|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налогообложение резидентов особых экономических зон ("Налоговый вестник", 2006, N 2)
"Налоговый вестник", 2006, N 2
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет порядок создания и функционирования в Российской Федерации особых экономических зон. Согласно Закону N 116-ФЗ особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: 1) промышленно-производственные особые экономические зоны; 2) технико-внедренческие особые экономические зоны. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более 20 кв. км. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории общей площадью не более 2 кв. км.
Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Территория особой экономической зоны не должна включать полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда, а также не допускаются: 1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; 2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов; 3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). При создании особой экономической зоны Правительство РФ определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории. Согласно ст. 9 Закона N 116-ФЗ резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Законом N 116-ФЗ. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны. Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны, сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации, и представляют в эти органы копию соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Согласно ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При обложении единым социальным налогом резидентов особой экономической деятельности необходимо учитывать следующее. Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также Федеральным законом от 06.12.2005 N 158-ФЗ "О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в ст. 241 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2006 г. Так, ст. 241 НК РФ дополнена таблицей ставок единого социального налога для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, причем в отношении данной категории налогоплательщиков установлены ставки единого социального налога только в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года:
- до 280 000 руб. - 14,0%; - от 280 001 руб. - 39 200 руб. + 5,6% с суммы, до 600 000 руб. превышающей 280 000 руб.; - свыше 600 000 руб. - 57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.
При этом согласно п. 2 ст. 243 НК РФ, определяющей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, сумма единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. В соответствии со ст. 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию признаются в том числе организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам. Закон N 167-ФЗ не содержит особенностей, касающихся освобождения резидентов особых экономических зон от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Подпунктом 1 п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ установлены тарифы страховых взносов для страхователей, организаций и индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве работодателей [за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств], а именно:
————————————————T———————————————T————————————————————————————————¬ | База для | Для лиц 1966 | Для лиц 1967 года рождения | | начисления | года рождения | и моложе | | страховых | и старше | | | взносов на +———————————————+———————————————T————————————————+ | каждое | на | на | на | |физическое лицо| финансирование| финансирование| финансирование | | нарастающим |страховой части|страховой части| накопительной | |итогом с начала|трудовой пенсии|трудовой пенсии| части трудовой | | года | | | пенсии | L———————————————+———————————————+———————————————+—————————————————До 280 000 руб. 14,0% 8,0% 6,0%
От 280 001 руб. 39 200 руб. 22 400 руб. 16 800 руб. до 600 000 руб. + 5,5% с суммы, + 3,1% с суммы, + 2,4% с суммы, превышающей превышающей превышающей 280 000 руб. 280 000 руб. 280 000 руб.
Свыше 56 800 руб. 32 320 руб. 24 480 руб. 600 000 руб. —————————————————————————————————————————————————————————————————— Согласно п. 1 ст. 33 Закона N 167-ФЗ в течение 2005 - 2007 гг. для вышеуказанных страхователей, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе [за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств], применяются следующие ставки страховых взносов:
—————————————————T———————————————————————————————————————————————¬ | База для | 2005 — 2007 гг. | | начисления +———————————————————————T———————————————————————+ | страховых | на финансирование | на финансирование | | взносов на | страховой части | накопительной части | | каждое | трудовой пенсии | трудовой пенсии | | физическое лицо| | | | нарастающим | | | | итогом с начала| | | | года | | | L————————————————+———————————————————————+————————————————————————До 280 000 руб. 10,0% 4,0%
От 280 001 руб. 28 000 руб. + 3,9% 11 200 руб. + 1,6% до 600 000 руб. с суммы, превышающей с суммы, превышающей 280 000 руб. 280 000 руб.
Свыше 40 480 руб. 16 320 руб. 600 000 руб. —————————————————————————————————————————————————————————————————— Согласно ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 НК РФ. Следовательно, при расчете суммы единого социального налога в федеральный бюджет у налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, в случае применения ставки в интервале налоговой базы до 280 000 руб. (за исключением регрессивной) возникнет ситуация, при которой сумм единого социального налога к доначислению в федеральный бюджет не будет, так как из суммы этого налога в федеральный бюджет, исчисленной по ставке 14% (от налоговой базы по единому социальному налогу), будет исключена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленная аналогично.
Е.В.Дорошенко Подписано в печать 10.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |