Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Взаимодействие головного (центрального) офиса и дополнительных офисов (филиалов) банка при расчетах в форме аккредитива ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2005, N 12)



"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2005, N 12

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОЛОВНОГО (ЦЕНТРАЛЬНОГО) ОФИСА

И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОФИСОВ (ФИЛИАЛОВ) БАНКА

ПРИ РАСЧЕТАХ В ФОРМЕ АККРЕДИТИВА

Расчеты по аккредитиву являются одной из форм безналичных расчетов и осуществляются на основании расчетных документов. Аккредитивная форма расчетов - наиболее сложная и трудоемкая, и поэтому возникает оправданная необходимость в передаче части полномочий по работе с аккредитивами из центрального (головного) офиса филиалам (дополнительным офисам).

Расчеты по аккредитивам в Российской Федерации направлены на содействие клиенту в ускорении осуществления платежей по договорам купли-продажи, минимизацию платежных рисков и обеспечение доходности при проведении их хозяйственной деятельности.

Банки в расчетах по аккредитивам должны предоставлять своим клиентам полный спектр услуг, который включает в себя:

- оказание консультационных услуг высококвалифицированными специалистами на всех этапах проведения данной операции (от подготовки платежной статьи договора и до оформления документов, предусмотренных условиями аккредитива);

- оформление запросов в российские банки и ведение переписки с ними;

- непосредственный выпуск инструмента, авизование клиенту и осуществление текущей работы в рамках ведения аккредитива.

Строгая регламентация законодательством является основой для работы с аккредитивами. Наряду с правилами проведения безналичных расчетов (Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У и от 11.06.2004 N 1442-У) действует также Гражданский кодекс Российской Федерации. Поэтому профессиональное консультирование и участие банковских специалистов при заключении договоров на осуществление операций купли-продажи позволяют использовать преимущества документарной формы расчетов и минимизировать расчетные риски.

В настоящее время практический опыт специалистов, связанный с проведением расчетов по аккредитивам, как правило, концентрируется в центральных офисах банков. Однако для более быстрого и качественного обслуживания имеющихся клиентов и в целях привлечения новых у банков, обладающих филиальной сетью, возникает необходимость иметь таких специалистов "на местах", то есть в филиалах или дополнительных офисах.

Так как при осуществлении этих операций банк принимает на себя определенные обязательства, организация работы по взаимодействию филиальной сети банков с головным офисом должна быть направлена на сочетание контрольной функции с предоставлением филиалам относительной свободы действий. Практика показывает, что необходимо выработать и постоянно корректировать тактику работы с филиалами, направленную на динамичное взаимодействие.

Первостепенными задачами при работе с территориальными подразделениями являются разработка, создание и утверждение положения (или какого-либо другого методологического документа) по взаимодействию с центральным офисом. Данный документ должен содержать основные функции, полномочия и обязанности специалистов по осуществлению аккредитивных операций. Далее необходимо на постоянной основе проводить обучение специалистов и повышение их квалификации. Система обучения должна включать в себя наряду с традиционными формами (семинары, стажировки, наставничество) еще и самостоятельное изучение соответствующей литературы по данным операциям. Необходимо организовать консультирование сотрудников территориальных подразделений специалистами головного офиса. Также одной из важных задач в работе с филиалами является построение системы отчетности, направленной на сбор и систематизацию информации о данных операциях.

Контрольная функция сотрудниками центрального офиса должна осуществляться регулярно, путем проверки соблюдения регламентной базы на местах.

Расчетные операции по закупке и поставке товаров и оказанию услуг клиентам филиалов банка в форме рублевого аккредитива могут проводиться как центральным офисом, так и филиалами (дополнительными офисами) в соответствии с установленным в банке порядком и в зависимости от вида аккредитива и местонахождения сторон. При этом право выполнять функции исполняющего банка почти во всех случаях предоставляется только головному офису банка.

Аккредитив, используемый в расчетах, представляет собой одностороннее условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента-плательщика в пользу его контрагента по договору - получателя средств, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), должен произвести платеж в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести платеж.

Аккредитив открывается банком на основании двух экземпляров заявления на открытие аккредитива, которые составляет плательщик на основании договора со своим контрагентом. В связи с этим в договоре с необходимой полнотой и четкостью должны быть определены все основные условия будущего аккредитива:

- вид (отзывный, безотзывный);

- наименование банка-эмитента, наименование исполняющего банка;

- сумма аккредитива;

- перечень документов, представляемых получателем средств, и их характеристика;

- сроки для представления документов, сроки отгрузки;

- порядок оплаты банковских комиссий и др.

Банком могут приниматься на обслуживание следующие виды аккредитивов:

- отзывные (которые могут быть аннулированы плательщиком в одностороннем порядке) и безотзывные (которые могут быть аннулированы только с согласия получателя средств);

- покрытые (депонированные) (когда банк-эмитент перечисляет средства в банк получателя средств на специальный аккредитивный счет 40901);

- непокрытые (гарантированные) (когда банк-эмитент предоставляет исполняющему банку списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах аккредитива либо указывает иной способ возмещения средств исполняющему банку).

Сотрудник филиала или дополнительного офиса должен оказывать клиенту консультационную помощь в заполнении заявления на открытие аккредитива в соответствии с Положением о безналичных расчетах (Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У и от 11.06.2004 N 1442-У).

Затем правильно оформленное заявление передается клиентом в банк по системе "клиент-банк" или на бумажном носителе. Ответственный сотрудник территориального подразделения банка должен проверить достаточность средств на счете клиента и соответствие печати и подписей имеющейся в банке карточке образцов печати и подписей. После этого заявление передается сотруднику, ответственному за осуществление аккредитивных операций, который, в свою очередь, проверяет правильность оформления заявления с точки зрения соответствия действующим нормативным документам, наличие подписей уполномоченного сотрудника филиала или дополнительного офиса банка о соответствии печати и подписей клиента имеющейся банковской карточке образцов печати и подписей.

Если аккредитив должен быть выпущен центральным (головным) офисом банка в связи с тем, что исполняющим банком является банк-эмитент (или в связи с другими особенностями аккредитива, предусмотренными внутренним положением банка), то далее заявление на аккредитив передается по установленным каналам в центральный (головной) офис банка для оформления выпуска аккредитива и досье по аккредитиву. В противном случае сотрудник территориального подразделения банка самостоятельно осуществляет данную работу. Операционист осуществляет перевод средств в исполняющий банк (в случае покрытого аккредитива), аккредитив на бланке формы 0401063 (Приложение 5 к Положению ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П) направляется по почте БИК или иным способом в исполняющий банк или банк получателя средств по аккредитиву. Бухгалтерский учет осуществляется тем подразделением банка, которое выпустило аккредитив.

В случае если аккредитив был выпущен центральным офисом банка, но исполняется другим банком, после получения оригиналов документов от исполняющего банка сотрудник центрального офиса осуществляет их проверку в соответствии с условиями аккредитива и затем передает их в территориальное подразделение банка для дальнейшей отправки клиенту (плательщику). При обнаружении несоответствия полученных документов условиям аккредитива сотрудник центрального офиса направляет через дополнительный офис или филиал письмо для плательщика с указанием имеющихся расхождений и с просьбой предоставить согласие/несогласие на оплату документов. После получения согласия документы передаются через сотрудника территориального подразделения банка клиенту, а в случае несогласия на основании письма клиента центральный офис действует в соответствии с законодательными документами, регламентирующими работу по данным операциям.

В случае если аккредитив был выпущен филиалом или дополнительным офисом банка, после получения оригиналов документов от исполняющего банка сотрудник территориального подразделения банка осуществляет их проверку в соответствии с условиями аккредитива и затем передает их клиенту (плательщику). При обнаружении несоответствия полученных документов условиям аккредитива сотрудник территориального подразделения банка направляет письмо плательщику с указанием имеющихся расхождений и с просьбой предоставить согласие/несогласие на оплату документов. После получения согласия документы передаются клиенту, а в случае несогласия на основании письма клиента территориальное подразделение действует в соответствии с законодательными документами, регламентирующими работу по данным операциям. Если клиент банка является получателем средств по аккредитиву и ему был авизован аккредитив, поступивший из другого банка, то при предоставлении документов в исполняющий банк в рамках такого аккредитива, открытого в его пользу, он должен подготовить сопроводительное письмо к документам с указанием:

- референса (номера), который присвоен аккредитиву в банке, авизующем данный аккредитив;

- перечня прилагаемых документов.

Сопроводительное письмо должно быть подписано и заверено печатью получателя средств согласно карточке образцов печати и подписей, имеющейся в банке. Такое письмо вместе с приложенными документами в рамках аккредитива должно быть отправлено в соответствующее подразделение банка, занимающееся документарными операциями (в центральном офисе или в филиале/дополнительном офисе), которое производило авизование аккредитива получателю средств.

Предоставленный по аккредитиву комплект документов проверяется сотрудником данного подразделения на предмет соответствия условиям аккредитива, а затем направляется специальной/фельдъегерской/курьерской почтой в исполняющий банк или, если в аккредитивной операции участвует центральный (головной) офис, соответственно в него для контрольной проверки и дальнейшей отправки в исполняющий банк или для исполнения функций исполняющего банка.

Сотрудник соответствующего отдела головного офиса банка после проверки документов и принятия положительного решения о выплате (если банк является исполняющим банком) дает распоряжение на списание средств и зачисление их на счет клиента.

О.Д.Землякова

Независимый эксперт

Подписано в печать

28.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В каком порядке должны исчислять и уплачивать ЕНВД рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или) пользование торговых мест? ("Современный бухучет", 2006, N 1) >
Статья: О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.