Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 2)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 2

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 21.07.2005 N 94-ФЗ

"О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ

РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД">

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), который имеет целью четкое и детальное урегулирование отношений в сфере размещения государственных (муниципальных) заказов.

1. Участие государства в хозяйственном обороте

через систему государственных закупок

Как известно, значительная доля расходов бюджетов различных уровней направляется на закупку продукции (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, и государство стремится эффективно расходовать выделенные на эти цели денежные средства, в том числе посредством рационального размещения государственного (муниципального) заказа.

Процесс закупок для государственных (муниципальных) нужд состоит в общем виде из определения потребностей, формирования с учетом данных потребностей заказов, размещения заказов, установления договорных отношений и исполнения обязательств по договорам поставки (выполнения работ, оказания услуг) для государственных (муниципальных) нужд.

Основной целью, стоящей перед государственным (муниципальным) заказчиком на этапе размещения заказа, является определение будущего поставщика (исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд. По результатам размещения заказа осуществляется заключение государственного (муниципального) контракта.

В силу п. 4 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

С экономической точки зрения государственный (муниципальный) заказ может рассматриваться как конкретизированные потребности государства (муниципального образования) в той или иной продукции (работах, услугах).

2. Формирование правовой базы в сфере размещения

государственных заказов

Формирование законодательства в сфере размещения государственных заказов началось в период перехода Российской Федерации к рыночной экономике и начало его было положено Законом РФ от 28.05.1992 N 2859-1 "О поставках продукции и товаров для государственных нужд", а также принятым в целях его реализации Постановлением Правительства РФ от 27.08.1992 N 638 "Об организации работ по реализации Закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд". Позднее был принят Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", признавший утратившим силу Закон РФ от 28.05.1992 N 2859-1.

В вышеуказанных правовых актах предусматривалась возможность на конкурсной основе проводить размещение заказов для государственных нужд.

Однако на практике, несмотря на установленную законом возможность конкурсного размещения заказов, конкурсы проводились сравнительно редко по причине отсутствия четкой регламентации и правового механизма реализации норм о проведении конкурсов на размещение государственных заказов. При этом процедура проведения конкурсных торгов не была законодательно урегулирована.

Исключение составляли те отрасли экономики, в которых была разработана своя нормативная база, регулирующая проведение торгов, к которым, в частности, относилось строительство, где отношения между государственным заказчиком и подрядчиком регулировались Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.08.1993 N 812, Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Госкомимущества России N 660-р, Госстроя России N 18-7 от 13.04.1993.

Следует отметить, что часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), утвержденная Федеральным законом от 26.01.1996 N 14-ФЗ, содержит нормы, касающиеся поставки товаров для государственных нужд (ст. ст. 525 - 538) и выполнения подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763 - 768), посвященные заключению и исполнению государственных контрактов. При этом нормы ГК РФ (ст. ст. 527, 765) предусматривают возможность размещения заказов на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд путем проведения конкурса.

Кроме того, в части первой ГК РФ, утвержденной Федеральным законом от 30.11.1994 N 51-ФЗ, приводятся нормы, касающиеся заключения договора на торгах (ст. ст. 447 - 449). Несмотря на различия в толковании данных норм, у некоторых специалистов бытует мнение о том, что они применимы к регулированию отношений в сфере размещения государственных (муниципальных) заказов. Но данные нормы являются общими, и их явно недостаточно для детального урегулирования процедуры размещения заказов.

Урегулированию отношений конкурсного и внеконкурсного размещения государственных заказов был посвящен Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (далее - Указ N 305), утвердивший Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (далее - Положение), которое содержало существенную норму об обязательности конкурсного размещения государственных заказов, а также определяло процедуры конкурсных и внеконкурсных способов размещения заказов на различных уровнях.

Федеральным законом от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее - Закон N 97-ФЗ), регулирующим проведение конкурсов при размещении заказов на поставку продукции исключительно на федеральном уровне, предусмотрено размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд посредством открытых и закрытых конкурсов. В отличие от Положения, Закон N 97-ФЗ не содержит норм о внеконкурсных способах закупок продукции (у единственного источника, запрос котировок). При этом регулирование размещения заказов осуществляется Законом N 97-ФЗ только на федеральном уровне. Таким образом, Закон N 97-ФЗ имеет более узкую сферу применения, нежели Положение.

Вместе с тем Указом N 305 предусматривалось, что утвержденное им Положение должно было действовать до вступления в силу федерального закона об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.

С принятием Закона N 97-ФЗ сформировались две точки зрения по вопросу действия Положения. Сторонники первой точки зрения считали Закон N 97-ФЗ тем нормативным актом, до вступления в силу которого действует Положение. Соответственно, с момента вступления в силу Закона N 97-ФЗ Положение не должно было применяться. Сторонники противоположной позиции считали Положение действующим, поскольку Закон N 97-ФЗ не регулировал всех отношений, связанных с размещением государственных заказов, а был посвящен исключительно порядку проведения конкурсов на федеральном уровне.

