Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проценты по реструктуризации - в состав внереализационных расходов ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 1)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 1

ПРОЦЕНТЫ ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ -

В СОСТАВ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ РАСХОДОВ

Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ внес изменения в ст. 265 НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщики получили право учитывать в составе внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, суммы процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам. Это положение распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В соответствии с прежней редакцией пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ, учитывались в составе внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Налоговые органы запрещали относить на расходы суммы процентов, которые начисляются на сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 6 ноября 2002 г. N 26-12/53582).

По мнению налоговых органов, расходы налогоплательщика, учитываемые при исчислении налоговой базы, должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть обоснованны, документально подтверждены и произведены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Так как суммы списанной в порядке реструктуризации кредиторской задолженности налогоплательщика, согласно пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, не относятся к доходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, то и расходы в виде процентов по реструктуризации не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, проценты, выплачиваемые при реструктуризации задолженности по платежам в федеральный и городской бюджет, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих уровней и в связи с этим относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли по п. 2 ст. 270 НК РФ, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Позиция арбитражных судов по данной проблеме формировалась с учетом позиции Президиума ВАС РФ, изложенной, в частности, в Постановлении от 16 ноября 2004 г. N 5665/04: реструктуризация задолженности по обязательным платежам не может быть отнесена к признаваемым ст. 269 НК РФ для целей налогообложения долговым обязательствам. Таким образом, подавляющая часть решений арбитражных судов по данной проблеме выносилась в пользу налогового органа.

Ситуация 1. В ходе налоговой проверки выявлены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в необоснованном увеличении прочих внереализационных расходов на сумму процентов по реструктуризации налога на добавленную стоимость.

Позиция суда. Согласно Порядку и срокам проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002; далее - Порядок реструктуризации) целью проведения реструктуризации является урегулирование кредиторской задолженности юридических лиц по обязательным платежам в бюджет и создание условий для их финансового оздоровления путем замены установленного налоговым законодательством порядка уплаты налогов, пеней и штрафов поэтапным погашением имеющейся у налогоплательщиков задолженности по этим платежам.

Реструктуризация не является кредитом в смысле, предусмотренном ГК РФ, а представляет собой рассрочку внесения в бюджет задолженности по налогам и сборам. С момента принятия решения о реструктуризации прекращается начисление пеней, предусмотренных ст. 75 НК РФ.

В то же время абз. 3 п. 4 Порядка реструктуризации предусмотрено начисление процентов на сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам исходя из расчета 1/10 годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу Порядка. Проценты начисляются ежеквартально и подлежат уплате не позднее 15-го числа последнего месяца квартала.

Таким образом, названные проценты являются платой за предоставленную бюджетным законодательством рассрочку внесения в бюджет задолженности по налогам и сборам, т.е. причитающихся бюджету средств, а потому не относятся к расходам организации по долговому обязательству.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами.

Подпунктом 20 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включены также иные обоснованные затраты. При этом условием включения в состав расходов иных затрат, конкретные виды которых не перечислены в ст. 265 НК РФ, является их направленность на получение дохода. В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода.

Уплата организацией денежных средств, связанных с погашением задолженности перед бюджетом по налогам, пеням и штрафам, в виде платы за предоставленную рассрочку уплаты такой задолженности, образовавшейся вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, установленных налоговым законодательством, не может быть отнесена к затратам, направленным на получение дохода.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 мая 2005 г. по делу N Ф04-2958/2005(11284-А46-15))

Аналогичные выводы содержатся в других постановлениях арбитражных судов (см. Постановления ФАС Уральского округа от 1 марта 2004 г. по делу N Ф09-607/04-АК; ФАС Дальневосточного округа от 11 июня 2004 г. по делу N Ф03-А59/04-2/1266; ФАС Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2005 г. по делу N Ф04-7099/2005(5147-А27-15)).

В то же время необходимо отметить, что в арбитражной практике встречаются решения судов с противоположными выводами, в соответствии с которыми проценты, начисленные на реструктурируемую задолженность, правомерно учитывались в составе внереализационных расходов.

Ситуация 2. В ходе проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль установлен факт отнесения к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, расходов по оплате процентов, начисленных и уплаченных в связи с реструктуризацией кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед бюджетами различных уровней. Налоговый орган признал, что организация нарушила нормы НК РФ, поскольку данные платежи не направлены на осуществление деятельности, связанной с получением дохода, и не входят в состав внереализационных расходов, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, в качестве процентов по долговым обязательствам любого вида.

Позиция суда. Налоговым кодексом РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; под документально подтвержденными - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также от направлений и условий ведения деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В п. 1 ст. 265 НК РФ определено, что в состав внереализационных расходов включаются, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).

Как следует из материалов дела, решениями руководителя налогового органа налогоплательщику предоставлено право на реструктуризацию задолженности перед бюджетами всех уровней.

На основании п. 4 Порядка реструктуризации с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета 1/10 годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу Порядка. Со дня принятия налоговым органом решения о реструктуризации прекращается начисление пени на сумму реструктурируемой кредиторской задолженности по налогам и сборам (п. 8 Правил по применению в 2001 году Порядка реструктуризации, утвержденных Приказом МНС России от 21 июня 2001 г. N БГ-3-10/191).

Таким образом, проценты, начисленные по реструктурированной задолженности, являются платой за предоставленную рассрочку внесения в бюджет задолженности по налогам и сборам, т.е. за пользование бюджетными средствами. Реструктурируемая задолженность в данном случае должна рассматриваться как один из видов долговых обязательств в свете содержания п. 1 ст. 265 НК РФ.

Уплата процентов является обязательным условием реструктуризации задолженности, целью которой, как отмечено выше, являлось финансовое оздоровление организации и нормализация производственной деятельности, направленной на получение дохода.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 августа 2004 г. по делу N А29-700/2004а)

В заключение отметим, что принятие соответствующей поправки в ст. 265 НК РФ снимает сложившуюся правовую неопределенность в части учета в составе внереализационных расходов сумм реструктурированной задолженности.

Ю.М.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

26.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Расходы на служебные командировки: налоговые риски ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 1) >
Статья: Уплата акцизов на алкогольную продукцию при повышении налоговых ставок ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.