|
|
Статья: Аудит пояснительной записки к финансовой (бухгалтерской) отчетности ("Аудиторские ведомости", 2006, N 2)
"Аудиторские ведомости", 2006, N 2
АУДИТ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
Как показывает практика, большинство аудиторов в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности достаточно добросовестно осуществляют проверку показателей в формах N 1 - 6 отчетности и расшифровок (пояснений) к ним. В то же время проверке пояснительной записки зачастую не уделяется должного внимания по ряду причин. Дело в том, что проверка соблюдения общих принципов составления отчетности (достоверность, полнота, существенность, нейтральность и сопоставимость информации и др.) требует значительной квалификации аудитора. Кроме того, в пояснительную записку могут включаться показатели, не обрабатываемые непосредственно в системе бухгалтерского учета, а также нефинансовые показатели, что также затрудняет ее проверку. В статье рассматриваются особенности данного вида аудита.
Как известно, состав бухгалтерской отчетности определен и в общем случае включает бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2) и приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, а также пояснительную записку. Состав приложений к формам N N 1 и 2 для большинства организаций установлен Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и включает отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к балансу (форма N 5) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6). В ряде нормативных документов Минфина России приводятся положения, касающиеся пояснительной записки и (или) пояснений к отчетности. Некоторые из этих положений носят характер обязательных для исполнения при подготовке отчетности, другие - характер рекомендаций. Таким образом, при проверке аудитор должен потребовать от аудируемой организации включения в пояснительную записку первых и рекомендовать включение вторых. Однако ПБУ 4/99 и другие нормативные документы, регулирующие порядок формирования отчетности, оперируют понятием "пояснения к бухгалтерской отчетности", подразумевая под последними как набор финансовых показателей в формах N N 3 - 6 отчетности, так и собственно пояснительную записку. Ряд обязательных к раскрытию в пояснениях к отчетности показателей нашел отражение в типовых формах бухгалтерской отчетности, приведенных в Приложении к Приказу N 67н, например предусмотренные п. 27 ПБУ 4/99 данные: - о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов (форма N 5); - о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств (форма N 5); - об изменениях в капитале - уставном, резервном, добавочном и др. (форма N 3);
- о прибыли, приходящейся на одну акцию (форма N 2). Некоторую сложность в работу аудиторов вносит то, что из типовых форм отчетности, утвержденных Приказом N 67н, по сравнению с ранее применявшимися типовыми формами, утвержденными Приказом от 13.01.2000 N 4н, был убран ряд расшифровок (преимущественно статей баланса). Хотя типовые формы отчетности носят рекомендательный характер, бухгалтерами они практически повсеместно использовались и используются как обязательные. Таким образом, количество показателей, обязательных для анализа аудиторами на предмет их раскрытия в пояснительной записке, после появления Приказа N 67н несколько возросло. Некоторые требования по обязательному раскрытию в пояснительной записке данных (преимущественно не отражаемых в формах N 1 - 6 отчетности) со ссылками на соответствующие нормативные акты приведены в табл. 1.
Таблица 1
Обязательные к раскрытию данные
—————————————————————————————————————————————————————T———————————¬
| Информация, подлежащая раскрытию |Нормативный|
| | документ |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|В случае отсутствия соответствующих сведений в |Пункт 31 |
|информации, сопровождающей бухгалтерский отчет: |ПБУ 4/99 |
|юридический адрес организации; | |
|основные виды деятельности; | |
|среднегодовая численность работающих за отчетный | |
|период или численность работающих на отчетную дату; | |
|состав (фамилии и должности) членов исполнительных и| |
|контрольных органов организации | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Сведения об учетной политике организации, которые |Пункт 24 |
|необходимы пользователям бухгалтерской отчетности |ПБУ 4/99 |
|для реальной оценки финансового положения | |
|организации, финансовых результатов ее деятельности | |
|и изменений в ее финансовом положении | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Указание о том, что отчетность сформирована исходя |Пункт 25 |
|из действующих в Российской Федерации правил |ПБУ 4/99 |
|бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, | |
|когда допущены отступления от этих правил. | |
|Существенные отступления от указанных правил с | |
|указанием причин, а также результата, который данные| |
|отступления оказали на понимание состояния | |
|финансового положения организации, отражение | |
|финансовых результатов ее деятельности и изменений в| |
|ее финансовом положении | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Данные (кроме показателей, раскрываемых в |Пункт 27 |
|формах N N 1 — 6 отчетности): |ПБУ 4/99 |
|о количестве акций, выпущенных акционерным обществом| |
|и полностью оплаченных; | |
|о количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или| |
|оплаченных частично; | |
|о номинальной стоимости акций, находящихся в | |
|собственности акционерного общества, его дочерних и | |
|зависимых обществ; | |
|о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и | |
|их последствиях; | |
|о любых выданных и полученных обеспечениях | |
|обязательств и платежей организации; | |
|о событиях после отчетной даты и условных фактах | |
|хозяйственной деятельности; | |
|о прекращенных операциях; | |
|об аффилированных лицах; | |
|о государственной помощи | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Краткая характеристика деятельности организации |Пункт 19 |
|(обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной|Приказа |
|и финансовой деятельности), а также: |N 67н |
|основные показатели деятельности и факторы, | |
|повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты | |
|деятельности организации; | |
|решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской| |
|отчетности и распределения чистой прибыли; | |
|принятый порядок расчета аналитических показателей | |
|(рентабельность, доля собственных оборотных средств | |
|и пр.) в случае необходимости | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Принятые при формировании учетной политики способы |Пункт 11 |
|бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку|ПБУ 1/98 |
|и принятие решений заинтересованными пользователями |(требование|
|отчетности, без знания о применении которых |частично |
|невозможна достоверная оценка финансового положения,|дублируется|
|движения денежных средств или финансовых результатов|с п. 24 |
|деятельности организации |ПБУ 4/99) |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Способы амортизации основных средств, нематериальных|Пункт 12 |
|и иных активов, оценки производственных запасов, |ПБУ 1/98 |
|товаров, незавершенного производства и готовой | |
|продукции, признания прибыли от продажи продукции, | |
|товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие | |
|требованиям предыдущего пункта. | |
|Информация об учетной политике по конкретным | |
|вопросам бухгалтерского учета, установленная | |
|соответствующими ПБУ | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Имеющиеся значительные неопределенности в отношении |Пункт 14 |
|событий и условий, которые могут породить |ПБУ 1/98 |
|существенные сомнения в применимости допущения | |
|непрерывности деятельности, и однозначное описание | |
|их причин | |
L————————————————————————————————————————————————————+————————————
Заметим, что перечень обязательных к раскрытию сведений, приведенный в табл. 1, неполный. Требования к раскрытию информации в отчетности содержатся, например, в следующих документах: - ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (п. 22); - ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (п. 27); - ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (п. 32); - ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" (п. п. 6 - 11); - ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" (п. п. 19 - 24); - ПБУ 9/99 "Доходы организации" (п. п. 17 - 21); - ПБУ 10/99 "Расходы организации" (п. п. 20 - 23); - ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" (п. п. 12 - 14); - ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" (п. п. 16 - 23); - ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (п. п. 20 - 22); - ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (п. п. 30, 31); - ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (п. 33); - ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" (п. п. 11 - 22); - ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (п. п. 16, 17); - ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (п. 25); - ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (п. п. 41, 42); - ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" (п. п. 22, 23). Сведения о деятельности организации, рекомендуемые к раскрытию в пояснительной записке, приведены в табл. 2.
Таблица 2
Рекомендованные к раскрытию данные
—————————————————————————————————————————————————————T———————————¬
| Информация, рекомендованная к раскрытию |Нормативный|
| | документ |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Оценка финансового состояния на краткосрочную |Пункт 19 |
|перспективу, в том числе показатели оценки |Приказа |
|удовлетворительности структуры баланса (текущей |N 67н |
|ликвидности, обеспеченности собственными средствами | |
|и способности восстановления (утраты) | |
|платежеспособности). При характеристике | |
|платежеспособности — показатели наличия денежных | |
|средств на счетах в банках и в кассе, просроченной | |
|дебиторской и кредиторской задолженности, убытки, не| |
|погашенные в срок кредиты и займы, полнота | |
|перечисления соответствующих налогов в бюджет, | |
|уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за | |
|неисполнение обязательств перед бюджетом. | |
|Оценка положения организации на рынке ценных бумаг и| |
|причины имевших место негативных явлений | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Оценка финансового положения на долгосрочную |Пункт 19 |
|перспективу, в том числе характеристика структуры |Приказа |
|источников средств, степень зависимости организации |N 67н |
|от внешних инвесторов и кредиторов и пр. | |
|Характеристика динамики инвестиций за предыдущие | |
|годы и на перспективу с определением эффективности | |
|этих инвестиций | |
+————————————————————————————————————————————————————+———————————+
|Оценка деловой активности через такие критерии, как |Пункт 19 |
|широта рынков сбыта продукции, включая наличие |Приказа |
|поставок на экспорт, репутация организации, |N 67н |
|выражающаяся в известности клиентов, пользующихся ее| |
|услугами, и т.д.; степень выполнения плановых | |
|показателей, обеспечения заданных темпов их роста | |
|(снижения); уровень эффективности использования | |
|ресурсов организации. | |
|Данные о динамике важнейших экономических и | |
|финансовых показателей работы организации за ряд | |
|лет, описания будущих капиталовложений, | |
|осуществляемых экономических мероприятий, | |
|природоохранных мероприятий и другой информации, | |
|интересующей возможных пользователей бухгалтерской | |
|отчетности | |
L————————————————————————————————————————————————————+————————————
Отметим, что, несмотря на требование пп. 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", обязывающее аудируемые лица оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил составления финансовой отчетности, на практике это требование выполняется далеко не всегда. В этом случае аудитор в обязательном порядке должен модифицировать аудиторское заключение соответствующим образом. Модификация заключения зависит от существенности не отраженной в пояснительной записке информации. В отдельных случаях (часть которых рассматривается в пп. 27 - 33 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", например наличие на отчетную дату незавершенных судебных разбирательств и др.) в аудиторское заключение может быть включена специальная часть, привлекающая внимание пользователей (модификация заключения без изменения аудиторского мнения). В случае неотражения в пояснительной записке существенной информации с учетом того, что неисполнение указанного требования закона можно трактовать как разногласие аудитора с руководством аудируемого лица, в соответствии пп. "б" п. 34 ФПСАД N 6 аудитор должен выдать заключение с оговоркой либо отрицательное заключение (модификации заключения с изменением аудиторского мнения). В этой связи аудиторам целесообразно разрабатывать методики оценки (например, по балльной системе и т.д.) существенности не отраженной в пояснительной записке информации.
Литература
1. Клинов Н.Н. Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности / Под ред. В.Д. Новодворского. - М.: Бухгалтерский учет, 2003. 2. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита. - М.: МЦРСБУ, 2002. 3. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2004. 4. Подольский В.И. Комментарий к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" (постатейный). - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 5. Практический аудит: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., профессора Я.В. Соколова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 6. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Организации и консолидированные группы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 7. Табалина С.А., Ремизов Н.А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД / Под ред. Н.А. Ремизова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 240 с. 8. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Стандарты N N 1 - 6 / Комментарий Н.А. Ремизова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 184 с.
И.А.Савин Аудитор ЗАО "Аудиторская палата "АСВП" Подписано в печать 16.01.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |