|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Новые правила уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации (Окончание) ("Финансовая газета", 2005, N 52)
"Финансовая газета", 2005, N 52
НОВЫЕ ПРАВИЛА УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2005, N N 49, 50)
О принятом решении перехода на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации налогоплательщик должен уведомить налоговые органы, в которых он стоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений. Налогоплательщик должен уведомить налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения с указанием обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, их местонахождения, КПП, указав при этом сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате ответственным обособленным подразделением в I квартале 2006 г. Второй экземпляр уведомления направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика - юридического лица (головной организации). Одновременно налогоплательщик должен уведомить налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений, через которые не будет производиться уплата налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации, о том, что через указанные подразделения уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет. При этом необходимо указать местонахождение и КПП указанных обособленных подразделений, указав также ответственное обособленное подразделение, его местонахождение и КПП. Уведомить налоговые органы налогоплательщик обязан до начала следующего налогового периода. По аналогии с изложенным порядком налогоплательщик уведомляет налоговые органы, если уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации будет производиться головной организацией. Если налогоплательщик до 1 января 2006 г. не уведомил налоговые органы о переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации, уплата налога в 2006 г. в бюджет субъекта Российской Федерации должна быть произведена по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.
Поскольку уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации будет производиться через ответственное обособленное подразделение, декларации по налогу на прибыль организаций по месту нахождения обособленных подразделений, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, не представляются, т.е. декларация по налогу на прибыль организаций будет представляться только по месту нахождения ответственных обособленных подразделений. Указанное также следует из Письма Минфина России от 17.08.2005 N 03-03-04/1/170, согласно которому, учитывая, что нормами НК РФ не предусматривается определение налоговой базы и соответственно исчисление налога на прибыль по каждому обособленному подразделению, представление налоговых деклараций в налоговые органы должно производиться по месту учета налогоплательщика (головной организации) и по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (ст. ст. 80, 289 НК РФ). Перейдя на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации, налогоплательщик должен произвести расчет сумм ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале 2006 г., в соответствии с положениями ст. ст. 286, 288 НК РФ. Статьей 286 НК РФ установлено, что по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено данной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном данной статьей. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Таким образом, сумма ежемесячных авансовых платежей по ответственному обособленному подразделению или головной организации определяется по всем обособленным подразделениям, находящимся на территории субъекта Российской Федерации, исходя из суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале 2005 г. (с учетом ежемесячных авансовых платежей, исчисленных по ответственному обособленному подразделению или головной организации в зависимости от принятого налогоплательщиком решения об уплате налога в бюджет субъекта Российской Федерации). ФНС России разработала формы уведомлений (см. Приложения 1 и 2, которые приведены в Письме ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@) "Об уведомлении об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций". Следует иметь в виду, что в указанном Письме приведены рекомендуемые формы уведомлений, которыми налогоплательщик вправе воспользоваться при переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации, т.е. налогоплательщик вправе уведомить налоговые органы о переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль и в произвольной форме. Однако рекомендуемые формы уведомлений значительно упростят работу налогоплательщиков, поскольку содержат все необходимые данные, которые налогоплательщик обязан сообщить налоговым органам при переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (формы уведомлений прилагаются).
Приложение N 1
_______________________________________ (наименование налогового органа по месту нахождения ——T—T—T—¬ | | | | | ——————————————————————————————+—+—+—+——ответственного обособленного (код) подразделения) <*>
__________ 200_ N ___ (дата)
Уведомление N 1
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) с 1 января 200_ года ____________________________________ (полное наименование юридического лица)
——T—T—T—T—T—T—T—T—T—¬ ИНН | | | | | | | | | | | L—+—+—+—+—+—+—+—+—+—— будет производиться уплата налога на прибыль организаций в бюджет ——T—¬ | | | —————————————————————————————————————————————————————————————+—+——(наименование субъекта Российской Федерации) (код) через ____________________________________________________________ (полное наименование ответственного обособленного подразделения) <**> Перечень обособленных подразделений, расположенных на территории __________________________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации)
————————T—————————————T————————————————T——————T——————————————————¬ | N |Наименование |Место нахождения| КПП |Сумма ежемесячных | | п\п |обособленного| подразделения | |авансовых платежей| | |подразделения| | |на I кв. 2006 года| +———————+—————————————+————————————————+——————+——————————————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +———————+—————————————+————————————————+——————+——————————————————+ |1 <***>| | | | | +———————+—————————————+————————————————+——————+——————————————————+ | | | | | | +———————+—————————————+————————————————+——————+——————————————————+ | |ИТОГО | X | X | | L———————+—————————————+————————————————+——————+——————————————————— Руководитель _____________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер _____________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.)
В Перечне первым указывается ответственное обособленное подразделение, через которое будет производиться уплата налога на прибыль организаций. При принятии решения об уплате налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации головной организацией: ————————————————————————————————<*> указывается налоговый орган по месту учета головной организации; <**> указывается головная организация; <***> в Перечне первым указывается головная организация.
Приложение N 2
_______________________________________ (наименование налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения, через которое уплата налога на прибыль организаций в ——T—T—T—¬ | | | | | ——————————————————————————————+—+—+—+——бюджет субъекта Российской (код) Федерации производиться не будет)
__________ 200_ N ___ (дата)
Уведомление N 2
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) с 1 января 200_ года ____________________________________ (полное наименование юридического лица)
——T—T—T—T—T—T—T—T—T—¬ ИНН | | | | | | | | | | | L—+—+—+—+—+—+—+—+—+—— уплата налога на прибыль организаций в бюджет ——T—¬ | | | —————————————————————————————————————————————————————————————+—+——(наименование субъекта Российской Федерации) (код) через ____________________________________________________________ (полное наименование обособленного подразделения, через которое уплата налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, его местонахождение и КПП) <*> производиться не будет. Уплата налога на прибыль будет производиться через __________________________________________________________________ (полное наименование ответственного обособленного подразделения, его местонахождения и КПП) <**>
Руководитель _____________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер _____________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.)
————————————————————————————————<*> Если в налоговом органе на учете стоит организация по месту нахождения ее нескольких обособленных подразделений, то указываются все подразделения. <**> При принятии решения об уплате налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации головной организацией указывается налогоплательщик - юридическое лицо.
Достоверность и полнота сведений, указанных в уведомлениях, подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации либо представителем, полномочия которого подтверждены в установленном порядке, и проставляется дата подписания. Следует иметь в виду, что принятый налогоплательщиком порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в течение налогового периода не изменяется. Таким образом, если налогоплательщик с 1 января 2006 г. не перешел на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации, он имеет право перейти на указанный порядок уплаты налога на прибыль только со следующего налогового периода. На основе приведенного выше примера рассмотрим, как организация должна произвести расчет налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, в случае если организация приняла решение о переходе с 1 января 2006 г. на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом по Московской области и Краснодарскому краю организация выбрала ответственные обособленные подразделения, через которые будет производиться уплата налога на прибыль в бюджеты Московской области и Краснодарского края. Предположим, что ответственное обособленное подразделение по Московской области - подразделение N 2, а по Краснодарскому краю - подразделение N 3. Поскольку на территории Республики Мордовия находится одно обособленное подразделение, расчет налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Республики Мордовия, производится в порядке, указанном выше. В таком же порядке производится расчет налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Ярославской области по месту нахождения головной организации. Суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет Московской области и в бюджет Краснодарского края, будут определяться исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории Московской области и Краснодарского края соответственно, т.е. из совокупности показателей пяти обособленных подразделений, находящихся на территории Московской области, и четырех обособленных подразделений, находящихся на территории Краснодарского края, соответственно. Произведем расчет среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества организации за I квартал 2006 г. по обособленным подразделениям, находящимся на территории Московской области и Краснодарского края, исходя из совокупности указанных показателей по обособленным подразделениям, находящимся на территории указанных субъектов Российской Федерации.
—————————————————————————————————T———————————————T———————————————¬ | Показатели |Среднесписочная| Остаточная | | | численность | стоимость | | | работников |амортизируемого| | | за I квартал | имущества | | | 2006 г., | за I квартал | | | человек | 2006 г., руб. | +————————————————————————————————+———————————————+———————————————+ |Обособленные подразделения, | | | |находящиеся на территории | | | |Московской области: | | | |N 1 | 80 | 130 000 | |N 2 | 70 | 120 000 | |N 3 | 30 | 110 000 | |N 4 | 40 | 70 000 | |N 5 | 50 | 100 000 | +————————————————————————————————+———————————————+———————————————+ |Итого по обособленным | 270 | 530 000 | |подразделениям, находящимся на | | | |территории Московской области | | | +————————————————————————————————+———————————————+———————————————+ |Обособленные подразделения, | | | |находящиеся на территории | | | |Краснодарского края: | | | |N 1 | 40 | 100 000 | |N 2 | 50 | 80 000 | |N 3 | 20 | 60 000 | |N 4 | 50 | 100 000 | +————————————————————————————————+———————————————+———————————————+ |Итого по обособленным | 160 | 340 000 | |подразделениям, находящимся на | | | |территории Краснодарского края | | | L————————————————————————————————+———————————————+———————————————— Таким образом, остаточная стоимость амортизируемого имущества организации за I квартал 2006 г. по обособленным подразделениям, находящимся на территории Московской области, составила 530 000 руб., по обособленным подразделениям, находящимся на территории Краснодарского края, - 340 000 руб. Среднесписочная численность работников - 270 и 160 человек соответственно. Далее определим удельный вес среднесписочной численности работников обособленных подразделений, находящихся на территории Московской области, в среднесписочной численности работников в целом по организации, а также удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества указанных обособленных подразделений в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации. Аналогичные расчеты произведем по обособленным подразделениям, находящимся на территории Краснодарского края.
—————————————————————————————————T———————————————T———————————————¬ | Показатели | Удельный вес | Удельный вес | | |среднесписочной| остаточной | | | численности | стоимости | | | работников |амортизируемого| | | за I квартал | имущества | | | 2006 г., % | за I квартал | | | | 2006 г., % | +————————————————————————————————+———————————————+———————————————+ |По обособленным подразделениям, |270 : 500 = 54 |530 000 : | |находящимся на территории | |1 000 000 = 53 | |Московской области | | | +————————————————————————————————+———————————————+———————————————+ |По обособленным подразделениям, |160 : 500 = 32 |340 000 : | |находящимся на территории | |1 000 000 = 34 | |Краснодарского края | | | L————————————————————————————————+———————————————+———————————————— Средняя величина удельного веса среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества по обособленным подразделениям, находящимся на территории Московской области, составит 53,5 ((54 + 53) : 2), на территории Краснодарского края - 33,0 ((32 + 34) : 2). Теперь необходимо определить долю прибыли, приходящуюся на ответственное обособленное подразделение, находящееся на территории Московской области. Напомним, что прибыль организации по итогам I квартала 2006 г. составила 5 000 000 руб. Доля прибыли, приходящаяся на ответственное обособленное подразделение, находящееся на территории Московской области (в данном случае ответственное обособленное подразделение N 2), составит 2 675 000 руб. (5 000 000 х 53,5 : 100). Доля прибыли, приходящаяся на ответственное обособленное подразделение, находящееся на территории Краснодарского края (ответственное обособленное подразделение N 3), составит 1 650 000 руб. (5 000 000 х 33 : 100). Суммы налога на прибыль, подлежащие зачислению в бюджет Московской области и в бюджет Краснодарского края по месту нахождения ответственных обособленных подразделений Московской области и Краснодарского края, составят соответственно 468 125 руб. (2 675 000 х 17,5% : 100) и 288 750 руб. (1 650 000 х 17,5% : 100). При исчислении налога на прибыль, подлежащего зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимо учитывать, что, если в каком-либо субъекте Российской Федерации установлена пониженная ставка налога на прибыль, такая ставка применяется только к доле прибыли, приходящейся на организацию и ее обособленные подразделения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации, где установлена пониженная ставка по налогу на прибыль, расположены только обособленные подразделения организации, то такая ставка применяется к доле прибыли организации, приходящейся на эти обособленные подразделения. Таким образом, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором уплата налога на прибыль организаций осуществляется через ответственное обособленное подразделение, установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в доходную часть бюджета этого субъекта Российской Федерации, то по ответственному обособленному подразделению применяется пониженная ставка налога на прибыль организаций. Предположим, что законом Московской области налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в доходную часть бюджета Московской области, понижена для отдельных категорий налогоплательщиков и составляет 13,5%. Допустим, что организация, рассмотренная в нашем примере, подпадает под действие указанного закона. Таким образом, на обособленные подразделения, расположенные на территории Московской области, распространяется действие данного закона. Следовательно, налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет Московской области по ответственному обособленному подразделению N 2, за I квартал 2006 г. составит 361 125 руб. (2 675 000 х 13,5% : 100). В заключение отметим, что введение нового порядка уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации и применение его с 1 января 2006 г. налогоплательщиками, имеющими разветвленную сеть обособленных подразделений на территории субъектов Российской Федерации, значительно упростят работу налогоплательщиков, поскольку значительно сократится количество производимых налогоплательщиками расчетов. В частности, вместо деклараций по каждому обособленному подразделению будет составляться одна декларация по группе обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а вместо оформления платежных документов на уплату налога по месту нахождения каждого обособленного подразделения налогоплательщик подготовит только один документ. Напомним, что декларации по налогу на прибыль организаций за 2005 г. составляются по форме, утвержденной Приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 (с учетом внесенных в нее изменений и дополнений). Представление декларации и уплата исчисленной суммы налога в соответствующие бюджеты производятся в порядке и сроки, установленные НК РФ. Что касается порядка уплаты в 2006 г. налога на прибыль с налоговой базы переходного периода, исчисленного в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", то следует иметь в виду, что в данном случае распределение сумм налога с налоговой базы переходного периода для уплаты в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований производится исходя из доли налоговой базы, исчисленной согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ, т.е. исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации. Соответственно и суммы налога с налоговой базы переходного периода, приходящиеся на обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, уплачиваются в бюджеты субъекта Российской Федерации и муниципального образования по месту нахождения обособленного подразделения, через которое производится уплата авансовых платежей и налога на прибыль в текущем налоговом периоде (см. также Письмо ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/917@).
Н.Егорова Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 28.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |