|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Новое в законодательстве ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Конец года традиционно является горячей порой для Президента РФ. Не стал исключением и 2005 г. В конце декабря руководителем страны был подписан ряд законов, которые непосредственно коснулись многих налогоплательщиков, в том числе и находящихся на упрощенной системе налогообложения. На некоторых из этих документов мы и остановимся в этой статье. Законы, которым нам бы хотелось уделить внимание на страницах нашего журнала, можно разбить на два блока. В первый вошли четыре закона социальной направленности, во второй - по вопросам ответственности.
Социальные законы
Президент РФ 22 декабря 2005 г. поставил свою подпись на Федеральных законах: - N 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ); - N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Федеральный закон N 179-ФЗ);
- N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях в 2006 году" (далее - Федеральный закон N 180-ФЗ); - N 181-ФЗ "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ). Федеральным законом N 178-ФЗ повышен размер единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка. С 1 января 2006 г. оно составит 8000 руб. Этот Закон подготовлен в целях реализации Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 N 1270-р), предусматривающей дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий. По действующему законодательству право на получение единовременного пособия при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. С этой же даты ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере 700 руб. (независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход). Этим мы обязаны Федеральному закону N 181-ФЗ. Необходимо отметить, что последнее повышение производилось 1 января 2002 г. С этого времени потребительские цены на товары и тарифы на услуги выросли более чем на 40%. Минимальный размер оплаты труда возрос вдвое - с 300 до 800 руб. С 1 мая 2006 г. его размер увеличится до 1100 руб. Однако с учетом ограниченных средств бюджета ФСС РФ и его реальных возможностей Федеральным законом N 181-ФЗ увеличен размер пособия на время отпуска по уходу за ребенком только до 700 руб. В дальнейшем планируется постепенно приблизить его к минимальной заработной плате. Федеральным законом N 179-ФЗ на 2006 г. для страхователей установлены страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере от 0,2 до 8,5% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по 32 классам профессионального риска. Увеличение с 22 действующих в настоящее время до 32 классов профессионального риска обусловлено тем, что введенный с 1 января 2003 г. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности содержит 1842 кода видов экономической деятельности, а используемый ранее Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) содержал 755 кодов отраслей (подотраслей) экономики. Увеличение классов профессионального риска позволит приблизить размеры страховых тарифов к адекватным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве работников. Число классов и размеры страховых тарифов в классах были рассчитаны с учетом минимального - 0,2% - и максимального размера страхового тарифа - 8,5%, установленного на 2005 г. При этом предусматривалось, что размер страхового тарифа в каждом следующем классе отличается от предыдущего на 10%. Если учесть, что размеры тарифов устанавливаются в виде чисел с одним десятичным знаком после запятой, то образуются 32 класса профессионального риска с размерами страховых тарифов по классам. Определен круг страхователей, которые страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачивают в размере 60% от установленного тарифа: - организациям любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям, независимо от источников финансирования, выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая, в соответствующих случаях, вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы; - общественным организациям инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; - организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; - учреждениям, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. В Федеральном законе N 180-ФЗ определен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в 2006 г. Пособия исчисляются из средней заработной платы застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности (с учетом непрерывного трудового стажа) или отпуска по беременности и родам, с учетом других условий, установленных законодательством об обязательном социальном страховании. Максимальный размер указанных пособий (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) повышен с 12 480 руб. до 15 000 руб. Размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренный ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица исходя из максимальной суммы 46 900 руб. В случае смерти застрахованного лица единовременная страховая выплата производится в размере 46 900 руб. Напомним, что в 2005 г. максимальная сумма этих выплат ограничивалась суммой 43 200 руб.
Законы об ответственности
Федеральный закон от 19.12.2005 N 161-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) и Федеральный закон от 26.12.2005 N 183-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 183-ФЗ) объединяют два момента. Во-первых, оба они непосредственно относятся к руководителям организаций, и, во-вторых, направлены на ужесточение их ответственности. За что? Об этом ниже. Федеральный закон N 161-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2006 г., уточняет положения о преднамеренном и фиктивном банкротствах, неправомерных действиях при банкротстве, направлен на усиление уголовной и административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве. Состав преступления "неправомерные действия при банкротстве", предусмотренный ст. 195 УК РФ, дополнен ответственностью за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, когда на него возложены функции руководителя организации-должника, и ответственностью за сокрытие информации об имущественных обязательствах должника. Объективная сторона преступления выражается в незаконном воспрепятствовании деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу либо кредитной организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица либо кредитной организации возложены соответственно на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации. Кроме того, увеличен максимальный срок лишения свободы за неправомерные действия при банкротстве с двух до трех лет в связи с тем, что данным преступлением можно нанести ущерб широкому кругу лиц, включая работников организации-должника и его кредиторов. Состав преступления "преднамеренное банкротство", предусмотренного ст. 196 УК РФ, основан на терминологии Закона РФ от 19.11.1992 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Указанный состав преступления, а также состав преступления "фиктивное банкротство" приведены в соответствие с действующим Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Увеличена ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство в части величины взимаемого штрафа. Аналогичные изменения внесены в нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), предусматривающие ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротства. При этом к сфере Уголовного кодекса РФ указанные деяния будут относиться только в случае причинения крупного ущерба, то есть в размере более 250 000 руб. Федеральный закон N 183-ФЗ направлен на увеличение размеров административных штрафов, установленных за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Соответствующие изменения были внесены в ст. ст. 8.1, 8.2, 8.3 и 8.4 КоАП РФ. Однако для нашей читательской аудитории наибольший интерес представляет введение в КоАП новой ст. 8.41 "Несвоевременное внесение или невнесение платы за загрязнение окружающей среды", после вступления которой в силу невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа: - на должностных лиц в размере от тридцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда; - на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории РФ. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: - выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; - сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; - загрязнение недр, почв; - размещение отходов производства и потребления; - загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; - иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. В Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (утв. Минприроды России N 04-15/61-638, Минфином России N 19, Госналогслужбой России N ВГ-6-02/10 03.03.1993; зарегистрировано в Минюсте России 27.05.1993 N 262) установлено, что природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года сведения по утвержденной форме. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за их превышение (лимитные и сверхлимитные) - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. По истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ фактические размеры платы за загрязнение окружающей природной среды. Ранее ответственность за несоблюдение экологических требований была установлена в ст. 8.1 КоАП РФ, которая являлась общей и применялась в случае невозможности квалификации совершенного противоправного деяния в области охраны окружающей среды и природопользования по специальной норме. По замыслу законодателя, внесение в КоАП РФ специального состава правонарушения и невнесение платы за загрязнение окружающей среды, должно повысить эффективность применяемых мер административной ответственности за совершение данного правонарушения и усилить превентивную роль закона в сфере охраны окружающей среды. Привлекать к административной ответственности в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ будут государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие государственный экологический контроль.
Ю.А.Васильев К. э. н., генеральный директор КГ "Аюдар", автор книги "Годовой отчет - 2005" Подписано в печать 30.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |