Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 26.12.2005> ("Главбух", 2006, N 1)



"Главбух", 2006, N 1

Распределять ЕСН надо по-новому (с. 16). Изменен Перечень контрольно-кассовой техники (с. 18). Налоговики могут потребовать всю "первичку" даже при камеральной проверке (с. 18).

Изменились ставки распределения ЕСН

В начале декабря Президент РФ подписал Федеральный закон N 158-ФЗ, согласно которому платить ЕСН начиная с выплат этого года нужно по новым ставкам. Однако нововведения касаются только распределения соцналога по бюджетам. Итоговая основная ставка ЕСН, как и в прошлом году, будет равна 26 процентам. Согласно Закону N 158-ФЗ та часть ЕСН, которая зачисляется в ФСС РФ, для выплат до 280 000 руб. будет уменьшена с 3,2 до 2,9 процента. А часть соцналога, подлежащая зачислению в ФФОМС, в свою очередь увеличится с 0,8 до 1,1 процента.

Ставки единого социального налога в 2006 году,

зачисляемого в ФСС и ФФОМС

     
   —————————————————————T——————————————————————T————————————————————¬
   |Налоговая база на   |Фонд социального      |Федеральный фонд    |
   |каждого работника   |страхования Российской|обязательного       |
   |нарастающим итогом  |Федерации             |медицинского        |
   |с начала года       |                      |страхования         |
   L————————————————————+——————————————————————+—————————————————————
   
До 280 000 руб. 2,9% 1,1%
     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
От 280 001 до 8120 руб. + 1,0% с 3080 руб. + 0,6% с

600 000 руб. суммы, превышающей суммы, превышающей

280 000 руб. 280 000 руб.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Свыше 600 000 руб. 11 320 руб. 5000 руб.
     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Кроме того, Закон N 158-ФЗ устанавливает ставки ЕСН для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон. Для них предусмотрена только ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет. При выплатах до 280 000 руб. на каждого работника она составит 14 процентов.

Как сказано в ст. 2 Закона N 158-ФЗ, поправки вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г. В то же время по общему правилу поправки в налоговое законодательство вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Закон N 158-ФЗ был официально опубликован 9 декабря прошлого года, значит, он вступил в силу 10 января 2006 г. То есть уже после начала нового налогового периода по ЕСН, который равен календарному году. Таким образом, положения Закона N 158-ФЗ противоречат нормам Налогового кодекса РФ. Однако, на наш взгляд, спорить с чиновниками смысла нет. Ведь общая ставка ЕСН не поменялась. То есть положение налогоплательщиков не ухудшилось.

В то же время стоит отметить один нюанс. Если фирма заключает с сотрудником гражданско-правовой договор, то сумма ЕСН уменьшается на величину налога, зачисляемого в ФСС (п. 3 ст. 238 Налогового кодекса РФ). И если в прошлом году соцналог на выплаты по гражданско-правовым договорам начислялся по ставке 22,8 процента, то с 1 января 2006 г. эта ставка возросла до 23,1 процента. Поэтому формальные основания считать, что Закон N 158-ФЗ ухудшает положение налогоплательщиков, все же есть. Однако для большинства предприятий такое "ухудшение" не стоит того, чтобы идти в суд.

Обратите внимание: применять новые ставки нужно начиная с выплат работникам, начисленным уже за периоды этого года. То есть при уплате соцналога, например, за декабрь прошлого года использовать нужно прежние ставки.

Примечание. Комментирует Разгулин Сергей Викторович, начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

- Несмотря на то что Закон N 158-ФЗ вступил в силу 10 января 2006 г., применять его нужно с начала 2006 г. Дело в том, что нормы Закона в большей степени относятся к бюджетному законодательству, общая основная ставка ЕСН осталась на уровне 26 процентов, просто изменилось распределение налога между ФСС и ФФОМС. При этом при расчете налога следует учитывать, к какому периоду относится налоговая база (ст. 242 Налогового кодекса РФ). Если к прошлому году, то платить ЕСН следует по ставкам, действовавшим в 2005 г. Если же выплаты работникам начислены за периоды текущего года, то начислять на них ЕСН нужно по ставкам, прописанным в Законе N 158-ФЗ.

Пример. ООО "Вектор" выдает зарплату своим сотрудникам 10-го числа следующего месяца. Зарплату за декабрь прошлого года в сумме 120 000 руб. сотрудники получили 10 января 2006 г. В этот же день с этой суммы бухгалтер заплатил:

- в ПФР - 16 800 руб. (120 000 руб. x 14%);

- в федеральный бюджет - 7200 руб. (120 000 руб. x 20% - 16 800 руб.);

- в ФСС РФ - 3840 руб. (120 000 руб. x 3,2%);

- в ФФОМС - 960 руб. (120 000 руб. x 0,8%);

- в ТФОМС - 2400 руб. (120 000 руб. x 2%).

Зарплату за январь 2006 г. работники получили 10 февраля. Ее общий размер составил 126 000 руб. На эту сумму бухгалтер начислил ЕСН и пенсионные взносы уже по новым ставкам:

- в ПФР - 17 640 руб. (126 000 руб. x 14%);

- в федеральный бюджет - 7560 руб. (126 000 руб. x 20% - 17 640 руб.);

- в ФСС РФ - 3654 руб. (126 000 руб. x 2,9%);

- в ФФОМС - 1386 руб. (126 000 руб. x 1,1%);

- в ТФОМС - 2520 руб. (126 000 руб. x 2%).

Федеральный закон от 6 декабря 2005 г. N 158-ФЗ "О внесении изменения в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Вступает в силу 10 января 2006 г. и распространяется на взаимоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 46, 2005. Новая редакция гл. 24 Налогового кодекса РФ опубликована в журнале "Документы и комментарии" N 24, 2005.

Новый Перечень разрешенной ККТ

Выпущен исчерпывающий Перечень контрольно-кассовых машин и их версий, включенных в государственный реестр. Он приведен в Письме Федерального агентства по промышленности от 28 ноября 2005 г. N БА-857/16.

Функция по ведению реестра за Федеральным агентством по промышленности закреплена Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 285. Однако Перечень контрольно-кассовой техники из-под пера сотрудников агентства вышел впервые.

В итоге из государственного реестра исключена устаревшая техника. А именно в выпущенном списке не упомянуты модель АЗИМУТ-EPSON TM-U950 3 РК, версия 03 аппарата ОКА 102К, версия 02 кассы ФЕЛИКС-Р К и версия 02 модели ФЕЛИКС-3СК. Новыми моделями Перечень не пополнился.

Фирмы и предприниматели для наличных расчетов вправе использовать только те кассовые машины, которые есть в государственном реестре. Впрочем, даже если работающая модель кассы из реестра исключена, ее все равно можно применять, пока не истечет нормативный срок амортизации. Такой порядок установлен Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.

Когда срок службы кассовой машины заканчивается, налоговики снимают ее с учета. Однако предварительно они должны выслать фирме или бизнесмену уведомление о том, что модель исключена из государственного реестра. Сделать это чиновники обязаны за 30 дней до того, как устаревшую модель ККТ нельзя будет использовать. Подробнее об этом читайте в рубрике "Налоговый спор предприятия" на странице 76.

Письмо Федерального агентства по промышленности от 28 ноября 2005 г. N БА-857/16.

Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 1, 2006.

Инспектор вправе затребовать всю "первичку"

В Письме от 8 декабря 2005 г. N 06-1-04/648 Федеральная налоговая служба настаивает на том, что для камеральной проверки деклараций (как квартальных, так и годовых) инспектор вправе затребовать любые первичные документы.

Работники налоговой службы сослались на нормы ст. ст. 31 и 93 Налогового кодекса РФ. Откуда следует, что сотрудники инспекции имеют право изучать любые документы, необходимые для проверки. При этом налогоплательщику отведено пять дней на то, чтобы представить копии запрошенных бумаг.

Единственную поблажку, на которую можно рассчитывать в подобном случае, работники ФНС России сделали в другом Письме - от 2 августа 2005 г. N 01-2-04/1087. Там указано, что нотариально заверять копии документов не нужно. Достаточно, если на бумагах стоят печать налогоплательщика и подпись директора.

За каждый затребованный, но так и не представленный документ фирме или предпринимателю придется заплатить штраф - 50 руб. Такая сумма установлена в ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Усугубляет ситуацию и то, что налоговики в подобных выводах не одиноки. Минфин России еще 24 августа 2005 г. выпустил Письмо N 03-02-07/1-224, где указал, что инспекторы могут потребовать не только "первичку", но и документы, подтверждающие данные налогового учета. Например, справки или расчеты. Это касается как выездной, так и камеральной ревизии. Выходит, что при желании налоговики могут камеральную проверку превратить в выездную. С той лишь разницей, что проводиться она будет в инспекции, а не у налогоплательщика.

Выводы минфиновцев подтверждает и арбитражная практика: Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2003 г. N А33-2644/03-СЗ-Ф02-2778/03-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2004 г. N Ф04-5939/2004(А27-4102-6) и ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. N А66-12948/2004.

Однако и организации неоднократно доказывали в суде, что инспекторы требовать дополнительные документы не вправе. В качестве примеров можно привести Постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 октября 2005 г. N А42-307/2005-5 и от 12 августа 2005 г. N А26-1058/2005-217 и ФАС Уральского округа от 12 октября 2005 г. N Ф09-4552/05-С7.

Вывод из всего этого: помните о цене вопроса. Когда инспекторы запросили всего несколько дополнительных документов, то спорить не стоит. Лучше принести в ИФНС необходимые бумаги. Иное дело, если объем документации существенный или фирма принципиально не желает идти на поводу у чиновников. Шансы оспорить санкции все же имеются.

Добавим, что некоторые налоговые инспекции требуют представлять первичные документы вместе с декларацией, иначе отчет не принимают. На это можно с уверенностью сказать, что такие условия Налоговым кодексом РФ не предусмотрены, а значит, незаконны. Ведь затребовать "первичку" можно только при камеральной проверке, причем инспекторы должны направить фирме официальный запрос. А принять отчетность они обязаны без каких-либо дополнительных документов.

Письмо ФНС России от 8 декабря 2005 г. N 06-1-04/648.

Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 1, 2006, а также в журнале "Документы и комментарии" N 1, 2006.

Подписано в печать

26.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: 2006 год - год работы над ошибками ("Главбух", 2006, N 1) >
Статья: Минфин разработал новые формы деклараций ("Главбух", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.