![]() |
| ![]() |
|
Статья: Покупка оборудования, бывшего в эксплуатации ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2006, N 1)
"Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2006, N 1
ПОКУПКА ОБОРУДОВАНИЯ, БЫВШЕГО В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Не всегда у предприятия есть возможность приобрести новое дорогостоящее или редкое оборудование. Тогда приходится покупать станки и машины, уже бывшие в употреблении. Мы поговорим о том, как учесть такую покупку в учете и каким образом начислять на нее амортизацию.
Формирование первоначальной стоимости основных средств
Рассмотрим порядок формирования первоначальной стоимости основных средств, которые были уже в эксплуатации.
В бухгалтерском учете
По общему правилу основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").
Примечание. ПБУ 6/01 "Учет основных средств" утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.
При этом п. 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н, уточняет, что такое же правило действует и в случае приобретения основных средств, бывших в эксплуатации. Таким образом, затраты на покупку отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". А после того как объект будет принят к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов, затраты списываются на счет 01 "Основные средства". Правда, в отношении объектов основных средств, подлежащих государственной регистрации (к таковым, например, относятся автомобили, здания), эту проводку делают только после регистрации. Но и здесь есть исключения. Пункт 52 методичек по основным средствам разрешает принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объекты недвижимости, которые фактически используются, а документы на них только еще переданы на государственную регистрацию. Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимости относятся объекты, которые невозможно перемещать без ущерба для них. При этом такие объекты можно учесть на отдельном субсчете, открытом к счету 01.
В налоговом учете
Для целей налогообложения первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Это же правило действует и в случае покупки бывшего в употреблении оборудования.
Примечание. Какие расходы не включаются в стоимость объекта? В налоговом учете в первоначальную стоимость основных средств не включаются: - суммовые разницы (согласно п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ они относятся к внереализационным доходам и расходам); - проценты за пользование заемными средствами (они учитываются в составе внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).
Начисление амортизации
В бухгалтерском и налоговом учете амортизация по оборудованию, бывшему в употреблении, будет начислена следующим образом.
В бухгалтерском учете
Согласно п. 59 методичек по основным средствам срок полезного использования основных средств, в том числе и бывших в употреблении, определяется исходя из: - ожидаемого срока использования в соответствии с предполагаемой производительностью или мощностью; - ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; - нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта. Таким образом, организация может уменьшить срок полезного использования основного средства на количество месяцев, в течение которых объект прослужил предыдущему владельцу.
В налоговом учете
Срок полезного использования объекта в целях налогообложения нужно установить руководствуясь Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (она утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Пунктом 12 ст. 259 Налогового кодекса РФ определено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Причем, если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый Классификацией основных средств, организация может установить свой срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Таким образом, норма амортизации по оборудованию, бывшему в употреблении, определяется путем уменьшения срока полезного использования, установленного Классификацией основных средств, на документально подтвержденное время эксплуатации оборудования предыдущим собственником. А какие документы могут подтвердить срок эксплуатации оборудования предыдущим собственником? Как разъяснено в Письме УМНС России по г. Москве от 28 ноября 2003 г. N 26-12/66552, такими документами служат акт о приеме-передаче оборудования, технический паспорт (его копия), справка о техническом состоянии, получаемая для целей самостоятельного определения налогоплательщиком срока полезного использования.
Н.В.Проклова Аудитор Подписано в печать 09.01.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |