|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.11.2005 N 706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 1)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 1
<КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.11.2005 N 706 "О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА">
Комментируемое Постановление затрагивает интересы открытых акционерных обществ, более 25 процентов акций которых находятся в собственности государства, государственных унитарных предприятий, а также аудиторских организаций, осуществляющих аудит таких обществ и унитарных предприятий. Постановление от 30.11.2005 N 706 существенно меняет порядок отбора аудиторских организаций. Государственные органы, осуществляющие права собственника и наделенные функциями контроля эффективности и сохранности используемого имущества, заинтересованы в получении достоверной информации. Ранее действовавшее Постановление от 12.06.2002 N 409, регулировавшее порядок проведения конкурса по отбору аудиторских фирм для проведения обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, не в полной мере выполняло задачу оптимального выбора аудиторской фирмы. К тому же оно вызывало недовольство со стороны аудиторского сообщества, так как позволяло проводить конкурсы по формальным признакам и не обеспечивало конкурентной борьбы среди конкурсантов за победу по содержательным (объективным) критериям.
Новое Постановление - старый Закон
Принято Постановление N 706 в соответствии с Законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в который уже в 2005 г. планировалось внести существенные поправки. Но в ближайший период (конец декабря 2005 г. - I квартал 2006 г.) этого не ожидается. На основании изучения проекта изменений в Закон об аудиторской деятельности можно сделать вывод о том, что поправки настолько существенны, что могут кардинально изменить структуру рынка аудиторских услуг. Одним из изменений является отмена обязательного лицензирования аудиторских организаций Минфином России с начала 2006 г. С 1 января будет применяться процедура вступления аудиторской фирмы в обязательное членство в саморегулирующую некоммерческую организацию. Это предусматривается уже вступившим в действие Законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ.
В Постановлении N 706 сказано, что участником конкурса может быть аудиторская организация, отвечающая установленным законодательством РФ требованиям к таким фирмам. Выходит, что с 1 января 2006 г. и до принятия планируемых поправок в Закон "Об аудиторской деятельности" к участию в конкурсе могут быть допущены аудиторские компании, не имеющие действующей лицензии и не состоящие в саморегулируемых организациях. Однако требование о наличии в штате аудиторской организации пяти аттестованных аудиторов остается.
А судьи кто?
Согласно ранее действовавшему Постановлению N 409 в состав конкурсной комиссии в обязательном порядке включались представители Минфина России и Минимущества России (в дальнейшем Росимущества). Постановление N 706 содержит требование об обязательном включении в состав конкурсной комиссии только представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом. Минфин России отстраняется от процесса прямого управления аудиторской деятельностью и следит за процессом посредством саморегулируемых организаций. Поэтому представитель Минфина, согласно Постановлению N 706, в составе комиссии уже не обязателен. Как нам кажется, после принятия соответствующих поправок в Закон "Об аудиторской деятельности" будут внесены изменения и в ныне действующее Постановление N 706, где предусмотрят необходимость включения в состав комиссии представителей организаций, членами которых являются аудиторские компании, участвующие в конкурсе. Представители других органов государственной власти и организаций могут быть включены в состав комиссии по желанию. Например, если федеральное унитарное предприятие подведомственно Минобороны России, то организатор конкурса (руководитель аудируемого предприятия) самостоятельно делает вывод о необходимости присутствия представителя Минобороны в составе конкурсной комиссии.
Совершенствование критериев отбора аудиторской организации
Конкурсной комиссией оценивается (так же, как и раньше) аудиторская организация с точки зрения ее технического и финансового предложения. Но если раньше под оценкой технического предложения подразумевалась в первую очередь оценка предоставленного образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (60 баллов), методики проверки (20 баллов) и квалификации специалистов, которые предлагаются для проведения аудита (20 баллов), то согласно Постановлению N 706 наибольшее предпочтение (35 баллов) отдается общему подходу аудиторской организации к выполнению аудиторского задания, полученного от организатора конкурса. Кроме того, оценивается общая и профессиональная характеристика аудиторской организации (25 баллов), квалификация специалистов, которые предлагаются для проведения аудита (30 баллов), и дополнительная информация (10 баллов). Таким образом, в Постановлении предпринята попытка сделать порядок определения победителя в конкурсе более содержательным и менее формальным. Зачем членам комиссии тратить время на изучение однотипных отчетов и аудиторских заключений? Конечно, лучше поставить задачу конкурсантам и посмотреть, кто из них ее предлагает решить наиболее оптимальным способом (с максимальной пользой для заказчика и за наименьшую цену). Но, с другой стороны, повышая содержательную оценку технического предложения, Постановление N 706 одновременно повысило роль субъективной оценки организаторов конкурса. Отсутствуют четкие критерии определения того, какое техническое предложение лучше, какое - хуже. Напомним, что в ранее действовавшем Постановлении оценка происходила посредством анализа образца аудиторских заключений и отчетов, предоставленных на рассмотрение конкурсной комиссии. Критерии оценки финансового (ценового) предложения также претерпели существенные изменения. Раньше, если они содержали наименьшую цену проведения аудита, то получали существенное преимущество. Теперь же согласно Постановлению N 706 при существенном отклонении (40% и более) цены аудиторской организации в меньшую сторону от средней цены, рассчитанной по всем участвующим в конкурсе аудиторским организациям, эта заявка вообще не рассматривается. Снижается также значение финансового предложения (с 0,4 до 0,2) в общей оценке заявки на участие аудиторской организации в конкурсе. Возможно, данные меры нанесут существенный удар по демпингу, что выгодно в первую очередь крупным аудиторским организациям.
Прочие существенные нововведения
Теперь конкурс по отбору аудиторских компаний можно проводить один раз в три года. Напомним, что согласно ранее действовавшему порядку конкурс необходимо было проводить ежегодно. Новое условие выгодно всем участникам процесса: и государственным органам, и исполнительным органам аудируемых предприятий, и аудиторским фирмам. Если последняя устраивает собственников и исполнительный орган, зачем тратить время на проведение ежегодных конкурсов? Срок, установленный в три года, тоже представляется весьма разумным: именно с такой периодичностью некоторые эксперты рекомендуют менять аудиторскую компанию. Изменился и порядок извещения о проведении конкурса. Если раньше достаточно было разместить объявление о проведении конкурса в любом печатном СМИ, то теперь необходимо публиковать извещение в: - информационно-аналитическом бюллетене "Конкурсные торги"; - периодическом издании (как минимум в одном), зарегистрированном территориальным органом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Существенно расширились права аудиторской организации на участие в конкурсном процессе и получение объективной и достоверной информации о нем. Так, в течение трехдневного срока организатор конкурса должен уведомить аудиторскую компанию о результатах предварительного отбора на участие в конкурсе. Если она предварительный отбор не прошла, организатор конкурса обязан письменно указать основания, по которым принято такое решение. Фирма также вправе потребовать дополнительное письменное разъяснение отдельных положений конкурсной документации. В целом, принимая во внимание обязательность публикации извещения о проведении конкурса в официальных изданиях и информационно-аналитическом бюллетене, а также необходимость реагировать на запросы аудиторских компаний в письменной форме, все это существенно увеличивает объем работы конкурсных комиссий. В ранее действовавшем Постановлении содержалось требование о включении в договор на проведение обязательного ежегодного аудита пункта об обязательстве аудиторской фирмы представить в Минимущество России (Росимущество) один экземпляр отчета аудитора, подготовленного для руководства предприятия (собственников имущества). Сделать это надо было в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным. В Постановлении N 706 данное условие отсутствует. В итоге существенно увеличится объем работы конкурсных комиссий. Вместе с тем возрастет число принимаемых к участию в конкурсе аудиторских фирм. К тому же наконец-то начнется борьба с демпингом цен за аудиторскую проверку. Все это в целом должно способствовать выявлению компании, предлагающей лучшие условия проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, доля государственной собственности или доля собственности субъекта РФ в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов.
А.В.Комаров Аудитор Подписано в печать 23.12.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |