Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 2)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 2

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 02.07.2005 N 83-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ" И В СТАТЬЮ 49

ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">

В настоящее время в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения более чем о миллионе юридических лиц, которые в течение многих лет не представляют отчетность в налоговые органы, место нахождения которых неизвестно (то есть в их учредительных документах указано место нахождения, но фактически они там не находятся) и установить место нахождения которых невозможно.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано:

- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

- по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Вместе с тем порядок ликвидации, предусмотренный п. 2 ст. 61 ГК РФ, не применяется при наличии проверенных данных о прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей [см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"].

В этом случае подлежат применению положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).

Согласно ст. 227 Закона N 127-ФЗ, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства отсутствующих должников утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 N 573.

Однако признаки несостоятельности (банкротства) отсутствуют у значительной части организаций, не осуществляющих деятельность. Кроме того, согласно ст. 65 ГК РФ некоторые организации не могут быть признаны банкротами, например некоммерческие организации (за некоторыми исключениями).

Заинтересованные федеральные органы власти неоднократно обсуждали вопросы, связанные с совершенствованием процедуры ликвидации юридических лиц. Анализ действующего законодательства показал, что судебный порядок ликвидации организаций, оптимальный с точки зрения защиты интересов кредиторов, не выполняет своего предназначения в отношении недействующих юридических лиц. Соблюдение судебного порядка ликвидации при отсутствии кредиторов, в том числе в процедуре банкротства отсутствующего должника в рамках Закона N 127-ФЗ, превращается в формальность. При отсутствии недоимки ликвидация, осуществляемая в таком порядке, не защищает интересы кредиторов и приводит только к нерациональному расходованию бюджетных средств.

Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 83-ФЗ) устранен пробел, связанный с отсутствием процедуры прекращения деятельности юридических лиц.

Законом N 83-ФЗ устанавливаются критерии, при наличии которых юридическое лицо признается недействующим, и вводится процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа с соблюдением административной процедуры и под последующим судебным контролем.

Юридическое лицо признается фактически прекратившим деятельность в случаях, если в течение последних двенадцати месяцев:

1) оно не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

На основании ст. 76 НК РФ налоговый орган имеет право принять решение о приостановлении операций по счетам в банке не только для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, но и в целях принуждения налогоплательщика к исполнению обязанности по представлению налоговой декларации. Наличие в банке решения о приостановлении операций по счетам обеспечивает определенный режим функционирования счета. Статьей 134 НК РФ закреплена ответственность банка за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам;

2) оно не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

В соответствии со ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и о проведении других операций по счету.

Одним из оснований расторжения договора банковского счета по требованию банка является отсутствие операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором. Однако действующая редакция ст. 859 ГК РФ предусматривает, что в данном случае договор банковского счета может быть расторгнут только судом.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность, если оно одновременно в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности (случай 1) и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Если юридическое лицо представило в течение последних двенадцати месяцев хотя бы одну налоговую декларацию либо один расчет по авансовым платежам или провело хотя бы одну операцию по банковскому счету, положения Закона N 129-ФЗ на такое юридическое лицо не распространяются.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 26 Закона N 129-ФЗ специальным признаком недействующего юридического лица является невыполнение требований по сообщению сведений в регистрирующий орган. В Законе N 129-ФЗ специально оговорено, что для таких юридических лиц порядок исключения из ЕГРЮЛ применяется без наличия иных признаков недействующего юридического лица (презюмируется, что лицо, не представившее сведения о себе, является недействующим).

Наличие признаков недействующего юридического лица подтверждается регистрирующим органом <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> В качестве органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, определены налоговые органы [Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей"].

В этих целях регистрирующий орган использует полномочия, предоставленные НК РФ и иными федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения, месту жительства об открытии или закрытии счетов. Форма сообщения (N С-09-1) приведена в Приложении N 1 к Приказу МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255 "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах". За нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке применяется ответственность, установленная ст. 118 НК РФ в виде взыскания штрафа в 5000 руб.

Частью 2 п. 1 ст. 86 НК РФ на банк возложена обязанность в пятидневный срок сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю в налоговый орган по месту их учета. Однако ответственность в случае несвоевременного сообщения налоговому органу об открытии или закрытии счетов, в том числе за нарушение срока, установленного п. 1 ст. 86 НК РФ, упомянутой выше нормой не установлена (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2002 N 3611/01). Таким образом, банк, сообщивший об открытии или закрытии счета с нарушением пятидневного срока, к ответственности, согласно ст. 132 НК РФ, не привлекается.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

В пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ закреплено право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени. В п. 2 той же статьи НК РФ предусмотрено, что налоговые органы могут осуществлять и другие права, предусмотренные настоящим Кодексом. К числу таких прав может быть отнесено и предусмотренное п. 2 ст. 86 НК РФ право требовать от банков справки по операциям и счетам. Аналогичная норма содержится в абз. 1 п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", наделяющем налоговые органы правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Банк не вправе отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость подтверждается целями и задачами налогового контроля.

Ответственность за неисполнение данной обязанности наступает в соответствии с положениями ст. 135.1 НК РФ.

Споры банка и налогового органа по вопросу законности и обоснованности истребования соответствующих справок подлежат рассмотрению судами в установленном законом порядке (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 453-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Энергобанк" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 2 статьи 86 и пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации").

При установлении признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган должен убедиться в отсутствии сведений о недвижимом имуществе и о транспортных средствах данного юридического лица. Информация об имуществе предоставляется органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Признание за юридическим лицом статуса недействующего юридического лица влечет в качестве правового последствия возможность применения в отношении такого юридического лица процедуры исключения из ЕГРЮЛ.

Административная процедура прекращения деятельности юридического лица начинается с принятием регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Дополнение, внесенное Законом N 83-ФЗ в ст. 5 Закона N 129-ФЗ, связано с включением в государственный реестр сведений о новом способе прекращения деятельности юридического лица - об исключении из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Срок, в течение которого регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не определен.

Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ подлежит публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" в течение трех дней с момента принятия решения.

По всей видимости, речь в данном случае идет о направлении такого решения для публикации не позднее трех дней и соответствующей публикации в очередном номере журнала по графику его выхода.

Такое толкование не нарушает прав заинтересованных лиц, так как срок совершения ими действий по защите своих прав отсчитывается с момента публикации сведений.

Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не является решением о приостановлении деятельности юридического лица.

Одновременно с решением о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ публикуются сведения, предназначенные для обеспечения защиты прав и законных интересов кредиторов, учредителей, работников юридического лица и иных лиц, в том числе адрес, по которому лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут подать регистрирующему органу заявление.

Срок направления соответствующего заявления - не позднее трех месяцев со дня опубликования решения; порядок направления заявлений - письменная произвольная форма.

Содержание заявления, представляемого заинтересованными лицами, не определено. Вместе с тем исходя из системного толкования законодательных актов, регулирующих процесс прекращения деятельности юридического лица, в заявлении должны быть приведены:

либо доказательства наличия требований к юридическому лицу, что влечет переход к процедуре банкротства,

либо опровержение признаков недействующего юридического лица (например, факты представления отчетности за предшествующие двенадцать месяцев), что влечет отмену вынесенного решения о предстоящем исключении.

В этой связи следует четко разграничивать предметы регулирования Закона N 129-ФЗ и законодательства о несостоятельности (банкротстве). В противном случае налоговые органы, которые, как правило, являются кредиторами должника, будут вынуждены подавать заявление о нарушении прав и законных интересов предстоящим исключением из реестра недействующего юридического лица, что влечет переход к процедуре банкротства отсутствующего должника, предусмотренной гл. XI Закона N 127-ФЗ.

Если заявление поступило на указанный регистрирующим органом адрес до окончания последнего дня трехмесячного срока, то решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

Вопрос о переходе к судебной процедуре ликвидации будет решаться в зависимости от содержания поданного заявления. Не исключено, что по истечении последующих двенадцати месяцев в отношении этого же юридического лица может быть возобновлен административный порядок прекращения деятельности.

Содержащиеся в Законе N 129-ФЗ сроки исчисляются по правилам ГК РФ.

Если заявление не поступило в трехмесячный срок, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись об исключении недействующего юридического лица из реестра. С этого момента правоспособность юридического лица прекращается (соответствующая поправка внесена Законом N 83-ФЗ в п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Срок обжалования решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ - один год. Данный срок рассчитывается с того момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Защита нарушенных прав осуществляется путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным. Спор будет рассматриваться по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Закон N 83-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" от 06.07.2005 N 144.

Однако действие Закона N 83-ФЗ распространено и на ранее возникшие правоотношения. Иными словами, двенадцатимесячный срок мог истечь как до момента вступления в силу Закона N 83-ФЗ, так и в течение года после его вступления в силу.

Соответственно, порядок исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ распространяется на ранее зарегистрированные юридические лица, в том числе зарегистрированные еще на основе Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Тем самым Закон N 83-ФЗ направлен не только на тех юридических лиц, которые не представили сведения о себе, предусмотренные п. п. "а" - "д", "л" ч. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ. Напомним, что ст. 26 Закона N 129-ФЗ срок представления сведений был установлен до 31 декабря 2002 г. <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Производство по ранее начатому делу о ликвидации недействующего юридического лица может быть прекращено при наличии предусмотренных законодательством оснований (ст. 150 АПК РФ, ст. 57 Закона N 127-ФЗ).

Таким образом, вводится постоянный механизм исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.

Решение данного вопроса должно способствовать устранению правовых пробелов, связанных с ликвидацией юридических лиц, качественно улучшить систему государственной регистрации, повысить достоверность и актуальность сведений, содержащихся в единых государственных реестрах, создать стабильность в сфере имущественных отношений.

Применительно к этой ситуации одним из показателей состояния налогового администрирования может выступать количество налогоплательщиков, не представляющих отчетность.

Будет создан определенный механизм, препятствующий возникновению организаций, создаваемых исключительно для участия в схемах по уклонению от уплаты налогов. Однако эффективность подобного механизма определяется также наличием возможностей для воспрепятствования государственной регистрации "фирм-однодневок".

По этой причине целесообразно установление на определенный срок ограничений (запретов) на создание новых хозяйственных товариществ и обществ учредителями (участниками) юридического лица, в отношении которого принято решение об исключении его из ЕГРЮЛ.

Данное ограничение будет корреспондировать с положениями п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ и позволит создать механизм, препятствующий повторной государственной регистрации "фирм-однодневок".

Практика применения законодательства о государственной регистрации выявила коллизии между Законом N 129-ФЗ, устанавливающим ограниченный перечень случаев для отказа в регистрации, и иными федеральными законами, предъявляющими специальные требования к порядку создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц и внесению изменений в их учредительные документы.

В настоящее время реализация норм соответствующих законов должным образом не обеспечена. Согласно действующему законодательству налоговые органы не вправе отказать в регистрации в случаях, прямо не указанных в Законе N 129-ФЗ. Это приводит к злоупотреблению юридическими лицами своими правами при государственной регистрации [например, не соблюдается срок для предъявления претензий, чем нарушаются права кредиторов; игнорируются требования антимонопольного законодательства; нарушается порядок совмещения должностей в органах управления организаций при отсутствии согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества и т.д.].

Учитывая вышеизложенное, перечень случаев для отказа в государственной регистрации, содержащийся в п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, должен включать:

- непредставление необходимых для государственной регистрации документов, определенных федеральными законами;

- несоблюдение сроков, установленных федеральными законами для создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, внесения изменений в их учредительные документы.

Читателям журнала следует принимать во внимание, что концепция Закона N 129-ФЗ предусматривает не разрешительный, а уведомительный порядок регистрации. В условиях существующей концепции регистрирующий орган должен проверять комплектность документов, но не должен проводить их юридическую экспертизу. Ответственность за достоверность представляемых сведений несут заявитель и орган (лицо), выдавший документы.

С учетом вышеизложенного дополнение перечня документов, представляемых для государственной регистрации, документами, подтверждающими размещение юридических лиц по указанному в учредительных документах адресу, повлечет необходимость осуществления постоянного контроля за нахождением организации по указанному в учредительных документах адресу, что фактически невозможно.

При этом адрес места нахождения имеет значение для осуществления связи с юридическим лицом. Требования о предъявлении в процессе государственной регистрации подтверждения адреса, указываемого в учредительных документах, содержавшиеся в ранее действовавших нормативных правовых актах о государственной регистрации, могли формально соблюдаться. Однако данная мера не решала поставленную проблему.

Другим направлением совершенствования законодательства о государственной регистрации может стать изменение порядка формирования уставного капитала хозяйственных обществ.

Минимальный размер уставного капитала хозяйственных обществ должен быть увеличен. При определении количественного размера уставного капитала надлежит использовать значение в твердой денежной сумме, а не кратное минимальному размеру оплаты труда. Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

В отношении порядка формирования уставного капитала хозяйственных обществ неденежными средствами целесообразно рассмотреть вопрос о запрете на использование в этом случае определенных видов имущества (продуктов питания, иных потребляемых вещей), а также обязательности привлечения независимого оценщика для оценки иного имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал <***>.

     
   ————————————————————————————————
   
<***> В настоящее время независимая оценка предусмотрена, например, при оплате акций неденежными средствами (см. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), при оплате доли участника общества в уставном капитале общества неденежным вкладом, составляющим более двухсот минимальных размеров оплаты труда (см. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

В этой связи при государственной регистрации юридического лица должен представляться документ, подтверждающий надлежащее формирование уставного капитала (заключение об оценке).

Принятие вышеуказанных изменений будет способствовать защите публичных и частных интересов юридических и физических лиц от злоупотреблений со стороны недобросовестных участников гражданского оборота.

С.В.Разгулин

Государственный советник

налоговой службы

Российской Федерации I ранга

Подписано в печать

10.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 2) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 02.07.2005 N 82-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.