Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Транспортный налог: учитываем изменения ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 2)



"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 2

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: УЧИТЫВАЕМ ИЗМЕНЕНИЯ

В новом году владельцев наземных, воздушных и водных транспортных средств ожидают изменения в порядке уплаты и представления отчетности по транспортному налогу. В первую очередь эти изменения коснутся организаций - юридических лиц. Новый порядок уплаты транспортного налога установлен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Транспортный налог является региональным. Это означает, что на федеральном уровне в НК РФ определены базовые положения, необходимые для исчисления и уплаты налога, а право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных органов власти этих субъектов. Транспортный налог подлежит уплате на той территории, где принят соответствующий региональный закон. Субъекты РФ самостоятельно определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы. Региональные власти вправе вводить авансовые платежи по налогу и освобождать от них отдельные категории налогоплательщиков. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом N 131-ФЗ, форма отчетности по данному налогу утверждается Министерством финансов РФ.

Мы, со своей стороны, хотим прокомментировать поправки, которые вступили в силу с 1 января 2006 г., и вспомнить основные моменты, связанные с исчислением и уплатой транспортного налога.

Налогоплательщики

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Напомним, что до 30 июля 2002 г. по транспортным средствам, которые при продаже были переданы на основании доверенности (без составления договора купли-продажи), плательщиками налога являлись реальные владельцы, указанные в доверенности. Номинальные собственники, то есть лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляли налоговый орган по месту своего жительства о передаче указанных транспортных средств на основании доверенности.

Объект налогообложения

Как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства... зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ). Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ. К ним, в частности, относятся весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (Письмо Минфина России от 08.07.2004 N 03-06-11/100).

В Письме Минфина России от 02.11.2005 N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.

Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозпроизводителями, содержатся в Письме Минфина России от 01.11.2005 N 03-06-04-04/42. Специалисты Минфина уточняют, что комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями - автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов <1> учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, заключенное в Женеве 20 марта 1958 г., согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В Письме Минфина России от 15.12.2004 N 03-06-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же Письмом от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Постановление Госкомстата России от 26.12.1994 N 359 "Об утверждении Общероссийского классификатора основных фондов".

Налоговая база

В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база для транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, для воздушных транспортных средств, для которых установлена тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база исчисляется как валовая вместимость в регистровых тоннах.

У других водных и воздушных транспортных средств за налоговую базу принимается единица транспортного средства.

Следует помнить, что налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговый период. Отчетный период

Поправками, внесенными Федеральным законом N 131-ФЗ в ст. 360 НК РФ, было введено понятие отчетного периода для транспортного налога. Однако, установив налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не определять отчетные периоды.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II и III кварталы. Данные поправки прояснили вопрос: когда нужно представлять отчетность в налоговую инспекцию? Ранее не все законодательные акты субъектов Федерации содержали такое понятие, как отчетный период, поэтому у плательщиков налога возникали вопросы об уточнении сроков отчетности. Теперь расчеты по транспортному налогу необходимо представлять каждый квартал, и при этом срок сдачи расчетов авансовых платежей по налогу установлен не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Налоговым периодом, как и прежде, признается календарный год.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, их категории в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя ТС, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну или единицу ТС. В ст. 361 НК РФ приведены базовые ставки транспортного налога, причем субъектам РФ разрешено увеличивать или уменьшать налоговые ставки, но не более чем в пять раз. Организациям, у которых имеются филиалы, на это следует обратить особое внимание, так как ставки налога на один вид транспортного средства в разных регионах могут значительно различаться. Кроме этого, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом срока полезного использования и в отношении каждой категории транспортных средств.

Порядок исчисления суммы налога и сумм

авансовых платежей по налогу

В соответствии со ст. 362 НК РФ организации - юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Для налогоплательщиков - физических лиц сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Федеральный закон N 131-ФЗ внес в гл. 28 НК РФ такое понятие, как авансовые платежи. Организации - юридические лица исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример 1. В 2006 г. за организацией числится автомобиль с мощностью двигателя 150 л. с.

Расчет суммы налога и авансовых платежей будет следующим:

1. Количество лошадиных сил - 150 л. с.

2. Ставка налога (в соответствии со ст. 361 НК РФ) - 8 руб.

3. Расчет суммы авансового платежа за I, II, III кварталы 2006 г. - 1/4 х 150 л. с. х 8 руб. <*>

4. Сумма ежеквартального авансового платежа (I, II, III кварталы 2006 г.) - 300 руб.

5. Расчет суммы налога - 150 л. с. х 8 руб.

6. Сумма налога - 1200 руб.

7. Сумма налога, подлежащая уплате по окончании налогового периода, - 300 руб. (1200 - 300 - 300 - 300).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Субъекты РФ могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки (как повышающие, так и понижающие) с учетом срока полезного использования объектов основных средств. В случае установления региональными законодательными актами таких ставок при расчете авансовые платежи и сумму налога следует скорректировать на соответствующий коэффициент.

В случае регистрации ТС и (или) снятия его с регистрации (учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в налоговом (отчетном) периоде исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента:

Число полных месяцев нахождения ТС

у налогоплательщика

Коэффициент = -------------------------------------.

Число календарных месяцев в налоговом

(отчетном) периоде

При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации ТС в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за полный месяц.

Пример 2. По данным на 01.01.2006 за организацией был зарегистрирован легковой автомобиль с мощностью двигателя 150 л. с. Предположим, что 10.06.2006 автомобиль был продан и снят с учета.

Налог будет рассчитан следующим образом:

1. Количество лошадиных сил - 150 л. с.

2. Ставка налога - 8 руб.

3. Количество полных месяцев - 6 мес. (январь - июнь).

4. Коэффициент - 0,5 (6 мес. / 12 мес.).

5. Расчет налога - 150 л. с. х 8 руб. х 0,5.

6. Сумма налога - 600 руб.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. По состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года ими представляются сведения обо всех изменениях в порядке регистрации ТС, произошедших за предыдущий календарный год по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Субъекты РФ при установлении налога для отдельных категорий налогоплательщиков могут предусмотреть право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога

и авансовых платежей по налогу

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (ст. 362 НК РФ). При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного для представления налоговой декларации по транспортному налогу, то есть 1 февраля года, следующего за отчетным. Они в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по налогу, если это предусмотрено законами субъектов РФ. По истечении налогового периода организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном налоговым законодательством (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Ранее, несмотря на запрет Минфина (Письма от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23 и от 31.05.2005 N 03-06-04-04/25), многие субъекты РФ при введении на своей территории транспортного налога обязывали налогоплательщиков уплачивать транспортный налог авансом и требовали пени и штрафы за несвоевременное внесение авансовых платежей. Теперь уплата авансовых платежей для организаций обязательна. Что касается ранее взысканных пени за несвоевременную уплату авансовых платежей, то организация может вернуть эти деньги, тем более что имеет на это полное право. В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ никто не обязан уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, но которые не предусмотрены или установлены в ином порядке, чем это определено Кодексом.

Для получения своих денег, причем с процентами за весь период их использования, организации на основании ст. 79 НК РФ необходимо обратиться с заявлением в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в течение месяца с того дня, когда стало известно о взыскании пени. Отсчет месячного срока можно вести с даты подписания акта сверки. В случае если месячный срок был пропущен, то возврат незаконно взысканных пени можно осуществить в судебном порядке.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений" (Приложение N 3).

Налоговая декларация

Федеральный закон N 131-ФЗ дополнил гл. 28 НК РФ новой ст. 363.1 "Налоговая декларация". Форму налоговой декларации по налогу утверждает Министерство финансов РФ. В настоящее время действует декларация по транспортному налогу, утвержденная Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724, но отчетность за 2006 г. должна представляться по новым формам, которые пока не утверждены.

Если в соответствии с региональным законодательством организация уплачивает в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, то по истечении каждого отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств она представляет налоговый расчет по авансовым платежам по налогу, форму которого также утверждает Минфин России.

Декларацию необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств в конце налогового периода. Срок представления налоговой декларации - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, то есть за I квартал - не позднее 30 апреля, за II квартал - не позднее 31 июля, за III квартал - не позднее 31 октября.

Учет транспортного налога

Отражение транспортного налога на счетах бухгалтерского учета зависит от цели использования транспортных средств. В любом случае к счету 68 "Расчеты с бюджетом" надо открыть субсчет 68 "Расчеты с бюджетом по транспортному налогу". Если транспортные средства используются в основном виде деятельности организации, то расходы по ним можно отнести на счет по учету затрат:

Дебет 20(44) Кредит 68 "Расчеты с бюджетом по транспортному налогу" - начислен транспортный налог.

Если транспортные средства используются в других видах деятельности, например для сдачи автомобиля в аренду (при условии, что сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности предприятия), то сумма начисленного налога может быть признана операционным расходом и отражена в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 91/2 Кредит 68 "Расчеты с бюджетом по транспортному налогу" - начислен транспортный налог.

Если транспорт используется в непроизводственных целях, то суммы начисленного по нему налога не могут отражаться в составе затрат, принимаемых для исчисления налога на прибыль.

При налогообложении доходов предпринимателей суммы налога могут быть учтены в составе профессиональных налоговых вычетов (таблицы 6-2 и 6-3 разд. VI Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей). Обязательным условием для отнесения суммы налога к вычетам является использование ТС в целях извлечения дохода (п. 1 ст. 221 НК РФ).

В случае применения УСНО, если в качестве объекта единого налога выбраны доходы, уменьшенные на расходы, суммы уплаченного налога включаются в расходы (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Е.Л.Джабазян

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета

и налогообложения"

Подписано в печать

12.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Новости от 12.01.2006> ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 2) >
Статья: Лизинг (Начало) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.