|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Новые расходы при "упрощенке" в 2006 году ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1
НОВЫЕ РАСХОДЫ ПРИ "УПРОЩЕНКЕ" В 2006 ГОДУ
Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) были внесены изменения практически в каждую статью гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ. Значительно изменились и порядок учета расходов на основные средства, и закрытый перечень расходов, принимаемых для исчисления налога фирмами, выбравшими объектом налогообложения "доходы минус расходы", пункты которого были дополнены и разъяснены. В новой редакции ст. 346.17 НК РФ уточнен порядок признания доходов и расходов, появились особенности учета для некоторых групп затрат. Нововведениям в налоговом законодательстве был посвящен ряд статей в предыдущих номерах нашего журнала. Сегодня хотелось бы остановиться на тех расходах, которые названы в Налоговом кодексе впервые.
С 2006 г. список "законных" затрат дополнен 11 пунктами. Это такие виды расходов, как: - расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения (пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ); - расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (пп. 25 п. 1 ст. 346.16 НК РФ); - расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ); - расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы (пп. 27 п. 1 ст. 346.16 НК РФ); - плата за предоставление информации о зарегистрированных правах (пп. 28 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
- расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков) (пп. 29 п. 1 ст. 346.16 НК РФ); - расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности (пп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ); - судебные расходы и арбитражные сборы (пп. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ); - периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) (пп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ); - расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ); - расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ (пп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Федеральным законом N 101-ФЗ были внесены дополнения в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, и теперь "упрощенцы" могут на законных основаниях принимать в целях налогообложения расходы на бухгалтерские и юридические услуги (пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а также учитывать расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (пп. 23 п. 1. ст. 346.16 НК РФ). Теперь давайте разберемся, что представляют собой те расходы, которые можно принять при исчислении единого налога.
Расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам комиссии
С нового года согласно пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ комиссионные (агентские) вознаграждения учитываются для целей налогообложения как самостоятельный вид расходов. Позиция фискальных органов по данному вопросу неоднозначна. С одной стороны, Письмами МНС России от 09.07.2004 N 22-1-14/1184 и Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21.01.2005 N 03-03-02-05/1 принципалам, применяющим УСНО, в случае когда объектом налогообложения у них являются доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения разрешено уменьшать полученные доходы на сумму агентского вознаграждения. Такие затраты можно было отнести на уменьшение дохода при исчислении единого налога через механизм списания материальных расходов (в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам налогоплательщика относятся расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями). С другой стороны, в Письме Минфина России от 20.07.2005 N 03-11-04/2/29 говорится о том, что сумму комиссионного вознаграждения "упрощенцы"-комитенты не могут включить в расходы, так как до внесения Федеральным законом N 101-ФЗ изменений такие затраты не были предусмотрены в закрытом перечне ст. 346.16 НК РФ. То же самое относилось и к договорам поручения, и к агентским договорам. Федеральный закон N 101-ФЗ устранил неясности в этом вопросе, однако, возможно, учитывая последние разъяснения налоговики попытаются применить штрафные санкции к тем предприятиям, которые включили в состав расходов такие вознаграждения в прошлых периодах.
Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию
На основании пп. 25 п. 1 ст. 346.16 НК РФ с 1 января 2006 г. "упрощенцам" разрешено включать в состав расходов, уменьшающих доходы при расчете единого налога, расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию. Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей") и Гражданским кодексом РФ за покупателями закреплено право предъявлять требования, связанные с обнаружением выявленных в течение гарантийного срока или срока годности недостатков товара. Покупатель вправе предъявлять требования об устранении недостатков товара в срок, установленный договором. В случае если гарантийный срок договором не установлен, то в соответствии с п. 2 ст. 477 ГК РФ и п. 1 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования, связанные с устранением недостатков товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, если недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Согласно ст. 475 ГК РФ и ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" устранение выявленных в течение гарантийного срока недостатков товара производится за счет изготовителя или продавца на безвозмездной основе. Если произойдет возмещение продавцу расходов на гарантийный ремонт предприятием-изготовителем, то данные расходы являются затратами предприятия-изготовителя. В этом случае полученные денежные средства не будут доходом предприятия, но и учесть их как расходы, уменьшающие налоговую базу по единому налогу, тоже нельзя. Что касается формирования резерва на гарантийный ремонт, предусмотренного пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ, то такое право предприятиям, применяющим УСНО, не предоставлено. Хотелось бы заметить, что и раньше налогоплательщики-"упрощенцы" добивались признания права учета в целях налогообложения расходов на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию. Правда, только в суде. Так, в Постановлениях Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2004 N А60-26230/04-С8 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.04.2005 N Ф09-1247/05-АК говорится, что абзацем 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ определено, что расходы, указанные в пп. 5 п. 1 данной статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. ст. 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ. В пп. 9, 46 п. 1 ст. 264 НК РФ указано, что к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию и отчисления налогоплательщиков, осуществляемые на обеспечение предусмотренной законодательством РФ надзорной деятельности специализированных учреждений в целях осуществления контроля за соблюдением такими налогоплательщиками соответствующих требований и условий. В соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ перечень расходов, связанных с производством и реализацией, не является исчерпывающим.
Расходы на подтверждение соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров
ФАС Уральского округа Постановлением от 27.10.2004 N Ф09-4454/04-АК признал правомерным уменьшение налоговой базы на расходы по сертификации, хотя такие расходы и не были поименованы в закрытом перечне ст. 346.16 НК РФ. Судьи пришли к заключению, что спорные расходы являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности предприятия, без которых эта деятельность невозможна, и, кроме того, необходимость данных расходов была продиктована требованиями действующего законодательства. Теперь пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ разрешено учитывать в целях налогообложения расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Проверка предприятий и предпринимателей Госпожнадзором, Санэпидстанцией, другими контрольно-надзорными органами на соответствие нормам и требованиям законодательства, естественно, связана с определенными затратами хозяйствующих субъектов. Кроме этого, в настоящее время идет реформирование национальной системы стандартов и технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", вступившим в силу 1 июля 2003 г. Изменение правил приведет к дополнительным расходам при применении и исполнении требований, предъявляемых к продукции, производству, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг как на обязательной, так и добровольной основе. Сегодня многие фирмы для повышения статуса своей продукции сертифицируют ее добровольно. Подпункт 2 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержит ограничения об отнесении к прочим расходам, учитываемым для целей налогообложения, расходов по оплате работ, связанных с обязательной сертификацией продукции или услуг. Единственное, на что следует обратить внимание, на подтверждение статуса организации, проводящей сертификацию. Сертификацию, затраты по которой учитываются в целях налогообложения, могут осуществлять не только государственные органы, но и иные организации, уполномоченные на это Госстандартом России.
Расходы на проведение обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы
Следует обратить внимание на то, что расходы на оценку, упомянутые в пп. 27 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, можно будет учесть при налогообложении только в том случае, если они являются обязательными согласно закону. Порядок обязательной оценки регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). В соответствии со ст. 9 данного Закона основанием для проведения оценки является договор между оценщиком и заказчиком, определение суда, арбитражного или третейского суда, решение уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Существенные условия договора между оценщиком и заказчиком предусмотрены ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ. Спор о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, согласно ст. 13 Федерального закона N 135-ФЗ подлежит рассмотрению судом (арбитражным судом, третейским судом), который вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством. Статьей 16 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрены правила, обеспечивающие независимость оценщика. В частности, оценка не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве. Оценка объекта оценки не допускается, если в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права, установленные вне договора, или оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы. Контроль за оценочной деятельностью возложен на органы, уполномоченные Правительством РФ. Дополнительно к государственному регулированию допускается саморегулирование оценочной деятельности, осуществляемой саморегулируемыми организациями оценщиков. Установлены требования к лицензированию оценочной деятельности. Что касается оценки для целей налогообложения, она должна отвечать следующим требованиям. Во-первых, полноте учета. Оценка производится по всем объектам независимо от режима налогообложения (подлежит ли объект учета вычетам, относится ли он к льготируемым и т.д.). Это позволяет обосновать льготы, распределить налоговое бремя, вести взвешенную политику налогообложения. Во-вторых, легитимности учета и полученной информации, источников информации об объекте, его характеристиках, правовом статусе.
Плата за предоставление информации о зарегистрированных правах
Размер платы, порядок взимания и зачисления в федеральный бюджет за предоставление информации о зарегистрированных правах установлены Постановлением Правительством РФ от 14.12.2004 N 773 (ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). В соответствии с п. 2 данного Постановления размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (за исключением информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс) составляет: - для физических лиц - 100 руб.; - для юридических лиц - 300 руб. Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс составляет 600 руб.
Расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости
Дополнение закрытого перечня расходов пп. 29 п. 1 ст. 346.16 НК РФ обусловлено введением в действие нового Земельного кодекса РФ и необходимостью постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, регистрацией прав на землю и недвижимое имущество. У предприятий и организаций, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, возникают расходы по регистрации прав на землю, оплате услуг специализированных организаций по оценке земли, изготовлению документов кадастрового и технического учета, по проверке и уточнению границ, площадей и правового статуса земельных участков. Принятие данных расходов соответствует порядку, предусмотренному гл. 25 НК РФ. Согласно п. 40 ст. 264 НК РФ данные затраты носят текущий характер и могут быть учтены в целях налогообложения.
Расходы на оплату проведения экспертизы, обследований, выдачу заключений и создание иных документов, необходимых для получения лицензии
Согласно ст. 49 ГК РФ лицензия определяется как специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых утверждается законом. Право на осуществление деятельности, для занятия которой необходимо получить лицензию, возникает с момента выдачи лицензии или указанного в ней срока и прекращается по окончании срока ее действия. Перечень таких видов деятельности определен Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ (далее - Федеральный Закон N 128-ФЗ). Данный закон направлен на проведение единой государственной политики в области лицензирования, регулирования и защиты прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка и регулирует отношения, возникающие в связи с лицензированием отдельных видов деятельности. Согласно ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ для получения лицензии необходимо направить или представить в соответствующий лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии, к которому прилагаются копии учредительных документов (с представлением оригиналов, в случае если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке), копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, которые при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрены федеральными законами.
Расходы на судебные и арбитражные споры
Для того чтобы определится с перечнем расходов, которые содержатся в пп. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, необходимо обратиться к Гражданско-процессуальному кодексу (в случае рассмотрения дел в суде общей юрисдикции) и Административно-процессуальному кодексу (если дела рассматриваются в арбитражном суде). В соответствии со ст. 88 ГПК РФ и ст. 101 АПК РФ к судебным расходам и арбитражным сборам можно отнести государственную пошлину и судебные издержки. В арбитражном процессе к судебным издержкам относятся: - суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам; - расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте; - расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей); - другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле. Судебными издержками в соответствии со ст. 94 ГПК РФ являются: - суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; - расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; - расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; - расходы на оплату услуг представителей; - расходы на производство осмотра на месте; - компенсация за фактическую потерю времени, выплачиваемая по правилам ст. 99 ГПК РФ; - связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; - другие признанные судом необходимыми расходы. Разрешив принимать данные расходы при расчете единого налога, законодатели, к сожалению, не прописали соответствующий порядок принятия данного вида затрат в целях налогообложения. Можно только предположить, что судебные расходы и арбитражные сборы могут быть учтены по правилам признания расходов при упрощенной системе налогообложения, то есть после фактической оплаты (ст. 346.17 НК РФ).
Периодические платежи за пользование результатами интеллектуальной деятельности
Необходимость учета периодических (текущих) платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) в соответствии с пп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ вызвана тем, что предприятия все более активно вовлекают интеллектуальную собственность и нематериальные активы в хозяйственную деятельность. К числу основных нормативных актов, регулирующих вопросы авторских прав и интеллектуальной собственности, следует отнести: Патентный закон РФ от 23.09.1992 N 3517-1, охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", Закон от 23.09.1992 N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем", Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". Особый интерес данный вид расходов имеет для организаций, осуществляющих свою деятельность под известной торговой маркой другой фирмы (франчайзинг). В Гражданском кодексе договор франчайзинга именуется договором коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027 ГК РФ), когда одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Обязательным условием договора франчайзинга является представление пользователю (франчайзи) права на использование фирменного наименования, коммерческого обозначения правообладателя (франчайзера), охраняемую коммерческую информацию, право на использование товарного знака, знака обслуживания и т.п. По договору фрачайзинга предоставляется лишь право использовать объекты исключительных прав, принадлежащие франчайзеру, а передачи (уступки) этих прав не происходит. Перечисленные права передаются франчайзером за вознаграждение и на определенный срок. Договор франчайзинга заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в налоговом органе по месту регистрации франчайзера (или, если франчайзер - иностранное лицо - по месту регистрации франчайзи). В некоторых случаях необходима регистрация договора в Роспатенте (если в число исключительных прав предоставляются права, охраняемые в соответствии с патентным законодательством - товарный знак, патент на изобретение и т.п.). Что касается возмездного характера договора франчайзинга, ст. 1030 ГК РФ предусмотрены несколько видов вознаграждений: во-первых, это может быть фиксированный разовый паушальный платеж, и, во-вторых? это могут быть периодические платежи, отчисления от выручки, наценки на оптовую цену товаров, переданных франчайзером для перепродажи (роялти). До принятия Федерального закона N 101-ФЗ такие платежи "упрощенцы" - франчайзи выплачивали из своего кармана.
Расходы на подготовку и переподготовку кадров
В соответствии с п. 3 ст. 264 НК РФ организации могут включать в расходы суммы, потраченные ими на подготовку и переподготовку кадров, в том числе и на повышение квалификации. Правда, это возможно при соблюдении определенных условий. Во-первых, учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию и соответствующую лицензию. Об обязательном наличии лицензии у учреждения образования говорится в Письме Минфина России от 12.03.2003 N 04-02-03/29. Во-вторых, обучаться должны только штатные сотрудники, поэтому учебу лиц, работающих по договорам подряда, организации придется оплачивать за счет собственных средств. В-третьих, программа курсов должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию специалиста в организации. В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен предоставлять гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Еще один немаловажный момент, на который следует обратить внимание, - это договор на обучение, который должен заключаться непосредственно самой организацией, а не работником, изъявившим желание учиться. Только в этом случае организация вправе учесть расходы при налогообложении. Что касается формы договора, согласно п. 16 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505, примерные формы договора утверждаются федеральным органом управления образования. Для исполнения указанного пункта Приказом Минобразования России от 28.07.2003 N 3177 утверждена примерная форма договора на оказание платных услуг в сфере профессионального образования. И ни в коем случае нельзя забывать о требовании п. 1 ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности данного вида затрат. Если при проверке будет выяснено, что вновь приобретенные навыки и знания не применяются, то затраченные суммы будут исключены из расходов. Во избежание таких неприятностей желательно заранее обосновать целесообразность данного обучения или повышения квалификации. Например, можно оформить приказ, согласно которому на работника возлагаются какие-либо дополнительные обязанности. На сегодняшний день нет четких разъяснений, в какой момент организации-"упрощенцы" могут списать данные затраты. На практике учеба оплачивается или заранее, или в ее начале. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ при оплате услуг третьих лиц учет затрат в составе расходов производится в момент погашения задолженности путем перечисления денежных средств с расчетного счета, путем выплаты из кассы либо иным способом. Однако пока учеба не закончена и ее окончание не подтверждено соответствующим документом, в налоговом учете эти затраты показывать нельзя.
Расходы в виде отрицательной курсовой разницы
При работе с иностранными партнерами "упрощенцы" ведут расчеты в валюте соответствующих государств, при этом действующее законодательство содержит требование об отражении стоимости активов и обязательств в рублях (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 3 ст. 248 и п. 5 ст. 252 НК РФ). Курс рубля по отношению к иностранным валютам меняется практически ежедневно, в результате могут возникать курсовые разницы. Отрицательной курсовой разницей в целях гл. 25 НК РФ признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств. При применении кассового метода расходы учитываются на дату фактической оплаты произведенных затрат. Следовательно, величина расходов, выраженная в иностранной валюте, включается в налоговую базу в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату фактической оплаты произведенных затрат. В данном случае расходы в виде отрицательных курсовых разниц не возникают. Возникновение же курсовых разниц при "упрощенке" возможно в двух случаях: во-первых, при пересчете валюты на банковских счетах (по состоянию на отчетную дату), и, во-вторых, при купле-продаже иностранной валюты (при продаже валюты по курсу более высокому, чем установлено ЦБ РФ). В отличие от курсовых разниц суммовые разницы при расчете единого налога не нужно учитывать ни в составе доходов, ни в расходах (п. 3 ст. 346.17 НК РФ). Напомним, что суммовые разницы возникают, когда партнеры указывают цену товара в договоре в условных единицах (вид валюты и ее курс устанавливаются договором по соглашению сторон) и не относятся к валютным операциям.
Необходимо отметить, что в целом изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом N 101-ФЗ, имеют больше плюсов, чем минусов, что делает упрощенную систему налогообложения более привлекательной для налогоплательщиков.
Е.Л.Джабазян Эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения" Подписано в печать 30.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |