|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об изменении процентного соотношения ставок ЕСН ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 2)
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 2
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРОЦЕНТНОГО СООТНОШЕНИЯ СТАВОК ЕСН
Федеральным законом от 6 декабря 2005 г. N 158-ФЗ (далее - Закон N 158-ФЗ) внесены коррективы в ст. 241 НК РФ, которая определяет ставки ЕСН. Итоговая основная ставка ЕСН для большинства налогоплательщиков осталась прежней. Изменилось процентное соотношение ставок для начисления страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС. При этом общая сумма указанных страховых взносов по каждой категории налоговой базы осталась прежней. Другими словами, часть средств "переброшена" из одного фонда в другой без изменения общей суммы налога. Кроме того, законодатель ввел новые ставки ЕСН для работодателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВ ОЭЗ).
Ставки ЕСН в ФСС РФ и ФФОМС
Налоговые ставки, которые изменились в части взносов в ФСС РФ и ФФОМС, представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
—————————————T—————————————————————————T—————————————————————————¬ | Налоговый | 2005 г. | 2006 г. | | период | | | +————————————+————————————T————————————+————————————T————————————+ | Налоговая | ФСС РФ | ФФОМС | ФСС РФ | ФФОМС | | база | | | | | | на каждое | | | | | | физическое | | | | | | лицо | | | | | | нарастающим| | | | | | итогом | | | | | | с начала | | | | | | года | | | | | +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |До | 3,2% | 0,8% | 2,9% | 1,1% | |280 000 руб.| | | | | +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |От 280 001 |8960 руб. + |2240 руб. + |8120 руб. + |3080 руб. + | |до |1,1% с |0,5% с |1,0% с |0,6% с | |600 000 руб.|суммы, |суммы, |суммы, |суммы, | | |превышающей |превышающей |превышающей |превышающей | | |280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб.| +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Свыше | 12 480 руб.| 3 840 руб. | 11 320 руб.| 5 000 руб. | |600 000 руб.| | | | | L————————————+————————————+————————————+————————————+—————————————
Таблица 2
—————————————T—————————————————————————T—————————————————————————¬ | Налоговый | 2005 г. | 2006 г. | | период | | | +————————————+————————————T————————————+————————————T————————————+ | Налоговая | ФСС РФ | ФФОМС | ФСС РФ | ФФОМС | | база | | | | | | на каждое | | | | | | физическое | | | | | | лицо | | | | | | нарастающим| | | | | | итогом | | | | | | с начала | | | | | | года | | | | | +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |До | 2,2% | 0,8% | 1,9% | 1,1% | |280 000 руб.| | | | | +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |От |6160 руб. + |2240 руб. + |5320 руб. + |3080 руб. + | |280 001 руб.|1,1% с |0,4% с |0,9% с |0,6% с | |до |суммы, |суммы, |суммы, |суммы, | |600 000 руб.|превышающей |превышающей |превышающей |превышающей | | |280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб.| +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Свыше | 9680 руб. | 3520 руб. | 8200 руб. | 5000 руб. | |600 000 руб.| | | | | L————————————+————————————+————————————+————————————+————————————— Для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются налоговые ставки, представленные в табл. 1. Отметим, что с 1 января 2006 г. из перечня указанных лиц дополнительно исключены налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории ТВ ОЭЗ. Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются налоговые ставки, приведенные в табл. 2. Закон N 158-ФЗ продублировал отдельные положения, касающиеся регулирования обложения единым социальным налогом, из Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 117-ФЗ). Этими положениями установлены льготы по ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента ТВ ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории ТВ ОЭЗ. Указанная категория налогоплательщиков с 1 января 2006 г. уплачивает ЕСН по заниженным ставкам, указанным в табл. 3. Причем ЕСН уплачивается ими только в федеральный бюджет.
Таблица 3
—————————————————————T—————————————————————T—————————————————————¬ | Налоговая база | Федеральный бюджет | Итого | |на каждое физическое| | | | лицо нарастающим | | | |итогом с начала года| | | +————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+ |До 280 000 руб. | 14% | 14% | +————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+ |От 280 001 руб. до |39 200 руб. + 5,6% с |39 200 руб. + 5,6% с | |600 000 руб. |суммы, превышающей |суммы, превышающей | | |280 000 руб. |280 000 руб. | +————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+ |Свыше 600 000 руб. |57 120 руб. + 2,0% с |57 120 руб. + 2,0% с | | |суммы, превышающей |суммы, превышающей | | |600 000 руб. |600 000 руб. | L————————————————————+—————————————————————+—————————————————————— Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" регулирует основные правовые вопросы, связанные с функционированием особых экономических зон на территории Российской Федерации. Этот Закон вступил в силу 26 августа 2005 г. и не распространяется на отношения, урегулированные Федеральным законом об особой экономической зоне в Калининградской области и Федеральным законом об особой экономической зоне в Магаданской области (п. 2 ст. 40 Закона N 116-ФЗ). Закон N 117-ФЗ, вносящий изменения, в частности, в ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков - резидентов ТВ ОЭЗ, вступил в силу 1 января 2006 г. Однако опубликованным позже Законом N 158-ФЗ введена новая редакция п. 1 ст. 241 НК РФ, в которой полностью учтены изменения, внесенные Законом N 117-ФЗ.
Проблема с источником выплат по обязательному социальному страхованию для ТВ ОЭЗ
Освобождение в законодательном порядке налогоплательщиков - резидентов ТВ ОЭЗ от платежей, в частности в ФСС РФ, создало проблему определения для них источника выплаты своим работникам пособий и иных видов выплат, предусмотренных законодательством об обязательном социальном страховании (ст. ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ, ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Заявление о намерении решить данную проблему (очевидно, за счет собственных внутренних резервов, а не за счет работодателей) содержится в Письме ФСС РФ от 11 ноября 2005 г. N 02-18/07-11352 "О выплате пособий гражданам, работающим в особых экономических зонах". Фонд считает возможным возмещать работодателям из ТВ ОЭЗ расходы по обязательному социальному страхованию в порядке, предусмотренном п. 3.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. N 22, применительно к порядку возмещения расходов страхователям-работодателям, имеющим льготы по уплате ЕСН. Средства обязательного социального страхования планируется выделять на основании документов, предусмотренных п. 3.3 данной Инструкции.
Налоговый Закон по традиции опоздал
Закон N 158-ФЗ был подписан и опубликован в такие сроки, что положения его ст. 2 о вступлении в силу опять противоречат ст. 5 НК РФ, согласно которой новеллы в налоговом законодательстве должны быть приняты и опубликованы не позднее чем за месяц до начала нового налогового периода по соответствующему налогу. В ст. 2 Закона N 158-ФЗ указано, что он вступает в силу 1 января 2006 г. (опубликован в "Российской газете" от 9 декабря 2005 г.), но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования (т.е. не ранее 10 января 2006 г.). При этом действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г. По этому поводу чиновники говорят, что запоздалое введение налогового закона, в котором установлена лишь небольшая межбюджетная рокировка сумм, не затрагивающая общей суммы налога, - это "некритичное" нарушение. Формально говорить об ухудшении своего положения (увеличении налоговой нагрузки, запрещенной к "просроченному" вводу в действие положениями п. 2 ст. 5 НК РФ) могут только налогоплательщики, которые заключают гражданско-правовые и авторские договоры с физическими лицами. В соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу по выплатам, связанным с указанными договорами, не включается сумма налога, подлежащая уплате в ФСС РФ. Таким образом, суммарная налоговая ставка ЕСН на выплаты по данным договорам с 1 января 2006 г. увеличилась за счет увеличения доли налога, зачисляемой в ФФОМС.
Когда начинать платить ЕСН по новым ставкам
Налоговая база по ЕСН определяется по начисленным вознаграждениям (п. 1 ст. 237 НК РФ), а датой получения дохода, являющегося объектом обложения ЕСН, признается дата его начисления (ст. 242 НК РФ). Следовательно, новые ставки ЕСН применяются только к выплатам, начисленным начиная с 1 января 2006 г. Напомним, что фактическая невыплата, в частности, заработной платы не влияет на обязанность уплаты начисленного на нее ЕСН в бюджет. Это обстоятельство подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 декабря 2004 г. N А66-3012-04). Сумма ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 2 ст. 243 НК РФ). Согласно Письму Минфина России от 28 октября 2005 г. N 03-05-02-04/192 (далее - Письмо N 03-05-02-04/192) страхователь получает право на указанный налоговый вычет с момента начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, т.е. отражения их в бухгалтерской документации. Право на вычет начисленных пенсионных взносов подтверждено также в п. 1 Письма ФНС России от 11 февраля 2005 г. N ГВ-6-05/118@ (далее - Письмо N ГВ-6-05/118@). Однако начисленный пенсионный вычет "действителен" только при условии своевременных расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации. В Письме N 03-05-02-04/192 говорится, что, если страхователь начислил, но не уплатил в установленном размере или в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, неуплаченная сумма страховых взносов признается недоимкой по ЕСН и взыскивается с начислением пеней. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что начисление штрафных санкций по ст. 122 НК РФ на указанную сумму недоимки ЕСН неправомерно (Постановления Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2005 г. N 4486/05, от 1 ноября 2005 г. N 8736/05). Также в Письме N 03-05-02-04/192 Минфин России разъясняет, что не уплаченные своевременно пенсионные взносы образуют "собственную" недоимку, которую вместе с начисленными на нее пенями уполномочен взыскивать Пенсионный фонд РФ. Напомним, что Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" изменены правила взыскания недоимки по страховым пенсионным взносам, а также соответствующих пеней и штрафов. Новая редакция Закона N 167-ФЗ вступила в силу 1 января 2006 г. Если размер причитающейся к уплате суммы не превышает 5000 руб. (у индивидуальных предпринимателей) или 50 000 руб. (в отношении юридических лиц), недоимки по страховым взносам, пени и штрафы взыскиваются территориальными органами не в судебном, а во внесудебном порядке (п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ). Что касается даты уплаты ЕСН, начисленного на сумму заработной платы за декабрь 2005 г., то позиция налоговых органов по этому вопросу жесткая. Они признают, что в абз. 1 п. 3 ст. 243 НК РФ предусмотрено исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН в течение именно отчетного периода. Однако налоговое ведомство подчеркивает, что в абз. 2 п. 3 ст. 243 НК РФ срок уплаты ежемесячных платежей по налогу определен уже безотносительно к отчетным периодам. Следовательно, авансовые платежи по налогу должны вноситься ежемесячно в течение всего текущего налогового периода (п. 2 Письма N ГВ-6-05/118@), т.е. платеж ЕСН за декабрь, по мнению налоговых органов, тоже считается авансовым.
Е.Л.Веденина Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Подписано в печать 16.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |