Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Аудит пояснительной записки к финансовой (бухгалтерской) отчетности ("Аудиторские ведомости", 2006, N 2)



"Аудиторские ведомости", 2006, N 2

АУДИТ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ФИНАНСОВОЙ

(БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

Как показывает практика, большинство аудиторов в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности достаточно добросовестно осуществляют проверку показателей в формах N 1 - 6 отчетности и расшифровок (пояснений) к ним. В то же время проверке пояснительной записки зачастую не уделяется должного внимания по ряду причин. Дело в том, что проверка соблюдения общих принципов составления отчетности (достоверность, полнота, существенность, нейтральность и сопоставимость информации и др.) требует значительной квалификации аудитора. Кроме того, в пояснительную записку могут включаться показатели, не обрабатываемые непосредственно в системе бухгалтерского учета, а также нефинансовые показатели, что также затрудняет ее проверку. В статье рассматриваются особенности данного вида аудита.

Как известно, состав бухгалтерской отчетности определен и в общем случае включает бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2) и приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, а также пояснительную записку. Состав приложений к формам N N 1 и 2 для большинства организаций установлен Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и включает отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к балансу (форма N 5) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

В ряде нормативных документов Минфина России приводятся положения, касающиеся пояснительной записки и (или) пояснений к отчетности. Некоторые из этих положений носят характер обязательных для исполнения при подготовке отчетности, другие - характер рекомендаций. Таким образом, при проверке аудитор должен потребовать от аудируемой организации включения в пояснительную записку первых и рекомендовать включение вторых. Однако ПБУ 4/99 и другие нормативные документы, регулирующие порядок формирования отчетности, оперируют понятием "пояснения к бухгалтерской отчетности", подразумевая под последними как набор финансовых показателей в формах N N 3 - 6 отчетности, так и собственно пояснительную записку. Ряд обязательных к раскрытию в пояснениях к отчетности показателей нашел отражение в типовых формах бухгалтерской отчетности, приведенных в Приложении к Приказу N 67н, например предусмотренные п. 27 ПБУ 4/99 данные:

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов (форма N 5);

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств (форма N 5);

- об изменениях в капитале - уставном, резервном, добавочном и др. (форма N 3);

- о прибыли, приходящейся на одну акцию (форма N 2).

Некоторую сложность в работу аудиторов вносит то, что из типовых форм отчетности, утвержденных Приказом N 67н, по сравнению с ранее применявшимися типовыми формами, утвержденными Приказом от 13.01.2000 N 4н, был убран ряд расшифровок (преимущественно статей баланса). Хотя типовые формы отчетности носят рекомендательный характер, бухгалтерами они практически повсеместно использовались и используются как обязательные. Таким образом, количество показателей, обязательных для анализа аудиторами на предмет их раскрытия в пояснительной записке, после появления Приказа N 67н несколько возросло.

Некоторые требования по обязательному раскрытию в пояснительной записке данных (преимущественно не отражаемых в формах N 1 - 6 отчетности) со ссылками на соответствующие нормативные акты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Обязательные к раскрытию данные

     
   —————————————————————————————————————————————————————T———————————¬
   |          Информация, подлежащая раскрытию          |Нормативный|
   |                                                    |  документ |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |В случае отсутствия соответствующих сведений в      |Пункт 31   |
   |информации, сопровождающей бухгалтерский отчет:     |ПБУ 4/99   |
   |юридический адрес организации;                      |           |
   |основные виды деятельности;                         |           |
   |среднегодовая численность работающих за отчетный    |           |
   |период или численность работающих на отчетную дату; |           |
   |состав (фамилии и должности) членов исполнительных и|           |
   |контрольных органов организации                     |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Сведения об учетной политике организации, которые   |Пункт 24   |
   |необходимы пользователям бухгалтерской отчетности   |ПБУ 4/99   |
   |для реальной оценки финансового положения           |           |
   |организации, финансовых результатов ее деятельности |           |
   |и изменений в ее финансовом положении               |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Указание о том, что отчетность сформирована исходя  |Пункт 25   |
   |из действующих в Российской Федерации правил        |ПБУ 4/99   |
   |бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев,   |           |
   |когда допущены отступления от этих правил.          |           |
   |Существенные отступления от указанных правил с      |           |
   |указанием причин, а также результата, который данные|           |
   |отступления оказали на понимание состояния          |           |
   |финансового положения организации, отражение        |           |
   |финансовых результатов ее деятельности и изменений в|           |
   |ее финансовом положении                             |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Данные (кроме показателей, раскрываемых в           |Пункт 27   |
   |формах N N 1 — 6 отчетности):                       |ПБУ 4/99   |
   |о количестве акций, выпущенных акционерным обществом|           |
   |и полностью оплаченных;                             |           |
   |о количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или|           |
   |оплаченных частично;                                |           |
   |о номинальной стоимости акций, находящихся в        |           |
   |собственности акционерного общества, его дочерних и |           |
   |зависимых обществ;                                  |           |
   |о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и  |           |
   |их последствиях;                                    |           |
   |о любых выданных и полученных обеспечениях          |           |
   |обязательств и платежей организации;                |           |
   |о событиях после отчетной даты и условных фактах    |           |
   |хозяйственной деятельности;                         |           |
   |о прекращенных операциях;                           |           |
   |об аффилированных лицах;                            |           |
   |о государственной помощи                            |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Краткая характеристика деятельности организации     |Пункт 19   |
   |(обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной|Приказа    |
   |и финансовой деятельности), а также:                |N 67н      |
   |основные показатели деятельности и факторы,         |           |
   |повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты |           |
   |деятельности организации;                           |           |
   |решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской|           |
   |отчетности и распределения чистой прибыли;          |           |
   |принятый порядок расчета аналитических показателей  |           |
   |(рентабельность, доля собственных оборотных средств |           |
   |и пр.) в случае необходимости                       |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Принятые при формировании учетной политики способы  |Пункт 11   |
   |бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку|ПБУ 1/98   |
   |и принятие решений заинтересованными пользователями |(требование|
   |отчетности, без знания о применении которых         |частично   |
   |невозможна достоверная оценка финансового положения,|дублируется|
   |движения денежных средств или финансовых результатов|с п. 24    |
   |деятельности организации                            |ПБУ 4/99)  |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Способы амортизации основных средств, нематериальных|Пункт 12   |
   |и иных активов, оценки производственных запасов,    |ПБУ 1/98   |
   |товаров, незавершенного производства и готовой      |           |
   |продукции, признания прибыли от продажи продукции,  |           |
   |товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие  |           |
   |требованиям предыдущего пункта.                     |           |
   |Информация об учетной политике по конкретным        |           |
   |вопросам бухгалтерского учета, установленная        |           |
   |соответствующими ПБУ                                |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Имеющиеся значительные неопределенности в отношении |Пункт 14   |
   |событий и условий, которые могут породить           |ПБУ 1/98   |
   |существенные сомнения в применимости допущения      |           |
   |непрерывности деятельности, и однозначное описание  |           |
   |их причин                                           |           |
   L————————————————————————————————————————————————————+————————————
   

Заметим, что перечень обязательных к раскрытию сведений, приведенный в табл. 1, неполный. Требования к раскрытию информации в отчетности содержатся, например, в следующих документах:

- ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (п. 22);

- ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (п. 27);

- ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (п. 32);

- ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" (п. п. 6 - 11);

- ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" (п. п. 19 - 24);

- ПБУ 9/99 "Доходы организации" (п. п. 17 - 21);

- ПБУ 10/99 "Расходы организации" (п. п. 20 - 23);

- ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" (п. п. 12 - 14);

- ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" (п. п. 16 - 23);

- ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (п. п. 20 - 22);

- ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (п. п. 30, 31);

- ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (п. 33);

- ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" (п. п. 11 - 22);

- ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (п. п. 16, 17);

- ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (п. 25);

- ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (п. п. 41, 42);

- ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" (п. п. 22, 23).

Сведения о деятельности организации, рекомендуемые к раскрытию в пояснительной записке, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Рекомендованные к раскрытию данные

     
   —————————————————————————————————————————————————————T———————————¬
   |       Информация, рекомендованная к раскрытию      |Нормативный|
   |                                                    |  документ |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Оценка финансового состояния на краткосрочную       |Пункт 19   |
   |перспективу, в том числе показатели оценки          |Приказа    |
   |удовлетворительности структуры баланса (текущей     |N 67н      |
   |ликвидности, обеспеченности собственными средствами |           |
   |и способности восстановления (утраты)               |           |
   |платежеспособности). При характеристике             |           |
   |платежеспособности — показатели наличия денежных    |           |
   |средств на счетах в банках и в кассе, просроченной  |           |
   |дебиторской и кредиторской задолженности, убытки, не|           |
   |погашенные в срок кредиты и займы, полнота          |           |
   |перечисления соответствующих налогов в бюджет,      |           |
   |уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за  |           |
   |неисполнение обязательств перед бюджетом.           |           |
   |Оценка положения организации на рынке ценных бумаг и|           |
   |причины имевших место негативных явлений            |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Оценка финансового положения на долгосрочную        |Пункт 19   |
   |перспективу, в том числе характеристика структуры   |Приказа    |
   |источников средств, степень зависимости организации |N 67н      |
   |от внешних инвесторов и кредиторов и пр.            |           |
   |Характеристика динамики инвестиций за предыдущие    |           |
   |годы и на перспективу с определением эффективности  |           |
   |этих инвестиций                                     |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Оценка деловой активности через такие критерии, как |Пункт 19   |
   |широта рынков сбыта продукции, включая наличие      |Приказа    |
   |поставок на экспорт, репутация организации,         |N 67н      |
   |выражающаяся в известности клиентов, пользующихся ее|           |
   |услугами, и т.д.; степень выполнения плановых       |           |
   |показателей, обеспечения заданных темпов их роста   |           |
   |(снижения); уровень эффективности использования     |           |
   |ресурсов организации.                               |           |
   |Данные о динамике важнейших экономических и         |           |
   |финансовых показателей работы организации за ряд    |           |
   |лет, описания будущих капиталовложений,             |           |
   |осуществляемых экономических мероприятий,           |           |
   |природоохранных мероприятий и другой информации,    |           |
   |интересующей возможных пользователей бухгалтерской  |           |
   |отчетности                                          |           |
   L————————————————————————————————————————————————————+————————————
   

Отметим, что, несмотря на требование пп. 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", обязывающее аудируемые лица оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил составления финансовой отчетности, на практике это требование выполняется далеко не всегда. В этом случае аудитор в обязательном порядке должен модифицировать аудиторское заключение соответствующим образом. Модификация заключения зависит от существенности не отраженной в пояснительной записке информации. В отдельных случаях (часть которых рассматривается в пп. 27 - 33 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", например наличие на отчетную дату незавершенных судебных разбирательств и др.) в аудиторское заключение может быть включена специальная часть, привлекающая внимание пользователей (модификация заключения без изменения аудиторского мнения). В случае неотражения в пояснительной записке существенной информации с учетом того, что неисполнение указанного требования закона можно трактовать как разногласие аудитора с руководством аудируемого лица, в соответствии пп. "б" п. 34 ФПСАД N 6 аудитор должен выдать заключение с оговоркой либо отрицательное заключение (модификации заключения с изменением аудиторского мнения). В этой связи аудиторам целесообразно разрабатывать методики оценки (например, по балльной системе и т.д.) существенности не отраженной в пояснительной записке информации.

Литература

1. Клинов Н.Н. Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности / Под ред. В.Д. Новодворского. - М.: Бухгалтерский учет, 2003.

2. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита. - М.: МЦРСБУ, 2002.

3. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.

4. Подольский В.И. Комментарий к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" (постатейный). - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5. Практический аудит: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., профессора Я.В. Соколова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

6. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Организации и консолидированные группы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.

7. Табалина С.А., Ремизов Н.А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД / Под ред. Н.А. Ремизова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 240 с.

8. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Стандарты N N 1 - 6 / Комментарий Н.А. Ремизова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 184 с.

И.А.Савин

Аудитор

ЗАО "Аудиторская палата "АСВП"

Подписано в печать

16.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Операции взаимозачета ("Аудиторские ведомости", 2006, N 2) >
Статья: Основные принципы и процедуры системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг ("Аудиторские ведомости", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.