Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: 2006 год - год работы над ошибками ("Главбух", 2006, N 1)



"Главбух", 2006, N 1

2006 ГОД - ГОД РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ

Моторин Михаил Альбертович, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Не успел Президент подписать революционные налоговые новшества, как различные ведомства предлагают очередные изменения в Налоговый кодекс: снизить НДС, изменить ЕСН, повысить НДФЛ... Но в Минфине обещают, что в ближайшее время новых налоговых революций не предвидится - чиновники намерены только отшлифовывать те нормы, которые депутаты успели принять в 2005 г.

- Все чаще и чаще из уст представителей делового сообщества и чиновников различного ранга звучат предложения еще более снизить налоги. Как вы к этому относитесь?

- К сожалению, значительная часть предложений, которые сейчас к нам поступают, носят неконструктивный, экстремистский характер. Ну как еще, например, можно назвать предложение снизить НДС до 10 или 13 процентов и одновременно принять огромное количество дополнительных налоговых льгот? Или предложение утвердить такие правила упрощенной системы налогообложения, чтобы под нее подпадало более 90 процентов российской экономики? И это при том, что уже сейчас уровень налогообложения при "упрощенке" в два-три раза ниже по сравнению с обычной системой. Поймите, далее снижать налоги для всех просто нельзя. Мы готовы предоставлять налоговые преференции. Но только отдельным отраслям - тем, которые нуждаются в господдержке. К примеру, если снизить НДС до 13 процентов, то бюджет недосчитается как минимум 550 млрд руб. Каким образом покрыть этот дефицит? Мы будем обсуждать те предложения, которые являются абсолютно четкими и продуманными.

- То есть Налоговый кодекс больше изменять не будут?

- Изменения налогового законодательства будут происходить всегда. Сложно представить такой период времени, когда будут не нужны какие-либо изменения в Налоговый кодекс. Другой вопрос - насколько серьезны будут эти изменения. Глобальных реформ пока больше не предвидится. Однако уточняющие поправки, ликвидирующие разнообразные неясности в законодательстве, будут всегда. Возьмем, к примеру, первую часть Налогового кодекса. Она была принята еще в 1998 г., и это была очень либеральная часть Налогового кодекса. И во многом благодаря этой либеральности мы сейчас имеем проблемы. Поэтому назрела необходимость усовершенствовать отдельные процедуры. Надеюсь, что все наши поправки будут окончательно приняты в 2006 г.

- Вы имеете в виду налоговые проверки? Однако и бизнес, и многие депутаты оценивают предложения Минфина крайне негативно. Например, их не устраивает, что камеральные проверки фактически приравниваются к выездным.

- Мы никогда не пойдем на то, чтобы камеральная проверка превратилась в простой арифметический подсчет правильности заполнения деклараций. Камеральная налоговая проверка - это проверка правильности уплаты налогов. Если по каким-либо основаниям инспектор подозревает, что плательщик уклоняется от уплаты налогов (например, резко снизилась прибыль), то он еще на стадии камеральной проверки должен проверить обоснованность своих подозрений, не прибегая к выездной форме контроля. А для этого инспектор должен иметь возможность запросить необходимые документы. Однако перечень этих документов необходимо ограничить. В законопроекте мы постарались максимально сузить его. А вот выездные проверки должны проводиться в крайних случаях.

- А как же с презумпцией невиновности налогоплательщика?

- Когда идет речь о взаимоотношениях между государством и налогоплательщиком, ни о какой презумпции невиновности и речи быть не может. Такой нормы нет в законодательстве ни одной страны мира, подобное есть только в уголовном праве России и других стран. Ведь в Конституции сказано: каждый обязан платить законно установленные налоги. Все в этой фразе расписано четко и однозначно. Налогоплательщик обязан исполнять налоговое законодательство, государство не имеет права требовать с налогоплательщика уплаты налогов больше, чем это предписано законом.

- Между тем налоговые органы широко применяют такое понятие, как "недобросовестность" налогоплательщика. Почему бы в Кодексе не закрепить презумпцию добросовестности налогоплательщика? Это, кстати, предлагают депутаты.

- Введение такого термина ничего положительного не даст, а окончательно запутает налогоплательщика. Подобные доморощенные термины внесут только дополнительную путаницу. Если налогоплательщик не заплатил налоги - он нарушитель, и странно было бы в таких ситуациях рассуждать о категориях добросовестности-недобросовестности.

- Вы упомянули, что Минфин не поддержит предложения по резкому снижению ставок налога. А как насчет повышения ставок? Например, возврата к прогрессивной шкале НДФЛ?

- Правительство не поддержит отказ от плоской шкалы подоходного налога. Во-первых, когда мы принимали такое решение, мы пообещали, что это не кратковременная мера. А во-вторых, обеспеченные люди все равно не будут платить более высокие налоги со своих доходов.

- А единый социальный налог? Поговаривают, что снижение ставки ЕСН не оправдало себя. И поэтому, например, представители Счетной палаты РФ предлагают либо повысить налог, либо выделить из него пенсионные взносы.

- Действительно, снижение ЕСН не принесло того эффекта, которого ожидали законодатели. Выхода зарплат из тени мы так и не увидели. Но это было ожидаемо, и в свое время Минфин об этом предупреждал. Однако в долгосрочной перспективе снижение ЕСН может оправдать себя, поэтому пока менять этот налог не планируется.

- Получается, что в 2006 г. Минфин будет исправлять существующие недоработки. А что в первую очередь?

- Мы уже подготовили изменения, устраняющие проблему с возвратом экспортного НДС. Ведь из-за небольшой недоработки в прошлогодних поправках в Налоговом кодексе экспортерам пришлось для подтверждения нулевой ставки НДС представить в налоговые органы контракт с резидентом особой экономической зоны, копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента такой зоны и другие. Понятно, что у тех организаций, которые не установили торговые отношения с резидентами особых экономических зон, таких документов быть не может.

Впрочем, не обязательно устранять все неточности с помощью законопроектов. Многие можно решить и письменными разъяснениями Минфина. Поэтому торопиться мы не будем.

Беседовала

А.Баязитова

Подписано в печать

26.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Кто получает доход от аренды, когда меняется владелец здания ("Главбух", 2006, N 1) >
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 26.12.2005> ("Главбух", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.