![]() |
| ![]() |
|
Статья: Комментарий к Приказу Минфина России от 14.09.2005 N 119н ("Консультант", 2006, N 2)
"Консультант", 2006, N 2
КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 14.09.2005 N 119Н
В составе кодов бюджетной классификации, которые надо указывать в расчетных документах с 1 января 2006 г., произошли изменения. Обратить внимание на поправки в кодах следует, в частности, при уплате земельного, "игорного", единого "вмененного" налогов, а также некоторых видов государственной пошлины и денежных штрафов за нарушение законодательства о рекламе, о недрах, об особо охраняемых природных территориях, водного, земельного и других законодательств.
Опубликованный Приказ финансового ведомства - важное звено в формировании новой системы бюджетного процесса в Российской Федерации. Документ определяет бюджетную классификацию, которая должна применяться при составлении бюджетов всех уровней начиная со следующего года. Кроме того, комментируемый нормативный акт имеет прикладное значение и для налогоплательщиков, поскольку содержит в себе информацию о кодах бюджетной классификации, которые предстоит указывать в платежных поручениях при расчетах с бюджетом с 1 января 2006 г.
Бюджетная классификация и ее составляющие
Понятие бюджетной классификации дано в ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно данному документу она представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Такое распределение применяется для составления и исполнения бюджетов и, кроме того, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
В бюджетную классификацию входят согласно ст. 19 Бюджетного кодекса: - классификация доходов бюджетов Российской Федерации; - функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; - экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации; - классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; - классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; - классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; - классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации; - ведомственная классификация расходов федерального бюджета. Часть указанных компонентов бюджетной классификации представлена в опубликованном документе в виде таблиц. В том числе и классификация доходов бюджетов РФ, которая согласно ст. 20 Бюджетного кодекса является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Именно с этой составляющей бюджетной классификации приходится сталкиваться на практике бухгалтерам организаций и индивидуальным предпринимателям. Поскольку немалую часть доходов бюджета составляют расходы налогоплательщиков, связанные с уплатой налогов, сборов, государственной пошлины, штрафов, санкций и т.д. Итак, классификация обязательных платежей налогоплательщиков является составной частью классификации доходов бюджетов РФ. Ее цифровым отображением, необходимым для указания в платежном поручении, как известно, служит соответствующий код (КБК). Напомним, что в начале текущего года структура указанного кода бюджетной классификации существенно изменилась и в настоящее время состоит из 20 знаков (разрядов) и четырех частей (Приказ Минфина России от 27.08.2004 N 72н):
——————————————T————————————————————————T———————————T—————————————¬ |Администратор| Вид дохода | Программа |Экономическая| | | | |классификация| +————T———T————+—T—T—T—T—T——T——T——T——T——+——T——T——T——+————T————T———+ | 1 | 2 | 3 |4|5|6|7|8| 9|10|11|12|13|14|15|16|17| 18 | 19 | 20| +————+———+————+—+—+—+—+—+——+——+——+——+——+——+——+——+——+————+————+———+ | 1 | 2 | 3 | 4 | L—————————————+————————————————————————+———————————+—————————————— Следует иметь в виду, что в таблице классификации доходов бюджетов РФ значения КБК приводятся без указания администратора платежа: три первых разряда кода заполнены нулями. В то время как для указания КБК в платежном поручении информация об администраторе необходима. Такие данные о кураторах поступающих в бюджет сумм собраны в комментируемом документе в отдельную таблицу - "Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации". И хотя в ней указаны не только коды администраторов, но и КБК целиком, тем не менее полной информации для заполнения расчетных документов плательщики в этой таблице также не найдут. Дело в том, что коды здесь приведены "с точностью до статьи" (разряды 7 - 8 КБК). То есть, если кодовое значение платежа требует детализации и по подстатьям (разряды 9 - 11), такой КБК будет составляться на основе информации не только из таблицы об администраторах поступлений, но и из таблицы классификации доходов бюджетов РФ. При этом из первой можно получить данные для заполнения трех первых разрядов КБК, а из второй - остальную часть кода, включая подстатью. Обратите внимание: код программы (разряды КБК 14 - 17) представлен нулями в обеих таблицах, однако его первый символ, как правило, также нуждается в заполнении (при внесении всех платежей, которые администрирует ФНС или Федеральная таможенная служба, а также при уплате госпошлины). Напомним, что код программы "1000" нужно указывать в случае внесения самого платежа, а "2000" и "3000" - пеней и штрафов за его несвоевременную уплату соответственно (Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н).
Изменения в составе кодов
Из опубликованного документа видно, что по структуре действующая классификация доходов бюджетов в следующем году останется прежней. Однако сам состав ее кодов станет несколько иным по ряду причин. Остановимся подробнее на некоторых из них. Часть изменений в составе КБК связана с проводимой в настоящее время реорганизацией административно-территориального деления субъектов РФ. Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает создание пяти видов муниципальных образований: городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. При этом поселения, муниципальные районы и городские округа самостоятельно формируют, утверждают и контролируют исполнение собственного бюджета. Таким образом, в свете административно-территориальной реформы потребовалось ввести новые коды бюджетной классификации в соответствии с разделением местных бюджетов. Информация об уровне бюджетной системы, на который поступит платеж, - код элемента дохода - содержится в разрядах 12 и 13 КБК. Со следующего года для местных налогов (на имущество физических лиц и земельного), поступающих в бюджеты различных видов муниципальных образований, указанные разряды будут заполняться следующим образом: 04 - бюджеты городских округов; 05 - бюджеты муниципальных районов; 10 - бюджеты поселений. Обратите внимание: с 1 января 2006 г. введение в действие специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД также переведено на местный уровень (пп. "а" п. 5 ст. 2 Закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ). Однако перечислять единый налог все "вмененщики" будут по-прежнему на один КБК. Правда, теперь не в федеральный, а в региональный бюджет. Соответственно, станет иным и код элемента дохода (02 вместо 01): 182 1 05 02000 02 0000 110. Иными причинами обусловлены изменения кода бюджетной классификации для уплаты налога на игорный бизнес. Так, из таблиц КБК исключен код для погашения задолженности прошлых лет, перечислявшейся ранее в федеральный бюджет (000 1 06 05020 01 0000 110). Соответственно, останется лишь один КБК для расчетов с бюджетом по "игорному" налогу, поэтому нет необходимости в указании на подстатью дохода (010) в разрядах кода 9 - 11. То есть при перечислении "игорного" налога в платежном поручении следует указать код 182 1 06 05000 02 0000 110. Кроме того, заметной переработке подвергнут раздел доходов бюджетов РФ "Штрафы, санкции, возмещение ущерба". В частности, введены КБК на перечисление денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о недрах, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира, об экологической экспертизе, а также за нарушения в области охраны окружающей среды, земельного, лесного и водного законодательства и т.д.
Подписано в печать 26.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |