Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Взыскание сумм недоимок, пеней и штрафов ("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006 N 1)



"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

ВЗЫСКАНИЕ СУММ НЕДОИМОК, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ

С 1 января 2006 г. вступили в силу поправки, которые внесены Федеральным законом N 137-ФЗ <1> (далее - Закон N 137-ФЗ) в часть первую НК РФ и в Федеральный закон N 167-ФЗ <2> (далее - Закон N 167-ФЗ).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров".

<2> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Цель принятия этих поправок заключается в том, чтобы освободить арбитражные суды от рассмотрения дел по взысканию небольших сумм штрафов, а также недоимок по страховым взносам в Пенсионный фонд и пеней, тем более что налогоплательщики довольно часто их не оспаривают.

Если налогоплательщик не согласен с решением о взыскании недоимки, пеней или штрафов, то он может обжаловать решение налоговых или территориальных органов Пенсионного фонда, обратившись в вышестоящий орган или в арбитражный суд. В этом случае взыскание не будет произведено до тех пор, пока суд не примет окончательное решение.

Изменения и дополнения, внесенные в часть первую НК РФ, меняют порядок взыскания недоимок по налогам и сборам, пеней, а также устанавливают внесудебный порядок взыскания налоговых санкций по налогам и сборам с индивидуальных предпринимателей.

Взыскание недоимок и пеней по налогам и сборам

Если индивидуальный предприниматель не перечислил в бюджет сумму налога или сбора в установленный срок, то у него возникает недоимка по этому налогу или сбору. На сумму недоимки налоговые органы начисляют пени.

Пени - это денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пеней равна 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

Обратите внимание: с 26.12.2005 ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ, составляет 12% (Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 N 1643-У).

До внесения изменений взыскание неуплаченных налогов, сборов и пеней с индивидуальных предпринимателей осуществлялось только в судебном порядке. Для этого налоговики должны были обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании налога, сбора или пеней за счет имущества бизнесмена, в том числе за счет денежных средств на счетах в банке и его наличных денежных средств. Такой порядок был установлен ст. 48 НК РФ.

Начиная с 1 января 2006 г. положения ст. 48 НК РФ распространяются на физических лиц, которые не являются предпринимателями. Для взыскания с них недоимки по налогам, сборам и пеням налоговики, как и прежде, будут обращаться в суды общей юрисдикции. С индивидуальных предпринимателей недоимки по налогам, сборам и пени налоговики будут взыскивать точно так же, как и с юридических лиц, - в бесспорном порядке (п. 2 ст. 45 НК РФ).

Порядок принудительного взыскания недоимок для предпринимателей установлен ст. ст. 46 и 47 НК РФ. На основании решения налогового органа индивидуальному предпринимателю направляется требование об уплате недоимки по налогу и сбору. Если предприниматель добровольно не погасит задолженность в срок, указанный в требовании, то налоговые органы принимают решение о взыскании в бесспорном порядке недоимки по налогам и сборам и пеней. Такое решение налоговики должны принять в течение 60 дней после истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки и пеней.

Обратите внимание: если решение о взыскании принято позже, то оно считается недействительным и не подлежит исполнению.

Взыскание недоимки и пеней производится следующим образом. Работники налоговой инспекции направляют в банк, в котором открыт расчетный счет предпринимателя, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджет соответствующих сумм. Взыскать задолженность налоговики могут как с рублевого, так и с валютного счета предпринимателя. Если у предпринимателя открыт в банке только депозитный счет, то списать с него сумму задолженности налоговики могут только после окончания срока действия депозитного договора.

В случае если на счете предпринимателя не хватает денежных средств или у него вообще нет счетов в банке, взыскать пени и недоимку по налогам и сборам налоговики могут за счет имущества предпринимателя. Такое решение принимает руководитель налогового органа или его заместитель, который в течение 3 дней с момента принятия решения направляет судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании налога за счет имущества индивидуального предпринимателя. В течение 2 месяцев со дня получения указанного постановления судебный пристав-исполнитель обязан взыскать с него налоги и пени.

В каком порядке у индивидуального предпринимателя будет изыматься имущество? Сначала судебный пристав потребует наличные деньги. Если таковых у предпринимателя не окажется, то у него отбирается имущество, которое не участвует в процессе производства продукции. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, легковой автотранспорт и др. Затем будут изъяты готовая продукция, сырье и материалы, станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства.

Задолженность индивидуального предпринимателя считается погашенной с момента продажи его имущества.

Взыскание штрафов

За нарушение законодательства о налогах и сборах к налоговой ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица, которые выступают в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также прочие лица (ст. ст. 106, 107 НК РФ). Мерой ответственности за налоговое правонарушение является налоговая санкция (п. 1 ст. 114 НК РФ). Она применяется в виде штрафов (денежных взысканий), которые предусмотрены положениями гл. 16 НК РФ.

Признание виновности правонарушителя

Понятие "налоговое правонарушение" включает четыре элемента:

- субъект налогового правонарушения;

- объект налогового правонарушения;

- субъективная сторона налогового правонарушения;

- объективная сторона налогового правонарушения.

До внесения изменения в п. 6 ст. 108 НК РФ индивидуальные предприниматели считались невиновными в налоговом правонарушении, пока не выполнены два условия. Во-первых, его вина должна быть доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом. Во-вторых, виновность указанного лица должна быть установлена судом, а решение суда о признании предпринимателя виновным должно вступить в законную силу.

Законом N 137-ФЗ второе условие - признание виновности лица в налоговом правонарушении - исключено. Следовательно, для того чтобы признать налогоплательщика (налогового агента) виновным и привлечь его к ответственности, в ряде случаев судебного решения больше не нужно. Достаточно доказать его вину во внесудебном порядке.

Согласно НК РФ доказательства считаются собранными правомерно при условии, если они получены:

- надлежащим субъектом, который правомочен производить по данному делу действия, в результате которых было получено доказательство;

- в результате осуществления действий, которые предусмотрены НК РФ (проведение налоговой проверки, получение свидетельских показаний, осмотр, экспертиза и т.д.).;

- с соблюдением правил осуществления установленных гл. 14 НК РФ действий.

Налогоплательщик или налоговый агент не должен доказывать свою невиновность в инкриминируемом ему правонарушении. Обязанность по доказыванию обстоятельств, которые свидетельствуют о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

На величину штрафных санкций могут повлиять обстоятельства, при которых было нарушено налоговое законодательство. Если налогоплательщик привлекался к налоговой ответственности в течение последних 12 месяцев, то это обстоятельство отягощает его ответственность (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа, установленный гл. 16 НК РФ, увеличивается на 100%.

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа уменьшается в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). В качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, может рассматриваться ситуация, когда налоговое правонарушение произошло вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств, под влиянием угрозы или принуждения, в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. 1 ст. 112 НК РФ).

После внесения изменений в ст. 112 НК РФ отягчающие и смягчающие обстоятельства могут устанавливать не только суды, но и налоговый орган, который рассматривает дело о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности. Указанные обстоятельства будут учитываться как судебными, так и налоговыми органами при определении величины штрафных санкций.

Добровольная уплата штрафа

После того как налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика (налогового агента, плательщика налога или иного лица) к ответственности за налоговое правонарушение, копия этого решения вручается нарушителю или направляется ему по почте (п. 5 ст. 101, п. 11 ст. 101.1 НК РФ).

Налоговый орган должен предложить предпринимателю или иному лицу добровольно перечислить в бюджет сумму налоговой санкции, указанную в решении (п. 1 ст. 104 НК РФ).

Если индивидуальный предприниматель не уплатит в бюджет наложенный на него штраф добровольно, то начиная с 1 января 2006 г. дальнейшие действия налоговиков будут зависеть от величины налоговой санкции.

Судебное взыскание налоговой санкции

Пунктом 7 ст. 114 НК РФ было установлено, что налоговая санкция может быть взыскана только в судебном порядке.

В результате изменений, внесенных Законом N 137-ФЗ, это правило применяется только к физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с названной категории лиц налоговики должны подавать в суды общей юрисдикции (п. 2 ст. 104 НК РФ).

Что касается индивидуальных предпринимателей, то штрафы с них в судебном порядке налоговые органы будут взыскивать только в том случае, если сумма штрафа окажется больше 5000 руб. В этом случае налоговые органы исковое заявление о взыскании налоговой санкции с нарушителя в принудительном порядке подают в арбитражный суд (п. 2 ст. 104 НК РФ).

Внесудебное взыскание штрафов

Если сумма штрафа, наложенного на индивидуального предпринимателя, не превышает установленный предел, то налоговая санкция будет взыскиваться на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. Речь в данном случае идет о штрафе, который наложен на налогоплательщика или налогового агента отдельно по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и отдельно по каждому иному нарушению налогового законодательства. Другими словами, общая сумма штрафов, которые наложены на индивидуального предпринимателя, во внимание налоговых органов не принимается. Такие изменения внесены в п. 7 ст. 114 НК РФ.

На основании решения о привлечении предпринимателя к ответственности руководитель налогового органа вправе принять другое решение - решение о взыскании налоговой санкции. Порядок взыскания налоговой санкции по решению налогового органа установлен ст. 103.1 НК РФ, которой дополнена первая часть кодекса. Однако в этой статье ничего не говорится о том, в какой срок налоговики могут принять подобное решение.

Требование об уплате штрафа

Если внимательно прочитать п. 3 ст. 103.1 НК РФ и п. 4 ст. 101 НК РФ, то можно обнаружить, что они дополняют друг друга. Законодатели подчеркивают, что налогоплательщик или иное лицо, привлеченное к налоговой ответственности, может добровольно перечислить в бюджет сумму налоговой санкции в "срок, указанный в требовании на ее уплату". В противном случае решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению (п. 3 ст. 103.1 НК РФ).

Обратите внимание: требование об уплате штрафа, указанного в решении, налоговики должны направлять только в случае привлечения к налоговой ответственности лица, которое не является налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом. Такая поправка внесена в п. 10 ст. 101.1 НК РФ.

По всей видимости, в ст. 69 НК РФ ошибочно не внесены изменения. Следовательно, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику или налоговому агенту письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок начисленную сумму налога и соответствующие пени.

В итоге выставление требования лицам, не являющимся налогоплательщиками или налоговыми агентами, не предусмотрено, равно как и требования об уплате штрафа. Действительно, это правовой пробел, который еще предстоит восполнить законодателю.

Новый порядок принудительного взыскания

налоговой санкции

Предположим, что решение о взыскании налоговой санкции вступило в законную силу и обращено к принудительному исполнению. В этом случае налоговики оформляют постановление о взыскании налоговой санкции в принудительном порядке и направляют его судебному приставу-исполнителю. Сделать это они должны в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения о взыскании налоговой санкции (п. 7 ст. 103.1 НК РФ). Копию указанного постановления направляют лицу, привлеченному к ответственности за налоговое правонарушение.

В Налоговом кодексе не говорится о том, какие данные должны быть указаны в этом Постановлении, в какой срок оно должно быть исполнено, в какой последовательности изымается имущество в счет погашения налоговой санкции, когда задолженность правонарушителя считается погашенной. Более того, получается, что налоговики не имеют права самостоятельно направить в банк, в котором открыты счета правонарушителя, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджет суммы штрафа, наложенного на него, а все хлопоты, связанные с принудительным взысканием налоговой санкции, они сразу перекладывают на плечи судебных приставов-исполнителей. Процедура принудительного исполнения решения о взыскании регулируется Федеральным законом N 119-ФЗ <3> (далее - Закон N 119-ФЗ) (п. 8 ст. 103.1 НК РФ).

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Обратите внимание: такой же порядок взыскания налоговой санкции установлен для индивидуальных предпринимателей, которые являются налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов.

В то же время в отношении лиц, которые не являются налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, одновременно будет действовать и другой порядок. Если указанные лица не уплатили штраф в срок, указанный в требовании об уплате налоговой санкции, то налоговый орган принимает решение о взыскании штрафа. Причем штраф будет взыскиваться в порядке, аналогичном тому, который установлен ст. ст. 46 - 48 НК РФ. Такое дополнение внесено в п. 10 ст. 101.1 НК РФ.

Одновременно в ст. ст. 46, 47 и 48 НК РФ внесены поправки, согласно которым положения указанных статей можно применять при взыскании штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ (п. 9 ст. 46, п. 8 ст. 47, п. 10 ст. 48 НК РФ).

Согласно ст. 46 НК РФ взыскание штрафа в принудительном порядке сначала обращается на денежные средства штрафника, которые находятся на его счетах в банках. Налоговые органы выставляют инкассовые поручения, а банки в безакцептном порядке списывают сумму штрафа со счета индивидуального предпринимателя. В случае если для погашения налоговой санкции денежных средств на счете правонарушителя не хватает, взыскание штрафа обращают на его имущество в порядке, установленном ст. 47 НК РФ. При этом руководитель налогового органа выносит соответствующее решение и в течение 3 дней направляет судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании налоговой санкции за счет имущества должника, которое выполняется в соответствии с Законом N 119-ФЗ.

В течение 2 месяцев со дня получения постановления налоговых органов судебный исполнитель должен взыскать штраф за счет имущества должника. В первую очередь изымаются наличные денежные средства. Если их недостаточно для полного погашения задолженности по налоговой санкции, то судебный пристав-исполнитель выставит на торги сначала имущество, которое не используется штрафником в производстве продукции - ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт и предметы дизайна служебных помещений, а затем готовую продукцию и покупные товары, сырье и материалы, станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства.

Таким образом, п. 7 ст. 103.1 и п. 10 ст. 101.1 НК РФ установлены различные порядки взыскания налоговой санкции в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Следовательно, налицо неустранимое противоречие положений Налогового кодекса.

Порядок обжалования решений налоговых органов

Если индивидуальный предприниматель не согласен с решением налоговых органов о взыскании налоговой санкции, он может его обжаловать:

- в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу;

- в арбитражный суд (в этом случае порядок приостановки решения определяется арбитражным процессуальным законодательством РФ).

При обжаловании решения о взыскании налоговой санкции его исполнение приостанавливается (п. 4 ст. 103.1 НК РФ). Срок обжалования, наименование вышестоящего органа и его местонахождение, а также порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган налоговики должны указывать в решении о привлечении к налоговой ответственности начиная с 1 января 2006 г. (п. 3 ст. 101 НК РФ), но только в тех решениях, которые вынесены по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом. В отношении других лиц НК РФ не обязывает налоговиков включать в решение о привлечении к ответственности такую информацию (п. 8 ст. 101.1 НК РФ).

Правонарушителям, которые решили подать жалобу на решение налоговых органов в вышестоящий налоговый орган или обратиться с иском в арбитражный суд, НК РФ вменяет в обязанность представить налоговикам копию жалобы. Подавать копию следует в тот налоговый орган, который вынес решение о взыскании налоговой санкции.

Обратите внимание: если правонарушитель, обратившись с жалобой в вышестоящий налоговый орган, получил отказ, то он может обратиться в арбитражный суд. При этом отсчитывать срок для обжалования решения о взыскании штрафа в арбитражный суд следует со дня, когда правонарушителю стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом (п. 5 ст. 103.1 НК РФ).

Взыскание недоимок, пеней и штрафов

по взносам на обязательное пенсионное страхование

Статьей 2 Закона N 137-ФЗ внесены изменения в ст. 25 Закона N 167-ФЗ. Кроме того, Закон N 167-ФЗ дополнен новой ст. 25.1, которая устанавливает порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальными органами Пенсионного фонда РФ (ТОПФР).

До 1 января 2006 г. ТОПФР могли взыскивать с плательщиков взносов недоимки по взносам, пени и штрафы только в судебном порядке (п. 2 ст. 25 Закона N 167-ФЗ). Закон о пенсионном страховании не регулирует процедуру взыскания недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов. Более того, порядок наложения штрафов за нарушения, указанные в ст. 27 Закона N 167-ФЗ, этим же Законом не предусмотрен. Получается, что ТОПФРы не уполномочены налагать штрафы на индивидуальных предпринимателей. Это прерогатива налоговиков, так как именно они осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако такой подход является неверным.

Арбитражные суды считают, что штрафовать индивидуальных предпринимателей вправе только органы ПФР, а не налоговики (Постановление ФАС СЗО от 05.04.2004 N А26-4420/03-212). Налоговые органы должны проверять, правильно ли начислены пенсионные взносы, только в отношении ЕСН, то есть закономерно ли применен налоговый вычет по ЕСН. Такого же мнения придерживаются и официальные лица, которые утверждают, что у ПФР есть право налагать штрафы за нарушение норм Закона N 167-ФЗ.

В ст. 2 данного Закона указано, что законодательство о пенсионном страховании включает в себя Федеральный закон N 165-ФЗ <4>. В пп. 4 п. 1 ст. 11 этого Закона наряду с другими обязанностями страховщикам установлена обязанность не только взыскивать со страхователей суммы недоимки по страховым взносам, начислять пени, но и налагать штрафы.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Абзацем 3 ст. 2 Закона N 167-ФЗ определено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах. Поэтому ТОПФР придерживаются порядка взыскания недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов, установленного НК РФ (п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).

Перед обращением в суд работники ТОПФР направляют страхователям требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней. На это им отводится не более 3 месяцев после наступления срока уплаты взносов (ст. 70 НК РФ). Но у ТОПФР нет сведений об уплате или неуплате страховых взносов, так как контроль за их уплатой ведут налоговики. На основании каких документов специалисты ПФР должны определить размер недоимки и рассчитать сумму пеней? Налоговые органы самостоятельно выставляли страхователям требования об уплате недоимки по страховым взносам и рассчитывали пени. По мнению ВАС РФ, такой подход не нарушал положений законодательства о страховых взносах (п. 13 Информационного письма N 79).

Однако с 1 января 2006 г. такое положение вещей изменилось. Начиная с этой даты налоговые органы обязаны информировать ТОПФР о суммах недоимки, которая возникла у плательщиков пенсионных взносов (страхователей). Причем поставить в известность ТОПФР о появлении недоимки по взносам налоговики должны в течение 2 месяцев со дня образования задолженности. Кроме того, налоговый орган обязан передать в ТОПФР документы, которые подтверждают эту задолженность. Такие изменения внесены в ст. 25 Закона N 167-ФЗ.

До 2006 г., если страхователь не погасил недоимку по страховым взносам и не уплатил пени, указанные в требовании, органы ПФР подавали исковое заявление в арбитражный суд. На этом им отводилось 6 месяцев по истечении срока, указанного в требовании об уплате недоимок и пеней (ст. 48 НК РФ). Начиная с 01.01.2006 ТОПФР предоставлено право самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать с индивидуальных предпринимателей не только сумму задолженности по взносам и пени, но и штрафы (п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ). Правда, только в том случае, если размер суммы, которая причитается к уплате, не превышает 5000 руб.

Из Закона не совсем понятно, какая сумма к уплате имеется в виду: общая сумма недоимки, пеней и штрафов или каждая сумма по ним в отдельности? Это положение нуждается в дополнительных разъяснениях. Если размер суммы, которая причитается к уплате, превышает указанный предел, то взыскивать с индивидуальных предпринимателей недоимку по взносам, пени и штрафы работники ТОПФР должны через суд.

Новый порядок взыскания недоимки

по взносам, пеней и штрафов

Если сумма, подлежащая к уплате, окажется больше установленного предела, то специалисты ТОПФР сначала попросят индивидуального предпринимателя добровольно погасить имеющуюся задолженность, а затем приступят к ее принудительному взысканию в порядке, который установлен ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ.

Итак, в течение 3 месяцев со дня поступления от налоговых органов сведений о задолженности страхователей работники ТОПФР направляют должникам требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). В требовании должны быть указаны:

- сумма задолженности, размер пеней и штрафов, которые начислены на момент оформления требования;

- срок уплаты причитающейся суммы, установленный законодательством РФ;

- срок исполнения требования;

- основания взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов,

- ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов специалисты ТОПФР передают лично индивидуальному предпринимателю под расписку. Если он уклоняется от получения такого требования, то данного требование направляют заказным почтовым отправлением. Через 6 дней после отправки заказного письма считается, что страхователь получил требование (п. 4 ст. 25.1 НК РФ).

Если должник добровольно не погасил свою задолженность в полном размере и в срок, указанный в требовании, руководитель ТОПФР или его заместитель принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 5 ст. 25.1 НК РФ). В решении работники ТОПФР должны указать:

- основания взыскания;

- размер взыскиваемой суммы;

- соответствующие статьи нормативных правовых актов, на основании которых производится взыскание;

- документы и другие сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов;

- срок, в течение которого страхователь может обжаловать решение о взыскании в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд;

- порядок обжалования в вышестоящий орган;

- наименование и местонахождение вышестоящего органа, а также другие необходимые сведения.

Унифицированные формы требования об уплате и решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов разработаны и утверждены Минфином России по согласованию с Пенсионным фондом РФ (п. п. 3, 9 ст. 25.1 НК РФ).

В течение 5 дней это решение доводится до сведения страхователя (п. 7 ст. 25.1 НК РФ). В этот же срок судебному приставу-исполнителю направляется постановление о взыскании суммы недоимки по взносам, пеней и штрафов в порядке, установленном Законом N 119-ФЗ (п. 14 ст. 25.1 НК РФ).

Страхователь, который не согласен с решением руководителя ТОПФР, может обратиться в вышестоящий орган или арбитражный суд. Одновременно с подачей жалобы страхователь обязан направить копию жалобы в ТОПФР, который вынес решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов. В этом случае исполнение решения приостанавливается.

О.А.Курбангалеева

Эксперт журнала

"ИП: бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

12.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок производства по делу об административном правонарушении ("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006 N 1) >
Вопрос: ...Индивидуальный предприниматель реализует продовольственную продукцию по поручению комитента на основании договора комиссии. Договором предусмотрено, что, кроме оплаты комиссионного вознаграждения, возмещаются понесенные расходы. Датой возникновения обязанностей по уплате НДС у комиссионера считается день оплаты товаров. Должен ли комиссионер включать сумму оплаченных расходов в налогооблагаемую базу по НДС? ("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.