Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение резидентов особых экономических зон ("Налоговый вестник", 2006, N 2)



"Налоговый вестник", 2006, N 2

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет порядок создания и функционирования в Российской Федерации особых экономических зон.

Согласно Закону N 116-ФЗ особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны.

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более 20 кв. км.

Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории общей площадью не более 2 кв. км.

Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Территория особой экономической зоны не должна включать полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда, а также не допускаются:

1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

При создании особой экономической зоны Правительство РФ определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.

Согласно ст. 9 Закона N 116-ФЗ резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Законом N 116-ФЗ.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны, сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации, и представляют в эти органы копию соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Согласно ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При обложении единым социальным налогом резидентов особой экономической деятельности необходимо учитывать следующее.

Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также Федеральным законом от 06.12.2005 N 158-ФЗ "О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в ст. 241 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2006 г.

Так, ст. 241 НК РФ дополнена таблицей ставок единого социального налога для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, причем в отношении данной категории налогоплательщиков установлены ставки единого социального налога только в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года:

- до 280 000 руб. - 14,0%;

- от 280 001 руб. - 39 200 руб. + 5,6% с суммы,

до 600 000 руб. превышающей 280 000 руб.;

- свыше 600 000 руб. - 57 120 руб. + 2,0% с суммы,

превышающей 600 000 руб.

При этом согласно п. 2 ст. 243 НК РФ, определяющей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, сумма единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В соответствии со ст. 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию признаются в том числе организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам.

Закон N 167-ФЗ не содержит особенностей, касающихся освобождения резидентов особых экономических зон от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ установлены тарифы страховых взносов для страхователей, организаций и индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве работодателей [за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств], а именно:

     
   ————————————————T———————————————T————————————————————————————————¬
   |    База для   |  Для лиц 1966 |   Для лиц 1967 года рождения   |
   |   начисления  | года рождения |             и моложе           |
   |   страховых   |    и старше   |                                |
   |   взносов на  +———————————————+———————————————T————————————————+
   |     каждое    |      на       |      на       |      на        |
   |физическое лицо| финансирование| финансирование| финансирование |
   |  нарастающим  |страховой части|страховой части|  накопительной |
   |итогом с начала|трудовой пенсии|трудовой пенсии| части трудовой |
   |      года     |               |               |     пенсии     |
   L———————————————+———————————————+———————————————+—————————————————
   
До 280 000 руб. 14,0% 8,0% 6,0%

От 280 001 руб. 39 200 руб. 22 400 руб. 16 800 руб.

до 600 000 руб. + 5,5% с суммы, + 3,1% с суммы, + 2,4% с суммы,

превышающей превышающей превышающей

280 000 руб. 280 000 руб. 280 000 руб.

Свыше 56 800 руб. 32 320 руб. 24 480 руб.

600 000 руб.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Согласно п. 1 ст. 33 Закона N 167-ФЗ в течение 2005 - 2007 гг. для вышеуказанных страхователей, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе [за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств], применяются следующие ставки страховых взносов:

     
   —————————————————T———————————————————————————————————————————————¬
   |    База для    |                2005 — 2007 гг.                |
   |   начисления   +———————————————————————T———————————————————————+
   |    страховых   |   на финансирование   |   на финансирование   |
   |   взносов на   |    страховой части    |  накопительной части  |
   |     каждое     |    трудовой пенсии    |    трудовой пенсии    |
   | физическое лицо|                       |                       |
   |   нарастающим  |                       |                       |
   | итогом с начала|                       |                       |
   |      года      |                       |                       |
   L————————————————+———————————————————————+————————————————————————
   
До 280 000 руб. 10,0% 4,0%

От 280 001 руб. 28 000 руб. + 3,9% 11 200 руб. + 1,6%

до 600 000 руб. с суммы, превышающей с суммы, превышающей

280 000 руб. 280 000 руб.

Свыше 40 480 руб. 16 320 руб.

600 000 руб.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Согласно ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 НК РФ.

Следовательно, при расчете суммы единого социального налога в федеральный бюджет у налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, в случае применения ставки в интервале налоговой базы до 280 000 руб. (за исключением регрессивной) возникнет ситуация, при которой сумм единого социального налога к доначислению в федеральный бюджет не будет, так как из суммы этого налога в федеральный бюджет, исчисленной по ставке 14% (от налоговой базы по единому социальному налогу), будет исключена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленная аналогично.

Е.В.Дорошенко

Подписано в печать

10.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет основных средств, полученных индивидуальными предпринимателями по договору лизинга ("Налоговый вестник", 2006, N 2) >
Статья: О постановке на учет крупнейших налогоплательщиков ("Налоговый вестник", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.