Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об изменении процентного соотношения ставок ЕСН ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 2)



"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 2

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРОЦЕНТНОГО СООТНОШЕНИЯ СТАВОК ЕСН

Федеральным законом от 6 декабря 2005 г. N 158-ФЗ (далее - Закон N 158-ФЗ) внесены коррективы в ст. 241 НК РФ, которая определяет ставки ЕСН. Итоговая основная ставка ЕСН для большинства налогоплательщиков осталась прежней. Изменилось процентное соотношение ставок для начисления страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС. При этом общая сумма указанных страховых взносов по каждой категории налоговой базы осталась прежней. Другими словами, часть средств "переброшена" из одного фонда в другой без изменения общей суммы налога. Кроме того, законодатель ввел новые ставки ЕСН для работодателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВ ОЭЗ).

Ставки ЕСН в ФСС РФ и ФФОМС

Налоговые ставки, которые изменились в части взносов в ФСС РФ и ФФОМС, представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

     
   —————————————T—————————————————————————T—————————————————————————¬
   |  Налоговый |         2005 г.         |         2006 г.         |
   |   период   |                         |                         |
   +————————————+————————————T————————————+————————————T————————————+
   |  Налоговая |   ФСС РФ   |    ФФОМС   |   ФСС РФ   |    ФФОМС   |
   |    база    |            |            |            |            |
   |  на каждое |            |            |            |            |
   | физическое |            |            |            |            |
   |    лицо    |            |            |            |            |
   | нарастающим|            |            |            |            |
   |   итогом   |            |            |            |            |
   |  с начала  |            |            |            |            |
   |    года    |            |            |            |            |
   +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+
   |До          |    3,2%    |    0,8%    |    2,9%    |    1,1%    |
   |280 000 руб.|            |            |            |            |
   +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+
   |От 280 001  |8960 руб. + |2240 руб. + |8120 руб. + |3080 руб. + |
   |до          |1,1% с      |0,5% с      |1,0% с      |0,6% с      |
   |600 000 руб.|суммы,      |суммы,      |суммы,      |суммы,      |
   |            |превышающей |превышающей |превышающей |превышающей |
   |            |280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб.|
   +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+
   |Свыше       | 12 480 руб.| 3 840 руб. | 11 320 руб.| 5 000 руб. |
   |600 000 руб.|            |            |            |            |
   L————————————+————————————+————————————+————————————+—————————————
   

Таблица 2

     
   —————————————T—————————————————————————T—————————————————————————¬
   |  Налоговый |         2005 г.         |         2006 г.         |
   |   период   |                         |                         |
   +————————————+————————————T————————————+————————————T————————————+
   |  Налоговая |   ФСС РФ   |    ФФОМС   |   ФСС РФ   |    ФФОМС   |
   |    база    |            |            |            |            |
   |  на каждое |            |            |            |            |
   | физическое |            |            |            |            |
   |    лицо    |            |            |            |            |
   | нарастающим|            |            |            |            |
   |   итогом   |            |            |            |            |
   |  с начала  |            |            |            |            |
   |    года    |            |            |            |            |
   +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+
   |До          |     2,2%   |     0,8%   |     1,9%   |    1,1%    |
   |280 000 руб.|            |            |            |            |
   +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+
   |От          |6160 руб. + |2240 руб. + |5320 руб. + |3080 руб. + |
   |280 001 руб.|1,1% с      |0,4% с      |0,9% с      |0,6% с      |
   |до          |суммы,      |суммы,      |суммы,      |суммы,      |
   |600 000 руб.|превышающей |превышающей |превышающей |превышающей |
   |            |280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб.|280 000 руб.|
   +————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+
   |Свыше       |  9680 руб. |  3520 руб. |  8200 руб. |  5000 руб. |
   |600 000 руб.|            |            |            |            |
   L————————————+————————————+————————————+————————————+—————————————
   

Для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются налоговые ставки, представленные в табл. 1.

Отметим, что с 1 января 2006 г. из перечня указанных лиц дополнительно исключены налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории ТВ ОЭЗ.

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются налоговые ставки, приведенные в табл. 2.

Закон N 158-ФЗ продублировал отдельные положения, касающиеся регулирования обложения единым социальным налогом, из Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 117-ФЗ).

Этими положениями установлены льготы по ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента ТВ ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории ТВ ОЭЗ. Указанная категория налогоплательщиков с 1 января 2006 г. уплачивает ЕСН по заниженным ставкам, указанным в табл. 3. Причем ЕСН уплачивается ими только в федеральный бюджет.

Таблица 3

     
   —————————————————————T—————————————————————T—————————————————————¬
   |   Налоговая база   |  Федеральный бюджет |        Итого        |
   |на каждое физическое|                     |                     |
   |  лицо нарастающим  |                     |                     |
   |итогом с начала года|                     |                     |
   +————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |До 280 000 руб.     |         14%         |         14%         |
   +————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |От 280 001 руб. до  |39 200 руб. + 5,6% с |39 200 руб. + 5,6% с |
   |600 000 руб.        |суммы, превышающей   |суммы, превышающей   |
   |                    |280 000 руб.         |280 000 руб.         |
   +————————————————————+—————————————————————+—————————————————————+
   |Свыше 600 000 руб.  |57 120 руб. + 2,0% с |57 120 руб. + 2,0% с |
   |                    |суммы, превышающей   |суммы, превышающей   |
   |                    |600 000 руб.         |600 000 руб.         |
   L————————————————————+—————————————————————+——————————————————————
   

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" регулирует основные правовые вопросы, связанные с функционированием особых экономических зон на территории Российской Федерации. Этот Закон вступил в силу 26 августа 2005 г. и не распространяется на отношения, урегулированные Федеральным законом об особой экономической зоне в Калининградской области и Федеральным законом об особой экономической зоне в Магаданской области (п. 2 ст. 40 Закона N 116-ФЗ).

Закон N 117-ФЗ, вносящий изменения, в частности, в ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков - резидентов ТВ ОЭЗ, вступил в силу 1 января 2006 г. Однако опубликованным позже Законом N 158-ФЗ введена новая редакция п. 1 ст. 241 НК РФ, в которой полностью учтены изменения, внесенные Законом N 117-ФЗ.

Проблема с источником выплат

по обязательному социальному страхованию для ТВ ОЭЗ

Освобождение в законодательном порядке налогоплательщиков - резидентов ТВ ОЭЗ от платежей, в частности в ФСС РФ, создало проблему определения для них источника выплаты своим работникам пособий и иных видов выплат, предусмотренных законодательством об обязательном социальном страховании (ст. ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ, ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

Заявление о намерении решить данную проблему (очевидно, за счет собственных внутренних резервов, а не за счет работодателей) содержится в Письме ФСС РФ от 11 ноября 2005 г. N 02-18/07-11352 "О выплате пособий гражданам, работающим в особых экономических зонах".

Фонд считает возможным возмещать работодателям из ТВ ОЭЗ расходы по обязательному социальному страхованию в порядке, предусмотренном п. 3.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. N 22, применительно к порядку возмещения расходов страхователям-работодателям, имеющим льготы по уплате ЕСН. Средства обязательного социального страхования планируется выделять на основании документов, предусмотренных п. 3.3 данной Инструкции.

Налоговый Закон по традиции опоздал

Закон N 158-ФЗ был подписан и опубликован в такие сроки, что положения его ст. 2 о вступлении в силу опять противоречат ст. 5 НК РФ, согласно которой новеллы в налоговом законодательстве должны быть приняты и опубликованы не позднее чем за месяц до начала нового налогового периода по соответствующему налогу.

В ст. 2 Закона N 158-ФЗ указано, что он вступает в силу 1 января 2006 г. (опубликован в "Российской газете" от 9 декабря 2005 г.), но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования (т.е. не ранее 10 января 2006 г.). При этом действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

По этому поводу чиновники говорят, что запоздалое введение налогового закона, в котором установлена лишь небольшая межбюджетная рокировка сумм, не затрагивающая общей суммы налога, - это "некритичное" нарушение.

