|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налогообложение выплат иностранным гражданам, работающим в России ("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВЫПЛАТ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ, РАБОТАЮЩИМ В РОССИИ
Труд иностранных работников уже давно не редкость в нашей стране, в частности, в организациях, занимающихся строительной деятельностью. Но поскольку в законодательстве еще много спорных моментов по этому вопросу, у бухгалтера возникает немало проблем. Как правильно начислить с их доходов НДФЛ, ЕСН и взносы в ПФР? Какими документами при этом руководствоваться? Особенно неясна ситуация с ЕСН и взносами в ПФР. Чиновники соответствующих ведомств выпустили немало писем, разъясняющих с доходов каких категорий иностранных граждан нужно начислять эти налоги. Последние из них - Письмо Минфина от 03.06.2005 N 03-05-02-04/116 и Письмо ПФР от 05.07.2005 N 08-19/7140. В статье подробно рассматривается налогообложение выплат в пользу иностранных работников с учетом последних изменений в законодательстве. Надеемся, что предлагаемая статья будет полезна бухгалтерам, а также руководителям организаций, в которых работают иностранцы.
Налог на доходы физических лиц
Все доходы, получаемые иностранными гражданами за работу в России, должны облагаться НДФЛ согласно пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ. Какую ставку налога должен применить бухгалтер к этим доходам, зависит от того, является иностранец резидентом или нет. Понятие налогового резидента определено п. 2 ст. 11 НК РФ. Иностранный работник считается резидентом, если находится на территории России не менее 183 дней в календарном году. Тогда его доходы должны облагаться по ставке 13%. В противном случае ставка налога на доход иностранца составляет 30%. Напомним, что исчисление срока нахождения иностранного гражданина в России начинается со следующего дня после его въезда в страну (ст. 6.1 НК РФ).
Для сведения: органом, уполномоченным вести работу по подтверждению резидентства в России, является Федеральная налоговая служба (Письмо Минфина России от 10.02.2005 N 03-08-07 "О постоянном пребывании налогоплательщиков в РФ"). Приказом ФНС России от 08.09.2005 N САЭ-3-26/439 утвержден новый Порядок подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в РФ. Получается, что с начала года бухгалтер с доходов иностранца обязан удерживать НДФЛ по ставке 30%, а начиная со 183-го дня ему придется пересчитать НДФЛ по ставке 13% с начала налогового периода. Если иностранное лицо работает в организации не первый год, то НДФЛ по ставке 13% с его доходов можно удерживать сразу с начала года. Но при этом у фирмы должна быть полная уверенность в том, что иностранный сотрудник проработает не менее 183 дней. Гарантией послужит, например, трудовой договор, заключенный на определенный срок, или соответствующие документы, подтверждающие возможный срок пребывания иностранца (разрешение на временное проживание, вид на жительство). Когда такой уверенности нет, советуем удерживать НДФЛ с начала года по ставке 30%, а потом делать пересчет. Ведь если иностранец уедет из России до истечения 183 дней, то в случае исчисления налога по ставке 13% бухгалтеру придется пересчитать его по ставке 30% и, соответственно, удержать из зарплаты. При этом может получиться так, что доначисленную в бюджет сумму НДФЛ бухгалтер не сможет удержать полностью, так как законодательство позволяет удерживать из зарплаты работника не более 20% ежемесячно (ст. 138 ТК РФ). Сведения об оставшейся неудержанной сумме налога необходимо подать в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 226 НК РФ), а это может грозить организации штрафом в размере 20% от суммы недоимки согласно ст. 123 НК РФ. Обращаем внимание читателей на такой важный момент: иностранный сотрудник получает право на налоговые вычеты, предусмотренные гл. 23 НК РФ, после 183-дневного пребывания в России. До этого срока, то есть в период применения ставки НДФЛ 30%, вычеты применять нельзя. Таким образом, пересчитывая налог с доходов иностранца, бухгалтер должен учесть предусмотренные НК РФ стандартные вычеты (при условии предоставления сотрудником соответствующих документов). Суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом в период применения ставки 30%, согласно ст. ст. 78 и 231 НК РФ могут быть зачтены в счет будущих платежей по НДФЛ или возвращены иностранному работнику на основании его заявления и документов, подтверждающих период его пребывания в России. Документом, подтверждающим сведения о суммах полученных иностранцем в России доходов и фактически удержанных с них сумм налога, является Справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), выданная работодателем. По письменному запросу иностранного гражданина и согласно копии документа, удостоверяющего его личность, налоговый орган РФ подтверждает справку формы 2-НДФЛ, выданную налоговым агентом, подписью руководителя налогового органа и гербовой печатью. Заверенная справка представляется иностранцем в налоговый орган государства, резидентом которого он является (Письмо ФНС России от 13.07.2005 N КБ-6-26/566@ "По вопросу подтверждения сведений о полученных иностранными гражданами доходах и уплаченного с них налога"). Вопрос начисления ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд с доходов иностранных граждан напрямую связан с тем, какой статус имеет иностранец, находящийся в России. Поэтому прежде чем рассматривать проблемы налогообложения, остановимся на этом моменте.
Статус иностранца в России
Федеральным законом N 115-ФЗ <1> установлены три категории находящихся на законных основаниях в РФ иностранных граждан: временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Этот документ подтверждает право иностранца на постоянное проживание в России, а также на свободный выезд и въезд в страну. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет и может быть продлен. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы, а в случае ее отсутствия не может превышать девяноста суток. Принять на работу иностранных граждан первых двух категорий российский работодатель может без особых сложностей. Главное - заключить с ними трудовой или гражданско-правовой договор, а также иметь документ, подтверждающий статус иностранного работника. Но вот с третьей категорией иностранцев, временно пребывающих в России, хлопот значительно больше. Прежде чем принять их на работу и подписать с ними трудовой договор, организации необходимо получить в государственных учреждениях, контролирующих иностранных граждан в России, несколько разрешений. Последовательность их получения такова: 1. В территориальном центре занятости населения выдается заключение о целесообразности привлечения иностранных работников <2>. ———————————————————————————————— <2> Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 обязанность по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы возложена на Федеральную службу по труду и занятости. Порядок выдачи заключения определен Приказом Минтруда России от 15.07.2003 N 175 "Об утверждении Положения об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников".
2. На основании полученного заключения территориальное подразделение Федеральной миграционной службы <3> выдает: 2.1. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Для его получения необходимо уплатить госпошлину в размере 3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 12 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). ————————————————————————————————<3> В соответствии с Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928 разрешения на привлечение иностранных работников в РФ и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства выдаются Федеральной миграционной службой.
Обратите внимание: в соответствии с п. 8 Положения о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы (далее - Положение) <4> такое разрешение выдается, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения может быть продлено, но не более чем на один год. За продление этого срока с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения. Полученное разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю (п. 9 Положения). ————————————————————————————————<4> Положение о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы, утв. Указом Президента РФ от 16.12.1993 N 2146.
2.2. Разрешение на работу для иностранного работника <5>. За него необходимо уплатить госпошлину в размере 1000 руб. (пп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Причем, прежде чем получить это разрешение, работодатель в соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ должен внести денежные средства на специально открытый федеральным органом исполнительной власти счет в банке. Эти средства являются гарантией выезда иностранца из России (например, в случае его административного выдворения из страны согласно ст. 34 Федерального закона N 115-ФЗ). ————————————————————————————————<5> Порядок получения такого разрешения определен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2002 N 941 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу".
Получение всех описанных выше разрешений может длиться несколько месяцев. Поэтому фирмы-работодатели зачастую предпочитают официально не оформлять таких работников и не платить, соответственно, за это деньги. Однако хотим предупредить, что административные штрафы за нарушение правил привлечения и использования труда иностранных работников в РФ увеличились <6>, и возможная экономия может обернуться для организации серьезными потерями. Административный штраф согласно ст. 18.10 КоАП РФ <7>, составляет на данный момент: - для граждан - от 10 до 20 МРОТ; - для должностных лиц - от 25 до 200 МРОТ; - для юридических лиц - от 100 до 3000 МРОТ. ————————————————————————————————<6> Изменения внесены Федеральным законом от 28.12.2004 N 187-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях". <7> Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, в ряде случаев, поименованных в п. 3 ст. 3.5 КоАП РФ (к ним относится и нарушение правил привлечения и использования в РФ труда иностранных работников), величина административного штрафа может превышать установленный ст. 18.10 КоАП РФ предел. К юридическому лицу может быть применена максимальная величина штрафа - 5000 МРОТ. К сведению: применительно к штрафам, налогам и сборам минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России составляет 100 руб. в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 82-ФЗ <8>. ————————————————————————————————<8> Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Напомним руководителям организаций еще о таком моменте. Приняв на работу иностранного гражданина, работодатель, согласно ст. 66 ТК РФ, должен завести на него трудовую книжку установленного в России образца (если таковой у него не имеется) при условии, если иностранец проработал в организации более 5 дней. Содержащиеся в его заграничной трудовой книжке сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже в российскую книжку не переносятся (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1 "Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника"). К сведению: в настоящее время в России действуют две формы трудовых книжек: образца 1974 г. <9> и 2004 г. <10> ————————————————————————————————<9> Образец 1974 г. установлен Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих". <10> Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках". Образец 2004 г. утв. Приказом Минфина России от 22.12.2003 N 117н "О трудовых книжках".
Может случиться так, что фирма, в которой работает иностранный гражданин, прекращает свою деятельность. В этом случае иностранный работник имеет право заключить трудовой договор с другим работодателем на период до окончания срока действия разрешения на работу, если до истечения этого срока остается не менее трех месяцев. При этом у нового работодателя также должно быть разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников (п. 13 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ). Руководителям организаций необходимо учитывать следующее. Административный надзор за предприятиями в сфере привлечения иностранной рабочей силы в ближайшее время ужесточится. Связано это с заключением ФНС России договоров с Федеральной миграционной службой и Росрегистрацией. Так, в Письме ФНС России от 18.08.2005 N ГИ-14-04/302 говорится о том, что налоговые органы будут сообщать о выявленных при проведении налоговых проверок иностранцах, работающих в России по поддельным документам, а служба по делам иностранцев - представит налоговикам данные о выданных, приостановленных и аннулированных разрешениях на привлечение рабочей силы.
Особенности исчисления и уплаты ЕСН
Федеральным законом N 198-ФЗ <11> отменено действие п. 2 ст. 239 НК РФ, который освобождал выплаты в пользу иностранных граждан от обложения ЕСН. С 1 января 2003 г. ЕСН начисляется на любые выплаты иностранным работникам, производимые по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ). Для индивидуальных предпринимателей в качестве объекта налогообложения признаются доходы от предпринимательской или иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением таких доходов (п. 2 ст. 236 НК РФ). ————————————————————————————————<11> Статья 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в НК РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах".
Как мы знаем, в 2005 г. общая ставка ЕСН составляла 26% (для доходов, не превышающих 280 000 руб.). Из них нужно отчислять: - в федеральный бюджет - 20%; - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2%; - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,8%; - в фонд социального страхования - 3,2%. К сведению: ставки ЕСН, предусмотренные для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, а также для доходов свыше 280 000 руб., указаны в ст. 241 НК РФ. Причем взносы в ФСС необходимо начислять при условии, если с иностранным сотрудником заключен трудовой договор. Если он работает по гражданско-правовому или авторскому договору, то делать этого не нужно (п. 3 ст. 238 НК РФ). Кроме того, в обязанность работодателя входит обеспечение иностранного работника на период пребывания его в России страховым медицинским полисом либо денежными средствами, необходимыми для получения медицинской помощи (пп. "в" п. 3 Положения N 167 <12>). ————————————————————————————————<12> Положение о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167.
Согласно ст. 243 НК РФ при исчислении ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога (20%) на величину начисленных им за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (14%), другими словами, имеет право на налоговый вычет. Эта правовая позиция подтверждена Решением ВАС РФ от 08.10.2003 N 7307/03. Получается, что уменьшить сумму ЕСН на величину страховых взносов можно только в случае исчисления налога. А вот нужно ли начислять страховые взносы в ПФР на выплаты иностранным работникам, зависит от их статуса. Позиция чиновников по поводу правомерности применения налоговых вычетов при исчислении ЕСН, уплачиваемого в федеральный бюджет с выплат в пользу иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории РФ, отражена в Письме Минфина России N 04-04-04/24 <13>. В нем Минфин подчеркнул, что согласно ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ <14> иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ (как временно, так и постоянно), являются застрахованными лицами. В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, нужно применять налоговый вычет при исчислении ЕСН. ————————————————————————————————<13> Письмо Минфина России от 20.02.2004 N 04-04-04/24 "По вопросу уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат иностранным гражданам за трудовую деятельность в РФ". <14> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Недавно в Письме N 03-05-02-04/116 <15> Минфин разъяснил свою позицию и в отношении иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ. В частности, поскольку иностранный гражданин, имеющий статус временно пребывающего в России, не является застрахованным лицом, страховые взносы в ПФР с выплат в пользу данного физического лица не начисляются. Следовательно, ЕСН в федеральный бюджет с таких выплат нужно перечислять в полном объеме, то есть по ставке 20%. ————————————————————————————————<15> Письмо Минфина России от 03.06.2005 N 03-05-02-04/116 "Об уплате ЕСН с вознаграждений иностранцу, временно пребывающему в России".
Такую же точку зрения высказывают арбитражные суды. В Постановлении ФАС УО от 28.12.2004 N Ф09-5598/04-АК отмечено, что если иностранный работник не имеет права на пенсионное обеспечение на территории РФ, и с выплат в его адрес не исчисляются страховые взносы в ПФР, у налогоплательщика отсутствуют основания для применения налоговых вычетов по ЕСН. Налог полностью (20%) уплачивается в федеральный бюджет.
Особенности исчисления и уплаты взносов в ПФР
Пенсионное законодательство в нашей стране регулируется Федеральным законом N 167-ФЗ и Федеральным законом N 173-ФЗ <16>. Несмотря на многочисленные поправки и изменения, внесенные в эти законы, а также на разъяснительные письма соответствующих ведомств, спорных вопросов, которые касаются труда иностранных граждан, еще много. ————————————————————————————————<16> Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Совершенно ясна картина лишь по иностранцам, постоянно проживающим в России и имеющим вид на жительство. С их доходов работодателю нужно уплатить в ПФР взносы по ставке 14%. Кроме того, такому сотруднику необходимо оформить свидетельство об обязательном пенсионном страховании. С временно проживающими в России иностранными гражданами ситуация до сих пор неоднозначная. Так, например, в Письме N 04-04-04/24 минфиновцы доказывали, что пенсионные взносы платить нужно независимо от того, постоянно или временно проживает иностранец в России. Сотрудники ПФР, указывая на то, что временно проживающие иностранцы права на пенсию в России не имеют (ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ), утверждали, что в таком случае и взносы платить не надо. Казалось бы, изменения, внесенные Федеральным законом N 70-ФЗ <17>, разрешили эту проблему. С 2005 г. в ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ прописана прямая норма об обязательном пенсионном страховании иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории РФ, и лиц без гражданства. Однако проблема все равно осталась не решенной. Ведь поправки не коснулись ст. 3 Федерального закона N 173-ФЗ, устанавливающей право на трудовую пенсию (наравне с гражданами РФ) только для постоянно проживающих в РФ иностранных лиц. Получается, что указанные нормы противоречат друг другу. Тем временем, по убеждению чиновников, факт постоянного проживания в РФ на основании ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ подтверждает вид на жительство. Соответственно, иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории РФ, но не имеющий вида на жительство, не может претендовать на трудовую пенсию. ————————————————————————————————<17> Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй НК РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ".
Этот же вывод следует из Определения Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 N 146-О. В нем сказано, что положения Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не содержат прямых указаний на связь возникающего права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства. Следовательно, пока не будут внесены поправки в ст. 3 Федерального закона N 173-ФЗ, на основании которых временно проживающие на территории РФ иностранные граждане получат право на трудовую пенсию по старости, вопрос продолжает оставаться открытым. Пенсионный фонд недавно выступил с дополнительными разъяснениями по этому вопросу. В своем Письме от 05.07.2005 N 08-19/7140 "Об обязательном пенсионном страховании иностранных рабочих" УПФР поддержало позицию Минфина и еще раз указало своим отделениям на местах на необходимость регистрации в качестве застрахованных лиц работающих иностранцев, которые постоянно или временно проживают в России. Этим категориям иностранных граждан нужно оформить страховые свидетельства и, соответственно, вести их лицевые счета, на которых будут учитываться суммы уплаченных с их доходов иностранных работников взносов. Кроме того, в Письме сказано, что вопрос о реализации приобретенных пенсионных прав, иностранцами, временно проживающими в России, может решаться в рамках межгосударственных и межправительственных соглашений, а никак не чиновниками ПФР на местах. Таким образом, работодатели с доходов иностранных работников, имеющих вид на жительство или разрешение на временное проживание, должны уплачивать пенсионные взносы и, в соответствии со ст. 243 НК РФ, уменьшать на эти суммы ЕСН, уплачиваемый в федеральный бюджет. Другими словами, например, с дохода, не превышающего 280 000 руб., нужно заплатить 14% в Пенсионный фонд и 6% - в федеральный бюджет. К сведению: тарифы страховых взносов в ПФР определены в ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ. Из-за неясностей в законодательстве и отказа территориальных отделений ПФР в регистрации иностранных работников некоторые фирмы перечисляли все 20% ЕСН с их дохода в федеральный бюджет. Хотим предупредить, что после последних разъяснений Минфина и ПФР инспекторы при проверке наверняка насчитают недоимку и пени по пенсионным взносам, а также штраф в размере 20% от неперечисленной суммы (ст. 123 НК РФ). Поэтому советуем пересчитать согласно последним разъяснениям чиновников налоги за 2005 г. Что касается иностранных работников, временно пребывающих на территории России, то они в категорию застрахованных лиц, на которых распространяется порядок обязательного пенсионного страхования, не входят (ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ). Следовательно, регистрировать их в ПФР и уплачивать взносы за них не нужно. В федеральный бюджет за таких работников надо полностью вносить 20% ЕСН. Эта позиция подтверждается Письмом Минфина России от 03.06.2005 N 03-05-02-04/116.
Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Вопрос уплаты взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависит от того, на каком основании трудится иностранец в организации. Если он работает по трудовому договору, то взносы нужно начислять в обязательном порядке. Если иностранный гражданин работает по гражданско-правовому договору, то взносы надо платить в случае, когда этот момент четко оговорен в договоре между работодателем и работником. Такие правила установлены ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Как правильно сделать проводки по начислению налогов с зарплаты иностранного работника, рассмотрим на конкретном примере.
Пример. ООО "Жилстрой" 10 января 2005 г. заключило трудовой договор с гражданином Армении 1963 г. р., имеющим разрешение на временное проживание, сроком до 30 сентября 2005 г. Согласно договору фирма ежемесячно выплачивает иностранцу 12 000 руб. Бухгалтер организации решил подстраховаться и удерживать НДФЛ по ставке 30%, а по истечении 183 дней сделать пересчет. За 6 месяцев (181 день) доход иностранного работника составил 72 000 руб., с которого был удержан и перечислен в бюджет НДФЛ по ставке 30% в сумме 21 600 руб. При начислении заработной платы за июль бухгалтер на основании заявления иностранца и документов предоставил ему стандартные вычеты (400 руб. на него и 600 руб. на ребенка) и сделал такой пересчет: Налогооблагаемая база за 7 месяцев составит: 1. 84 000 руб. - (400 руб. х 1 мес. + 600 руб. х 3 мес.) = 81 800 руб. 2. НДФЛ по ставке 13% - 81 800 руб. х 13% = 10 634 руб. 3. Сумма излишне удержанного налога: (21 600 - 10 634) = 10 966 руб. В конце июля бухгалтер сделал следующие проводки:
———————————————————————————————————————T——————T——————T———————————¬ | Содержание операции | Дебет|Кредит|Сумма, руб.| +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+ |Начислена зарплата за июль | 20 | 70 | 12 000 | |иностранному работнику | | | | +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+ |Отражен ЕСН в федеральный бюджет по | 20 |69—2—1| 2 400 | |ставке 20% | | | | +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+ |Отражен ЕСН в ФФОМС по ставке 0,8% | 20 |69—3—1| 96 | +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+ |Отражен ЕСН в ТФОМС по ставке 2% | 20 |69—3—2| 240 | +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+ |Отражен ЕСН в ФСС по ставке 3,2% | 20 | 69—1 | 384 | +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+ |Начислены взносы на социальное | 20 | 69—11| 144 | |страхование от несчастных случаев на | | | | |производстве по ставке 1,2% | | | | +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+ |Начислены взносы в ПФР на страховую |69—2—1|69—2—2| 1 680 | |часть трудовой пенсии по ставке 14% | | | | +——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————+ |Сторно | 70 | 68—1 | (10 966)| |Отражен перерасчет по НДФЛ | | | | L——————————————————————————————————————+——————+——————+———————————— Проводка по начислению НДФЛ за июль не оформляется, так как этот налог начисляется нарастающим итогом с начала года. Обратите внимание: обложение НДФЛ по ставке 30% в соответствии с действующим законодательством осуществляется в отношении доходов всех без исключения иностранных работников до истечения 183 дней их нахождения на территории РФ. Однако в Письме Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 указано, что в отношении доходов граждан Республики Беларусь, работающих по найму, должна применяться ставка 13%, причем срок заключаемого трудового договора должен быть не менее 183 дней (см. также Письмо ФНС России от 26.10.2005 N ВЕ-6-26/902@).
От редакции. Процедура привлечения иностранцев на работу в ближайшее время может быть упрощена. Федеральная служба по труду и занятости подготовила законопроект, согласно которому срок действия разрешения на работу предложено увеличить с одного года до трех лет с правом последующего продления еще на один год.
Л.В.Карпович Эксперт журнала "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 27.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |