Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.11.2005 N 706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 1)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 1

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.11.2005 N 706

"О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА">

Комментируемое Постановление затрагивает интересы открытых акционерных обществ, более 25 процентов акций которых находятся в собственности государства, государственных унитарных предприятий, а также аудиторских организаций, осуществляющих аудит таких обществ и унитарных предприятий.

Постановление от 30.11.2005 N 706 существенно меняет порядок отбора аудиторских организаций. Государственные органы, осуществляющие права собственника и наделенные функциями контроля эффективности и сохранности используемого имущества, заинтересованы в получении достоверной информации. Ранее действовавшее Постановление от 12.06.2002 N 409, регулировавшее порядок проведения конкурса по отбору аудиторских фирм для проведения обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, не в полной мере выполняло задачу оптимального выбора аудиторской фирмы. К тому же оно вызывало недовольство со стороны аудиторского сообщества, так как позволяло проводить конкурсы по формальным признакам и не обеспечивало конкурентной борьбы среди конкурсантов за победу по содержательным (объективным) критериям.

Новое Постановление - старый Закон

Принято Постановление N 706 в соответствии с Законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в который уже в 2005 г. планировалось внести существенные поправки. Но в ближайший период (конец декабря 2005 г. - I квартал 2006 г.) этого не ожидается. На основании изучения проекта изменений в Закон об аудиторской деятельности можно сделать вывод о том, что поправки настолько существенны, что могут кардинально изменить структуру рынка аудиторских услуг. Одним из изменений является отмена обязательного лицензирования аудиторских организаций Минфином России с начала 2006 г. С 1 января будет применяться процедура вступления аудиторской фирмы в обязательное членство в саморегулирующую некоммерческую организацию. Это предусматривается уже вступившим в действие Законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ.

В Постановлении N 706 сказано, что участником конкурса может быть аудиторская организация, отвечающая установленным законодательством РФ требованиям к таким фирмам. Выходит, что с 1 января 2006 г. и до принятия планируемых поправок в Закон "Об аудиторской деятельности" к участию в конкурсе могут быть допущены аудиторские компании, не имеющие действующей лицензии и не состоящие в саморегулируемых организациях. Однако требование о наличии в штате аудиторской организации пяти аттестованных аудиторов остается.

А судьи кто?

Согласно ранее действовавшему Постановлению N 409 в состав конкурсной комиссии в обязательном порядке включались представители Минфина России и Минимущества России (в дальнейшем Росимущества). Постановление N 706 содержит требование об обязательном включении в состав конкурсной комиссии только представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом.

Минфин России отстраняется от процесса прямого управления аудиторской деятельностью и следит за процессом посредством саморегулируемых организаций. Поэтому представитель Минфина, согласно Постановлению N 706, в составе комиссии уже не обязателен. Как нам кажется, после принятия соответствующих поправок в Закон "Об аудиторской деятельности" будут внесены изменения и в ныне действующее Постановление N 706, где предусмотрят необходимость включения в состав комиссии представителей организаций, членами которых являются аудиторские компании, участвующие в конкурсе.

Представители других органов государственной власти и организаций могут быть включены в состав комиссии по желанию. Например, если федеральное унитарное предприятие подведомственно Минобороны России, то организатор конкурса (руководитель аудируемого предприятия) самостоятельно делает вывод о необходимости присутствия представителя Минобороны в составе конкурсной комиссии.

Совершенствование критериев отбора аудиторской организации

Конкурсной комиссией оценивается (так же, как и раньше) аудиторская организация с точки зрения ее технического и финансового предложения. Но если раньше под оценкой технического предложения подразумевалась в первую очередь оценка предоставленного образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (60 баллов), методики проверки (20 баллов) и квалификации специалистов, которые предлагаются для проведения аудита (20 баллов), то согласно Постановлению N 706 наибольшее предпочтение (35 баллов) отдается общему подходу аудиторской организации к выполнению аудиторского задания, полученного от организатора конкурса. Кроме того, оценивается общая и профессиональная характеристика аудиторской организации (25 баллов), квалификация специалистов, которые предлагаются для проведения аудита (30 баллов), и дополнительная информация (10 баллов).

Таким образом, в Постановлении предпринята попытка сделать порядок определения победителя в конкурсе более содержательным и менее формальным. Зачем членам комиссии тратить время на изучение однотипных отчетов и аудиторских заключений? Конечно, лучше поставить задачу конкурсантам и посмотреть, кто из них ее предлагает решить наиболее оптимальным способом (с максимальной пользой для заказчика и за наименьшую цену). Но, с другой стороны, повышая содержательную оценку технического предложения, Постановление N 706 одновременно повысило роль субъективной оценки организаторов конкурса. Отсутствуют четкие критерии определения того, какое техническое предложение лучше, какое - хуже. Напомним, что в ранее действовавшем Постановлении оценка происходила посредством анализа образца аудиторских заключений и отчетов, предоставленных на рассмотрение конкурсной комиссии.

Критерии оценки финансового (ценового) предложения также претерпели существенные изменения. Раньше, если они содержали наименьшую цену проведения аудита, то получали существенное преимущество. Теперь же согласно Постановлению N 706 при существенном отклонении (40% и более) цены аудиторской организации в меньшую сторону от средней цены, рассчитанной по всем участвующим в конкурсе аудиторским организациям, эта заявка вообще не рассматривается. Снижается также значение финансового предложения (с 0,4 до 0,2) в общей оценке заявки на участие аудиторской организации в конкурсе. Возможно, данные меры нанесут существенный удар по демпингу, что выгодно в первую очередь крупным аудиторским организациям.

Прочие существенные нововведения

Теперь конкурс по отбору аудиторских компаний можно проводить один раз в три года. Напомним, что согласно ранее действовавшему порядку конкурс необходимо было проводить ежегодно. Новое условие выгодно всем участникам процесса: и государственным органам, и исполнительным органам аудируемых предприятий, и аудиторским фирмам. Если последняя устраивает собственников и исполнительный орган, зачем тратить время на проведение ежегодных конкурсов? Срок, установленный в три года, тоже представляется весьма разумным: именно с такой периодичностью некоторые эксперты рекомендуют менять аудиторскую компанию.

Изменился и порядок извещения о проведении конкурса. Если раньше достаточно было разместить объявление о проведении конкурса в любом печатном СМИ, то теперь необходимо публиковать извещение в:

- информационно-аналитическом бюллетене "Конкурсные торги";

- периодическом издании (как минимум в одном), зарегистрированном территориальным органом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Существенно расширились права аудиторской организации на участие в конкурсном процессе и получение объективной и достоверной информации о нем. Так, в течение трехдневного срока организатор конкурса должен уведомить аудиторскую компанию о результатах предварительного отбора на участие в конкурсе. Если она предварительный отбор не прошла, организатор конкурса обязан письменно указать основания, по которым принято такое решение. Фирма также вправе потребовать дополнительное письменное разъяснение отдельных положений конкурсной документации.

В целом, принимая во внимание обязательность публикации извещения о проведении конкурса в официальных изданиях и информационно-аналитическом бюллетене, а также необходимость реагировать на запросы аудиторских компаний в письменной форме, все это существенно увеличивает объем работы конкурсных комиссий.

В ранее действовавшем Постановлении содержалось требование о включении в договор на проведение обязательного ежегодного аудита пункта об обязательстве аудиторской фирмы представить в Минимущество России (Росимущество) один экземпляр отчета аудитора, подготовленного для руководства предприятия (собственников имущества). Сделать это надо было в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным. В Постановлении N 706 данное условие отсутствует.

В итоге существенно увеличится объем работы конкурсных комиссий. Вместе с тем возрастет число принимаемых к участию в конкурсе аудиторских фирм. К тому же наконец-то начнется борьба с демпингом цен за аудиторскую проверку. Все это в целом должно способствовать выявлению компании, предлагающей лучшие условия проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, доля государственной собственности или доля собственности субъекта РФ в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов.

А.В.Комаров

Аудитор

Подписано в печать

23.12.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 24.11.2005 N ММ-6-03/988 "Об особенностях налогообложения налогом на добавленную стоимость при переходе налогоплательщиков НДС на упрощенную систему налогообложения и на уплату единого налога на вмененный доход и при переходе к общему режиму налогообложения"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 1) >
Статья: <Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 08.11.2005 N 8229/05 <О порядке уплаты НДС импортерами>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.