|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Место реализации для НДС не важно ("Расчет", 2006, N 1)
"Расчет", 2006, N 1
МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ДЛЯ НДС НЕ ВАЖНО
При внешнеторговых операциях бывает сложно понять, нужно ли с них платить НДС. Ведь сначала надо определить, что является местом реализации: Россия или заграница. С 2006 г. это нужно будет делать в новом порядке. Кого он коснется, рассказали на семинаре, организованном компанией "Бизнес-Семинары".
Как известно, обязанность платить НДС возникает только в том случае, если товары (работы, услуги) реализованы в России (ст. 146 НК). О том, что считается местом реализации при тех или иных операциях, разъяснено в ст. 148 Налогового кодекса. Именно в нее законодатели и внесли поправки, которые вступили в силу с 1 января 2006 г. (Закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ).
Права уравняли в правах
Ситуация. Российская фирма покупает права у иностранной компании. Или, наоборот, иностранец покупает права у российской фирмы. Ранее. В 2005 г. определение места реализации зависело от того, какие права стороны передают по контракту: исключительные или неисключительные. Дело в том, что при передаче исключительных прав происходит передача их в собственность. Место реализации такой операции раньше определяли "по покупателю". То есть в зависимости от места осуществления деятельности покупателя (старая редакция пп. 4 п. 1 ст. 148 НК, Письма Минфина от 22 марта 2005 г. N 03-04-08/60 и ФНС от 23 мая 2005 г. N 03-4-03/844/28).
На передачу неисключительных прав это правило не распространялось. Ведь при этой операции смены собственника не происходит. Поэтому место реализации для нее определяли в зависимости от места деятельности организации, которая выполняет работы (услуги), то есть "по продавцу" (старая редакция пп. 5 п. 1 ст. 148 НК, Письмо Минфина от 23 сентября 2005 г. N 03-04-08/256). Безошибочно понять, передача каких прав фигурирует в сделке, госорганы зачастую затруднялись. Поэтому с января 2006 г. они ввели новые правила. Сейчас. Место реализации прав теперь не будет зависеть от того, какие передаются права - исключительные или неисключительные. С 2006 г. при передаче любых прав определять место реализации нужно будет "по покупателю" (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК). То есть если российская фирма купит права у иностранца, ей нужно будет удержать НДС как налоговому агенту (п. 2 ст. 161 НК). И, следовательно, нужно будет учитывать, что иностранец получит на 18 процентов меньше, чем указано в договоре. Правда, не факт, что иностранная компания согласится с подобной недоплатой. Поэтому имеет смысл подписать с иностранцами дополнительное соглашение об увеличении стоимости услуг. Или изначально закладывать цену в договоре с учетом 18-процентного отчисления в российский бюджет. Если же российская организация продает права за рубеж, то удерживать налог не нужно при выполнении двух условий: покупателем должна быть иностранная компания и она не должна работать в России (пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК).
Разработчиков программ выделили
Ситуация. Российская фирма заказала у иностранной компании разработку программы для ЭВМ. Или она сама разрабатывает программы или базы данных для иностранной компании. Ранее. Специальных правил, посвященных налогообложению таких работ, раньше не было. Поэтому определять место их выполнения нужно было "по продавцу" (старая редакция пп. 5 п. 1 ст. 148 НК). Сейчас. В 2006 г. в пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса появился новый абзац. В нем сказано, что определять место реализации "услуг (работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации" теперь нужно "по покупателю" (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК). Следовательно, если покупатель - россиянин, НДС удерживаем и уплачиваем (как налоговые агенты). Если же программу для ЭВМ покупает иностранец, который не ведет деятельность в России, - платить налог не нужно (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК). Обратите внимание: о том, что будет местом реализации при разработке программ для других видов техники (кроме ЭВМ), в Налоговом кодексе не сказано. Поэтому если фирма разрабатывает программы, например, для игровых автоматов, место реализации надо определять, как и раньше, "по продавцу" (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК).
Обучение = образование
Ситуация. Российская фирма закупила оборудование у иностранной компании. И пригласила иностранцев, чтобы они обучали россиян им пользоваться. Либо наоборот. Иностранная компания закупает в России техническое оснащение и приглашает российских специалистов обучать собственный персонал. Как в этих ситуациях определить место реализации услуг по обучению сотрудников? Ранее. В старой редакции Налогового кодекса был пункт, по которому местом реализации признавали Россию, если "услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта" (старая редакция пп. 3 п. 1 ст. 148 НК). Но подпадают ли под понятие "образование" услуги по обучению персонала? Ответа на этот вопрос в Налоговом кодексе нет. В других же законодательных актах под образованием понимают процесс обучения в соответствии с установленными государственными стандартами организациями, имеющими соответствующие лицензии (Закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Постановление Правительства от 18 октября 2000 г. N 796). Ни российская, ни иностранная организации лицензии на оказание образовательных услуг не имеют. Следовательно, они оказывают консультационные услуги. Поэтому определять место реализации услуг нужно было "по покупателю" (старая редакция пп. 4 п. 1 ст. 148 НК). Сейчас. Новая редакция пп. 3 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса звучит так: местом реализации будет Россия, если "услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта". Теперь платить НДС или нет, зависит от фактического места, где проводят обучение. Если иностранная компания обучает сотрудников российской фирмы на российской территории, то россиянину как налоговому агенту нужно удерживать и перечислять сумму НДС в бюджет (п. 2 ст. 161 НК). Заплатить налог также придется, если российская фирма обучает персонал иностранной компании на территории России. Поскольку не облагают налогом только услуги в сфере обучения и образования, фактически оказанные за границей (пп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК).
Обработка информации - не маркетинг
Ситуация. Иностранная компания заключила договор на проведение маркетинговых услуг с российской фирмой. Иностранцы собирают, обрабатывают информацию и передают ее российской организации. Как следует квалифицировать эти услуги и нужно ли платить НДС? Ранее. До конца прошлого года слова "маркетинговые услуги" в ст. 148 Налогового кодекса отсутствовали. Однако там значились услуги "по обработке информации (сбор, систематизация и предоставление результатов обработки информации)". Некоторые фирмы считали, что эти услуги идентичны маркетингу. Поэтому место реализации маркетинговых услуг они определяли "по покупателю" (старая редакция пп. 4 п. 1 ст. 148 НК). Позиция налоговой зависела от того, что указано в договоре. Если там было четко написано, что предметом договора является обработка информации, то претензий не возникало. Но когда в договоре фигурировали "маркетинговые услуги", то, по мнению налоговиков, компания должна была определять место реализации НДС "по продавцу" (старая редакция пп. 5 п. 1 ст. 148 НК). Соответственно, если маркетинговые услуги оказывала иностранная компания, платить НДС было не надо (Письмо Минфина от 27 октября 2005 г. N 03-04-08/304). Сейчас. Место реализации маркетинговых услуг с 2006 г. нужно будет определять "по покупателю". Соответствующую поправку законодатели внесли в пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса. Получается, если иностранная компания оказывает российской фирме маркетинговые услуги, то удерживать и платить НДС нужно. Если же россиянин проводит маркетинговые исследования для иностранной организации, то НДС не платим. Естественно, при условии, что иностранец не осуществляет деятельность в России (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК).
Т.Бурова Подписано в печать 23.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |