                                               |N 6602/05       |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Плательщик единого налога при применении УСН   |Постановление   |
   |вправе уменьшить доходы на сумму расходов по   |Президиума      |
   |строительству здания. Статья 346.16 НК РФ не   |ВАС РФ от       |
   |уточняет способ приобретения основных средств, |23.11.2005      |
   |поэтому необходимо исходить из положений       |N 11406/05      |
   |ст. 218 ГК РФ, устанавливающих в качестве      |                |
   |оснований приобретения права собственности на  |                |
   |имущество не только гражданско—правовую сделку,|                |
   |но и изготовление либо создание имущества для  |                |
   |себя                                           |                |
   L———————————————————————————————————————————————+—————————————————
   

Подписано в печать

16.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Раздельный учет простился с векселем ("Налоговые споры", 2006, N 2) >
Статья: Судебная панорама ("Налоговые споры", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.