Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Реформирование образования аудитора в соответствии с международными стандартами ("Аудиторские ведомости", 2006, N 2)



"Аудиторские ведомости", 2006, N 2

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АУДИТОРА

В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Комиссией Совета по аудиторской деятельности при Минфине России разработан проект стандарта "Образование аудитора". Основой стандарта является серия из восьми стандартов образования Международной федерации бухгалтеров. Семь стандартов предназначены для профессионального бухгалтера, они также обязательны для подготовки аудиторов. А в восьмом стандарте говорится о дополнительных требованиях к профессиональному бухгалтеру, если он хочет стать аудитором. Требования восьми международных стандартов образования включены в единый стандарт образования аудитора, в котором первые семь стандартов рассматриваются с учетом восьмого стандарта.

Остановимся на основных разделах проекта единого стандарта образования аудитора (далее - Стандарт).

Первый раздел. Требования к начальному уровню образования кандидата. Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон) и нашей практике начальным уровнем является диплом о высшем экономическом и юридическом образовании. На наш взгляд, чтобы претендент стал аудитором, достаточно высшего образования, но пока что в Стандарте записано: "Высшее экономическое и юридическое образование".

Здесь мы выделяем четыре категории.

1-я категория. Высшее образование по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" - магистр (или специалист). Такие специалисты могут без обязательной подготовки сдавать экзамен на единый аттестат аудитора. Таким образом, в дальнейшем надо пересмотреть учебные планы магистратуры с тем, чтобы они охватывали требования профессионального бухгалтера и аудитора.

2-я категория. Высшее образование по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" - бакалавр. Бакалавр обязан пройти не менее 240 часов базовой подготовки.

3-я категория. Высшее образование по экономическим, но не бухгалтерским специальностям (бакалавр, магистр, специалист). Кандидаты должны пройти обязательную подготовку (240 часов) и дополнительную подготовку, содержание и продолжительность которой зависят от вида высшего образования, которым обладает кандидат. Таким образом, те дисциплины из перечня диплома по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", которых нет в дипломе кандидатов 3-й категории, должны быть включены в дополнительную подготовку.

4-я категория. Высшее образование по юридическим специальностям или любое неэкономическое высшее образование, если это будет предусмотрено в Законе (бакалавр, специалист, магистр). Такие специалисты проходят подготовку по общепринятой программе (240 часов) и дополнительную подготовку по недостающим дисциплинам. Набор этих дисциплин придется устанавливать для каждого конкретного кандидата. А учитывая, что одна и та же дисциплина в разных вузах называется по-разному и программы не всегда соответствуют друг другу, аудиторским организациям (учебным центрам, экзаменационным комиссиям) придется решать, засчитывать ли ту или иную дисциплину (как это делается при переводе студентов из одного вуза в другой).

Второй раздел. Содержание программы предквалификационного образования кандидата. Предквалификационное образование - это подготовка к сдаче экзамена на единый аттестат по аудиту. Для успешной деятельности аудитору необходимы три компонента основных профессиональных знаний, которые Стандарт устанавливает так же, как и международные стандарты.

1. Бухгалтерский учет, аудит, финансы и связанные с ними области знаний.

2. Организация и управление бизнесом (эти знания дает вузовская общеэкономическая подготовка).

3. Информационные технологии (эти знания дает вузовская подготовка).

Бухгалтерский учет, аудит, финансы и связанные с ними области знаний составляют основу деятельности аудитора. Минимальный набор учебных курсов включает:

- бухгалтерский (финансовый) учет и отчетность, что совпадает с международным стандартом;

- управленческий учет и контроль, что также совпадает с международным стандартом;

- финансы, финансовый менеджмент и анализ. В международном стандарте эта дисциплина называется "Финансы и финансовый менеджмент", причем при расшифровке указано, что знание финансов и финансового менеджмента включает анализ финансовой отчетности, финансовых инструментов, рынков ценных бумаг - отечественных и международных, управление ресурсами. Эта расшифровка учтена в Стандарте;

- налогообложение;

- правовое регулирование хозяйственной деятельности;

- аудит;

- профессиональные ценности и этика.

Знания в организации и управлении бизнесом кандидаты получают в высшей школе, и если есть отметка в перечне дисциплин в дипломе о высшем образовании, то эти дисциплины засчитываются, а если нет, то такие дисциплины должны войти в дополнительную подготовку.

Знания по информационным технологиям также приобретаются кандидатами в высшей школе, при их недостаточности - с помощью отдельных курсов, на рабочем месте. Поскольку курсы могут формулироваться в различных вузах по-разному, должна быть создана экспертная комиссия, которая определит, можно ли зачесть этот компонент.

Программа предквалификационного образования кандидата предусматривает обязательное изучение дисциплин первого компонента знаний аудитора, составляющих основу профессионального образования аудитора. Эти дисциплины изучаются в объеме продвинутых курсов вузовского экономического образования. Продвинутыми курсами считаются курсы для подготовки профессионального бухгалтера и аудитора, в рамках которых такие предметы, как "Аудит", "Бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность", должны изучаться на углубленном уровне. Под углубленным уровнем понимается уровень знаний, который является, во-первых, более глубоким по сравнению с тем уровнем, который считается обязательным для лиц, признаваемых профессиональными бухгалтерами во всех областях, кроме аудита, во-вторых, достаточным для того, чтобы специалисты по аудиту могли квалифицированно выполнять свои функции.

На углубленном уровне содержание предмета "Аудит" должно включать следующие темы:

- передовые методы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе актуальные текущие вопросы и последние изменения в этой области;

- международные стандарты аудита (МСА), международные стандарты аудиторской практики (МСАП) и (или) любые применяемые национальные стандарты, эквивалентные указанным международным стандартам.

На углубленном уровне содержание предмета "Бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность" должно включать следующие темы:

- порядок и практика финансового учета и отчетности, в том числе текущие вопросы и последние изменения в этой сфере;

- международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и (или) любые применяемые международные, национальные стандарты, эквивалентные указанным международным стандартам.

Программа квалификационных экзаменов должна предусматривать проверку знаний не только компонента бухгалтерского образования "Бухгалтерский учет, аудит, финансы и связанные с ними дисциплины", но и компонента "Организация и управление бизнесом" и компонента "Информационные технологии", уровень знаний по которым считается достаточным в рамках получаемого высшего образования. При этом информационные технологии должны быть тесно увязаны со всеми дисциплинами компонента "Бухгалтерский учет, аудит, финансы и связанные с ними дисциплины".

Встает вопрос, как же принимать экзамены - по одному компоненту или по трем компонентам. Ведь для окончивших вуз по специальности "Учет, анализ и аудит" это только первая ступень, а для тех, кто заканчивал экономические вузы не по этой специальности, должны быть дополнительные испытания, например в виде зачета.

Конечно, экзамены проводятся не в один день. Формируется определенный набор модулей, которые слушатель или кандидат сдает в разное время. Какой-то конкретный день может быть отведен на сдачу дополнительных дисциплин, которые не входят в первый компонент, а входят во второй и в третий компоненты. Заметим, что программы подготовки и программы квалификационного экзамена базируются на стандартах аудиторского профессионального образования, в которых расшифровываются требования к каждой дисциплине. Кроме того, есть типовая программа подготовки профессионального бухгалтера Совета по торговле и развитию Организации Объединенных Наций (ЮНКТАД), которая расшифровывает программы каждой дисциплины.

Третий раздел. Профессиональные навыки. Важной составляющей частью программ образования аудиторов является развитие навыков, позволяющих успешно использовать общие и специальные знания на практике. Для того чтобы стать квалифицированным аудитором, кандидат должен приобрести следующий круг навыков (в Стандарте дана их расшифровка):

- интеллектуальные;

- специальные и функциональные;

- личностные;

- межличностные и коммуникативные;

- организаторские и управленческие.

Наличие этих навыков проверяется в процессе экзамена.

Четвертый раздел. Профессиональные ценности, этика и этические отношения. Основные этические принципы, которые применимы ко всем профессиональным сотрудникам в области бухгалтерского учета, приобретают дополнительное значение в сфере аудита в связи с тем авторитетом, который имеет аудиторское мнение для пользователей, и интересом общественности к этической стороне аудиторской деятельности. Поэтому, для того чтобы иметь право принимать активное участие в аудиторских проверках финансовой (бухгалтерской) отчетности, специалисты должны придерживаться установленных профессиональных ценностей и соблюдать профессиональные этические нормы и правила при проведении аудиторских работ.

Профессиональные ценности, этика и этические отношения, которыми руководствуется в своей деятельности аудитор, должны содержаться в кодексах этики, разрабатываемых на основе Кодекса этики IFAC саморегулируемыми аудиторскими объединениями.

Пятый раздел. Требования по практическому опыту. В целом требования международных стандартов и Стандарта, касающиеся продолжительности практической работы, совпадают: не менее трех лет. Но в Стандарте конкретизировано, что из последних трех лет два года кандидат должен работать в аудиторской фирме (в качестве сотрудника, стажера или практиканта). В международных стандартах указано, что этот стаж можно получить и до квалификационной подготовки, и во время подготовки, и после, но претендент получает аттестат только после необходимого стажа аудиторской работы. Согласно Стандарту практический стаж обязателен до сдачи экзамена. Таким образом, мы не ограничиваемся констатацией наличия такого опыта, надо убедиться, что этот опыт не формальный, а по существу. Наличие практического опыта проверяется, и, кроме того, требуются от претендента на аттестат три рекомендации аудиторов.

Шестой раздел. Оценка профессиональных возможностей и компетентности. Профессиональные возможности и компетентность кандидатов должны быть официально оценены до принятия решения об их квалификации в качестве аудитора. Профессиональные возможности и компетентность могут оцениваться в несколько этапов на разных стадиях предквалификационной программы. Однако финальная часть оценки должна быть организована на уровне, максимально приближенном к требованиям оценки для получения квалификации аудитора.

В обязательном порядке должны выполняться следующие требования к финальной проверке (экзамену, испытанию) профессиональных возможностей и компетентности кандидата в аудиторы:

- значительная часть процедуры проверки кандидата должна проводиться в письменной форме;

- проверка должна быть надежной и обоснованной;

- для максимальной объективности проверка должна охватывать существенную часть профессиональных знаний, профессиональных навыков, а также подтверждать соблюдение кандидатом профессиональной этики.

Само собой разумеется, что владение русским языком и способность выражать свои мысли письменно и устно грамотным, логичным и лаконичным образом также необходимы.

Седьмой раздел. Система повышения квалификации - непрерывное профессиональное развитие. Этот раздел имеет большое значение и для профессионального бухгалтера, и для профессионального аудитора, но у аудиторов есть свои особенности. Указано, что непрерывное профессиональное образование аудиторов является важнейшим условием пребывания в саморегулируемых аудиторских организациях. Ведь если не выполнять это требование, то специалист исключается из саморегулируемой аудиторской организации.

Система непрерывного профессионального развития направлена как на повышение квалификации специалистов, так и на приобретение ими новых профессиональных знаний и навыков, которыми они еще не обладали на момент получения квалификации аудитора. Так, для активного участия в проведении аудиторских проверок финансовой отчетности конкретных отраслей экономики (банковское дело, страхование, биржи, внебюджетные фонды, инвестиционные институты) и выполнения особых видов работ (аудиторские проверки транснациональных компаний, консолидированной финансовой отчетности, отчетности, составленной по МСФО) специалисту по аудиту может потребоваться более узкоспециализированное обучение. Требования профессиональной этики предполагают, что аудиторы не вправе указывать неверную информацию о своем опыте и не могут принимать участие в работах, которые они не в состоянии выполнить из-за недостаточной квалификации.

Организация непрерывного профессионального развития находится в ведении саморегулируемых аудиторских организаций, которые в этой части несут по отношению к своим членам следующие обязанности.

1. Разъяснять необходимость постоянного совершенствования компетентности, а также участия в непрерывном профессиональном развитии как нравственной обязанности аудитора.

2. Рекомендовать различные формы непрерывной образовательной деятельности, например:

- обучение по программам повышения квалификации, разработанным и утвержденным саморегулируемыми аудиторскими объединениями по согласованию с уполномоченным федеральным органом;

- защита диссертации на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук по дисциплинам, включенным в программу предквалификационного образования аудитора;

- публикация монографий, статей, учебников и учебных пособий по дисциплинам, включенным в программу предквалификационного образования аудитора;

- участие в разработке нормативных актов для различных уровней управления аудиторской деятельностью и ее регулирования.

3. Устанавливать минимальную продолжительность или иные способы подтверждения непрерывного профессионального образования.

4. Содействовать доступности непрерывного профессионального образования для своих членов.

5. Обеспечивать контроль за организацией непрерывного профессионального образования, систематически проверять, как выполняются программы непрерывного образования, и применять дисциплинарные меры в случае невыполнения членами саморегулируемой аудиторской организации норматива прохождения непрерывного профессионального образования.

Основной формой непрерывного профессионального образования аудитора в Российской Федерации является повышение квалификации по программам спецкурсов, перечень которых разрабатывается Советом по аудиторской деятельности при Минфине России и утверждается уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности, а сами программы должны составляться и утверждаться саморегулируемыми аудиторскими организациями по согласованию с уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности.

В отдельных случаях саморегулируемые профессиональные организации могут засчитывать в качестве основных форм непрерывного профессионального образования такие виды образовательной деятельности, как:

- участие в учебных курсах, конференциях, семинарах;

- модули по самообучению или организация учебы на рабочем месте по новым компьютерным средствам, системам, процедурам или способам их применения в профессии;

- публикация профессиональных или научных трудов;

- участие или работа в специальных комитетах;

- преподавание курса или комплекса курсов по повышению квалификации в области, относящейся к профессиональным обязанностям;

- самообразование, имеющее отношение к профессиональным обязанностям;

- участие в качестве выступающего в конференциях, заседаниях, дискуссиях;

- написание статей, документов, книг.

Процедура прохождения основных форм непрерывного профессионального образования аудитора и ее мониторинг устанавливаются уполномоченным федеральным органом и доводятся до сведения всех заинтересованных организаций.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, должен систематически самостоятельно повышать свою квалификацию дополнительно к основным формам непрерывного профессионального образования путем:

- изучения законов, стандартов, инструкций и других нормативных актов, а также вносимых в них дополнений и изменений;

- изучения зарубежного и отечественного опыта по организации и методике проведения аудита;

- участия в семинарах, конференциях, симпозиумах;

- участия в работе над стандартами, методиками, программами учебных курсов по аудиту.

Саморегулируемая аудиторская организация обязана осуществлять контроль за повышением квалификации аудиторами. Отчет о выполнении программ непрерывного профессионального образования должен быть составной частью отчетов о деятельности саморегулируемых аудиторских организаций.

Чтобы система непрерывного профессионального образования функционировала эффективно, саморегулируемая аудиторская организация может применять дисциплинарные меры к аудиторам, которые сознательно и систематически не выполняют требования программы повышения квалификации. В качестве первой такой меры можно предложить разумный срок для исправления ситуации. Причем необходимо строго соблюдать принцип соответствия между серьезностью нарушения (отказ от соблюдения требований или неоправданные проволочки) и степенью наказания.

А.Д.Шеремет

Д. э. н.,

заслуженный профессор

МГУ им. М.В. Ломоносова

Подписано в печать

16.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...В марте 2005 г. умерла родная сестра моей бабушки. По завещанию она оставила мне в наследство квартиру. Заявление о принятии наследства я подала в нотариальную контору в мае 2005 г. Однако до сих свидетельство о праве на наследство я не получила. Скорее всего это произойдет в феврале 2006 г. По каким правилам в таком случае я должна буду заплатить налог с наследства? ("Учет. Налоги. Право", 2006, N 2) >
Статья: Операции, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества ("Аудиторские ведомости", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.