|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: 2006 год - год работы над ошибками ("Главбух", 2006, N 1)
"Главбух", 2006, N 1
2006 ГОД - ГОД РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
Моторин Михаил Альбертович, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
Не успел Президент подписать революционные налоговые новшества, как различные ведомства предлагают очередные изменения в Налоговый кодекс: снизить НДС, изменить ЕСН, повысить НДФЛ... Но в Минфине обещают, что в ближайшее время новых налоговых революций не предвидится - чиновники намерены только отшлифовывать те нормы, которые депутаты успели принять в 2005 г.
- Все чаще и чаще из уст представителей делового сообщества и чиновников различного ранга звучат предложения еще более снизить налоги. Как вы к этому относитесь? - К сожалению, значительная часть предложений, которые сейчас к нам поступают, носят неконструктивный, экстремистский характер. Ну как еще, например, можно назвать предложение снизить НДС до 10 или 13 процентов и одновременно принять огромное количество дополнительных налоговых льгот? Или предложение утвердить такие правила упрощенной системы налогообложения, чтобы под нее подпадало более 90 процентов российской экономики? И это при том, что уже сейчас уровень налогообложения при "упрощенке" в два-три раза ниже по сравнению с обычной системой. Поймите, далее снижать налоги для всех просто нельзя. Мы готовы предоставлять налоговые преференции. Но только отдельным отраслям - тем, которые нуждаются в господдержке. К примеру, если снизить НДС до 13 процентов, то бюджет недосчитается как минимум 550 млрд руб. Каким образом покрыть этот дефицит? Мы будем обсуждать те предложения, которые являются абсолютно четкими и продуманными. - То есть Налоговый кодекс больше изменять не будут? - Изменения налогового законодательства будут происходить всегда. Сложно представить такой период времени, когда будут не нужны какие-либо изменения в Налоговый кодекс. Другой вопрос - насколько серьезны будут эти изменения. Глобальных реформ пока больше не предвидится. Однако уточняющие поправки, ликвидирующие разнообразные неясности в законодательстве, будут всегда. Возьмем, к примеру, первую часть Налогового кодекса. Она была принята еще в 1998 г., и это была очень либеральная часть Налогового кодекса. И во многом благодаря этой либеральности мы сейчас имеем проблемы. Поэтому назрела необходимость усовершенствовать отдельные процедуры. Надеюсь, что все наши поправки будут окончательно приняты в 2006 г.
- Вы имеете в виду налоговые проверки? Однако и бизнес, и многие депутаты оценивают предложения Минфина крайне негативно. Например, их не устраивает, что камеральные проверки фактически приравниваются к выездным. - Мы никогда не пойдем на то, чтобы камеральная проверка превратилась в простой арифметический подсчет правильности заполнения деклараций. Камеральная налоговая проверка - это проверка правильности уплаты налогов. Если по каким-либо основаниям инспектор подозревает, что плательщик уклоняется от уплаты налогов (например, резко снизилась прибыль), то он еще на стадии камеральной проверки должен проверить обоснованность своих подозрений, не прибегая к выездной форме контроля. А для этого инспектор должен иметь возможность запросить необходимые документы. Однако перечень этих документов необходимо ограничить. В законопроекте мы постарались максимально сузить его. А вот выездные проверки должны проводиться в крайних случаях. - А как же с презумпцией невиновности налогоплательщика? - Когда идет речь о взаимоотношениях между государством и налогоплательщиком, ни о какой презумпции невиновности и речи быть не может. Такой нормы нет в законодательстве ни одной страны мира, подобное есть только в уголовном праве России и других стран. Ведь в Конституции сказано: каждый обязан платить законно установленные налоги. Все в этой фразе расписано четко и однозначно. Налогоплательщик обязан исполнять налоговое законодательство, государство не имеет права требовать с налогоплательщика уплаты налогов больше, чем это предписано законом. - Между тем налоговые органы широко применяют такое понятие, как "недобросовестность" налогоплательщика. Почему бы в Кодексе не закрепить презумпцию добросовестности налогоплательщика? Это, кстати, предлагают депутаты. - Введение такого термина ничего положительного не даст, а окончательно запутает налогоплательщика. Подобные доморощенные термины внесут только дополнительную путаницу. Если налогоплательщик не заплатил налоги - он нарушитель, и странно было бы в таких ситуациях рассуждать о категориях добросовестности-недобросовестности. - Вы упомянули, что Минфин не поддержит предложения по резкому снижению ставок налога. А как насчет повышения ставок? Например, возврата к прогрессивной шкале НДФЛ? - Правительство не поддержит отказ от плоской шкалы подоходного налога. Во-первых, когда мы принимали такое решение, мы пообещали, что это не кратковременная мера. А во-вторых, обеспеченные люди все равно не будут платить более высокие налоги со своих доходов. - А единый социальный налог? Поговаривают, что снижение ставки ЕСН не оправдало себя. И поэтому, например, представители Счетной палаты РФ предлагают либо повысить налог, либо выделить из него пенсионные взносы. - Действительно, снижение ЕСН не принесло того эффекта, которого ожидали законодатели. Выхода зарплат из тени мы так и не увидели. Но это было ожидаемо, и в свое время Минфин об этом предупреждал. Однако в долгосрочной перспективе снижение ЕСН может оправдать себя, поэтому пока менять этот налог не планируется. - Получается, что в 2006 г. Минфин будет исправлять существующие недоработки. А что в первую очередь? - Мы уже подготовили изменения, устраняющие проблему с возвратом экспортного НДС. Ведь из-за небольшой недоработки в прошлогодних поправках в Налоговом кодексе экспортерам пришлось для подтверждения нулевой ставки НДС представить в налоговые органы контракт с резидентом особой экономической зоны, копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента такой зоны и другие. Понятно, что у тех организаций, которые не установили торговые отношения с резидентами особых экономических зон, таких документов быть не может. Впрочем, не обязательно устранять все неточности с помощью законопроектов. Многие можно решить и письменными разъяснениями Минфина. Поэтому торопиться мы не будем.
Беседовала А.Баязитова Подписано в печать 26.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |