|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Аудит пояснительной записки к финансовой (бухгалтерской) отчетности ("Аудиторские ведомости", 2006, N 2)
"Аудиторские ведомости", 2006, N 2
АУДИТ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
Как показывает практика, большинство аудиторов в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности достаточно добросовестно осуществляют проверку показателей в формах N 1 - 6 отчетности и расшифровок (пояснений) к ним. В то же время проверке пояснительной записки зачастую не уделяется должного внимания по ряду причин. Дело в том, что проверка соблюдения общих принципов составления отчетности (достоверность, полнота, существенность, нейтральность и сопоставимость информации и др.) требует значительной квалификации аудитора. Кроме того, в пояснительную записку могут включаться показатели, не обрабатываемые непосредственно в системе бухгалтерского учета, а также нефинансовые показатели, что также затрудняет ее проверку. В статье рассматриваются особенности данного вида аудита.
Как известно, состав бухгалтерской отчетности определен и в общем случае включает бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2) и приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, а также пояснительную записку. Состав приложений к формам N N 1 и 2 для большинства организаций установлен Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и включает отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к балансу (форма N 5) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6). В ряде нормативных документов Минфина России приводятся положения, касающиеся пояснительной записки и (или) пояснений к отчетности. Некоторые из этих положений носят характер обязательных для исполнения при подготовке отчетности, другие - характер рекомендаций. Таким образом, при проверке аудитор должен потребовать от аудируемой организации включения в пояснительную записку первых и рекомендовать включение вторых. Однако ПБУ 4/99 и другие нормативные документы, регулирующие порядок формирования отчетности, оперируют понятием "пояснения к бухгалтерской отчетности", подразумевая под последними как набор финансовых показателей в формах N N 3 - 6 отчетности, так и собственно пояснительную записку. Ряд обязательных к раскрытию в пояснениях к отчетности показателей нашел отражение в типовых формах бухгалтерской отчетности, приведенных в Приложении к Приказу N 67н, например предусмотренные п. 27 ПБУ 4/99 данные: - о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов (форма N 5); - о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств (форма N 5); - об изменениях в капитале - уставном, резервном, добавочном и др. (форма N 3);
- о прибыли, приходящейся на одну акцию (форма N 2). Некоторую сложность в работу аудиторов вносит то, что из типовых форм отчетности, утвержденных Приказом N 67н, по сравнению с ранее применявшимися типовыми формами, утвержденными Приказом от 13.01.2000 N 4н, был убран ряд расшифровок (преимущественно статей баланса). Хотя типовые формы отчетности носят рекомендательный характер, бухгалтерами они практически повсеместно использовались и используются как обязательные. Таким образом, количество показателей, обязательных для анализа аудиторами на предмет их раскрытия в пояснительной записке, после появления Приказа N 67н несколько возросло. Некоторые требования по обязательному раскрытию в пояснительной записке данных (преимущественно не отражаемых в формах N 1 - 6 отчетности) со ссылками на соответствующие нормативные акты приведены в табл. 1.
Таблица 1
Обязательные к раскрытию данные
—————————————————————————————————————————————————————T———————————¬ | Информация, подлежащая раскрытию |Нормативный| | | документ | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |В случае отсутствия соответствующих сведений в |Пункт 31 | |информации, сопровождающей бухгалтерский отчет: |ПБУ 4/99 | |юридический адрес организации; | | |основные виды деятельности; | | |среднегодовая численность работающих за отчетный | | |период или численность работающих на отчетную дату; | | |состав (фамилии и должности) членов исполнительных и| | |контрольных органов организации | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Сведения об учетной политике организации, которые |Пункт 24 | |необходимы пользователям бухгалтерской отчетности |ПБУ 4/99 | |для реальной оценки финансового положения | | |организации, финансовых результатов ее деятельности | | |и изменений в ее финансовом положении | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Указание о том, что отчетность сформирована исходя |Пункт 25 | |из действующих в Российской Федерации правил |ПБУ 4/99 | |бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, | | |когда допущены отступления от этих правил. | | |Существенные отступления от указанных правил с | | |указанием причин, а также результата, который данные| | |отступления оказали на понимание состояния | | |финансового положения организации, отражение | | |финансовых результатов ее деятельности и изменений в| | |ее финансовом положении | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Данные (кроме показателей, раскрываемых в |Пункт 27 | |формах N N 1 — 6 отчетности): |ПБУ 4/99 | |о количестве акций, выпущенных акционерным обществом| | |и полностью оплаченных; | | |о количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или| | |оплаченных частично; | | |о номинальной стоимости акций, находящихся в | | |собственности акционерного общества, его дочерних и | | |зависимых обществ; | | |о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и | | |их последствиях; | | |о любых выданных и полученных обеспечениях | | |обязательств и платежей организации; | | |о событиях после отчетной даты и условных фактах | | |хозяйственной деятельности; | | |о прекращенных операциях; | | |об аффилированных лицах; | | |о государственной помощи | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Краткая характеристика деятельности организации |Пункт 19 | |(обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной|Приказа | |и финансовой деятельности), а также: |N 67н | |основные показатели деятельности и факторы, | | |повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты | | |деятельности организации; | | |решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской| | |отчетности и распределения чистой прибыли; | | |принятый порядок расчета аналитических показателей | | |(рентабельность, доля собственных оборотных средств | | |и пр.) в случае необходимости | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Принятые при формировании учетной политики способы |Пункт 11 | |бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку|ПБУ 1/98 | |и принятие решений заинтересованными пользователями |(требование| |отчетности, без знания о применении которых |частично | |невозможна достоверная оценка финансового положения,|дублируется| |движения денежных средств или финансовых результатов|с п. 24 | |деятельности организации |ПБУ 4/99) | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Способы амортизации основных средств, нематериальных|Пункт 12 | |и иных активов, оценки производственных запасов, |ПБУ 1/98 | |товаров, незавершенного производства и готовой | | |продукции, признания прибыли от продажи продукции, | | |товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие | | |требованиям предыдущего пункта. | | |Информация об учетной политике по конкретным | | |вопросам бухгалтерского учета, установленная | | |соответствующими ПБУ | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Имеющиеся значительные неопределенности в отношении |Пункт 14 | |событий и условий, которые могут породить |ПБУ 1/98 | |существенные сомнения в применимости допущения | | |непрерывности деятельности, и однозначное описание | | |их причин | | L————————————————————————————————————————————————————+———————————— Заметим, что перечень обязательных к раскрытию сведений, приведенный в табл. 1, неполный. Требования к раскрытию информации в отчетности содержатся, например, в следующих документах: - ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (п. 22); - ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (п. 27); - ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (п. 32); - ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" (п. п. 6 - 11); - ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" (п. п. 19 - 24); - ПБУ 9/99 "Доходы организации" (п. п. 17 - 21); - ПБУ 10/99 "Расходы организации" (п. п. 20 - 23); - ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" (п. п. 12 - 14); - ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" (п. п. 16 - 23); - ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (п. п. 20 - 22); - ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (п. п. 30, 31); - ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (п. 33); - ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" (п. п. 11 - 22); - ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (п. п. 16, 17); - ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (п. 25); - ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (п. п. 41, 42); - ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" (п. п. 22, 23). Сведения о деятельности организации, рекомендуемые к раскрытию в пояснительной записке, приведены в табл. 2.
Таблица 2
Рекомендованные к раскрытию данные
—————————————————————————————————————————————————————T———————————¬ | Информация, рекомендованная к раскрытию |Нормативный| | | документ | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Оценка финансового состояния на краткосрочную |Пункт 19 | |перспективу, в том числе показатели оценки |Приказа | |удовлетворительности структуры баланса (текущей |N 67н | |ликвидности, обеспеченности собственными средствами | | |и способности восстановления (утраты) | | |платежеспособности). При характеристике | | |платежеспособности — показатели наличия денежных | | |средств на счетах в банках и в кассе, просроченной | | |дебиторской и кредиторской задолженности, убытки, не| | |погашенные в срок кредиты и займы, полнота | | |перечисления соответствующих налогов в бюджет, | | |уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за | | |неисполнение обязательств перед бюджетом. | | |Оценка положения организации на рынке ценных бумаг и| | |причины имевших место негативных явлений | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Оценка финансового положения на долгосрочную |Пункт 19 | |перспективу, в том числе характеристика структуры |Приказа | |источников средств, степень зависимости организации |N 67н | |от внешних инвесторов и кредиторов и пр. | | |Характеристика динамики инвестиций за предыдущие | | |годы и на перспективу с определением эффективности | | |этих инвестиций | | +————————————————————————————————————————————————————+———————————+ |Оценка деловой активности через такие критерии, как |Пункт 19 | |широта рынков сбыта продукции, включая наличие |Приказа | |поставок на экспорт, репутация организации, |N 67н | |выражающаяся в известности клиентов, пользующихся ее| | |услугами, и т.д.; степень выполнения плановых | | |показателей, обеспечения заданных темпов их роста | | |(снижения); уровень эффективности использования | | |ресурсов организации. | | |Данные о динамике важнейших экономических и | | |финансовых показателей работы организации за ряд | | |лет, описания будущих капиталовложений, | | |осуществляемых экономических мероприятий, | | |природоохранных мероприятий и другой информации, | | |интересующей возможных пользователей бухгалтерской | | |отчетности | | L————————————————————————————————————————————————————+———————————— Отметим, что, несмотря на требование пп. 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", обязывающее аудируемые лица оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил составления финансовой отчетности, на практике это требование выполняется далеко не всегда. В этом случае аудитор в обязательном порядке должен модифицировать аудиторское заключение соответствующим образом. Модификация заключения зависит от существенности не отраженной в пояснительной записке информации. В отдельных случаях (часть которых рассматривается в пп. 27 - 33 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", например наличие на отчетную дату незавершенных судебных разбирательств и др.) в аудиторское заключение может быть включена специальная часть, привлекающая внимание пользователей (модификация заключения без изменения аудиторского мнения). В случае неотражения в пояснительной записке существенной информации с учетом того, что неисполнение указанного требования закона можно трактовать как разногласие аудитора с руководством аудируемого лица, в соответствии пп. "б" п. 34 ФПСАД N 6 аудитор должен выдать заключение с оговоркой либо отрицательное заключение (модификации заключения с изменением аудиторского мнения). В этой связи аудиторам целесообразно разрабатывать методики оценки (например, по балльной системе и т.д.) существенности не отраженной в пояснительной записке информации.
Литература
1. Клинов Н.Н. Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности / Под ред. В.Д. Новодворского. - М.: Бухгалтерский учет, 2003. 2. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита. - М.: МЦРСБУ, 2002. 3. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2004. 4. Подольский В.И. Комментарий к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" (постатейный). - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 5. Практический аудит: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., профессора Я.В. Соколова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 6. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Организации и консолидированные группы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 7. Табалина С.А., Ремизов Н.А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД / Под ред. Н.А. Ремизова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 240 с. 8. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Стандарты N N 1 - 6 / Комментарий Н.А. Ремизова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 184 с.
И.А.Савин Аудитор ЗАО "Аудиторская палата "АСВП" Подписано в печать 16.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |