Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учетная политика - спасательный круг для бухгалтера ("Московский бухгалтер", 2006, N 1)



"Московский бухгалтер", 2006, N 1

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА - СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Как известно, законодатели не дают компаниям скучать. С 1 января намечено столько изменений, что у бухгалтера голова идет кругом: как не растеряться и не забыть важные моменты? Мы рассмотрим наиболее интересные вопросы, связанные с написанием новой учетной политики.

Налоги и еще раз налоги...

Все организации обязаны составлять учетную политику для целей налогообложения (п. 12 ст. 167 НК). На практике бухгалтер не пишет каждый раз новое положение, а вносит поправки в прошлогоднее. Что же необходимо учесть в варианте 2006 г.?

Наиболее важный момент, про который бухгалтер не должен забыть, - это признание налоговой базы по НДС. Изменения в гл. 21 Налогового кодекса предполагают, что с 1 января 2006 г. все организации будут признавать единый метод начисления - "по отгрузке". В связи с этим в учетной политике отражать данный момент не нужно.

Статья 145 Налогового кодекса устанавливает право получать освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. Это возможно в случае, если сумма выручки от продажи за три последних месяца не превысила 2 млн руб. В предыдущей редакции была указана цифра в 1 млн. Норма устанавливает право, а не обязанность, поэтому не забудьте отразить ее в учетной политике.

На основании Закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ организации могут самостоятельно определять в учетной политике перечень прямых и косвенных расходов. Дополнение в п. 1 ст. 318 Налогового кодекса распространяется на все правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Минфин в Письме от 21 октября 2005 г. N 03-03-02/117 сообщает, что компании могут изменить учетную политику начиная с 2006 г. По правилам ст. 319 Налогового кодекса порядок распределения расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию фирма разрабатывает и утверждает в налоговой политике самостоятельно. Однако бухгалтер должен учесть, что данное положение должно быть экономически обоснованным.

Что нас ждет?

В связи с изменениями, принятыми в Налоговый кодекс, у столичных бухгалтеров возникла масса вопросов по поводу написания новой учетной политики на 2006 г. Осложнило ситуацию еще и то, что в Минфине готовят поправки к стандартам бухучета - на обсуждении более десяти проектов измененных ПБУ. Кроме этого, в Госдуме рассматривают проект закона "О консолидированной финансовой отчетности". В нем определены компании, которых новые положения коснутся в первую очередь. Прежде всего речь идет об общественно-значимых организациях (например, ОАО с высоко котирующимися акциями). Проект закона предусматривает различные сроки сдачи консолидированной финансовой отчетности: от 120 до 180 дней.

В настоящее время также работают над законопроектом "О бухгалтерской отчетности", который внесет изменения в одноименный Закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. В процессе обсуждения законопроекта чиновники высказывают мнение, что нет необходимости определять в бухучете (не в налогообложении) пользователей (учредителей, участников) критерии оценки активов и обязательств, понятийный аппарат, исполнителей. Предлагают оставить решение за самостоятельными хозяйствующими субъектами. Но, безусловно, это вопрос спорный.

Основная идея этого Закона - привести систему официального бухгалтерского учета в соответствие с изменившимися экономическими условиями. Необходимо, чтобы она давала полное представление о финансовом положении организации, раскрывала достоверную информацию о финансовых результатах ее деятельности.

Минфин с середины 2004 г. лишен права единолично разрабатывать нормативно-правовые акты, разъяснять их, осуществлять надзорную функцию. Методологический департамент бухгалтерского учета по отраслевым направлениям также отсутствует. Нет такого департамента и в других ведомствах. Пункт 1 ПБУ 1/98 определяет, что организация должна самостоятельно вырабатывать показатели, если они не определены в нормативно-правовых актах. Соответственно, в учетной политике должны быть прописаны все спорные вопросы.

Соблюдаем критерии

В ст. 11 Закона "О бухгалтерском учете" указано: все, что фирма покупает, - это фактические затраты на приобретение. Все, что изготовляет, - фактические затраты на производство. Исходя из такой оценки затрат, вы можете признавать данные показатели по начислению. Эти выводы следуют из того, что в учетной политике организация должна заявить о соответствии требованиям:

- имущественной обособленности;

- непрерывности деятельности;

- временной определенности.

Имущественная обособленность в данном случае означает, что на балансе организации не должно быть учтено имущество других организаций и собственников. Критерий признания дохода - это переход права собственности. Данный момент очень серьезный, так как последствия перехода права собственности напрямую отражаются в бухгалтерском учете. Например, при продаже или покупке основных средств этот вопрос повлияет на возможность начала амортизации. Принимая учетную политику, организация принимает параметры, в рамках которых решает свои ключевые вопросы.

Необходимо упомянуть и требование осмотрительности в ведении бухгалтерского учета. Это напрямую связано с решением создать резерв для погашения сомнительных долгов. При любой возможности непогашения дебиторской задолженности такой резерв должен быть. Этот вопрос также необходимо прописать в учетной политике.

Следить за соблюдением критерия рациональности надо в случаях, когда выручка, операционные или внереализационные доходы составляют 5 и более процентов от их общей суммы за отчетный период. Пункт 18.1 ПБУ 9/99 устанавливает правило, по которому выручку менее 5 процентов в отчете можно показать свернуто, а не прописывать полностью все операции. Какой же именно порог установить, организация должна определить в учетной политике.

Очень важно отразить вопрос о регистрах бухгалтерского учета, ведь их содержание является коммерческой тайной. Сейчас в Законе от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" сказано, что перечень секретной информации определяет компания. Как показывает практика, некоторые фирмы включают туда не только регистры, но и отчетность. В новой редакции Закона решается вопрос о соответствии норм законодательства друг другу. Возможно, останется в чистом виде сегодняшнее положение Закона "О коммерческой тайне".

Где брать формы первички?

Раньше обязательные унифицированные формы утверждал Госкомстат. Это ведомство давало разрешение на введение дополнительных реквизитов и на изменение предложенных форматов. После реформы исполнительных органов Федеральная служба государственной статистики не наделена функциями разработки и утверждения унифицированных форм. Вот уже полтора года как эта сфера остается незаполненной.

В новой редакции Закона "О бухгалтерском учете" решается вопрос, оставить унифицированные формы или нет. Также в нем определяется их статус: обязательны они будут к применению или станут носить рекомендательный характер. То есть на их основе организациям предложат разработать и утвердить свои формы первичных учетных документов. На данный момент ПБУ 1/98 обязывает руководителя утвердить первичные формы, методы их обработки и весь документооборот. Но пока фирма не должна их разрабатывать.

Останется ли в новой редакции Закона N 129-ФЗ статья, определяющая статус главбуха? Если нет, то в учетной политике должны быть отражены его полномочия в рамках организации: кто подписывает бухгалтерскую отчетность, кто занимается финансовой политикой в целом и другие подобные вопросы. Этим вы обезопасите себя от возможных неприятных последствий решений руководства.

Нужны ли в учетной политике положения МСФО?

Специалисты давно обсуждают вопрос о приближении российских ПБУ к международным стандартам. Многие организации переходят на них и прописывают эти положения в своей учетной политике. Однако это не совсем верное решение. В ПБУ 4/99 определено, что учетная политика должна соответствовать требованию достоверности. Достоверность в данном случае возможна только при соответствии учета фирмы положениям отечественных нормативно-правовых актов. Здесь встает вопрос о легитимности применения международных стандартов. Определение нормативно-правового акта следующее: это акт, который утвержден органами исполнительной власти, прошел процедуру юридической проверки в Минюсте и получил регистрационный номер. В противном случае - штамп о том, что документ не подлежит регистрации.

Таблица

Отражение в учетной политике 2006 г.

некоторых моментов по налогу на прибыль

     
   —————————————————T—————————————————————————————————T——————————————
   
Положение учетной¦ Вариант учета ¦ Основание

политики ¦ ¦

     
   —————————————————+—————————————————————————————————+——————————————
   
Дата признания ¦1. Метод начисления ¦ст. ст. 271,

доходов и ¦ ¦272 НК

расходов ¦2. Кассовый метод (для фирм, ¦ст. 273 НК

¦кроме банков, у которых выручка ¦

¦за предыдущие четыре квартала ¦

¦не превысила 1 млн руб.) ¦

     
   —————————————————+—————————————————————————————————+——————————————
   
Формирование ¦Этот порядок организация может ¦ст. 320 НК

стоимости ¦определить сама, но применять его¦

по приобретенным ¦нужно не менее 2 лет. ¦

товарам. ¦Создание резерва - решение ¦п. 2

Резерв для ¦бухгалтера. Нормы отчислений ¦ст. 324 НК

ремонтных работ, ¦определяет фирма (в рамках ¦п. 1

выплаты отпускных¦ограничений закона). Должны быть ¦ст. 321.1 НК

и вознаграждений ¦установлены предельная сумма ¦

за выслугу лет ¦отчислений и процент в резерв по ¦

¦отпускам ¦

     
   —————————————————+—————————————————————————————————+——————————————
   
Метод учета ¦1. Увеличивают первоначальную ¦п. 1.1

расходов на ¦стоимость основного средства ¦ст. 259 НК

капитальные ¦2. Включают в состав расходов ¦

вложения ¦отчетного (налогового) периода ¦

в основные ¦в размере не более 10% ¦

средства ¦первоначальной стоимости основных¦

¦средств и (или) расходов, ¦

¦понесенных в случаях достройки, ¦

¦дооборудования, модернизации, ¦

¦технического перевооружения, ¦

¦частичной ликвидации основных ¦

¦средств ¦

     
   —————————————————+—————————————————————————————————+——————————————
   

Мало того, что в российских органах юстиции международные стандарты не регистрируют, так в России даже нет их официального перевода. Поэтому при составлении индивидуальной финансовой отчетности организации должны руководствоваться национальными стандартами.

Н.Морозова

Подписано в печать

31.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Прибыльный" налог в 2006-м будет подарком ("Московский бухгалтер", 2006, N 1) >
Статья: От перемены налогов сумма изменяется ("Московский бухгалтер", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.