Данное противоречие существует до настоящего момента, что создает значительные трудности в применении законодательства о размещении государственных заказов. Судебная практика придерживается той позиции, что Положение подлежит применению, поскольку Закон N 97-ФЗ не регулирует простые способы размещения заказов вне торгов (запрос котировок и закупку у единственного поставщика), а также вопросы размещения заказов на закупку продукции для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (см. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2002 по делу N 51-Г02-55). Данной позиции придерживается также Минэкономразвития России (см. Письмо от 17.12.2004 N Д07-871 "О размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд").

Отдельные нормы порядка и способов размещения государственных заказов приводятся также в БК РФ и ряде других правовых актов.

Следует заметить, что на федеральном и региональном уровнях развитие нормативной базы в сфере размещения заказов пошло по пути принятия подзаконных правовых актов.

Таким образом, нормативная база, регулирующая порядок размещения государственных и муниципальных заказов на федеральном, региональном, местном уровнях, сложившаяся на сегодняшний день, содержит противоречия и неясности. При этом отсутствуют единый порядок и четко установленная на законодательном уровне система норм, детально регламентирующих порядок размещения государственных и муниципальных заказов. Все это создает препятствия для создания налаженного механизма размещения заказов.

3. Задача Закона N 94-ФЗ - урегулировать весь комплекс

отношений в области размещения государственных

и муниципальных заказов

Проект Закона N 94-ФЗ был разработан по истечении года после принятия Закона N 97-ФЗ, поскольку последний не урегулировал всех правоотношений, складывавшихся в данной сфере.

По поручению Правительства РФ Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти и с участием органов власти субъектов Российской Федерации подготовило проект нового нормативного документа, в котором попыталось обобщить положения всех действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих процесс закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Проект Закона N 94-ФЗ прошел длительную стадию согласований и доработок, по завершении которой был изменен. Было принято решение, что будущий нормативный документ должен регулировать только размещение государственных заказов, а не весь процесс государственных закупок. Таким образом, наряду с новым нормативным документом будут продолжать действовать законы, регулирующие другие этапы процесса государственных закупок: определение государственных нужд, формирование государственного заказа, а также особенности государственных закупок в тех или иных отраслях экономики. В августе 2004 г. законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством РФ и был принят 21 июля 2005 г.

Со вступлением в силу Закона N 94-ФЗ прекратил действовать Закон N 97-ФЗ, до 1 января 2006 г. регулировавший отношения, возникающие между организатором конкурса (государственным заказчиком) и участниками конкурса [поставщиками (исполнителями)] в процессе проведения конкурса на размещение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд и применявшийся в случаях проведения конкурсов на размещение таких заказов для федеральных государственных нужд.

Со вступлением в силу Закона N 94-ФЗ иные федеральные законы, принятые до 1 января 2006 г. и предусматривавшие порядок размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд, применяются в части, не противоречащей Закону N 94-ФЗ.

Основным отличием нового нормативного документа от ранее применявшихся актов является то, что Закон N 94-ФЗ решает задачу систематизации законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Он детально регламентирует процедуру их размещения как на государственном (федеральном и региональном), так и на местном уровне.

Со вступлением в силу Закона N 94-ФЗ должны быть устранены противоречия, связанные с конкуренцией правовых норм. С установлением более четкой процедуры размещения заказов уменьшаются также возможности для злоупотреблений и коррупции со стороны органов и организаций, размещающих заказы.

Целями законодателя являлись обеспечение гласности и прозрачности закупочного механизма, стимулирование добросовестной конкуренции, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, рационального расходования бюджетных и внебюджетных средств источников финансирования. Закон N 94-ФЗ разработан с учетом новых технологий, в частности электронных средств связи с использованием сети Интернет.

4. Основные нововведения, сформулированные в Законе N 94-ФЗ

4.1. Общие положения

Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд. Следует отметить, что Закон N 94-ФЗ не применяется в случаях поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг на сумму, не превышающую установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, который в настоящее время не должен превышать 60 000 руб. (см. Указание Банка России от 14.11.2001 N 1050-У). Таким образом, Закон N 94-ФЗ применяется в случае, если размер расчетов по сделке превышает 60 000 руб.

Закон N 94-ФЗ ограничивает нормативно-правовую базу, регулирующую отношения по размещению государственных и муниципальных заказов.

Законом N 97-ФЗ допускалось регулирование отношений, возникающих в связи с организацией конкурсов на размещение заказов для государственных нужд, не только федеральными законами, но также иными нормативными правовыми актами. Отсутствие единой системы регулирования привело к значительному количеству подзаконных актов, принятых на разных уровнях, и к отсутствию единой системы нормативного регулирования.