Формально говорить об ухудшении своего положения (увеличении налоговой нагрузки, запрещенной к "просроченному" вводу в действие положениями п. 2 ст. 5 НК РФ) могут только налогоплательщики, которые заключают гражданско-правовые и авторские договоры с физическими лицами.

В соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу по выплатам, связанным с указанными договорами, не включается сумма налога, подлежащая уплате в ФСС РФ. Таким образом, суммарная налоговая ставка ЕСН на выплаты по данным договорам с 1 января 2006 г. увеличилась за счет увеличения доли налога, зачисляемой в ФФОМС.

Когда начинать платить ЕСН по новым ставкам

Налоговая база по ЕСН определяется по начисленным вознаграждениям (п. 1 ст. 237 НК РФ), а датой получения дохода, являющегося объектом обложения ЕСН, признается дата его начисления (ст. 242 НК РФ).

Следовательно, новые ставки ЕСН применяются только к выплатам, начисленным начиная с 1 января 2006 г.

Напомним, что фактическая невыплата, в частности, заработной платы не влияет на обязанность уплаты начисленного на нее ЕСН в бюджет. Это обстоятельство подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 декабря 2004 г. N А66-3012-04).

Сумма ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 2 ст. 243 НК РФ).

Согласно Письму Минфина России от 28 октября 2005 г. N 03-05-02-04/192 (далее - Письмо N 03-05-02-04/192) страхователь получает право на указанный налоговый вычет с момента начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, т.е. отражения их в бухгалтерской документации. Право на вычет начисленных пенсионных взносов подтверждено также в п. 1 Письма ФНС России от 11 февраля 2005 г. N ГВ-6-05/118@ (далее - Письмо N ГВ-6-05/118@).

Однако начисленный пенсионный вычет "действителен" только при условии своевременных расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В Письме N 03-05-02-04/192 говорится, что, если страхователь начислил, но не уплатил в установленном размере или в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, неуплаченная сумма страховых взносов признается недоимкой по ЕСН и взыскивается с начислением пеней.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что начисление штрафных санкций по ст. 122 НК РФ на указанную сумму недоимки ЕСН неправомерно (Постановления Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2005 г. N 4486/05, от 1 ноября 2005 г. N 8736/05).

Также в Письме N 03-05-02-04/192 Минфин России разъясняет, что не уплаченные своевременно пенсионные взносы образуют "собственную" недоимку, которую вместе с начисленными на нее пенями уполномочен взыскивать Пенсионный фонд РФ.

Напомним, что Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" изменены правила взыскания недоимки по страховым пенсионным взносам, а также соответствующих пеней и штрафов. Новая редакция Закона N 167-ФЗ вступила в силу 1 января 2006 г.

Если размер причитающейся к уплате суммы не превышает 5000 руб. (у индивидуальных предпринимателей) или 50 000 руб. (в отношении юридических лиц), недоимки по страховым взносам, пени и штрафы взыскиваются территориальными органами не в судебном, а во внесудебном порядке (п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ).

Что касается даты уплаты ЕСН, начисленного на сумму заработной платы за декабрь 2005 г., то позиция налоговых органов по этому вопросу жесткая. Они признают, что в абз. 1 п. 3 ст. 243 НК РФ предусмотрено исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН в течение именно отчетного периода. Однако налоговое ведомство подчеркивает, что в абз. 2 п. 3 ст. 243 НК РФ срок уплаты ежемесячных платежей по налогу определен уже безотносительно к отчетным периодам.

Следовательно, авансовые платежи по налогу должны вноситься ежемесячно в течение всего текущего налогового периода (п. 2 Письма N ГВ-6-05/118@), т.е. платеж ЕСН за декабрь, по мнению налоговых органов, тоже считается авансовым.

Е.Л.Веденина

Эксперт

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Подписано в печать

16.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 22.12.2005 N 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 2) >
Статья: Таможенные платежи при импорте основных средств ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.