Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Правила реализации алкоголя меняются ("Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 1)



"Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 1

ПРАВИЛА РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЯ МЕНЯЮТСЯ

В условиях рыночной экономики начала 90-х годов в целях устранения имевшихся недостатков в области производства и оборота алкогольной продукции был издан Указ Президента РФ от 11.06.1993 N 918 "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции". В дальнейшем Указ заменил Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Закон N 171-ФЗ определил приоритеты деятельности органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов на алкогольном рынке - это защита экономических интересов страны, обеспечение нужд потребителей в алкогольной продукции, а также повышение ее качества. Одним из основных способов государственного регулирования рынка алкогольной продукции является лицензирование.

В настоящее время Закон N 171-ФЗ действует в редакции от 21.07.2005, принятой Федеральным законом N 102-ФЗ <1>. Поправки, призванные ужесточить требования к производству и распространению спиртных напитков, принимаются уже седьмой раз. Однако последняя редакция Закона нарушает конституционные права предпринимателей.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

К серьезным изменениям ситуации в розничной торговле, несомненно, приведет то, что в п. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ фраза "индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу алкогольной продукции" исключена и заменена новой: "розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий". Именно организациям с 01.01.2006 будут выдаваться лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а с 01.07.2006 индивидуальные предприниматели будут полностью исключены из числа субъектов, обладающих правом реализации алкогольной продукции в розницу.

Согласно определению, данному в Законе N 171-ФЗ, алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция включает в себя питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водку) и вино. К алкогольной продукции не относятся пиво и натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. Следовательно, если к 01.07.2006 индивидуальный предприниматель не перерегистрируется в юридическое лицо, из всех напитков с содержанием этилового спирта торговать он сможет только напитками, не относящимися к алкогольной продукции. На практике это будет означать, что большинство небольших торговых точек станут убыточными и их придется закрыть, так как основной источник дохода для них - торговля крепким алкоголем. Так, по сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области за январь - октябрь 2005 г. было продано 248 тыс. декалитров водки и ликеро-водочных изделий, что составляет 84% от всего объема продаж алкогольной продукции <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Социально-экономическое положение Орловской области за январь - октябрь 2005 г.: Аналитический доклад. Орел, 2005. С. 35 - 36.

По данным Экспертного управления Президента РФ, с вступлением в силу новой редакции Закона N 171-ФЗ перестанут существовать 50% торговых точек, образованных индивидуальными предпринимателями. Остальные 50% продолжат работать, но в качестве юридических лиц <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> См.: http://www.izvestia.ru/economic/article2931188.

Индивидуальные предприниматели считают указанное нововведение ограничивающим свободу предпринимательской деятельности. По общему мнению предпринимателей, поправки приведут к вынужденной ликвидации большого числа мелких хозяйствующих субъектов рынка алкогольной продукции, уменьшению собираемости налоговых платежей, усилению неформальной (теневой) составляющей экономики <4>. Проблему же поставки на рынок некачественной алкогольной продукции данный Закон не решает.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См.: http://www.izvestia.ru/moscow/article1978324.

На первый взгляд, ситуация не так уж и страшна. Субъектам предпринимательства нужно только перерегистрироваться, т.е. до 01.07.2006 индивидуальные предприниматели, поставляющие или реализующие в розницу алкогольную продукцию, должны будут либо отказаться от ее продажи, либо зарегистрировать юридическое лицо для продолжения предпринимательской деятельности.

Однако прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и регистрация юридического лица потребуют немалых финансовых расходов, которые некоторым субъектам окажутся не по силам. Да и сама процедура перерегистрации достаточно сложна. Сначала необходимо пройти государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, закрыть счет в банке, снять с учета кассовую технику и т.п. Затем предстоит новая регистрация в качестве юридического лица, постановка на налоговый учет и учет в государственных внебюджетных фондах, открытие расчетного счета в банке, изготовление печати, покупка новой контрольно-кассовой техники и ее регистрация, переоформление санитарно-эпидемиологического заключения, договора аренды, договора с вневедомственной охраной, получение лицензии и др.

Тем не менее перерегистрация - не самое страшное для предпринимателей. Новая редакция Закона N 171-ФЗ предусматривает дополнительные лицензионные требования по размеру уставного капитала к организациям - соискателям лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией. Конкретный размер уставного капитала должен быть определен в каждом субъекте Федерации по его усмотрению, но не более 1 млн руб.

Вполне вероятно, что во многих субъектах Федерации размеры уставного капитала будут установлены на этом максимальном уровне. При этом для субъектов малого предпринимательства, внесенных в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы, размер оплаченного уставного капитала будет составлять не менее 300 тыс. руб.

Явно завышенная величина уставного капитала - результат устремлений крупных хозяйствующих структур, оказывающих влияние на государственную политику в рассматриваемой области. Это еще раз подтверждает, что на самом деле Закон N 102-ФЗ направлен не на упорядочение оборота алкогольной продукции, а на исключение малого бизнеса из этой сферы предпринимательской деятельности.

Коснемся вновь вопроса перерегистрации индивидуальных предпринимателей. Государство, конечно, получит от этого дополнительные доходы, но надо учитывать, что индивидуальные предприниматели продают алкогольной продукции больше, чем крупные и средние организации. Например, в Орловской области за январь - октябрь 2005 г. индивидуальные предприниматели продали алкоголя на сумму 1180,7 млн руб., что на 16% больше, чем организации <5>. В связи с тем что с лета 2006 г. индивидуальные предприниматели не смогут торговать алкогольной продукцией, денежные поступления от реализации алкоголя значительно уменьшатся. Ввиду того что не все индивидуальные предприниматели приобретут статус юридического лица, лишь часть денег перейдет в большой и средний бизнес.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Социально-экономическое положение Орловской области за январь - октябрь 2005 г.: Аналитический доклад. Орел, 2005. С. 44.

Потери в бюджете будут и потому, что данный Закон не только не защитит рынок от некачественного алкоголя, но приведет к его подпольной продаже и увеличению количества поддельной продукции. Последний фактор негативно отразится на жизни и здоровье граждан.

Известно, что во многих регионах (Орловская, Курская, Калужская, Брянская и ряд других областей) наблюдается рост смертности от случайных отравлений алкоголем. Особенно тяжелое положение складывается в сельской местности, где (в отличие от городов) алкоголь можно купить лишь в мелких торговых точках, которыми владеют индивидуальные предприниматели. Поскольку не все из них смогут перерегистрироваться в юридические лица, неизбежно возрастет не только самогоноварение, но и подпольная торговля. Поэтому наряду с внесением в Закон N 171-ФЗ необходимых поправок следовало бы ужесточить борьбу с незаконным оборотом алкоголя.

Вопрос, который также нельзя не затронуть, - это проблема действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выданных индивидуальным предпринимателям до вступления в силу Федерального закона N 102-ФЗ.

Срок действия абсолютного большинства таких лицензий к 01.07.2006 не истечет, так как они предоставляются, как правило, на продолжительный срок - до трех лет <6>. Однако индивидуальные предприниматели не смогут осуществлять розничную продажу алкоголя, так как такая деятельность разрешается только организациям, а это означает, что действие ранее выданных лицензий прекратится. Таким образом, индивидуальным предпринимателям, которые все-таки решат перерегистрироваться в юридические лица, придется получать новые лицензии и нести непредвиденные расходы.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> С 01.01.2006 лицензии будут выдаваться на срок до 5 лет.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 102-ФЗ организации, имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и до 01.07.2006 оформить новые лицензии (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции).

По смыслу данного положения юридическим лицам, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, не придется получать новые лицензии. Однако лицензирующие органы считают, что до 01.07.2006 новые лицензии должны оформить все хозяйствующие субъекты, причиной чему стали неясные и недоработанные положения нового Закона.

Полагаем, что новая редакция Федерального закона N 171-ФЗ плохо согласуется с антимонопольным законодательством, нарушает право граждан на свободу предпринимательской деятельности, порождает дисбаланс и неравенство условий ее ведения.

Контроль над производством и оборотом алкогольной продукции может и должен осуществляться иными методами, чем сокращение круга субъектов, допускаемых к сфере розничной продажи алкоголя.

Главную цель законодательного регулирования оборота алкогольной продукции хотелось бы видеть не в монополизации торговли, а в борьбе с теми, кто нелегально производит и реализует огромное количество фальсификата. Остается надеяться, что субъекты Федерации сумеют разумно конкретизировать положения Закона, в том числе при установлении размеров уставного капитала.

М.А.Михайлова

Помощник юриста

юридического агентства "Грифъ-Т"

г. Орел

Подписано в печать

13.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Необходимость уплаты НДС членами простого товарищества ("Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 1) >
Вопрос: Обязана ли некоммерческая организация, у которой не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представлять в налоговые органы по итогам отчетного периода налоговую декларацию по налогу на прибыль? ("Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.