В силу положений ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. При этом нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах, связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ.

Правительство РФ уполномочено принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, только в случаях, предусмотренных законодательством о размещении заказов (Законом N 94-ФЗ, иными федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов).

Права федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, также ограничены, он вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, исключительно в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом N 94-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Следует отметить, что Закон N 94-ФЗ применяется не только к отношениям по размещению государственных заказов, но также и к отношениям, связанным с размещением муниципальных заказов. В связи с этим в Законе N 94-ФЗ дается понятие государственных и муниципальных нужд (ст. 3 данного Закона).

4.2. Размещение заказов для государственных

(муниципальных) нужд

В соответствии со ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд.

Понятие "государственный (муниципальный) контракт" дано в ст. 72 БК РФ, согласно которой государственным или муниципальным контрактом является договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

При этом в качестве обязательного условия государственного и муниципального контракта БК РФ предусматривает условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

В ст. 9 Закона N 94-ФЗ также дается определение государственного и муниципального контракта как договора, заключенного заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В государственный контракт и в муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Определение государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд дается в ст. ст. 526, 766 ГК РФ. При этом государственный контракт на выполнение подрядных работ должен содержать условия об объеме, стоимости подлежащей выполнению работы, о сроках ее начала и окончания, о размере и порядке финансирования и оплаты работ, о способах обеспечения обязательств сторон.

В соответствии со ст. 18 Закона N 94-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, ведут такие реестры с целью систематизации информации обо всех заключенных контрактах.

Сведения, касающиеся размещения заказов и заключения контрактов и составляющие государственную тайну, включаются в отдельный реестр контрактов.

Законом N 94-ФЗ определен круг лиц, которые могут выступать государственными и муниципальными заказчиками:

1) органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

2) уполномоченные вышеуказанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) за счет бюджетных средств. В силу ст. 162 БК РФ получателем бюджетных средств являются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Следует отметить, что право подписания государственного или муниципального контракта на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд принадлежит исключительно государственным и муниципальным заказчикам. Иные лица не имеют права подписывать такие контракты ни от своего имени, ни от имени заказчиков.

Согласно ст. 4 Закона N 94-ФЗ органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, имеют право осуществлять указанные функции, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов.

От имени государственного (муниципального) заказчика или уполномоченного органа при размещении заказов может выступать специализированная организация, привлекаемая на договорной основе для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. В обязанности такой организации включаются:

- разработка конкурсной документации, документации об аукционе;

- опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона;

- направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе;

- иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов.

Вместе с тем на специализированную организацию могут быть возложены только технические функции. Создание комиссии по размещению заказа, определение начальной цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком или уполномоченным органом.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 94-ФЗ в качестве гарантии защиты от незаконных действий со стороны специализированных организаций Закон предусматривает солидарную ответственность заказчика и уполномоченного органа за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком, уполномоченным органом и связанных с размещением заказа.

Нововведением Закона N 94-ФЗ является снятие ограничений для участников размещения государственных (муниципальных) заказов - лиц, претендующих на заключение государственного или муниципального контракта. Если в соответствии с Законом N 97-ФЗ к участию в конкурсе на получение государственного заказа допускались иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) только в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствовало или было экономически нецелесообразно (ст. 6 Закона N 97-ФЗ), Закон N 94-ФЗ не содержит таких ограничений. В силу ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 13 Закона N 94-ФЗ для участия в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд допускаются товары, работы, услуги, происходящие из иностранных государств, на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами. Данный режим применяется к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, если аналогичный режим установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.

Если иностранное государство или группа иностранных государств не установили такой режим, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, определяет условия их допуска для целей размещения заказов.

Запреты и ограничения могут устанавливаться Правительством РФ только в отношении иностранных товаров, работ, услуг, оказываемых иностранными исполнителями, необходимых для нужд обороны страны и безопасности государства.

В целях поддержки малого предпринимательства предусмотрена обязанность государственных заказчиков размещать 15% всех заказов (за исключением оборонных) у субъектов малого предпринимательства. Заказы подлежат размещению путем проведения торгов, на которые допускаются только субъекты малого предпринимательства. Перечень товаров, работ и услуг, заказы на которые размещаются среди малых предпринимателей, устанавливается Правительством РФ (ст. 15 Закона N 94-ФЗ).

Законом N 94-ФЗ установлены единые требования к участникам размещения заказов. Следует отметить, что Закон N 97-ФЗ предусматривал право организатора конкурса определять дополнительные требования к участникам при проведении каждого конкурса. В Законе N 94-ФЗ такое право отсутствует.

В соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ к участникам размещения заказа предъявляются следующие обязательные требования:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом торгов. Данная норма предусматривает соответствие именно требованиям, установленным законодательством. Государственный (муниципальный) заказчик, уполномоченный орган или иные органы, специализированная организация не имеют права устанавливать какие-либо ограничения для участия в торгах;

2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица или непроведение в отношении участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя процедуры банкротства;

3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Большое значение для участников размещения заказа имеет, по нашему мнению, правило о том, что участник считается соответствующим установленному требованию, если он обжалует наличие вышеуказанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и если решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

Заказчику или уполномоченному органу предоставлено право установить также следующие требования к участникам размещения заказа:

1) обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного или муниципального контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

2) отсутствие в предусмотренном Законом N 94-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

Помимо вышеизложенных ограничений, к участникам торгов не могут предъявляться иные требования.

Исключением из данного правила является возможность установления дополнительных требований к участникам Правительством РФ при размещении заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства. Такие требования могут касаться только наличия производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом заказа.

Гарантией прав участников торгов является также то, что заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям, в отличие от норм Закона N 97-ФЗ, предусматривающих право конкурсной комиссии требовать подтверждения соответствия требованиям к участникам открытого конкурса.

Проверка соответствия участников торгов требованиям, указанным заказчиком, осуществляется уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией самостоятельно. При этом ч. 3 ст. 12 Закона N 94-ФЗ заказчику и уполномоченному органу предоставлено право запрашивать у соответствующих органов и организаций сведения, дающие возможность определить соответствие участника торгов предъявляемым Законом требованиям. Вышеуказанные органы и организации обязаны предоставить ответ в течение 10 дней. Если выяснятся несоответствие участника торгов требованиям или факт предоставления им недостоверной информации, такой участник может быть на любом этапе отстранен от проведения торгов.

Таким образом, предусмотренные Законом N 94-ФЗ правила призваны сделать торги доступными для широкого круга лиц, снизить вероятность злоупотреблений и дать возможность для развития конкуренции. Напомним, что Законом N 97-ФЗ было предусмотрено право организатора конкурса проводить предварительный отбор участников торгов в целях выявления поставщиков (исполнителей), которые соответствуют требованиям к участникам открытого конкурса, установленным организатором открытого конкурса. Закон N 94-ФЗ такого права не предусматривает, поскольку основной идеей этого Закона является установление для всех лиц равных прав для участия в конкурсах и аукционах.

4.3. Способы размещения государственного (муниципального)

заказа

Статья 10 Закона N 94-ФЗ предусматривает следующие способы размещения заказа:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов [способом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или на товарных биржах].

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Вместе с тем по общему правилу размещение заказа осуществляется путем проведения торгов. Без проведения торгов заказ может размещаться только в случаях, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, о которых речь пойдет ниже.

При этом, если товары (работы, услуги), на которые размещается заказ, производятся (выполняются, оказываются) не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых имеется функционирующий рынок, и если их можно сравнивать только по ценам, размещение заказов осуществляется исключительно путем проведения аукциона. Перечни таких товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ.

Нарушение вышеуказанных правил о размещении заказа является основанием для признания размещения заказа недействительным.

Законом N 94-ФЗ определено, что при проведении конкурса, аукциона или запроса котировок цен на товары создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, назначаемая заказчиком или уполномоченным органом в составе не менее пяти человек. Комиссия должна состоять из физических лиц, не заинтересованных в размещении заказа (ст. 7 Закона N 94-ФЗ).

4.3.1. Размещение заказов путем проведения конкурса

Законом N 94-ФЗ установлен новый порядок проведения конкурса, который более детально регламентирован по сравнению с этой процедурой, приведенной в Законе N 97-ФЗ. Очевидно, законодатель учел имеющийся отрицательный опыт проведения конкурсов и стремился исключить возможности злоупотреблений путем установления как можно более четких правил и гарантий для участников конкурса.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ст. 20 Закона N 94-ФЗ).

Возможно проведение конкурса двух видов: открытого или закрытого. По общему правилу проводится открытый конкурс. Закрытый конкурс может проводиться только в случае размещения заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), сведения о которых составляют государственную тайну.

Законом N 94-ФЗ предусмотрены гарантии прав участников размещения заказа. Не допускается взимание с участников платы за участие в конкурсе. Плата может взиматься только в следующих случаях:

- за предоставление конкурсной документации, если это предусмотрено Законом;

- в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе; размер такой платы не может превышать 5% начальной цены контракта и должен быть равным для всех участников размещения заказа. Обеспечение заявки на участие в конкурсе возвращается в случае незаключения контракта по итогам проведения конкурса (за исключением случаев уклонения от заключения контракта).

Заказчик, уполномоченный орган могут также установить требование обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого конкурса. В этом случае государственный или муниципальный контракт заключается только после представления участником конкурса, с которым заключается контракт, банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении о проведении открытого конкурса. Способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником конкурса самостоятельно (п. 4 ст. 29 Закона N 94-ФЗ).

Важно отметить, что в отличие от Закона N 97-ФЗ новым нормативным документом не предусмотрено проведение двухэтапного конкурса, на первом этапе которого организатор конкурса проводит переговоры с участниками. Напротив, в силу ч. 6 ст. 20 Закона N 94-ФЗ при проведении конкурса какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или конкурсной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения вышеуказанного положения конкурс может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица. Данное правило также призвано исключить злоупотребления в процессе проведения конкурса и обеспечить равенство его участников.

Процедура проведения открытого конкурса состоит из следующих этапов:

1) публикация заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией извещения о проведении конкурса в официальном печатном издании и размещение на официальном сайте в сети Интернет (не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками).

В извещении должны быть указаны сведения, перечисленные в ч. 4 ст. 21 Закона N 94-ФЗ.

Следует отметить, что на данном этапе заказчик, уполномоченный орган вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;

2) подача заявок на участие в конкурсе.

Порядок подачи заявок предусмотрен ст. 25 Закона N 94-ФЗ. Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку в указанный в извещении о проведении открытого конкурса срок по форме, установленной конкурсной документацией. Заявка может подаваться двумя способами: в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. При подаче заявки участники конкурса не должны указывать наименование (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (для физического лица). Каждый участник конкурса может подать только одну заявку на участие в одном конкурсе в отношении каждого предмета конкурса.

Сведения, которые должны содержаться в заявке, перечислены в ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ. Требования о представлении иных дополнительных сведений незаконны. Сведения, указанные в заявках, являются конфиденциальными до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе и каждая поданная в форме электронного документа заявка регистрируются заказчиком или уполномоченным органом. По требованию участника размещения заказа, подавшего конверт с заявкой на участие в конкурсе, заказчик, уполномоченный орган выдают расписку в получении конверта с заявкой с указанием даты и времени его получения.

Конкурс признается несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной заявки;

3) вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе производится конкурсной комиссией публично в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса.

При этом конкурсной комиссией ведется протокол вскрытия конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Данный протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии, заказчиком и уполномоченным органом непосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. Данный протокол в день его подписания также подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет.

Нововведением является предусмотренная ч. 9 ст. 26 Закона N 94-ФЗ обязанность заказчика, уполномоченного органа и специализированной организации осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. Аудио- и видеозапись вышеуказанной процедуры может производиться любым участником размещения заказа;

4) рассмотрение заявок на участие в конкурсе.

На данном этапе, занимающем не более 10 дней, конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым Законом N 94-ФЗ.

По результатам такого рассмотрения конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске к участию в конкурсе.

Конкурсная комиссия ведет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе. В день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии, заказчиком, уполномоченным органом. В тот же день протокол размещается на официальном сайте в сети Интернет;

5) оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе.

Данный этап является решающим в проведении конкурса, поскольку именно на этом этапе конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок участников конкурса в целях выявления лучших условий исполнения государственного (муниципального) контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок производятся в течение 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Законом N 94-ФЗ определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, к которым относятся:

- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;

- расходы на эксплуатацию товара;

- расходы на техническое обслуживание товара;

- сроки (периоды) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);

- срок предоставления гарантии качества товара (работ, услуг);

- объем предоставления гарантий качества товара (работ, услуг);

- цена контракта;

- другие критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

При проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ для определения лучших условий исполнения контракта может учитываться также квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен извещением о проведении открытого конкурса, приглашением принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документацией.

Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ, при этом предусматриваются критерии, перечисленные в Законе N 94-ФЗ. Использование иных критериев оценки не допускается.

Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, подписываемый всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Протокол размещается на официальном сайте в сети Интернет и публикуется в официальном печатном издании заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией;

6) заключение государственного или муниципального контракта по результатам проведения конкурса.

Государственный (муниципальный) контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

Так же как и Законом N 97-ФЗ, Законом N 94-ФЗ предусмотрена возможность проведения закрытого конкурса. В соответствии со ст. 30 Закона N 94-ФЗ закрытый конкурс проводится по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. Возможность проведения закрытого конкурса ограничена Законом N 94-ФЗ только случаями размещения заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, в то время как Законом N 97-ФЗ предусматривалась возможность проведения закрытых конкурсов также в случае, если технически сложные товары (работы, услуги) производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей). Законом N 94-ФЗ такая возможность не предусмотрена.

Лицам, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым Законом N 94-ФЗ, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров (выполнить работы, оказать услуги), являющиеся предметом конкурса, направляются приглашения принять участие в закрытом конкурсе.

Особенностью проведения закрытого конкурса является то, что извещение о его проведении, конкурсная документация и изменения, внесенные в конкурсную документацию, иные документы, связанные с проведением конкурса, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети Интернет; не допускается также осуществлять аудио- и видеозапись.

4.3.2. Размещение заказов путем проведения аукциона

Определение порядка проведения аукционов при размещении государственных (муниципальных) заказов является новым для российского законодательства. Ни Положение, ни Закон N 97-ФЗ не предусматривали порядка проведения аукционов.

Согласно ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Аукцион, так же как и конкурс, может быть открытым или закрытым. Закрытый аукцион, так же как и закрытый конкурс, может проводиться исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), сведения о которых составляют государственную тайну.

Законом N 94-ФЗ также предусмотрен особый способ проведения открытого аукциона - в электронной форме на сайте в сети Интернет, аукцион может проводиться в случае, если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 руб.

Для участников аукциона установлены те же гарантии, что и для участников конкурса. Так же как и при проведении конкурса, при осуществлении аукциона с его участников не допускается взимание платы за участие. Плата может взиматься в тех же случаях, что и при проведении конкурсов. Кроме того, при проведении аукциона в электронной форме требование обеспечения заявки на участие в аукционе не устанавливается.

Не допускаются также переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или аукционной комиссии с участником размещения заказа.

Процедура проведения открытого аукциона состоит из следующих этапов:

1) публикация заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией извещения о проведении аукциона в официальном печатном издании и размещение на официальном сайте в сети Интернет (не менее чем за двадцать дней до окончания подачи заявок на участие).

В извещении должны быть указаны обязательные сведения, перечисленные в ч. 3 ст. 33 Закона N 94-ФЗ.

Так же как и при проведении конкурса, заказчик, уполномоченный орган вправе отказаться на данном этапе от проведения аукциона. Отказ может быть осуществлен не позднее чем за 10 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

2) подача заявок на участие в аукционе.

Порядок подачи заявок предусмотрен ст. 35 Закона N 94-ФЗ.

Так же как и при проведении конкурса, желающие участвовать в аукционе подают заявки на участие в указанный в извещении срок по форме, установленной документацией об аукционе. Заявки подаются как в письменной, так и в электронной форме.

Сведения, которые должны содержаться в заявке, перечислены в ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ. Требования о представлении иных дополнительных сведений незаконны. Сведения, указанные в заявках, являются конфиденциальными до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Все полученные заявки регистрируются. По требованию участника размещения заказа заказчик, уполномоченный орган выдают расписку в получении заявки с указанием даты и времени ее получения.

Так же как и конкурс, аукцион признается несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной заявки;

3) рассмотрение заявок на участие в аукционе.

Конкурсная комиссия в течение пяти дней рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым Законом N 94-ФЗ.

По результатам рассмотрения аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе.

Аукционная комиссия ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе;

4) проведение аукциона.

Участники аукциона имеют право принимать участие в аукционе лично или через представителя. При этом документацией об аукционе может быть предусмотрена электронная форма участия, которую участники могут выбрать по своему желанию. Участники аукциона, выбравшие электронную форму участия, считаются присутствующими при проведении аукциона, если они к моменту начала аукциона зарегистрировались в системе, обеспечивающей электронную форму участия в аукционе.

Аукцион проводится заказчиком, уполномоченным органом в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.

В ходе проведения открытого аукциона начальная цена контракта снижается на "шаг аукциона" (5% начальной цены контракта).

Если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, заказчик, уполномоченный орган вправе снизить "шаг аукциона" на 0,5% начальной цены контракта, но не ниже 0,5% начальной цены контракта.

Определяющим критерием в аукционе является цена сделки. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

Так же как и при проведении конкурса, заказчик, уполномоченный орган производят во время проведения аукциона его аудиозапись и ведут протокол аукциона, подписываемый заказчиком или уполномоченным органом, всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения аукциона.

Гарантией гласности при проведении аукциона является право каждого участника осуществлять аудио- и видеозапись аукциона во время его проведения.

Аукцион признается несостоявшимся, если в нем участвовал только один участник или если в связи с отсутствием предложений о цене контракта, предусматривающих более низкую, нежели начальная, цену контракта, "шаг аукциона" снижен до минимального размера и после троекратного объявления предложения о начальной цене контракта не поступило ни одного предложения о цене контракта, которое предусматривало бы более низкую цену контракта.

Закон N 94-ФЗ обязывает заказчика заключить государственный (муниципальный) контракт с единственным участником аукциона по начальной цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, а единственного участника аукциона - заключить государственный (муниципальный) контракт;

5) заключение государственного или муниципального контракта по результатам аукциона.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и в документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.

Проведение закрытого аукциона осуществляется в случае размещения заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), сведения о которых составляют государственную тайну.

Закрытый аукцион проводится по правилам открытого аукциона с теми же особенностями, что и закрытый конкурс. Информация, документы, связанные с проведением такого аукциона, не публикуются в средствах массовой информации и не размещаются в сети Интернет. При проведении закрытого аукциона не допускается осуществлять аудио- и видеозапись.

Особой формой проведения открытого аукциона является проведение аукциона в электронной форме (ст. 41 Закона N 94-ФЗ).

При проведении аукциона в электронной форме документация об аукционе не разрабатывается. Доступ к участию в таком аукционе осуществляется без взимания платы. При проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается.

Несмотря на то что Закон N 94-ФЗ обязывает заказчиков обеспечить надежность программного обеспечения, используемого для проведения открытого аукциона в электронной форме, а также равный доступ к участию в аукционе, все же сложно полностью гарантировать надежность системы, а также избежать мошенничества с использованием сети Интернет. В связи с этим рассматриваемый вид аукциона, хотя и является удобным, не представляется в настоящее время абсолютно надежным. По этой причине в силу Закона N 94-ФЗ вышеуказанный аукцион может проводиться в случае, если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 руб.

4.3.3. Размещение заказов путем запроса котировок

В соответствии со ст. 42 Закона N 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах (работах, услугах) для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте в сети Интернет извещения о проведении запроса котировок. Лица, желающие заключить контракт, направляют заявки, указывая в них сведения, определенные в ст. 44 Закона N 94-ФЗ. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Такой способ размещения заказов не был предусмотрен Законом N 97-ФЗ. Порядок проведения запроса котировок содержался в Положении. Следует отметить, что Закон N 94-ФЗ намного более развернуто и четко регулирует данный способ размещения заказов.

Запрос котировок относится к способам размещения заказов без торгов и поэтому может производиться только при наличии установленных в Законе N 94-ФЗ оснований. Размещение заказа путем запроса котировок может осуществляться исключительно в отношении товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых имеется функционирующий рынок, при наличии следующих условий:

- цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 руб.;

- аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 руб., за исключением случаев, предусмотренных Законом N 94-ФЗ.

В любом случае размещение заказа рассматриваемым способом может осуществляться на сумму не более чем 250 000 руб., подлежащую уплате в течение квартала.

Установлены следующие этапы проведения запроса котировок:

1) размещение заказчиком или уполномоченным органом извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте в сети Интернет.

Размещение заказчиком или уполномоченным органом извещения о проведении запроса котировок производится не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок.

В извещении указываются сведения, перечисленные в ст. 43 Закона N 94-ФЗ. Извещение должно быть доступно для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.

Заказчик, уполномоченный орган имеют право одновременно с размещением извещения направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), предусмотренных извещением о проведении запроса котировок;

2) подача котировочных заявок.

Любой участник размещения заказа вправе подать одну котировочную заявку в письменной форме или в форме электронного документа. В отличие от заявок на участие в конкурсе и аукционе, которые могут быть изменены в определенные сроки, котировочная заявка не может быть изменена.

Так же как и при проведении конкурса и аукциона, в целях равенства участников не допускается проведение переговоров между заказчиком, уполномоченным органом или котировочной комиссией и участником размещения заказа в отношении поданной им котировочной заявки.

Если не подана ни одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок;

3) рассмотрение и оценка котировочных заявок.

Согласно ст. 57 Закона N 94-ФЗ котировочные заявки рассматриваются и оцениваются котировочной комиссией в течение дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок.

Победителем признается участник размещения заказа, заявка которого отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и который предложил наиболее низкую цену товаров (работ, услуг). Если таких участников несколько, победителем объявляется участник, подавший заявку раньше.

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, подписываемым всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом. Протокол размещается на официальном сайте в сети Интернет и в течение пяти дней со дня его подписания публикуется в официальных печатных изданиях;

4) заключение государственного или муниципального контракта.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.

Нововведением Закона N 94-ФЗ является включение в него главы, предусматривающей особенности размещения заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В случае возникновения ситуаций, связанных с чрезвычайными ситуациями или с необходимостью срочного оказания гуманитарной помощи, возникает необходимость в заключении и исполнении контрактов в возможно короткие сроки. При этом нарушение или невозможность выполнения условий контракта поставщиком (исполнителем) могут причинить серьезный ущерб государству и обществу. В связи с этим нормы рассматриваемой главы Закона N 94-ФЗ допускают некоторые особенности.

В частности, при размещении заказа уполномоченный орган проводит предварительный отбор участников, что не допускается при размещении заказов в иных обстоятельствах. Квалификация участников должна соответствовать предъявляемым требованиям. Они должны иметь возможность исполнить свои обязательства в короткий срок без предварительной оплаты. По результатам отбора составляется перечень участников, среди которых проводят запрос котировок. Указанный перечень подлежит ежегодному обновлению (ст. 48 Закона N 94-ФЗ).

4.3.4. Размещение заказа у единственного поставщика

(исполнителя, подрядчика)

Согласно ст. 55 Закона N 94-ФЗ под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Данный способ размещения заказов осуществляется без торгов, не предполагает конкуренции и выбора победителя из нескольких участников, а потому может применяться только в определенных в Законе N 94-ФЗ случаях.

Все приведенные в Законе случаи применения рассматриваемого способа размещения заказов можно подразделить на следующие группы:

1) заказы касаются тех сфер, где отсутствует или ограничена конкуренция:

- поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

- оказание услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий;

- поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;

2) заказы касаются товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) государственными органами или учреждениями:

- оказание услуг органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, а также иными организациями, которые вправе оказывать такие услуги;

- производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством РФ;

3) заказы касаются товаров (работ, услуг), необходимых для поддержания обороноспособности государства либо необходимых в чрезвычайных обстоятельствах:

- работа по поддержанию мобилизационных мощностей;

- возникновение потребности в определенных товарах (работах, услугах) вследствие действия непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно;

4) проводившиеся ранее процедуры размещения заказов не состоялись:

- представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка в соответствии с ч. 12 ст. 25, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 46, ч. 10 ст. 53 Закона N 94-ФЗ;

- только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона в соответствии с ч. 5 ст. 27, ч. 6 ст. 36 Закона N 94-ФЗ;

- участвовал только один участник аукциона в соответствии с ч. 13 ст. 37 Закона N 94-ФЗ;

- конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен в соответствии с ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 40 Закона N 94-ФЗ.

4.3.5. Размещение заказов на поставки биржевых товаров

для государственных или муниципальных нужд на товарных

биржах

Рассматриваемый способ размещения заказов является новым для российского законодательства.

Размещение заказов может осуществляться на товарных биржах в отношении биржевых товаров в случае, если сумма контракта превышает 5 000 000 руб. (ст. 56 Закона N 94-ФЗ).

Законом N 94-ФЗ детально не урегулирован порядок размещения заказов на товарных биржах. Данный порядок устанавливается Правительством РФ.

4.4. Обеспечение защиты прав и законных интересов

участников размещения заказов

Новшеством Закона N 94-ФЗ является детальная регламентация процедуры рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии.

Любой участник размещения заказов имеет право обжаловать вышеуказанные действия (бездействие) в судебном порядке. Главой 8 Закона N 94-ФЗ также предусмотрена процедура внесудебного обжалования.

Законом N 94-ФЗ определены сроки внесудебного обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии - не позднее чем через 10 дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, со дня проведения аукциона или со дня рассмотрения и оценки котировочных заявок. Согласно ст. 57 Закона N 94-ФЗ по истечении вышеуказанного срока обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Определены органы, уполномоченные рассматривать жалобы.

При размещении заказа для федеральных нужд рассмотрение жалоб производится уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, является Минэкономразвития России.

При размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации рассмотрение жалоб производится уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При размещении заказа для муниципальных нужд жалобы могут направляться в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления.

В течение одного дня после подачи жалобы орган, рассматривающий жалобу, направляет всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомления о содержании жалобы, а также сообщает о месте и времени рассмотрения жалобы.

При этом те участники размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в органы, рассматривающие жалобу, свои возражения. Они имеют также право участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Рассмотрение жалобы и возражений на нее производится в течение пяти календарных дней со дня поступления жалобы.

Органы, рассматривающие жалобу, вправе приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы. По нашему мнению, приостанавливать размещение заказа необходимо в случае, если обжалуемые действия (бездействие) могут повлечь признание размещения заказа недействительным.

Заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт до рассмотрения жалобы. Срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

Результатом рассмотрения жалобы могут являться предложение об устранении нарушений; предложение о замене члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии; выдача обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений; обращение в суд, арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным и т.д.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Ряд норм Закона N 94-ФЗ посвящен контролю за соблюдением законодательства о размещении заказов.

Контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления путем плановых и внеплановых проверок.

Внеплановые проверки осуществляются в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, а также в целях контроля за исполнением предложений или предписаний уполномоченного органа.

Нововведением Закона N 94-ФЗ является введение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с нарушением ими условий государственных или муниципальных контрактов.

Д.В.Лапшина

Юрист

ОАО "Объединенные Консультанты "ФДП"

Подписано в печать

10.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 2) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.