Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <События, факты, перспективы от 16.01.2006> ("Налоговые споры", 2006, N 2)



"Налоговые споры", 2006, N 2

Налоговики обеспечили доходы бюджета

26 декабря 2005 г. Президент РФ, подписав Федеральный закон N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", поставил точку в работе над бюджетом, которая длилась почти весь год. Доходы бюджета-2006 запланированы в объеме 5046,1 млрд руб., расходы - 4270,1 млрд руб. Профицит бюджета-2006 составит 776 млрд руб. Объем Стабилизационного фонда вырастет к концу 2006 г. до 2132,2 млрд руб. Инфляция, по прогнозам Минфина России, составит 7 - 8,5%.

При определении суммы доходов, которую необходимо собрать непосредственно налоговикам, были учтены их превосходные результаты прошлого года. Так, по данным Минфина России, налоговыми органами за январь - ноябрь 2005 г. план по сбору налогов перевыполнен на 31%, собрано 2 446 791,5 млн руб. Как и раньше, столь впечатляющие результаты были обеспечены за счет НДС и НДПИ. А вот с недоимкой у налоговиков по-прежнему масса проблем. Хотя в этом году они ситуацию должны исправить, так как частично смогут взыскивать налоговые санкции во внесудебном порядке.

Примечание. Как сообщает МВД России, за январь - ноябрь 2005 г. было зарегистрировано 22 284 налоговых преступления, это на 33% больше, чем за соответствующий период 2004 г. Материальный ущерб составил 706,7 млрд руб., а сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам - 509,3 млрд руб.

Депутаты исправляются

Летом этого года был принят Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах Российской Федерации", повлекший за собой значительные изменения ряда законодательных актов, в т.ч. и НК РФ. Но получилось так, что законодатель допустил техническую ошибку, из-за которой экспортеры могли лишиться права на возмещение НДС. Дело в том, что к списку документов, необходимых для возмещения экспортного НДС, депутаты добавили контракт с резидентом особой экономической зоны и таможенную декларацию о помещении товара под таможенный режим свободной таможенной зоны. Таким образом, те экспортеры, у которых не установлены торговые отношения с резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), из-за отсутствия этих документов не смогли бы воспользоваться правом на возмещение НДС.

В конце прошлого года депутаты успели исправить техническую ошибку в пп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ. Теперь экспортерам, не связанным с реализацией товаров в ОЭЗ, разрешено не представлять для подтверждения нулевой ставки указанные выше документы.

Примечание. ФНС России ввела новую форму N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год" и Рекомендации по ее заполнению (Приказ от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@).

В отличие от предыдущих, новая форма будет применяться не один год.

Отмена лицензирования

оценочной и аудиторской деятельности отложена

С 1 января 2006 г. должно было быть прекращено лицензирование девяти видов хозяйственной деятельности. Однако в итоге упразднено лицензирование только семи (три разновидности селекционной деятельности и четыре вида деятельности, связанной с транспортом).

Отмена лицензирования оценочной и аудиторской деятельности отложена до июля 2006 г. (Федеральный закон от 31.12.2005 N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Эта отсрочка связана с тем, что участникам рынка требуется время для адаптации в новых условиях, в которых лицензирование заменяется аттестацией, а контроль переходит к саморегулируемым организациям (СРО). В настоящее время в Госдуме ведется работа над законопроектом, предусматривающим поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а также над новым законом о СРО.

Также напомним, что с 1 января меняются условия лицензирования деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Начал действовать в новой редакции Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", существенно повышающий размеры сборов за выдачу лицензий. Теперь размер сбора не зависит от количества входящих в юридическое лицо обособленных подразделений.

Примечание. Изменены нормативы распределения поступлений от уплаты ЕСН между ФСС РФ и ФФОМС. С 1 января 2006 г. ставка ЕСН, зачисляемого в ФСС, уменьшается на 0,3%, а ставка налога, зачисляемого в ФФОМС, на столько же увеличивается. Таким образом, в первом случае ставка ЕСН будет составлять 2,9%, а во втором - 1,1% (Федеральный закон от 06.12.2005 N 158-ФЗ).

Бюджет-2006 без налоговых кредитов

19 декабря 2005 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 159-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Изменения касаются порядка распределения доходов, включая налоговые, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов и местными бюджетами. В качестве местных бюджетов, в которые будут зачисляться штрафы, названы бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, бюджетное законодательство было приведено в соответствие с проводимой реформой местного самоуправления.

Помимо этого законодатели исключили из БК РФ нормы о полномочиях органов власти и местного самоуправления на предоставление налогового кредита. Возможно, законодатели предположили, что к началу 2006 г., когда данные изменения вступят в силу, уже будут приняты поправки в часть первую НК РФ, отменяющие ст. 65 "Налоговый кредит". Однако, судя по всему, поправки в часть первую НК РФ будут рассмотрены во втором чтении в конце весны, а весна, как известно, длится у депутатов до июля.

Примечание. Как показывает практика, размер штрафных санкций можно существенно снизить. Например, ФАС Дальневосточного округа, учтя сложное финансовое положение налогоплательщика и иные смягчающие обстоятельства, снизил штраф в 95 раз (Постановление от 30.11.2005 N Ф03-А80/05-2/4076).

О государственной пошлине

1 февраля 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2005 N 201-ФЗ <1>, который вносит ряд изменений в гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ. Основная цель Закона - устранить имеющиеся неточности, затруднявшие взимание госпошлины. Напомним, что госпошлина начала взиматься по правилам НК РФ с 1 января 2005 г. В частности, уточняется место уплаты госпошлины. Теперь четко указано, что госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия. За подачу надзорной жалобы на решение арбитражного суда так же, как и за подачу апелляционной и кассационной жалобы, будет взиматься госпошлина в размере 1000 руб.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 31.12.2005 N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

Новый Закон должен разрешить спор о том, из какой стоимости имущества, оцененной разными оценщиками, исходить при определении размера госпошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, - применяется наименьшая из указанных стоимостей.

Важное изменение касается порядка возврата госпошлины. Если раньше вопросы возврата госпошлины решались исключительно налоговыми органами, то теперь они будут возвращать только ту госпошлину, которая уплачена за рассмотрение дел в судах. Госпошлина за совершение других юридически значимых действий (например, нотариальных действий, внесение изменений в записи Единого госреестра прав на недвижимое имущество, действий, осуществляемых органами ЗАГСа) будет возвращаться на основании решения органа (должностного лица), уполномоченного совершать эти действия. В п. 3 ст. 333.40 НК РФ теперь четко прописано, что органом, осуществляющим возврат государственной пошлины, является Федеральное казначейство, а срок возврата составляет один месяц со дня подачи заявления о возврате.

Помимо прочего, Закон вводит новые нормы, устанавливающие обязанность уплатить госпошлину при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (80 руб.); за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица придется заплатить 80 руб. и 400 руб. соответственно.

Примечание. ФАС Московского округа разработал методичку, в которой по сути предложил арбитражным судам Московского округа ужесточить требования к рассмотрению налоговых споров. Теперь по делам о возмещении НДС суды будут рассматривать только те документы, которые налогоплательщик первоначально представлял в налоговый орган. Основная мысль методички сводится к тому, что суды не должны выполнять работу налоговых инспекторов. Кроме того, ВАС РФ собирается обобщить судебную практику по делам о возмещении НДС, выпустив информационное письмо с собственными рекомендациями.

Несуществующий налог будет пересчитан

С 1 января 2006 г. налог на имущество, переходящее в порядке наследования, был отменен. Но история данного налога на этом не закончилась. Дело в том, что налоговики наконец-то решили учесть позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от 30.09.2004 N 316-О.

Напомним, что до выхода Определения из-за коллизии норм ГК РФ и Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" налоговики начисляли налог на имущество, принятое по завещанию, по максимальной ставке, не учитывая степень родства завещателя и наследника. По мнению Конституционного Суда РФ, подобный подход нарушает принцип равенства всех перед законом и вытекающее из него правило равного и справедливого налогообложения.

Теперь налоговики решили исправить ситуацию. С нового года они проводят перерасчет сумм налога, уплаченного за имущество, которое было передано по завещаниям с 2003 по 2005 г., в соответствии со степенью родства, после чего должны разослать налогоплательщикам новые уведомления (Письмо ФНС России от 16.11.2005 N ГВ-6-21/951@ "О направлении материалов").

Кроме того, инспекторы проводят проверку данных об имуществе, переданном наследникам по завещаниям, для того чтобы выявить граждан, уклонившихся от уплаты налога. Для этого также проверяют нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия, на предмет исполнения ими обязанности по извещению обо всех фактах принятия наследства. Отчитаться о проделанной работе налоговики должны до 1 марта 2006 г.

Примечание. Списанная задолженность налогоплательщиков по пеням и штрафам должна включаться в состав доходов только с 1 января 2006 г. По мнению финансистов, новая редакция пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ ухудшает положение налогоплательщиков, в связи с чем согласно ст. 5 НК РФ должна применяться только с 2006 г., т.е. с нового налогового периода (Письмо Минфина России от 02.11.2005 N 03-03-04/1/330).

Добровольное банкротство запрещено

Федеральным законом от 03.01.2006 N 6-ФЗ <1> внесен ряд изменений и дополнений в отдельные статьи Гражданского и Бюджетного кодексов, которыми регулируются вопросы несостоятельности (банкротства), а также ликвидации юридических лиц. Четко просматривается намерение законодателя усилить позиции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который является специальным актом, регулирующим по сути любые правоотношения, связанные с банкротством.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 03.01.2006 N 6-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации".

Так, в БК РФ появились нормы, из которых следует, что вопросы исполнения денежных обязательств перед бюджетами разных уровней должниками, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, будут разрешаться в соответствии с Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве). А к нарушителям бюджетного законодательства, в отношении которых арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве, будут применяться только те меры принуждения, которые не противоречат этому Закону.

В ГК РФ с пяти до четырех сокращена очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица. В первую очередь включены требования о компенсации морального вреда. Во вторую - требования бывших работников ликвидируемой организации. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды теперь будут осуществляться в третью очередь, соответственно, требования всех остальных кредиторов - в четвертую очередь.

Теперь решение о несостоятельности (банкротстве) всех юридических лиц, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть принято только судом. Положение ГК РФ, согласно которому любая организация могла совместно со своими кредиторами принимать решение о банкротстве и добровольной ликвидации, утратило силу.

Примечание. В декабре 2005 г. (Приказом ФНС России от 12.12.2004 N САЭ-3-03/665@) были признаны утратившими силу Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Это связано со значительными изменениями главы. Помимо указанной методички, налоговики отменили еще 13 документов, регулировавших вопросы налогового учета организаций и физических лиц. Их полный перечень содержится в Письме ФНС России от 07.12.2005 N ЧД-6-09/1026@.

Подписано в печать

16.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговая база по НДС ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 2) >
Статья: Организациям, имеющим обособленные подразделения ("Налоговые споры", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.