Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Концессионные отношения: новый закон - новые возможности ("Новая бухгалтерия", 2006, N 1)



"Новая бухгалтерия", 2006, N 1

КОНЦЕССИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

НОВЫЙ ЗАКОН - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Из-за того что на законодательном уровне концессионные соглашения не были урегулированы, они долгое время в российской экономике не применялись. Хотя гражданское законодательство и не запрещало подобные договоры, но заключить такое соглашение было невозможно, так как отсутствовало волеизъявление со стороны государства. И вот в начале августа 2005 г. вступил в силу Федеральный закон "О концессионных соглашениях".

В мировой практике использование концессионных соглашений является альтернативным способом, применяемым государством для развития тех или иных отраслей хозяйственной деятельности.

Альтернативность данного варианта обусловлена тем, что государство заинтересовано в привлечении инвестиций в интересующую его сферу и в конечном итоге в ее развитии. Однако, с одной стороны, оно не обладает достаточными для этого финансовыми, организационными и управленческими ресурсами, а с другой стороны, не желает утрачивать контроль над этими сферами хозяйственной деятельности.

Фактически этот вариант может быть применен только для тех сфер деятельности, которые в краткосрочной перспективе требуют значительных финансовых вложений, но в будущем способны принести еще более значительную, покрывающую инвестиции прибыль.

Схематично концессионные отношения можно представить следующим образом (см. с. 124).

     
   ———————————————————————————————¬      ——————————————————————————————¬
   |— Право собственности         |      |— Владение и пользование     |
   |принадлежит концеденту        +—¬  ——+(эксплуатация) осуществляются|
   |— Объект не обременен правами | |  | |концессионером               |
   |третьих лиц                   | |  | |— Продукция и доходы         |
   L——————————————————————————————— |  | |принадлежат концессионеру    |
                                    |  | L——————————————————————————————
   
--------------------------¬ ¦ ¦ ¦Предоставление объекта ¦ ¦ ¦ ¦концессионного соглашения¦ ¦ ¦ ¦для реконструкции и ¦ \¦/\¦/ ¦использования в ¦ ---+--+--------¬ ¦\ -------------¬ ¦предпринимательской L---+ +----- \¦ ¦ ¦деятельности ----+ +----¬ /¦Концессионер¦ L--------¬ --------------- ¦ ¦ ¦/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Объект ¦ L---T--T---- ———— ----+--+----¬ ¦концессионного¦ -------- L-------¬ ¦ ¦ /¦ ¦ соглашения ¦ ¦Возврат объекта ¦ ¦ Концедент ¦/ L---------+ +-----концессионного ¦ ¦ ¦\ ----------+ +----¬соглашения по ¦ L------------ \¦ ¦ ¦ ¦истечении срока ¦ L--------------- ¦действия ¦ ¦концессионного ¦ ¦соглашения ¦ L---------------- ————

Экономический смысл концессионных отношений заключается в следующем.

Государство (концедент) предоставляет организации или индивидуальному предпринимателю (концессионеру) принадлежащий государству объект недвижимости (как, правило, это некоторый земельный участок и подлежащее реконструкции здание). В свою очередь, концессионер реконструирует полученный объект (в том числе возводит на нем новые объекты) и использует его для осуществления заранее оговоренной в соглашении предпринимательской деятельности.

При этом вся полученная прибыль поступает в распоряжение концессионера, который, в свою очередь, выплачивает периодические платежи государству за пользование объектом недвижимости. По истечении срока концессионного соглашения, который, как правило, рассчитывается исходя из предполагаемого срока окупаемости инвестиций концессионера, модернизированный объект недвижимости поступает в распоряжение государства.

Правовое регулирование

концессионных соглашений

Долгое время в российской практике концессионные соглашения не применялись, поскольку не были урегулированы на законодательном уровне. Российское гражданское законодательство не запрещало подобные договоры - в Гражданском кодексе РФ, как известно, предусмотрена свобода сторон в заключении как предусмотренных, так и не предусмотренных в этом Кодексе договоров. Однако фактически заключение концессионных соглашений было невозможно из-за отсутствия соответствующего волеизъявления со стороны государства.

В начале августа 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ под концессионным соглашением понимается договор, по которому концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенный этим соглашением объект концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Закон N 115-ФЗ подробнейшим образом урегулировал все вопросы, связанные с заключением концессионного соглашения. В трех главах и 37 статьях описаны вопросы объекта, срока, цены по концессионному соглашению, прав, обязанностей и гарантий для концессионера, его ответственности, а также порядка заключения указанного соглашения.

В данной статье мы не будем подробно рассматривать правовое регулирование концессионного соглашения, однако рассмотрим отдельные основные аспекты данного договора.

Что может быть объектом

концессионного соглашения

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ объектом концессионного соглашения может являться недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества:

- автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;

- объекты железнодорожного транспорта;

- объекты трубопроводного транспорта;

- морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

- морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

- аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

- объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

- объекты единой системы организации воздушного движения;

- гидротехнические сооружения;

- объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

- системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

- метрополитен и другой транспорт общего пользования;

- объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

- объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Нетрудно заметить, что фактически объектом концессионного соглашения может быть недвижимое имущество в значительном количестве сфер хозяйственной деятельности. По-видимому, это связано с тем, что в современных российских реалиях все эти сферы страдают от недостатка финансирования и нуждаются в интенсивном развитии. Однако в то же время полноценная передача соответствующих объектов недвижимости в частные руки повлекла бы утрату государством контроля над наиболее ценными инфраструктурными объектами, что вряд ли является приемлемым в современных российских условиях.

В концессию может сдаваться имущество, соответствующее следующим основным требованиям:

- оно должно находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета;

- оно должно быть свободным от прав третьих лиц (не должно находиться в аренде, залоге и не должно быть связано иными ограничениями). Вместе с тем Закон не урегулировал ситуацию, когда права третьих лиц возникают уже после заключения концессионного соглашения. Поэтому формально концедент может сдать создаваемый или реконструируемый концессионером объект в залог сразу после заключения договора;

- целевое назначение недвижимого имущества в результате заключения соглашения изменяться не должно;

- срок предоставления имущества в концессию зависит от срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 115-ФЗ Правительству РФ предстоит разработать типовые концессионные соглашения для каждого из указанных выше типов объектов концессионного соглашения.

Кто может быть концессионером

Концессионером может быть как индивидуальный предприниматель, так и российское или иностранное юридическое лицо.

Российские и (или) иностранные юридические лица также могут объединиться для совместной реализации концессионного соглашения путем заключения договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). В этом случае самостоятельное юридическое лицо не создается: один из участников простого товарищества, как правило, выступает в качестве концессионера от имени остальных участников совместной деятельности.

Замена концессионера допускается при одновременном соблюдении двух следующих условий:

- наличие согласия концедента;

- ввод объекта концессионного соглашения в эксплуатацию.

Если же акционеры (участники) концессионера - юридического лица примут решение о его реорганизации, то такой переход должен осуществляться при условии соответствия реорганизованного или возникшего в результате реорганизации юридического лица требованиям, установленным решением о заключении концессионного соглашения.

За что отвечает концессионер

Сразу надо отметить, что по вопросу об ответственности концедента Закон N 115-ФЗ содержит весьма скудное регулирование. А вот ответственность концессионера урегулирована более подробно.

Так, концессионер, в частности, несет ответственность за:

- случайную гибель или случайное повреждение объекта концессионного соглашения, если иное не установлено концессионным соглашением;

- допущенное при создании и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения нарушение требований, установленных концессионным соглашением, и (или) требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к качеству созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения. В этом случае концедент вправе потребовать от концессионера безвозмездного устранения такого нарушения в установленный концедентом разумный срок. Если же такие нарушения не были устранены в разумный срок либо нарушение было существенным, концедент вправе потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков. Гарантийный срок при этом составляет срок, установленный концессионным соглашением, или, если такой срок не установлен, пять лет со дня передачи этого объекта концеденту;

- действия других лиц, которых концессионер привлек для исполнения своих обязательств по договору, как за свои собственные.

Порядок заключения

концессионного соглашения

В гл. 3 Закона N 115-ФЗ содержится подробное описание порядка заключения концессионного соглашения. При этом возможно как заключение подобного договора по итогам конкурса, так и без проведения конкурса.

Конкурсный порядок предполагает следующие этапы.

1. Уполномоченный орган (который различается в зависимости от характера объекта концессионного соглашения) принимает решение о заключении концессионного соглашения.

В решении устанавливаются требования к конкурсной документации (в том числе условиям концессионного соглашения), порядок заключения концессионного соглашения, а также состав конкурсной комиссии. При этом сам конкурс может быть как открытым, так и закрытым (закрытый конкурс объявляется, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта концессионного соглашения, сведения о котором составляют государственную тайну, а также объекта концессионного соглашения, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства).

2. Опубликование сообщения о проведении конкурса.

Если объявляется открытый конкурс, то сообщение опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается в Интернете. Если конкурс закрытый, то сообщение направляется определенному ограниченному кругу лиц.

3. Направление участниками конкурса заявки об участии в конкурсе.

Заявки должны отвечать требованиям, установленным к таким заявкам конкурсной документацией, и содержать документы и материалы, подтверждающие соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам конкурса.

4. Вскрытие конвертов с заявками об участии в конкурсе.

Конверты с заявками на участие в конкурсе вскрываются на заседании конкурсной комиссии в установленном конкурсной документацией порядке.

5. Предварительный отбор участников конкурса.

Конкурсная комиссия по итогам проведения предварительного отбора направляет участникам конкурса уведомление с предложением представить конкурсные предложения. Заявителям, не допущенным к участию в конкурсе, направляется уведомление об отказе в допуске к участию в конкурсе.

6. Представление конкурсных предложений.

Конкурсное предложение оформляется на русском языке в письменной форме, удостоверяется подписью участника конкурса и представляется в конкурсную комиссию в установленном конкурсной документацией порядке в отдельном запечатанном конверте. К конкурсному предложению прилагается удостоверенная подписью участника конкурса опись представленных им документов и материалов. Конкурсное предложение подлежит регистрации в журнале регистрации конкурсных предложений.

7. Вскрытие конвертов, рассмотрение и оценка конкурсных предложений.

Победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия. Решение об определении победителя конкурса оформляется протоколом рассмотрения и оценки конкурсных предложений.

8. Информирование о результатах конкурса и заключение концессионного соглашения.

В течение 15 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса конкурсная комиссия публикует сообщение о результатах проведения конкурса с указанием реквизитов победителя конкурса в официальном издании, в котором было опубликовано сообщение о проведении конкурса, и размещает такое сообщение в Интернете.

В течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола победителю конкурса направляется его экземпляр, а также проект концессионного соглашения, соответствующий решению о заключении концессионного соглашения и представленному победителем конкурса конкурсному предложению. Концессионное соглашение должно быть подписано не позднее чем через 90 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения конкурса.

Внеконкурсный порядок возможен при признании конкурса несостоявшемся. Это, в свою очередь, возможно, если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими критериям конкурса менее двух конкурсных предложений. В этом случае концедент направляет участнику конкурса, которому предлагается заключить указанное соглашение, проект концессионного соглашения, соответствующий решению о заключении концессионного соглашения и начальным значениям критериев конкурса. В этом случае концессионное соглашение должно быть подписано не позднее чем через 90 рабочих дней со дня направления указанному участнику конкурса проекта концессионного соглашения.

Закон N 115-ФЗ допускает заключение концессионного соглашения без проведения конкурса также и в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Если соглашение заключается без проведения конкурса, то в решении устанавливаются условия концессионного соглашения, порядок заключения концессионного соглашения, а также требования к концессионеру.

Е.Шершнева

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

28.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Сотрудник полностью не представил документы по командировочным расходам. Можно ли вычесть сумму по расходам, не подтвержденным документами, из его зарплаты, а позднее, когда сотрудник представит отчет, возместить ему расходы? Если сотрудник не привез счет-фактуру из гостиницы, то обязан ли он "доставать" эти документы? ("Новая бухгалтерия", 2006, N 1) >
Статья: Истина в суде ("Новая бухгалтерия", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.