|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму УФНС России по г. Москве от 25.11.2005 N 28-08/87086 <О порядке представления сведений по форме N 2-НДФЛ>> ("Московский бухгалтер", 2006, N 1)
"Московский бухгалтер", 2006, N 1
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ УФНС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ ОТ 25.11.2005 N 28-08/87086 <О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ПО ФОРМЕ N 2-НДФЛ>>
Приобретая необходимые для осуществления своей деятельности сырье, материалы и товары у индивидуальных предпринимателей или прибегая к услугам частнопрактикующих лиц (адвокатов, нотариусов), организация невольно становится для этих физических лиц источником полученных доходов. Такая же ситуация складывается и при покупке у граждан имущества, которое принадлежит им на праве собственности. Нужно ли в перечисленных случаях фирме исполнять обязанности налогового агента и представлять в инспекцию сведения о выплаченных этим лицам суммах доходов? Вопрос актуальный и интересный, поскольку с подобными ситуациями может столкнуться каждая организация, а положения Налогового кодекса однозначного ответа не дают. В большинстве случаев такую неопределенность инспекторы на местах трактуют в выгодном для себя свете, что зачастую расходится с точкой зрения организаций и предпринимателей, являющихся источником дохода для физических лиц. Причем руководством к действию проверяющих, как правило, служат разъяснения работников вышестоящей налоговой службы. Однако теперь можно надеяться, что инспекторы пересмотрят свои убеждения. В комментируемом Письме работники главного налогового ведомства привели отличную от своих прежних суждений точку зрения. Данные разъяснения, несомненно, порадуют большинство организаций и предпринимателей, поскольку высказанная специалистами позиция целиком и полностью отвечает их взглядам и интересам. Кроме того, можно предположить, что их учтут и проверяющие в своей ежедневной работе. В отношении доходов, выплаченных индивидуальным предпринимателям, позиция сотрудников главного налогового ведомства не претерпела изменений. Как и прежде, специалисты указывают на определенные требования, при соблюдении которых лицо, являющееся для коммерсантов источником полученных доходов, освобождается от обязанности подавать в инспекцию справки по форме N 2-НДФЛ (Письма МНС России от 19.04.2004 N 04-3-01/217 и от 28.09.2001 N ШС-6-14/734). То есть агент может не представлять сведения о суммах выплаченных предпринимателям доходов за приобретенные у них товары или выполненные ими работы (оказанные услуги) в случае, если они предъявят документы, свидетельствующие об их регистрации в качестве предпринимателей и постановке на учет в налоговой инспекции (п. 2 ст. 230 НК РФ). По мнению специалистов, данное положение является единственным условием, соблюдение которого предоставляет агенту такую возможность. В отношении же выплат за оказанные услуги частным нотариусам, а также за приобретенное у граждан имущество разъяснения налоговых работников куда более интересны. В отличие от прежних воззрений, теперь специалисты считают, что организациям и предпринимателям, которые для этих лиц являются источником полученных доходов, сведения представлять не нужно. Свою позицию специалисты аргументируют тем, что последних законодательство обязывает рассчитывать и платить подоходный налог самостоятельно. Следовательно, организации и предприниматели, приобретающие у них товары (работы, услуги), не признаются налоговыми агентами и, значит, представлять сведения не обязаны. В заключение отметим, что приведенные специалистами главного налогового ведомства разъяснения носят частный характер. Поэтому в случае возникновения споров с проверяющими организации и предприниматели могут обжаловать необоснованные требования инспекторов в судебном порядке. Сложившаяся судебная практика показывает, что арбитры не поддерживают требования налоговых работников.
Н.Ю.Чекмарева Эксперт "НА" Подписано в печать 31.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |