Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2006, N 1)



"Советник бухгалтера социальной сферы", 2006, N 1

О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ,

ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

21 июля 2005 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Настоящий Закон вступил в действие с 1 января 2006 г. (см. ст. 63 Закона N 94-ФЗ). Обратите внимание на то, что со дня вступления в силу Закона N 94-ФЗ признается утратившим силу Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Иные федеральные законы, принятые до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и предусматривающие порядок размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, применяются в части, не противоречащей вышеуказанному Федеральному закону (см. ст. 65 Закона N 94-ФЗ).

Закон N 94-ФЗ устанавливает новые правила и процедуры размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Указанный Закон имеет достаточно большой объем. Не претендуя на полноту, всесторонность изучения Закона N 94-ФЗ, в этой статье мы постараемся рассмотреть основные положения Закона, сориентировать читателя по статьям Закона.

Об области применения Закона N 94-ФЗ

Настоящий Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ. Данные потребности обеспечиваются в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации.

Исключение составляют те случаи, когда товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. В настоящее время Указанием Банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" в Российской Федерации установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб. (см. п. 1 Указаний).

Таким образом, Закон N 94-ФЗ применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму свыше 60 тыс. руб. Однако следует отметить, что Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 71) предусмотрено, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время - 200 тыс. руб.) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Думаем, что в ближайшее время требования данных законодательных актов будут приведены, так сказать, "к одному знаменателю". Хотя законодатель еще не принял окончательное решение, мы думаем, что можно сказать о том, что подготовлен проект федерального закона N 213639-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В случае принятия законопроекта будут внесены изменения в ст. 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой слова "2000 минимальных размеров оплаты труда" заменят словами "предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, установленного Центральным банком Российской Федерации". Таким образом будет достигнута однозначность требований положений Бюджетного кодекса и Закона N 94-ФЗ.

Особенности осуществления закупок товаров, выполнения работ,

оказания услуг для государственных нужд, потребность

в которых возникает в I квартале 2006 года

Те, кто по долгу своей службы связан с размещением заказов для государственных нужд, прекрасно знают, что это сложный и длительный процесс. В связи со вступлением в силу с 1 января 2006 г. нового Закона о госзакупках у государственных заказчиков еще в 2005 г. стали возникать вопросы относительно процедур размещения государственного заказа на товары, работы, услуги, государственные потребности в которых возникают в начале 2006 г. В связи с этим Минэкономразвития России как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, своим Письмом от 05.09.2005 N 13785-АШ/Д07 разъяснил порядок осуществления закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, потребность в которых возникает в I квартале 2006 г.

Так, вышеуказанным Письмом было разъяснено, что в случае необходимости начала оказания услуг, выполнения работ, осуществления поставок товаров для государственных нужд с 1 января 2006 г. размещение заказа на 2006 г. следовало проводить заблаговременно, то есть в 2005 г. В этом случае размещение заказа проводится в соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством, действующим до момента вступления в силу Закона N 94-ФЗ. При этом указано, что процедуры размещения заказа, начатые в 2005 г. на основе действующего законодательства, должны быть завершены по правилам в соответствии с законодательством, действовавшим на момент начала процедуры размещения заказа, то есть в соответствии с Законом N 94-ФЗ.

Начиная с 1 января 2006 г. размещение заказов для государственных и муниципальных нужд осуществляется только на основании положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

О государственных, муниципальных заказчиках и контрактах

В ст. 4 Закона N 94-ФЗ дано определение государственных заказчиков и муниципальных заказчиков. Так, государственными заказчиками и муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Заказчики осуществляют размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, то есть определяют поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в порядке, установленном Законом N 94-ФЗ, с целью заключения с ними контрактов.

В соответствии со ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ). В Бюджетном кодексе Российской Федерации дается следующее определение государственного или муниципального контракта - это договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (ст. 72 БК РФ).

Как мы писали выше, сейчас рассматривается проект федерального закона N 213639-4, которым предусматривается внесение изменений в ст. 72 БК РФ. Предполагается:

п. 1 статьи изложить в следующей редакции:

"1. Государственный контракт - это договор, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета или соответствующих бюджетах государственных внебюджетных фондов. Муниципальный контракт - это договор, заключаемый от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета";

п. 2 изложить в следующей редакции:

"2. Государственный и муниципальный контракты размещаются в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

О комиссии по размещению заказов

Заказчик при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) должен создать комиссию. Предусмотрено три вида комиссий - конкурсная, аукционная или котировочная. На основании п. 9 ст. 7 Закона N 94-ФЗ заказчик вправе создать единую комиссию, осуществляющую функции, закрепленные за всеми тремя видами комиссий.

Заказчик определяет состав комиссии, порядок ее работы, а также назначает председателя комиссии. Число членов комиссии должно быть не менее пяти человек. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, уполномоченного органа, принявших решение о создании комиссии.

Рассмотрим функции комиссий.

Конкурсная комиссия:

- вскрывает конверты с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе;

- отбирает участников конкурса;

- рассматривает, оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе;

- определяет победителя конкурса;

- ведет протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Аукционная комиссия:

- рассматривает заявки на участие в аукционе;

- отбирает участников аукциона;

- ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Котировочная комиссия:

- осуществляет предварительный отбор участников размещения заказа;

- ведет протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе в случаях, предусмотренных Законом N 94-ФЗ;

- рассматривает, оценивает и сопоставляет котировочные заявки и определяет победителя в проведении запроса котировок;

- ведет протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Способы размещения заказа

В соответствии со ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться двумя способами - путем проведения торгов и без их проведения.

Торги могут проводиться в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. При размещении заказа без проведения торгов осуществляется процедура запроса котировок или процедура закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также размещение заказов на товарных биржах.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Размещение заказа путем проведения конкурса

Конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Конкурс может быть открытым или закрытым.

Открытый конкурс

При проведении открытого конкурса заказчик должен опубликовать в официальном печатном издании извещение о проведении открытого конкурса, а также разместить данное извещение на официальном сайте. Осуществляется это все не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Законом предусмотрено, что в случае невозможности размещения извещения в официальном печатном издании или на официальном сайте заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных средствах массовой информации (п. 3 ст. 21 Закона N 94-ФЗ).

Извещение о проведении открытого конкурса должно содержать следующие сведения:

1) форма торгов;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;

3) источник финансирования заказа;

4) предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и кратких характеристик такого товара, таких работ, услуг;

5) место, условия и сроки (периоды) поставок товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;

7) начальная цена контракта;

8) срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;

9) место, порядок, даты начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 26 настоящего Федерального закона;

10) критерии оценки заявок на участие в конкурсе;

11) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;

12) преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком, уполномоченным органом. При этом заказчик, уполномоченный орган в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации, вправе устанавливать преимущества указанным категориям лиц в отношении предлагаемой цены контракта в размере до пятнадцати процентов;

13) размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в конкурсе;

14) размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого конкурса.

Для проведения конкурса заказчиком должна быть разработана конкурсная документация. Требования к содержанию конкурсной документации приведены в ст. 22 Закона N 94-ФЗ. После получения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия рассматривает их на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе.

Далее конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;

7) цена контракта;

8) другие критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

С победителем конкурса заключается государственный (муниципальный) контракт. Гражданским кодексом Российской Федерации определен порядок заключения государственного контракта. Согласно ст. 528 ГК РФ проект контракта разрабатывается заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда. Если сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны к заключению государственного контракта.

Закрытый конкурс

В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона N 94-ФЗ заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. В ранее действовавшем Законе от 06.05.1999 N 97-ФЗ был предусмотрен еще один случай, когда организатор конкурса был вправе проводить закрытые конкурсы, - если технически сложные товары (работы, услуги) производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).

Закрытый конкурс проводится по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 30 Закона N 94-ФЗ). В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.08.2004 N 443, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд и координацию их проведения; согласование размещения федеральными органами исполнительной власти заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд на основе двухэтапных открытых конкурсов, закрытых (в том числе двухэтапных) конкурсов, а также у единственного поставщика.

Особенностью проведения закрытого конкурса является то, что извещение о проведении закрытого конкурса, конкурсная документация и изменения, внесенные в конкурсную документацию, а также разъяснения конкурсной документации не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети Интернет. В целом при проведении закрытого конкурса применяются положения Закона N 94-ФЗ о проведении открытого конкурса, но с учетом положений ст. 30 этого Закона.

Учитывая то, что нормы Закона N 94-ФЗ в части проведения закрытых торгов существенно не отличаются от норм ранее действовавшего законодательства в этой области, считаем возможным обратить ваше внимание на разъяснения Минэкономразвития России по порядку проведения закрытых конкурсов, данные в Письме Минэкономразвития России от 26.04.2005 N 5713-АШ/Д07. В Письме говорится, что при согласовании закрытых конкурсов государственные заказчики обязаны представлять в Минэкономразвития России обоснование выбора вида конкурса и перечень организаций, которые будут привлекаться к участию в конкурсе. При этом не допускается включение в перечень, представляемый в Минэкономразвития России, ограниченного круга организаций, имеющих соответствующие лицензии и способных выполнить работы, выставляемые на закрытый конкурс, поскольку это является нарушением законодательства Российской Федерации в области государственных закупок. Ограничений по числу участников закрытого конкурса на поставку продукции для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну, в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, сужение круга участников закрытого конкурса и ограничение конкуренции является нарушением антимонопольного законодательства.

Размещение заказа путем проведения аукциона

Законом введена такая новая процедура размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, как аукцион. Аукцион - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Аукцион может быть открытым и закрытым. Закрытый аукцион проводится в том же случае, что и закрытый конкурс - размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

Перед началом аукциона заказчик публикует извещение о проведении открытого аукциона. Делается это не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

В извещении о проведении открытого аукциона указываются следующие сведения:

1) форма торгов;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;

3) источник финансирования заказа;

4) предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и кратких характеристик такого товара, таких работ, услуг;

5) место, условия и сроки (периоды) поставок товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;

7) начальная цена контракта;

8) преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком, уполномоченным органом. При этом заказчик, уполномоченный орган в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации, вправе устанавливать преимущества указанным категориям лиц в отношении предлагаемой цены контракта в размере до пятнадцати процентов.

Также должны быть указаны следующие сведения:

1) срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, официальный сайт, на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;

2) величина понижения начальной цены контракта (шаг аукциона);

3) место, порядок, даты начала и окончания подачи заявок на участие в аукционе. При этом дата окончания подачи заявок на участие в аукционе устанавливается в соответствии с ч. 6 ст. 35 настоящего Федерального закона;

4) место, день и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе;

5) место, порядок, дата и время проведения аукциона;

6) размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в аукционе;

7) размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона.

В целом аукцион проводится при функционирующем рынке, в случаях, когда товары, работы и услуги можно сравнивать только по их ценам. Перечни товаров, работ, услуг, при которых проводится аукцион, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Не допускается проведение конкурса, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни. До утверждения Правительством Российской Федерации такого перечня решение о форме торгов принимается заказчиком самостоятельно с учетом положений рассматриваемого Закона.

Размещение заказов путем запроса котировок

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц. Сообщение производится путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Существует несколько условий, при которых заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг:

- производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок;

- заказ на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг производится на сумму не более чем 250 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала;

- аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 тыс. руб., за исключением следующих случаев:

1) заказчик осуществляет размещение заказа для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) независимо от цены государственного или муниципального контракта;

2) заказчик осуществляет размещение заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Требования, предъявляемые к запросу котировок и к котировочной заявке, указаны в ст. ст. 43 - 44 Закона N 94-ФЗ.

При размещении заказа путем запроса котировок заказчик обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок.

Порядок подачи котировочных заявок, процедура их рассмотрения и оценки закреплены в ст. ст. 46 - 47 Закона N 94-ФЗ. Обратим ваше внимание лишь на некоторые моменты.

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором указываются:

- сведения о заказчике, существенных условиях контракта, обо всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения;

- предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг;

- сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа;

- предложение о цене контракта, которое содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий.

Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте и в течение пяти дней со дня его подписания опубликовывается в официальных печатных изданиях. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.

Размещение заказа у единственного поставщика

(исполнителя, подрядчика)

Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

В ст. 55 Закона N 94-ФЗ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик может размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

При рассмотрении данного способа размещения заказа хочется обратить ваше внимание на следующее. Указом Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" было предусмотрено право заказчика размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд у единственного источника по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом (п. 30 Указа). Пункт 7 данного Указа устанавливает, что утвержденное настоящим Указом Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд действует до вступления в силу федерального закона об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.

6 мая 1999 г. принят Федеральный закон N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 08.04.1997 N 305, применяется в части, не урегулированной названным Федеральным законом. Со дня вступления в силу Закона N 94-ФЗ признается утратившим силу Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Следовательно, требования п. 30 Указа Президента РФ от 08.04.1997 N 305 в настоящее время не применяются.

Законом N 94-ФЗ установлено, что в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, то заказчик вправе разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом заказчик обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). Это должно быть осуществлено в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта.

О некоторых положениях Закона N 94-ФЗ, предусматривающих

возможность обращения в суды

В Законе предусмотрено, что размещение заказа, как правило, осуществляется путем проведения торгов по соглашению сторон. Нарушение положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ст. 10).

При этом основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица или одной из сторон-участников является непредставление необходимых для торгов документов, невнесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, наличие в деле или установление судом наличия других недостоверных сведений (ст. ст. 11, 12).

Закон установил, что контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется уполномоченным на то органом исполнительной власти путем плановых и внеплановых проверок. При выявлении в результате проведения таких проверок нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, неисполнении предписаний или внесенных предложений уполномоченный орган исполнительной власти вправе помимо прочего обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным или с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа, а также с требованием заменить члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (ст. 17).

В Законе устанавливается, что заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить контракт, если тот уклоняется его заключить, а также потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. В случае уклонения победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, от заключения контракта денежные средства, внесенные ими в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются (ст. 29).

Кроме того, заказчик также вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт в случае, если победитель аукциона уклоняется от его заключения, и потребовать возмещения причиненных убытков. При этом денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются (ст. ст. 38, 41).

Заказчик также вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также возместить убытки в случае его уклонения от заключения такого контракта (ст. 47).

В ряде статей Закона предусмотрено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. В этом случае жалобы заинтересованных лиц должны содержать полный перечень приложенных к ним документов (ст. ст. 57, 58). Решение о возвращении жалобы участнику размещения заказа может быть обжаловано также в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика (ст. ст. 59, 60).

Настоящая информация доведена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации Письмом от 11.08.2005 N С4-7/УЗ-938.

Об участии учреждений уголовно-исполнительной системы

и организаций инвалидов в размещении заказов

Законом N 94-ФЗ предусмотрены преимущества для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов при размещении заказов в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 14).

В извещениях на проведение открытого конкурса, аукциона указываются преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимущества установлены заказчиком, уполномоченным органом. При этом заказчик, уполномоченный орган в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации, вправе устанавливать преимущества указанным категориям лиц в отношении предлагаемой цены контракта в размере до пятнадцати процентов.

В случае если производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, осуществляются учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также организациями инвалидов, заказчик, уполномоченный орган обязаны направить запрос котировок также в указанные учреждения и организации.

Е.А.Король

УФК по Хабаровскому краю

Подписано в печать

29.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Взаимодействие головного (центрального) офиса и дополнительных офисов (филиалов) банка при расчетах в форме аккредитива ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2005, N 12) >
Статья: Расчеты бюджетного учреждения с вышестоящим распорядителем бюджетных средств (счет 304 04). Новый учет - старые проблемы ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.